Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 14.09.2021 N 3202
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области"
(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 18.08.2021)
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяет полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере.
В соответствии с Законом управление и распоряжение областной собственностью осуществляется для достижения целей устойчивого социально-экономического развития Тюменской области, обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами государственной власти Тюменской области.
Реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается в том числе путем создания и функционирования государственных учреждений.
Таблица 1
Динамика изменения количества государственных учреждений Тюменской области по годам
Количество государственных учреждений |
2018 |
2019 |
2020 |
Первое полугодие 2021 |
Государственных учреждений, в том числе: |
172 |
180 |
177 |
177 |
казенных |
11 |
10 |
10 |
10 |
бюджетных |
37 |
39 |
38 |
38 |
автономных |
124 |
131 |
129 |
129 |
Изменение количества государственных учреждений обусловлено:
в 2019 году:
- изменением типа государственного казенного учреждения Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" на государственное бюджетное учреждение;
- созданием в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Тюменской области";
- приемкой из муниципальной собственности г. Тюмени 10 учреждений здравоохранения (ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 1", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 3", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 4", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 5", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 6", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 8", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 12", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 13", ГАУЗ ТО "Городская поликлиника N 14", ГАУЗ ТО "Стоматологическая поликлиника N 1") в целях реализации полномочий органов государственной власти Тюменской области по организации оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- реорганизацией 6 государственных профессиональных образовательных организаций Тюменской области в целях концентрации ресурсов и совершенствования системы управления подготовкой кадров:
в форме слияния ГАПОУ ТО "Западно-Сибирский государственный колледж" и ГАПОУ ТО "Тюменский лесотехнический техникум" с целью создания в г. Тюмени единого многопрофильного учреждения со статусом базовой организации в сфере инклюзивного профессионального образования (ГАПОУ ТО "Тюменский колледж производственных и социальных технологий");
в форме присоединения ГАПОУ ТО "Тюменский колледж водного транспорта" к ГАПОУ ТО "Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса" с целью создания единого отраслевого учреждения с сосредоточением всех направлений по единому профилю подготовки (железнодорожный, автомобильный, речной, морской транспорт и логистика);
в форме присоединения ГАПОУ ТО "Заводоуковский агропромышленный техникум" к ГАПОУ ТО "Агротехнологический колледж" (г. Ялуторовск) с целью создания единого образовательного комплекса подготовки кадров в сфере сельского хозяйства с центром в г. Ялуторовске, отделениями в г. Заводоуковске, с. Н. Тавда Нижнетавдинского района, п. Коммунар Исетского района;
- реорганизацией ГАУЗ ТО "КДЦ "Эндос" путем присоединения к нему ГАУЗ ТО "Областной центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины" (ГАУЗ ТО "Многопрофильный консультативно-диагностический центр") для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, повышения эффективности работы и финансовой экономии;
- созданием ГАУ ТО "Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" в целях обеспечения организации и проведения добровольной независимой оценки профессиональной квалификации руководящих и педагогических кадров образовательных организаций;
в 2020 году:
- изменением типа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная стоматологическая поликлиника" на государственное автономное учреждение;
- реорганизацией учреждений здравоохранения в форме присоединения ГАУЗ ТО "Детский лечебно-реабилитационный центр "Верхний Бор" к ГАУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда" и ГАУЗ ТО "Стоматологическая поликлиника N 1" к ГАУЗ ТО "Областная стоматологическая поликлиника". Реорганизация ведет к повышению качества оказания медицинской помощи, повышению эффективности работы, способствует более эффективному использованию имеющейся материально-технической базы и кадрового потенциала.
В целях увеличения доходной части областного бюджета имущество, которое не закреплено за органами государственной власти Тюменской области, государственными учреждениями и составляет казну Тюменской области, передается в том числе в аренду.
