Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
администрации области
от 15.09.2021 714
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение) в соответствии с федеральными законами от 31.01.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Положением об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 22.08.2013 N 251, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - экологический надзор).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 248-ФЗ вместо "31.01.2020" следует читать "31.07.2020"
1.2. Предметом экологического надзора является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельными законодательными актами Российской Федерации", и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тамбовской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 84-ФЗ "О техническом регулировании";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 27.12.2002 вместо "84-ФЗ" следует читать "184-ФЗ"
соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ (статья 14, статья 32).
1.3. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках экологического надзора:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей,
разрешение на временные сбросы; разрешение на временные выбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
программа производственного экологического контроля;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
согласование плана предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
1.4. К видам продукции, являющейся объектами экологического надзора, относятся здания и сооружения, к которым применяются обязательные требования, установленные техническим регламентом, в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения.
1.5. Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление экологического надзора, является управление по охране окружающей среды и природопользованию области (далее - Управление).
1.6. Должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление экологического надзора, являются:
начальник Управления;
начальник отдела государственного контроля;
заместитель начальника отдела государственного контроля;
консультант отдела государственного контроля;
главный специалист-эксперт отдела государственного контроля.
1.7. Должностным лицом Управления, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), является начальник Управления.
1.8. Управление обеспечивает учет объектов экологического надзора (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля (далее - реестр).
Получение сведений об объектах контроля осуществляется Управлением ежегодно до 01 сентября текущего года:
из информации Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия должностным лицом Управления, уполномоченным на ведение реестра;
из ежегодного анализа регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр объектов HBOC), проводимого должностным лицом Управления, уполномоченным на ведение реестра.
Актуализация реестра (внесение объектов контроля, либо внесение изменений об объектах контроля в реестр) осуществляется в течение 10 дней с момента получения информации из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, окончания проведения ежегодного анализа реестра объектов HBOC соответственно.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Управлением, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления (далее - официальный сайт Управления).
Ведение реестра осуществляется должностными лицами Управления.
Реестр размещается на официальном сайте Управления в течение 10 дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами Управления в государственную информационную систему "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности".
1.9. Управление осуществляет учет следующих объектов экологического надзора:
деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
производственные объекты, оказывающие негативное воздействие, на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящиеся к объектам II категории (за исключением объектов, имеющих комплексное экологическое разрешение), III и IV категории, к которым применяются обязательные требования;
поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, расположенные на территории Тамбовской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), к которым применяются обязательные требования.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении экологического надзора
2.1. Экологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Управление для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и КНМ относит объекты экологического надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Отнесение объектов контроля к одной из предусмотренных настоящим Положением категорий риска осуществляется Управлением ежегодно при формировании плана проведения плановых КНМ (далее - План) и при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления экологического надзора, приведенными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен Управлением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.3. Периодичность плановых КНМ определяется по каждому виду КНМ, определенных пунктом 4.1 настоящего Положения, для каждой категории риска:
для категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр " 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года;
для категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет.
Плановые КНМ не проводятся в отношении объектов экологического надзора, отнесенных к категории низкого риска, а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся Управлением в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении экологического надзора Управление проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.4. По итогах обобщения правоприменительной практики Управлением обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Управления с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения Управление дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 01 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом начальника Управления и размещается на официальном сайте Управления в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Управления о состоянии государственного контроля (надзора).
3.5. В случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 дней с даты после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Управление возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, представленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и содержат следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов,
подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (при необходимости), либо в согласованный срок представить их в Управление;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается Управлением в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения Управление принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного контролируемым лицом возражения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются Управлением для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
3.6. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением экологического надзора) осуществляется должностным лицом Управления по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется должностным лицом Управления по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
основания для включения поднадзорных субъектов в план проведения плановых проверок;
порядок обжалования решений должностных лиц Управления, их действий (бездействий).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления письменного разъяснения, подписанного начальником Управления, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
3.7. Профилактический визит проводится должностным лицом Управления в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой сфере. Управление обязано предложить таким контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее, чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах в форме электронного документа или почтовым отправлением с уведомлением о получении в случае направления на бумажном носителе.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Виды КНМ, осуществляемых в рамках экологического надзора, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого КНМ
4.1. В рамках осуществления экологического надзора Управлением осуществляются следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр; документарная проверка;
выездная проверка.
В рамках осуществления экологического надзора Управлением без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется:
выездное обследование.
4.2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие КНД:
получение письменных объяснений; истребование документов.
4.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.6. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться следующие КНД:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.7. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать:
50 часов для малого предприятия;
15 часов для микропредприятия.
4.8. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо Управления для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки должностное лицо Управления, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении должностного лица Управления.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается должностным лицом Управления самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Управления технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие, имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
4.9. КНМ проводятся на плановой и внеплановой основе.
4.10. Плановые КНМ проводятся на основании Плана с периодичностью, предусмотренной пунктом 2.3 настоящего Положения.
4.11. Внеплановые КНМ проводятся по следующим основаниям:
наличие у Управления сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными постановлением администрации области, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения Управления об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, проводится внеплановая выездная проверка.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим, четвертым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.12. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Тамбовской области (в служебной командировке, в связи с отпуском);
применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится Управлением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении КНМ.
5. Обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц Управления рассматривается начальником Управления.
Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает:
фамилию, имя, отчество (при наличии);
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
изложение сути жалобы;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
Жалоба рассматривается начальником Управления в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления Управлением в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, начальник Управления вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 20 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего жалобу.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (юш) совершенного действия (бездействия) возлагается на Управление, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуется.
По итогам рассмотрения жалобы начальник Управления принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение Управления полностью или частично;
отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц Управления незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Пункт 5.2 вступает в силу с 1 января 2023 г.
5.2. Судебное обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.