Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 16.09.2021 N 802-пп
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Оренбургской области (далее - региональный государственный надзор).
2. Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1540 "Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 1540) и настоящим Положением.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ.
3. Предметом регионального государственного надзора являются:
1) соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований:
установленных Правительством Российской Федерации, - к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
установленных Правительством Российской Федерации, - к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов;
установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", - к безопасности аттракционов;
установленных Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года и принятыми в соответствии с указанным Соглашением иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" и утверждаемым в соответствии с указанным постановлением положением о паспорте самоходных машин и других видов техники, - к порядку выдачи и оформления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися изготовителями самоходных машин и других видов техники, паспортов самоходных машин и других видов техники;
установленных Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", - к мобилизационной готовности самоходных машин и других видов техники, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время Специальным формированиям, в части их наличия и готовности к обеспечению работы;
2) соблюдение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, требований, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", к страхованию гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года N 567 "Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Объектами регионального государственного надзора (далее - объекты контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
5. Контрольным органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство).
6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица), являются:
первый заместитель министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области;
начальник управления государственного технического надзора министерства;
заместитель начальника управления государственного технического надзора;
консультант управления государственного технического надзора;
главный специалист, ведущий специалист управления государственного технического надзора.
7. Должностные лица соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, а также несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Министерство при осуществлении регионального государственного надзора взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, экспертами, экспертными организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии.
9. Взаимодействие осуществляется, в том числе для получения министерством на безвозмездной основе (в том числе в электронной форме) документов и (или) информации, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
10. При организации и осуществлении регионального государственного надзора министерство вправе привлекать экспертов, аттестованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, экспертные организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
11. Для целей управления рисками при осуществлении регионального государственного надзора министерство относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
12. Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска осуществляется на основании приказа министерства в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категории риска, установленными в приложении к настоящему Положению.
13. Министерство осуществляет учет объектов контроля путем ведения реестра (далее - реестр).
Реестр содержит следующую информацию:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
местонахождение юридического лица, место регистрации индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), номер телефона и адрес электронной почты (при наличии);
реквизиты приказа министерства об отнесении объекта к определенной категории риска;
категория риска и сведения, на основании которых принято решение министерства.
14. Информация о присвоении категории риска размещается на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт министерства).
15. По запросу контролируемого лица министерство в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет информацию о присвоенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении объекта контроля к определенной категории риска.
16. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
1) для категории значительного риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в два года;
2) для категории среднего риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в три года;
3) для категории умеренного риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
17. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении внеплановой выездной проверки, внеплановой документарной проверки министерство использует индикаторы риска нарушения обязательных требований.
18. При осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
наличие обращений граждан и организаций о нарушении обязательных требований;
непредставление в срок, установленный в предостережении или предписании о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
наличие в уведомлении об исполнении предписания сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям
19. При осуществлении регионального государственного надзора министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
20. По итогам обобщения правоприменительной практики министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится министерством один раз в год до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается министерством и размещается на сайте министерства в течение 10 рабочих дней со дня утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад министерства о состоянии регионального государственного надзора.
21. Решение об объявлении предостережения принимается начальником управления государственного технического надзора министерства.
22. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения.
23. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в министерство, либо в виде электронного документа с соблюдением требований, указанных в статье 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
24. Министерство рассматривает возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения возражений, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ.
25. Должностные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора.
26. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в соответствии с графиком работы министерства.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами министерства в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, по электронной почте, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
При устном обращении (по телефону или лично) должностные лица, осуществляющие прием и консультирование, дают ответ самостоятельно.
27. Письменное консультирование осуществляется по следующим вопросам:
о перечне профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного надзора;
о видах контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного надзора, и перечне допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;
о видах и периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска.
28. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
29. Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении контролируемых лиц, которые начали осуществлять деятельность в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов не позднее чем в течение одного года с момента начала осуществления такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:
осуществляющих деятельность в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, проводится 1 раз в два года;
осуществляющих деятельность в области эксплуатации аттракционов, проводится 1 раз в год.
30. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление регионального государственного надзора
31. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение министерства, подписанное начальником управления государственного технического надзора министерства.
32. Региональный государственный надзор во взаимодействии с контролируемым лицом осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит, который осуществляется путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);
2) рейдовый осмотр, который осуществляется путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов;
эксперимент;
3) документарная проверка, которая осуществляется путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
4) выездная проверка, которая осуществляется путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов;
эксперимент.
33. Максимальный срок проведения выездной проверки - 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки - 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
34. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия подтверждается документами при наступлении следующих случаев:
заболевание контролируемого лица (справка медицинской организации, листок временной нетрудоспособности);
тяжелое заболевание или смерть близких родственников контролируемого лица, круг которых определен федеральным законодательством;
приходящееся на период контрольного (надзорного) мероприятия судебное разбирательство, в котором контролируемое лицо участвует на основании судебного акта (судебная повестка);
выезд контролируемого лица в запланированную поездку (обучение, туризм) за пределы Оренбургской области (договор, платежные документы).
35. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с подтверждающими документами, указанными в пункте 34 настоящего Положения, направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в министерство либо в виде электронного документа на указанный в приказе о проведении контрольного (надзорного) мероприятия адрес электронной почты министерства.
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится должностным лицом министерства на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения контролируемого лица в министерство по данному вопросу.
36. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 и части 3 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктом 32 настоящего Положения.
V. Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностного лица
37. Жалоба на решение, действия (бездействие) заместителя начальника, консультанта, главного и ведущего специалистов управления государственного технического надзора министерства подается в министерство и адресуется начальнику управления государственного технического надзора министерства.
38. Жалоба на решение, действия (бездействие) начальника управления государственного технического надзора министерства подается в министерство и адресуется первому заместителю министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
39. Жалоба на решение, действия (бездействие) первого заместителя министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подается в министерство и адресуется первому вице-губернатору - первому заместителю председателя Правительства Оренбургской области - министру сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
40. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
41. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанную информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительной информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительной информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
42. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
43. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
44. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение министерства полностью или частично;
3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Раздел VI настоящего положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VI. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства
45. Ключевым показателем регионального государственного надзора является количество случаев причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан (в том числе погибших, получивших тяжкий/средней тяжести вред здоровью), установленных вследствие нарушения обязательных требований, на 100 тыс. населения.
Ключевой показатель рассчитывается по формуле:
, где:
А - количество случаев причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан (в том числе погибших, получивших тяжкий/средней тяжести/легкий вред здоровью), установленных при нарушении обязательных требований, единиц;
В - численность населения Оренбургской области.
Целевое значение ключевого показателя регионального государственного надзора - не более 0,50.
46. Индикативными показателями осуществления регионального государственного надзора, применяемого для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц, являются:
1) доля самоходных машин и иных видов техники, эксплуатируемых с нарушениями правил или норм эксплуатации;
2) доля субъектов, у которых не были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) доля контрольных (надзорных) мероприятий, на результаты которых поданы обоснованные жалобы;
4) доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными;
5) доля неисполненных предписаний по итогам контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.