Таблица 2
Доходы от сдачи в аренду государственного имущества Тюменской области
Год |
2019 |
2020 |
2021 (первое полугодие) |
Размер доходов (тыс. руб.) |
33 911,97 |
16 010,80 |
16 183,57 |
Уменьшение доходов в 2020 году связано с освобождением арендаторов от уплаты арендной платы за период с 01.03.2020 по 30.04.2020, а также предоставлением отсрочки уплаты арендной платы за период с 01.05.2020 по 31.12.2020 с возможностью уплаты арендной платы на усмотрение арендатора в срок по 31.12.2022 (постановление Правительства Тюменской области от 17.04.2020 N 210-п "О некоторых вопросах предоставления отдельных мер государственной поддержки в Тюменской области").
В период с начала 2019 года по июнь 2021 года были заключены новые договоры аренды, по которым в пользование передано 1 631,2 кв. м нежилых помещений. Поступление средств в областной бюджет от вновь заключенных договоров составило 8 643,5 тыс. рублей.
Одной из целей деятельности по предоставлению государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).
В 2019 году перечень областного имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, дополнен на 29,73%, в 2020 году - на 11,64% (при плановом показателе в 10%).
Для повышения информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о порядке и условиях оказания имущественной поддержки в Тюменской области осуществляется регулярное освещение темы предоставления и продажи государственного имущества в средствах массовой информации и социальных сетях (истории успеха арендаторов государственного и муниципального имущества, анонсы проводимых торгов, информация о предлагаемых объектах, новости).
Поддержка СО НКО осуществляется в виде предоставления государственного имущества в аренду (с льготой 80% от рыночной арендной платы СО НКО, осуществляющим свою деятельность не менее 1 года), в безвозмездное пользование (СО НКО, осуществляющим свою деятельность не менее 5 лет).
В рамках осуществления полномочий по передаче государственного имущества Тюменской области в период с 2019 года по первое полугодие 2021 года уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области (далее - уполномоченный орган) заключено 308 договоров безвозмездного пользования в отношении недвижимого и движимого имущества.
Государственное имущество Тюменской области передано в рамках государственных программ Тюменской области "Профилактика правонарушений" и "Повышение безопасности дорожного движения" в целях оснащения муниципальных постов пожарной охраны Тюменской области в сельских поселениях, организации благотворительной деятельности и оказания адресной социальной помощи нуждающимся многодетным семьям, развития физической культуры и спорта, поддержки СО НКО, а также в целях обеспечения имуществом, необходимым для осуществления деятельности оздоровительно-образовательного центра для детей, служебной деятельности юридических лиц.
Во исполнение решения оперативного совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации от 14.05.2020 с УФСИН России по Тюменской области и ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области заключены договоры безвозмездного пользования в отношении 16 единиц неиспользуемого движимого имущества, выявленного по результатам инвентаризации 2020 года.
В безвозмездное пользование передано следующее имущество:
- нежилые помещения общей площадью 89 449,90 кв. м, в том числе:
федеральным органам судебной власти - 25 760,90 кв. м;
Федеральной налоговой службе - 991,70 кв. м;
ГУ МЧС России по Тюменской области - 21 718,80 кв. м;
образовательным организациям высшего образования - 11 430,70 кв. м;
СО НКО - 14 759,40 кв. м;
медицинской организации, находящейся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в рамках реализации государственной программы Тюменской области "Сотрудничество" - 8 809,80 кв. м;
- моторные суда в количестве 8 единиц - ГУ МЧС России по Тюменской области;
- 628 единиц транспортных средств, в том числе:
487 единиц - ГУ МЧС России по Тюменской области;
36 единиц для обновления парка пожарных машин в сельских поселениях;
65 единиц - УМВД России по Тюменской области и его структурным подразделениям;
15 единиц - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области;
- 37 944 единицы прочего движимого имущества, в том числе:
4 273 единицы в рамках реализации государственных программ Тюменской области "Профилактика правонарушений" и "Повышение безопасности дорожного движения";
21 единица - СО НКО.
