Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 14.09.2021 N 3227
Информация
о реализации на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа государственной поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Текущая ситуация, проблемы, приоритеты и пути решения
(представлена заместителем Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сальниковым А.И.)
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход", в котором определено, кто может стать самозанятым, какие существуют правила, условия и ограничения.
Меры поддержки для новой категории налогоплательщиков были предусмотрены в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
С 1 января 2020 года к эксперименту по установлению нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход (далее также - НПД) - подключилась и Югра.
Отдельного регионального закона по налогу на профессиональный доход не принималось, но были внесены изменения в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", согласно которым меры поддержки малого бизнеса были распространены и на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
В рамках регионального проекта "Поддержка самозанятых" на финансирование мероприятий в 2021 - 2024 годах предусмотрено около 76 млн рублей.
Самозанятые граждане могут получить доступ к следующим мерам государственной поддержки, предусмотренным региональным проектом:
информационно-консультационные и образовательные услуги;
финансовая поддержка (микрозаймы по льготной ставке, компенсация банковской процентной ставки и лизинговых платежей);
имущественная поддержка на льготных условиях (снижен на 50% от рыночной стоимости размер арендной платы имущества, находящегося в государственной собственности, и кадастровой стоимости земельных участков);
гарантийная поддержка при привлечении заемных средств.
С целью популяризации института самозанятых граждан на официальном сайте Депэкономики Югры создана комплексная система по информационной разъяснительной кампании.
Согласно проведенному в автономном округе опросу самозанятых по значимости оказываемой государственной поддержки более востребованными являются финансовая (69% опрошенных) и имущественная (36,5%) поддержки.
По состоянию на 1 июня 2021 года, по данным УФНС по ХМАО - Югре, более 25,5 тыс. жителей Югры применяют специальный налоговый режим НПД, непосредственно на территории автономного округа осуществляют свою деятельность около 21 тысячи налогоплательщиков, из которых около 6% - индивидуальные предприниматели.
Суммарный доход указанной категории налогоплательщиков за весь период введения НПД составил около 3 млрд рублей, начисленная сумма налога - более 66 млн рублей. В бюджет автономного округа поступило около 57 млн рублей.
Наиболее распространенные виды деятельности по применению режима НПД в Югре:
перевозка пассажиров (индивидуальные предприниматели);
строительство;
аренда квартир;
обеспечение безопасности;
производственные услуги;
услуги салонов красоты;
металлообработка;
перевозка грузов;
уборка и клининг.
В связи с тем что налог на самозанятость - новый вид налога, существуют и определенные проблемы, которые привлекают внимание и требуют решения. Самые значительные из них:
1. НПД имеют возможность применять не только вновь зарегистрированные физические лица, но и зарегистрированные ранее индивидуальные предприниматели, которые переходят на него с других специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, патентная плата). При этом вновь введенный налог поступает только в региональный бюджет и распределяется следующим образом:
63% - в бюджет автономного округа;
37% - в доход Фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с этим местные бюджеты имеют выпадающие доходы в виде ранее поступавших в них налогов без компенсации платежей по НПД.
2. В соответствии с федеральным законодательством лица, применяющие НПД, не имеют права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3. Статус самозанятого не предусматривает получение физическим лицом разрешения на транспортное обслуживание населения, поэтому водители такси не могут законодательно перейти на данную систему налогообложения (разрешение предусмотрено только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).
4. Сложность в получении банковского кредита по специальным программам для малого бизнеса.
5. Сложность в организации работы с юридическими лицами.
Изучив и проанализировав совместно с органами власти автономного округа и контролирующими органами существующие проблемы по вопросам налогообложения плательщиков, применяющих новую систему по налогу на профессиональный доход, считаем необходимым внести изменения в федеральное законодательство в целях:
сокращения выпадающих доходов местных бюджетов путем передачи в бюджеты муниципальных образований той доли налога на профессиональный доход, которая подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (63%);
подтверждения северного стажа при выходе на пенсию плательщиков НПД, работающих в местностях с неблагоприятными климатическими условиями;
устранения проблемы получения физическими лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых, разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Налог на профессиональный доход благодаря комфортным ставкам, упрощенной регистрации, незначительным ограничениям и удобному администрированию, несомненно, вызывает большой интерес бизнес-сообщества автономного округа.
В настоящее время продолжается активная совместная информационно-разъяснительная работа по применению данного вида налогообложения и предусмотренных мер поддержки со стороны налоговых органов, органов власти автономного округа, муниципалитетов и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.