Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Руководству по возможности
использования лекарственной
формы лекарственного препарата
в педиатрической практике или в
отношении отдельной группы
педиатрической популяции в целях
указания соответствующих сведений в
общей характеристике лекарственного
препарата и инструкции по
медицинскому применению
Методы оценки вкуса лекарственного препарата
I. Количественная оценка вкуса на основе аналитических методов
1. Данный аналитический метод, схожий с методом определения скорости высвобождения лекарственного препарата, и основан на обнаружении лекарственного вещества в течение короткого периода времени в водной среде (например, искусственной слюне). Метод рассматривается как косвенный метод оценки маскировки вкуса, поскольку не способствует оценке вкуса и сладости лекарственного препарата. Метод обычно используется для измерения эффективности покрытия оболочкой лекарственной формы и комплексообразования в составе ядра лекарственного препарата. Маскирование вкуса достигается, в случае если в течение 1 - 2 минут действующее вещество либо не обнаружено, либо обнаруженное количество ниже порога определения его неприятного вкуса.
II. Количественная оценка вкуса с использованием датчика вкуса
2. Датчик вкуса (электронный язык, e-tongue) может обнаруживать вкус таким же образом, как и вкусовые рецепторы человека. Вкусовые вещества вызывают изменения плотности электрического заряда поверхности липидной (полимерной) мембраны и (или) распределения ионов вблизи поверхности мембраны датчика. Полное электрическое изменение устанавливается в качестве исходного электрического потенциала реакционной мембраны для исследуемого действующего вещества. Электрический потенциал реакции не одинаков для веществ, обладающих различными вкусовыми качествами в каждой мембране и отличается от одной мембраны к другой. Таким образом, информация о вкусе определяется путем измерения исходно установленного мембранного потенциала.
3. Результат работы датчика вкуса - это качество вкуса исследуемых лекарственных препаратов и его интенсивность по сравнению с установленными стандартами (например, оценка горечи с использованием хининового гидрохлорида или раствора кофеина при разных концентрациях) или другими эталонами (в том числе с препаратом, содержащим активное соединение, подлежащее исследованию без учета каких-либо веществ, маскирующих вкус).
4. Метод может быть применим ко многим лекарственным формам для детей. Процедура количественной оценки вкуса с использованием датчика вкуса сравнительно недорогая и простая в проведении. В дополнение к оценке вкуса при разработке лекарственных препаратов датчики вкуса также могут быть успешно использованы при скрининге новых веществ на горечь и для контроля стабильности вкуса с течением времени.
III. Качественная оценка вкуса с помощью вкусовой панели
5. Потребительское исследование признано лучшей методикой для оценки вкуса лекарственного препарата. Под потребителями в данном случае понимаются лица, прошедшие предварительный отбор, чтобы быть фактическими пользователями исследуемого лекарственного препарата с целью изучения его качества. В соответствии с этим определением и с учетом сенсорных различий между взрослыми и детьми очевидно, что дети как целевая популяция рассматриваются в качестве наиболее подходящей группы для оценки вкуса лекарственных препаратов для детей.
1. Рекомендации по проведению исследований вкусов лекарственных препаратов с участием детей
6. Для планирования исследования вкусовых качеств лекарственных препаратов с участием детей, в качестве ключевых элементов учитывают следующие параметры:
тест должен быть кратковременным, внутренне мотивирующим и привлекательным для выполнения, чтобы соответствовать времени концентрации внимания у детей;
процедура должна быть как можно более простой в проведении, чтобы ее могли выполнить даже дети младшего возраста, в том числе дети дошкольного возраста;
чтобы обеспечить надежную оценку, предотвращающую путаницу у детей и сводящую к минимуму влияние такого фактора как развитие привыкания к вкусовым ощущениям, количество вариантов, подлежащих тестированию, должно быть не более 4.
7. Исследования вкусовых качеств не описаны ни в одном нормативном руководстве, но должны рассматриваться как клинические исследования, проводимые квалифицированным персоналом при одобрении Этического комитета и с получением информированного согласия от родителей или опекунов и информированного согласия ребенка (если оно необходимо). Могут существовать этические трудности при разработке подходящих безопасных исследований, в которых могут участвовать дети.
2. Участие детей в исследованиях и проведение исследований вкусовых качеств лекарственных препаратов
8. Как правило, дети в возрасте от 4 лет считаются способными участвовать в исследованиях вкусовых качеств лекарственных препаратов. Дети младшего возраста очень часто застенчивы и могут сопротивляться контакту с врачом-исследователем. Кроме того, они могут испытывать трудности с пониманием указаний и следований им, с сохранением интереса, а также испытывают трудности с концентрацией внимания в течение всего периода исследования. Частота неудач исследований варьируется до 50% в зависимости от плана и продолжительности исследования. Кроме того, дети часто не могут сообщать о своих чувствах и предпочтениях во время проведения исследований.
9. Чтобы увеличить понимание и мотивацию детей, рекомендуется начинать исследование с оценки высокой концентрации исследуемого вещества (ароматизатора или подсластителя), или с оценки известных ребенку вкусоароматических вариантов, за которыми следует более необычный вкус (например, исследование начинают с проверки вкуса "клубника" или "вишня", за которыми следует оценка вкуса "страстоцвета съедобного"). В некоторых случаях высокая концентрация исследуемого вещества (например, подсластителя) может вызвать неприятные ощущения у участников исследований из-за неприятного сладкого вкуса или горького послевкусия. Устранению предыдущего вкуса могут способствовать повторное полоскание рта, употребление соленых крекеров, а также достаточно длительный промежуток между сеансами.