Одним из направлений деятельности по оптимизации состава государственной собственности Тюменской области является приватизация государственного имущества.
В прогнозные планы (программы) приватизации государственного имущества Тюменской области на 2019 - 2021 годы было включено:
- 67 объектов недвижимого имущества;
- 27 земельных участков;
- 132 единицы движимого имущества;
- 1 пакет акций.
Все имущество разделено на 140 лотов, из которых на 01.07.2021:
- реализовано 86 лотов (61,4%);
- объявлены торги по 7 лотам;
- находится в процессе подготовки 47 лотов (проводится оценка рыночной стоимости, готовятся решения об условиях приватизации, информационные сообщения о торгах).
Неполное выполнение прогнозных планов приватизации в части реализации имущества обусловлено следующими причинами:
1) низкая коммерческая привлекательность государственного имущества, выставляемого на продажу;
2) длительная по времени процедура приватизации имущества, включающая оценку и, в основном, продажу несколькими способами с понижением цены, что влечет переход объектов на следующие годы и снижает процент выполнения плана;
3) информация представлена по состоянию на 01.07.2021 - во втором полугодии работа по реализации прогнозного плана будет продолжена.
Таблица 3
Доходы от приватизации государственного имущества Тюменской области
Период |
Доходы от реализации имущества и земельных участков, собственность на которые разграничена (при приватизации имущества), и от продажи имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (тыс. руб.) |
|
План на год (в соответствии с законом об областном бюджете) |
Факт |
|
2019 год |
119 725 |
133 441,7 |
2020 год |
24 400 |
42 269,4 |
2021* |
17 100 |
20 907,3* |
-----------------------------
* На 01.07.2021
-----------------------------
Перевыполнение плана по доходам обусловлено тем, что в результате регулярно проводимой инвентаризации невостребованного для реализации полномочий Тюменской области имущества в прогнозный план приватизации в течение года вносятся дополнительные объекты.
Правительством Тюменской области прорабатываются меры, направленные на повышение эффективности работы по вовлечению в хозяйственный оборот имущества, не пользующегося спросом для целей аренды и приватизации. В частности, была успешно реализована проектная инициатива "Объекты реновации" (далее - проект).
В рамках проекта потенциальным инвесторам предлагалось три варианта сотрудничества.
Первый вариант - льготная аренда. В таком формате этот механизм в Тюменской области ранее не применялся. Для объекта реновации на время проведения ремонтных работ устанавливается рыночная стоимость аренды. После того как работы завершены, арендная плата составляет 1 рубль за 1 кв. метр в год. При этом субъекты малого и среднего предпринимательства смогут выкупить объект по истечении 5 лет аренды с рассрочкой оплаты до 8 лет.
Второй вариант - заключение с инвестором соглашения о государственно-частном партнерстве. При выборе этого варианта имущество передается инвестору для целевого использования под объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и других важных социальных направлений. Инвестор платит только за пользование земельным участком, а после реконструкции объекта участок становится собственностью частного партнера.
Третий вариант, ставший самым востребованным в сложных условиях 2020 и 2021 годов, - приобретение площадки в собственность на открытых торгах.
Список подходящих объектов с полной информацией и условия их получения были размещены на специально созданной интернет-платформе renovation.72to.ru.
Результатом работы проектной команды стало создание реального механизма предоставления неликвидных объектов на выгодных условиях. Новых собственников нашли здания, которые до включения в проект много лет не пользовались спросом у инвесторов. Среди них большой административный комплекс в г. Тюмени на ул. Одесской, одноэтажное строение в промышленной зоне, два исторических здания в центре г. Тюмени, санаторий в Абатском районе, а также четыре объекта с земельными участками и большой комплекс из 6 строений в г. Тобольске. Данные мероприятия позволили снизить расходы на содержание объектов реновации на 52%.
