Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента предпринимательства
и инновационного развития города Москвы
от 6.09.2021 г. N П-18-12-268/21
Положение
о системе внутреннего финансового контроля в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего финансового контроля в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Положение) определяет основные принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Департамент), устанавливает основные термины и их определения, определяет права и обязанности должностных лиц Департамента, сроки и последовательность процедур (действий) по исполнению бюджетных полномочий Департамента по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля.
1.2. Целью внутреннего финансового контроля является реализация субъектом внутренних бюджетных процедур, субъектом внутреннего финансового контроля мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию (обеспечению выполнения), выполнению внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции) и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции).
1.3. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель Департамента, первые заместители руководителя Департамента, заместитель руководителя Департамента - руководитель контрактной службы, заместители руководителя Департамента в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители (начальники) и другие должностные лица (работники) структурных подразделений Департамента, выполняющие и (или) участвующие в выполнении внутренних бюджетных процедур.
II. Термины внутреннего финансового контроля и их определения
В Положении применяются термины в определенных ниже значениях.
2.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный внутренний процесс Департамента, реализуемый субъектами внутренних бюджетных процедур, субъектами внутреннего финансового контроля, осуществляемый в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению Департаментом своих бюджетных полномочий, операций и действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
2.2. Субъекты внутренних бюджетных процедур - руководитель Департамента, первые заместители руководителя Департамента, заместитель руководителя Департамента - руководитель контрактной службы, заместители руководителя Департамента, руководители (начальники) и другие должностные лица (работники) структурных подразделений Департамента, которые организуют, выполняют, осуществляют, а также обеспечивают соблюдение внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
2.3. Субъекты внутреннего финансового контроля - руководитель Департамента, первые заместители руководителя Департамента, заместитель руководителя Департамента - руководитель контрактной службы, заместители руководителя Департамента, руководители (начальники) и другие должностные лица (работники) структурных подразделений Департамента, которые осуществляют самоконтроль, контроль, организацию контроля за выполнением внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
2.4. Внутренняя бюджетная процедура - внутренняя процедура Департамента, результат выполнения которой влияет на значение показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента 1, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
2.5. Бюджетная операция - часть внутренней бюджетной процедуры, совершение которой осуществляет субъект внутренней бюджетной процедуры.
2.6. Операция (действие) по выполнению внутренней бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции), и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции), в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних актов Департамента позволяет достичь результат выполнения внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции).
2.7. Объект внутреннего финансового аудита - внутренняя бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру бюджетные операции.
2.8. Объект внутреннего финансового контроля - действия субъектов внутренних бюджетных процедур по выполнению внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции).
2.9. Контрольные действия - действия, совершаемые субъектами внутреннего финансового контроля самостоятельно и (или) с использованием прикладных программных средств, информационных ресурсов перед, во время и после выполнения операций (действий) по выполнению внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
2.10. Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции), в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
2.11. Недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции) и (или) действие (бездействие) субъекта внутренней бюджетной процедуры, которые оказывают негативное влияние на значение показателей качества финансового менеджмента Департамента.
2.12. Результат выполнения внутренней бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ 2, необходимый для реализации бюджетного полномочия Департамента, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих бюджетные правоотношения, и правовых актов Департамента и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими бюджетные правоотношения, и правовыми актами Департамента, установлена форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
2.13. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции), в том числе на операцию (действие) по выполнению внутренней бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Департамента 3.
2.14. Оценка бюджетного риска - осуществляемое Отделом внутреннего финансового аудита Департамента и субъектами внутренних бюджетных процедур, субъектами внутреннего финансового контроля выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях ведения реестра бюджетных рисков 4.
2.15. Результаты внутреннего финансового контроля - данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при выполнении внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их минимизации (устранению).
2.16. Карта внутреннего финансового контроля - является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции) данные о должностном лице, ответственном за выполнение внутренней бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции), должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, способах, методах, формах и периодичности контроля.
III. Принципы внутреннего финансового контроля
3. Деятельность субъектов внутреннего финансового контроля по осуществлению внутреннего финансового контроля основывается на принципах законности, объективности, компетентности, системности, эффективности и ответственности.