3. Сенсорная оценка: эмоциональное и аналитическое исследование и ранжирование
10. Наиболее важным элементом сенсорной оценки является формирование цели, то есть того, что именно должно быть определено. Цель теста определяет тип и возраст субъектов исследования и методику для разработки, проведения и интерпретации исследования и его результатов.
11. Эмоциональное исследование включает в себя исследование приемлемости (предпочтения) исследуемого вкуса. Для этого используются типичные вопросы: "Какой образец ты предпочитаешь", "Насколько тебе это нравится" и "Что тебе не нравится".
12. Аналитическое исследование требует использования объективных сенсорных методик, направленных на определение характеристик (свойств) объекта испытаний без определения приемлемости (предпочтения) данного вкуса. Аналитическое исследование отвечает на такие вопросы, как "какой образец более горький" или "какой образец отличается от эталонного образца". Аналитические методы помогают определить вкусовые свойства лекарственного препарата и дифференцировать варианты, но они не могут быть использованы как инструмент определения потребительских потребностей. Подобный метод часто используется в качестве технического инструмента для поддержки целей разработки (оптимизации) лекарственного препарата.
13. Ранжирование - исчерпывающий метод, который может использоваться для оценки предпочтений или аналитической оценки (например, путем ответов на взаимосвязанные вопросы: "пожалуйста, расположите вначале образцы в порядке ваших личных предпочтений", "пожалуйста, расположите теперь образцы в порядке возрастания горечи" соответственно). Преимуществом этого метода является простота его выполнения. Однако результаты исследования могут быть предвзятыми из-за ограниченной памяти и внимания тестирующего в течение всего периода испытания. Это ограничение может быть более выраженным в зависимости от возраста субъектов исследования.
4. Принципы оценки результатов исследований вкусоароматических свойств лекарственных препаратов
14. В большинстве случаев проведения исследований оценке подлежат запах, текстура, вкус и послевкусие, а иногда и внешний вид лекарственного препарата (например, если лекарственные препараты окрашены). Вопросы анкеты должны быть простыми и понятными для всех участников исследования, независимо от их возраста, социального статуса и уровня развития. Для описания этих свойств рекомендуется использовать общеупотребительные термины, относящиеся к возрасту участников:
сладкий, соленый, кислый и горький (характеризующие вкус);
тонкий, толстый, вязкий, зернистый (направленные на описание текстуры исследуемой лекарственной формы лекарственного препарата);
сладкий, соленый, кислый и горький, но также вяжущий, онемелость или свежесть (для описания послевкусия).
15. Следующие два принципа оценки вкуса устанавливаются в исследованиях вкусовых качеств лекарственного препарата с участием детей: вербальное суждение и лицевая гедонистическая шкала.
16. Вербальное суждение, за которым следует оценка по шкале, например, от 1 до 5 (оценка 1 - соответствует очень хорошему вкусу, оценка 5 - очень плохому вкусу), облегчает статистическую оценку полученных данных.
17. Лицевая гедонистическая шкала позволяет выражать субъекту исследования свои предпочтения, с использованием иллюстрированной шкалы.
18. Дети до 5 - 6 лет не считаются способными выражать различия в восприятии вкуса с использованием предпочтительных методов, указанных в пунктах 16 - 17 настоящего Приложения. Лицевая гедонистическая шкала не может использоваться как единственный метод для того, чтобы различать вкусы тестируемых препаратов в самой низкой возрастной группе. Надлежащая оценка различий, особенно в этой возрастной группе (младше 5 лет), может быть достигнута с использованием собственных спонтанных вербальных суждений ребенка по контрольным вопросам.
19. Дети младшего возраста могут связывать фигуры с вещами, а не со вкусом (например, счастливое лицо - "я не буду больше оставаться в больнице", грустное лицо - боль или дискомфорт). Выражение лица, поведение и реакции субъекта исследования (искривление лица, пожимание плечами, рвота или выплевывание лекарственного препарата) также могут отражать степень принятия исследуемого лекарственного препарата. Для обеспечения надежного результата исследования вкусовых качеств у детей младшего возраста, следует пригласить родителей, опекунов или медицинских работников к участию в исследовании, и опросить их о каких-либо ощущениях дискомфорта или других наблюдениях в связи с принятием исследуемого лекарственного препарата. Поскольку дети старшего возраста отличаются более критичным отношением к явлениям окружающего мира, чем дети младшего возраста, они могут различать препараты, используя как вербальное суждение, так и гедонистическую шкалу.
20. Независимо от возраста детей и выбранного принципа оценки рекомендуется включить в вопросник заключительные вопросы об общей оценке вкуса лекарственного препарата ("какой препарат был наилучшим" или "какой препарат был наихудшим"). Аналогичные подходы могут быть применены для оценки используемого ароматизатора: "какой из исследуемых ароматизаторов вам понравился больше всего" или "какой вам не понравился больше всего".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.