В ходе реализации проекта выгоду получили все заинтересованные стороны: область оптимизировала расходы бюджета, а в будущем получит новые рабочие места и налоговые поступления, предприниматели получили площадку для развития, жители области - обновленные объекты.
Имущество, закрепленное за органами государственной власти Тюменской области, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, используется для обеспечения возложенных на них функций и задач.
Для обеспечения принципа целевого использования имущества, а также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 04.01.2017 N Пр-32 государственными органами исполнительной власти Тюменской области ежегодно проводится инвентаризация областного имущества (недвижимого и движимого), находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Тюменской области и государственных учреждений Тюменской области, а также имущества, составляющего казну Тюменской области. По итогам инвентаризации ежегодно формируется и обновляется перечень неиспользуемого имущества (далее - Перечень).
Общее количество неиспользуемого не перераспределенного имущества, выявленного по результатам инвентаризации в 2019 - 2020 годах, и имущества, высвободившегося в течение 2021 года, составило 5 776 единиц (351 объект недвижимого имущества и 5 425 единиц движимого имущества).
В отношении неиспользуемого имущества ведется работа по перераспределению между органами государственной власти области и государственными учреждениями Тюменской области. Кроме того, Перечень направляется в органы местного самоуправления для определения потребности в имуществе для осуществления вопросов местного значения и последующей передачи в муниципальную собственность.
Всего за период с начала 2019 года по июнь 2021 года перераспределено свыше 15 тысяч единиц недвижимого и движимого имущества, из них закреплено в оперативное управление за государственными учреждениями Тюменской области свыше 5 тысяч единиц, передано в муниципальную собственность свыше 10 тысяч единиц.
В отношении имущества, непригодного для дальнейшего использования, исполнительными органами государственной власти области и государственными учреждениями Тюменской области в рамках текущей деятельности осуществляется работа по списанию.
В целях мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета будет продолжена работа по проведению ежегодной инвентаризации областного имущества на предмет выявления неиспользуемого имущества и вовлечения его в хозяйственный оборот.
В целях обеспечения контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Тюменской области, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями, за период с начала 2019 года по июнь 2021 года исполнительными органами государственной власти области проведено 369 мероприятий по проверке имущества подведомственных учреждений.
По итогам проведения указанных мероприятий фактов использования имущества учреждениями не по назначению не установлено.
Государственная политика области, направленная на решение социально-экономических задач, реализуется посредством участия Тюменской области в деятельности акционерных обществ. Приоритетными являются те сферы, которые позволяют наиболее эффективно реализовать полномочия Тюменской области.
Таблица 4
Структура находящихся в областной собственности пакетов акций, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ
Количество хозяйственных обществ, пакеты акций которых принадлежат Тюменской области, всего |
2019 |
2020 |
2021 |
20 |
21 |
20 |
|
в том числе с размером пакета: |
|
|
|
- до 25% уставного капитала (включительно) |
3 |
3 |
3 |
- от 25% до 50% уставного капитала (включительно) |
2 |
2 |
2 |
- от 50% до 100% уставного капитала |
6 |
6 |
6 |
- 100% уставного капитала |
9 |
10 |
9 |
Хозяйственные общества, акции (доли) которых принадлежат Тюменской области, осуществляют свою деятельность в различных отраслях экономики, в том числе:
- в агропромышленном секторе - 5 (ПАО "Птицефабрика "Боровская", АО "Агротехнический центр", АО "Тюменская агропромышленная лизинговая компания", ОАО "Совхоз "Червишевский", ООО "Биотэкс-групп");
- в сфере жилищного строительства, дорожного строительства и жилищно-коммунального хозяйства - 3 (АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области", АО "Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие", ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр");
- в сфере оказания медицинской помощи, реабилитации, обеспечения лекарственными средствами - 3 (АО "Медико-санитарная часть "Нефтяник", АО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сибирь", АО "Фармация");
- в сфере транспорта, связи, телекоммуникаций - 4 (АО "Терминал-Рощино", ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ЗАО "Тюменское региональное телевидение и радио", ОАО "ТТТ "23-канал");
- в инвестиционной сфере, поддержке малого предпринимательства - 2 (АО "АИРТО", АО "Корпорация Развития");
- в прочих отраслях - 3 (АО "Бенат", АО "Земельные ресурсы Тюменской области", АО "Тюменский издательский дом").