3.1. Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении требований законодательства Российской Федерации и города Москвы, иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и приказов Департамента.
3.2. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении контрольных мероприятий, а также при формировании документов и отчетности о результатах деятельности.
3.3. Принцип компетентности выражается в применении совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый контроль, добросовестно выполнять возложенные на них полномочия, не допуская нарушений (недостатков) при исполнении внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
3.4. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении контрольных мероприятий бюджетные и коррупционные риски анализируются с учетом их взаимосвязи с достижением целевых значений показателей качества финансового менеджмента, а также взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов Департамента в целях установления причинно-следственных связей реализации бюджетных рисков и увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля своевременно снижать бюджетные риски.
3.5. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение контрольных мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового контроля, обеспечения полноты действий и информации по результатам проведения контрольного мероприятия путем использования наименьшего объема затрачиваемых ресурсов. При этом процедуры внутреннего финансового контроля, в том числе контрольные действия (способы их проведения), методы внутреннего финансового контроля, а также принимаемые меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), должны быть соразмерны выявленным бюджетным рискам и носить упреждающий характер.
3.6. Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового контроля несет ответственность за распределение и выполнение в структурных подразделениях Департамента внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций) и операций (действий), необходимых для исполнения бюджетных полномочий Департамента, за предоставление достоверных сведений, данных, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового контроля.
IV. Задачи внутреннего финансового контроля
4.1. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- управление бюджетными рисками;
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и города Москвы, иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов Департамента, а также действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление Департаментом бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
V. Контрольные действия
5.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), обеспечению достоверности бюджетной отчетности.
5.2. К контрольным действиям относятся:
- проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных (бюджетных) обязательств, а также требованиям приказов Департамента;
- подтверждение (согласование) операций (действий), подтверждающее правомочность их совершения (например, визирование документа должностным лицом);
- сверка данных путем сравнения данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
- сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций);
- иные контрольные действия, предусмотренные порядком, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) правовыми актами Департамента.
5.3. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций) без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
5.4. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой бюджетной операции;
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной бюджетной операции (группы операций).
VI. Методы внутреннего финансового контроля
6.1. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.
6.2. Самоконтроль осуществляется должностным лицом (работником) каждого структурного подразделения Департамента путем проведения проверки выполняемой им операции (действия) на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и требованиям приказов Департамента, должностным регламентам, и (или) сверки данных, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение бюджетной операции.
6.3. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем Департамента, первыми заместителями руководителя Департамента, заместителем руководителя Департамента - руководителем контрактной службы, заместителями руководителя Департамента, руководителями (начальниками) структурных подразделений Департамента путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными им должностными лицами.
6.4. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом первыми заместителями руководителя Департамента, заместителем руководителя Департамента - руководителем контрактной службы, заместителями руководителя Департамента, руководителями (начальниками) структурных подразделений Департамента путем согласования (подтверждения) операций, осуществляемых должностными лицами (работниками) других структурных подразделений Департамента, и (или) путем сверки данных, а также проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
6.5. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий руководителем Департамента, первыми заместителями руководителя Департамента, заместителем руководителя Департамента - руководителем контрактной службы, заместителями руководителя Департамента, руководителями (начальниками) структурных подразделений Департамента сплошным и (или) выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями бюджетных средств, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) требованиям приказов Департамента, путем сбора (запроса), анализа и оценки информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций) подведомственными получателями бюджетных средств.
6.6. Результаты контроля по уровню подчиненности, смежного контроля и самоконтроля оформляются:
- внутренним согласованием (визирование документов);
- внешним согласованием (проставлением грифа согласования, справки о согласовании, листа согласования или др. документа);
- санкционированием (авторизацией) операций;
- записями в соответствующих регистрах (при наличии);
- иным способом, закрепленном в соответствующем правовом акте Департамента 5.
6.7. Результаты таких проверок (в том числе данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению) могут оформляться соответствующей служебной запиской (заключением, поручением) с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в служебной записке (заключении, поручении) срок, либо разрешительной надписью на представленном документе.
