Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В., при секретаре Евдокимовой А.Ф., с участием представителей:
административного ответчика - Спасовой Юлии Владимировны, заинтересованного лица - Боярских Натальи Юрьевны (до перерыва), прокурора Васильевой Марии Александровны, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" о признании недействующим в части нормативного правового акта (М-564/2019), установил:
10 декабря 2015 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) принято постановление N 203-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2018 годы" (далее - постановление N 203-ПК).
Этим нормативным правовым актом орган регулирования установил организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области соответствующие долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно с календарной разбивкой.
Постановлением РЭК Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК (далее - постановление N 159-ПК) названные тарифы изложены в новой редакции, действовавшей с 01 января 2018 года. На 2018 год для ООО "Чистая вода" устанавливались тарифы (строки 158.1 и 158.2):
- на водоотведение (приём и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) - 12 руб. 95 коп./;
- на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) - 23 руб. 77 коп./ (в первом полугодии), и 24 руб. 97 коп./ (во втором полугодии).
Постановлением РЭК Свердловской области от 25 декабря 2018 года N 310-ПК "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области" постановление РЭК Свердловской области от 10 декабря 2015 года N 203-ПК с изменениями, внесёнными, в том числе, постановлением от 11 декабря 2017 года N 159-ПК, признано утратившим силу с 01 января 2019 года.
Опубликованными постановлениями органа местного самоуправления - администрации Полевского городского округа (от 18 августа 2014 года N 411-ПА в редакции от 28 апреля 2017 года N 179-ПА) с 01 июня 2017 года ООО "Чистая вода" определена гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения в границах Полевского городского округа - часть территории Полевского городского округа, на которой расположены канализационные сети, и очистные сооружения южной части города Полевского, в границах балансовой принадлежности канализационных сетей организации и владельцам технологически присоединённых канализационных сетей (за исключением сетей, относящихся к зоне деятельности других гарантирующих организаций, открытого акционерного общества "Полевской криолитовый завод" и открытого акционерного общества "Полевской металлофурнитурный завод").
ООО "Чистая вода" обратилось в Свердловский областной суд с административным иском. Просило признать недействующим нормативный правовой акт - вышеназванное постановление РЭК Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК в части касающейся утверждения поименованных тарифов на 2018 год для ООО "Чистая вода" (строки 158.1 и 158.2). Считает, что административный ответчик, при отсутствии экспертного заключения и протокола заседания Правления, необоснованно занизил на 2018 год тарифы в отношении административного истца.
В судебное заседание административный истец ООО "Чистая вода" не явился; направил в суд заявление; просил провести назначенное судебное заседание без участия представителя административного истца.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2020 года (дело N А60-51455/2020), в период рассмотрения данного административного дела, в отношении административного истца - ООО "Чистая вода" введена процедура банкротства - наблюдение с применением правил банкротства субъектов естественных монополий.
РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала; просила прекратить производство по делу в части строки 158.1, и отказать в удовлетворении остальной части административного иска по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях, а также на основании тарифного дела, подтверждающего обоснованность расчётов и правильность тарифа на водоотведение, устанавливавшегося для административного истца на 2018 год.
Заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие "Полевская специализированная компания" Полевского городского округа (далее - МУП "ПСК" ПГО), которому принадлежат канализационные сети южной части города Полевского, и которое одновременно является абонентом (потребителем), считая рассматриваемые требования необоснованными, поддержало возражения административного ответчика.
В силу положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, не является препятствием к рассмотрению административного дела. При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее и заблаговременное извещение, ходатайство ООО "Чистая вода", а также отсутствие возражений от лиц, участвующих в судебном заседании, суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного истца в части строки 158.1 подлежат прекращению, а в части строки 158.2 не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, который утратил силу, отменён или изменён, только в случае, если такой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214, часть 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Тождественные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В свою очередь, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Второй апелляционный суд общей юрисдикции, при рассмотрении частной жалобы ООО "Чистая вода", в своём определении от 20 декабря 2019 года N 66а-77/2019 указал следующее. ООО "Чистая вода" приложило письменные доказательства, относящиеся к взаиморасчётам между ООО "Чистая вода" за оказанные услуги по водоотведению за период октября - декабря 2018 года (л.д. 91 - 95). Осуществление в 2019 году расчётов между сторонами договора водоотведения, хотя и по тарифам, установленным на 2018 год, за услуги, предоставленные в 2018 году, означает применение при расчётах в 2019 году тарифов, утверждённых оспариваемым постановлением РЭК Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 203-ПК, после утраты данным постановлением его силы. Установленные тарифы до тех пор, пока они не оспорены, являются обязательными для взаиморасчётов сторон договоров водоотведения и после окончания периода, на который тарифы устанавливались. Утративший силу оспариваемый акт может непосредственно затрагивать права и законные интересы субъектов независимо от формального прекращения своего действия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановлением РЭК Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК"
Как видно из содержания поименованных доказательств административного истца, относящихся к периоду октября - декабря 2018 года (л.д. 93-95), в них исполнителем - ООО "Чистая вода" действительно использованы величина и значение одного из оспариваемых тарифов - а именно - тарифа на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) в размере для второго полугодия - 24 руб. 97 коп./ (то есть, норма, содержащаяся в строке 158.2 приложения к постановлению N 159-ПК).
В период рассмотрения дела в суде никаких иных доказательств от административного истца не поступило; на невозможность, либо затруднительность их предоставления ООО "Чистая вода" также не ссылалось.