В целях оптимизации структуры государственной собственности в 2021 году планируется ликвидация двух акционерных обществ, деятельность которых не связана с достижением задач и стратегических интересов Тюменской области (ОАО "ТТТ "23-канал", АО "Земельные ресурсы Тюменской области"), а также приватизация пакетов акций двух акционерных обществ (ОАО "Совхоз "Червишевский", АО "Агротехнический центр").
Управление пакетами акций (долями) хозяйственных обществ, находящимися в собственности Тюменской области, осуществляется путем назначения представителей Тюменской области для участия в органах управления и контроля хозяйственных обществ (общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях).
Назначение представителей в органы управления и контроля хозяйственных обществ осуществляется по отраслевому принципу из числа представителей органов власти Тюменской области, обеспечивающих проведение единой государственной политики в соответствующих отраслях (сферах) управления. Кроме того, в составы советов директоров и ревизионных комиссий хозяйственных обществ включаются представители уполномоченного органа, реализующего от имени Тюменской области права акционера обществ.
В целях наиболее эффективного управления хозяйственными обществами распоряжением Правительства Тюменской области от 31.08.2015 N 1416-рп утверждено Положение о системе ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной собственности Тюменской области. Утверждение и изменение перечня КПЭ и их значений для каждого акционерного общества обеспечивается представителями Тюменской области, избранными в советы директоров.
Использование системы КПЭ способствует мотивации менеджмента на достижение приоритетных для каждого общества целей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 N 894-р утверждены методические рекомендации по выявлению и реализации непрофильных активов. В рамках исполнения указанного распоряжения хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) которых находится в собственности Тюменской области, проводятся мероприятия по выявлению имущества, не используемого в хозяйственном обороте. Советами директоров утверждаются программы отчуждения непрофильных активов и планы реализации непрофильных активов. Такие мероприятия позволяют получить дополнительный доход от реализации имущества путем проведения конкурентных процедур. В настоящее время указанные программы утверждены 9 хозяйственными обществами. Проводимые меры направлены на повышение доходности и эффективности работы хозяйственных обществ и, как следствие, повышение доходов областного бюджета от поступления дивидендов.
В соответствии с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в целях эффективного использования имущества осуществляются мероприятия по принятию из федеральной и муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области имущества, которое впоследствии передается в хозяйственное ведение государственным предприятиям Тюменской области, оперативное управление государственных учреждений Тюменской области, в безвозмездное пользование автономным некоммерческим организациям, созданным Тюменской областью.
В связи с отнесением к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по решению вопросов в сфере обращения с отходами и организации деятельности по размещению отходов из муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области были приняты полигоны ТБО с объектами инженерной инфраструктуры.
В целях развития инфраструктуры муниципального образования для проведения последующей реставрации в рамках благоустройства г. Тобольска осуществляются мероприятия по приему из федеральной собственности объектов культурного наследия, расположенных в исторической части г. Тобольска в границах пешеходной зоны по ул. Мира, как одного из объектов концепции развития Базарной площади.
За период с 2019 года по 2021 год в государственную собственность Тюменской области из муниципальной собственности было принято 185 объектов недвижимого имущества, в том числе 81 земельный участок общей площадью 96,8 га, 200 единиц движимого имущества (в том числе транспортные средства) на сумму 21,8 млн рублей.
За период с 2019 года по 2021 год в государственную собственность Тюменской области из федеральной собственности было принято 322 объекта недвижимого имущества, в том числе 319 земельных участков общей площадью 342,7 га.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 14 сентября 2021 г. N 3202 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.