VII. Перечень внутренних бюджетных процедур
7.1. Для организации работы по формированию карт внутреннего финансового контроля в Департаменте определяется следующий перечень внутренних бюджетных процедур:
- составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
- доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
- формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений;
- ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
- осуществление предусмотренных правовыми актами и соглашениями (договорами) о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
- осуществление предусмотренных правовыми актами и соглашениями (договорами) о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также субсидий, в том числе грантов, предоставляемых физическим и юридическим лицам, действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
7.2. Данный перечень внутренних бюджетных процедур не является исчерпывающим и дополняется, корректируется при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля структурных подразделений Департамента.
VIII. Карта внутреннего финансового контроля
8. Внутренний финансовый контроль в Департаменте осуществляется в соответствии с разработанными для структурных подразделений Департамента, участвующих в выполнении внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), картами внутреннего финансового контроля, оформленными в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению, подписанными курирующими заместителями и утвержденными руководителем Департамента.
8.1. Карта внутреннего финансового контроля должна содержать внутренние бюджетные процедуры и составляющие их бюджетные операции, за результаты которых отвечает соответствующее структурное подразделение Департамента.
8.2. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
- при принятии соответствующего решения о внесении дополнений и/или изменений в карты внутреннего финансового контроля (в том числе при замене должностного лица, ответственного за выполнение бюджетной процедуры (составляющей ее бюджетной операции);
- в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
8.3. Формирование предложений по актуализации карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (начальником) структурного подразделения Департамента, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), в том числе с учетом предложений Отдела внутреннего финансового аудита Департамента, подготовленных по итогам аудиторских мероприятий и проверок.
8.4. Ответственным за поддержание карты внутреннего финансового контроля в актуальном состоянии и за подготовку приказа о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля является руководитель (начальник) соответствующего структурного подразделения Департамента, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций).
8.5. Актуальная карта внутреннего финансового контроля, подписанная курирующим первым заместителем, заместителем руководителя Департамента, представляется структурным подразделением Департамента в Отдел внутреннего финансового аудита Департамента в течении 3 рабочих дней со дня внесения изменений.
8.6. Ежегодно в срок до 10 сентября структурное подразделение Департамента, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций), представляет в Отдел внутреннего финансового аудита Департамента информацию о результатах внутреннего финансового контроля, состоящую из:
1) Отчета о результатах внутреннего финансового контроля за прошедший период (с сентября прошлого года по август текущего года), подписанный курирующим первым заместителем, заместителем руководителя Департамента и оформленный в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению;
2) Пояснительной записки к Отчету о результатах внутреннего финансового контроля (в свободной форме).
8.7. Информация, содержащаяся в документах, указанных в п. 8.6 настоящего Положения, используются Отделом внутреннего финансового аудита Департамента при подготовке проекта плана проверок и аудиторских мероприятий на очередной год.
8.8. Хранение карт внутреннего финансового контроля и информации о результатах внутреннего финансового контроля осуществляется на бумажном и (или) электронном носителях структурным подразделением Департамента, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (составляющих их бюджетных операций) в течение 3 (трех) лет.
------------------------------
1 См. приказ Департамента финансов города Москвы от 31.12.2020 N 346 "О проведении мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств города Москвы" (вместе с "Порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств города Москвы").
2 К таким документам относятся: обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность и др.
3 Определение и оценка бюджетных рисков осуществляется в соответствии с Положением о ведении реестра бюджетных рисков в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы, утв. приказом Департамента от 03.03.2020 N П-18-12-20/20.
4 По итогам оценки бюджетных рисков готовится служебная записка в адрес Отдела внутреннего финансового аудита с предложениями об актуализации Реестра бюджетных рисков Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, утв. приказом Департамента от 11.03.2020 N П-18-12-68/20.
5 См.: приказы Департамента от 25.09.2019 N П-18-12-226/9 "Об утверждении Регламента договорной работы Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы" (с учетом приказа Департамента от 20.01.2020 N П-18-12-3/20 "Об усилении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов) из бюджета города Москвы и о внесении изменений в приказ Департамента от 25.09.2019 N П-18-12-226/9"), от 15.11.2019 N П-18-12-271/9 "Об утверждении Регламента согласования реестров платежей получателей бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета города Москвы, в том числе грантов и субсидий на капитальные вложения" и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.