При таком положении суд приходит к выводу, что производство по данному административному делу в части требования ООО "Чистая вода" о признании недействующей строки 158.1 утверждённых Тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение потребителям Свердловской области, на 2016 - 2018 годы, (изложенных в приложении N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения организациям Свердловской области", и утративших силу с 01 января 2019 года) подлежит прекращению. Применение (хоть в каком-либо виде, либо каком-то периоде времени) оспариваемой нормы (содержащейся в строке 158.1) вообще не нашло своего подтверждения. Эта норма, утратившего силу и отменённого нормативного правового акта, начиная с 2019 года, заведомо и никаким образом не нарушала, не затрагивала, и не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме того, из материалов данного административного дела, а также содержания вступившего 02 июля 2020 года в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 30 декабря 2019 года по делу N А60-28086/2019, усматривается, что 09 января 2018 года ООО "Чистая вода" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МУП "ПСК" ПГО (абонент) заключили договор водоотведения N ВО-45.
Предметом договора является обязательство ООО "Чистая вода" осуществить приём сточных вод абонента по адресу: "адрес" (АБК) в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. МУП "ПСК" ПГО (абонент) при заключении договора обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены договором (раздел 1 договора). В пункте 6 договора содержится указание на утверждение РЭК Свердловской области оспариваемого тарифа на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) в размере для второго полугодия - 24 руб. 97 коп./.
Помимо этого, судебный акт содержит вывод о том, что ООО "Чистая вода" (как гарантирующая организация для централизованных систем водоотведения в границах части Полевского городского округа) договорные обязательства исполняло надлежащим образом. Предприятию МУП "ПСК" ПГО (как абоненту) в период с октября 2018 года по январь 2019 года оказаны услуги водоотведения - приняты сточные воды с объекта. ООО "Чистая вода" выставило к оплате ответчику счета-фактуры, в том числе, по указанному выше объекту в сумме 6807 руб. 44 коп.
Отказ от оплаты стоимости услуг водоотведения явился основанием для обращения ООО "Чистая вода" в Арбитражный суд Свердловской области со встречными исковыми требованиями. Эти встречные исковые требования, помимо прочего, включали в себя и требование о взыскании с МУП "ПСК" ПГО (именно как с абонента) задолженности в сумме 6807 руб. 44 коп, неустойки, и эти требования судом были удовлетворены.
Проанализировав изложенное, принимая во внимание установленные и перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент обращения 08 ноября 2019 года в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, тариф на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) в размере 24 руб. 97 коп./ затрагивал интересы административного истца, как субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поэтому его требование о признании недействующим нормативного правового акта (в части требования - строка 158.2 приложения к постановлению N 159-ПК), допустимо для рассмотрения и разрешения судом по существу вне зависимости от формального прекращения названного тарифа.
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и размер платы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года N 1154-э утверждён Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Пункт 22 устанавливает, что при корректировке долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования тарифов и настоящим Регламентом. Решение о корректировке установленных долгосрочных тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы.
25 апреля 2017 года ООО "Чистая вода", не являясь ещё на этот момент обращения гарантирующей организацией, направило в РЭК Свердловской области материалы для корректировки тарифа 2018 года на услуги водоотведения (очистка сточных вод). Исходя из планируемой необходимой валовой выручки в размере 26979 тыс. руб. и 1240 тыс. объёма водоотведения, просило установить в размере 21 руб. 76 коп./ тариф на водоотведение. РЭК Свердловской области 27 апреля 2017 года известил организацию об открытии дела об установлении тарифов (т. 2 л.д. 57).
В дальнейшем, в связи с тем, что с 01 июня 2017 года ООО "Чистая вода" определена гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения в границах части Полевского городского округа, для административного истца на 2018 год органом регулирования рассчитывался и устанавливался тариф на водоотведение (полный комплекс). Производственная программа ООО "Чистая вода" и направленное заявление, как об этом указано в заключении РЭК Свердловской области, предполагали корректировку и установление названного тарифа в размере 37 руб. 73 коп./.
В результате анализа документов, представленных ООО "Чистая вода", с учётом произведённого органом регулирования расчёта, 11 декабря 2017 года на заседании Правления Комиссии рассмотрен вопрос о внесении изменений в некоторые постановления РЭК Свердловской области и об установлении для ООО "Чистая вода" тарифов в сфере водоотведения (т. 2. л.д. 70). Правление Комиссии единогласно постановило внести изменения в некоторые постановления РЭК Свердловской области.
Следует отметить, что ООО "Чистая вода" извещалось о месте и времени назначенного заседания Правления; проинформировано о возможности и способе ознакомиться с проектом нормативного правового акта. Кроме того, представленные и собранные в рассматриваемом административном деле доказательства опровергают утверждения административного истца в административном исковом заявлении об отсутствии экспертного заключения и протокола заседания Правления. Обозначенные документы представлены и не вызывают у суда сомнений в своей достоверности.
Принятое Правлением Комиссии решение оформлено нормативным правовым актом - Постановлением N 159-ПК от 11 декабря 2017 года, которое опубликовано и размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
Таким образом, на второе полугодие 2018 года для ООО "Чистая вода" тариф на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) рассчитан и установлен органом регулирования в размере 24 руб. 97 коп./ (НДС не предусмотрен; организация применяет специальных налоговый режим по Налоговому кодексу Российской Федерации) (т. 2 л.д. 69).
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Постановление N 159-ПК, оспариваемое в части административным истцом, принято в соответствующей форме уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры принятия, введения в действие и опубликования. Оснований для иных, противоположенных суждений, суд, вопреки утверждениям административного истца, которые не нашли своего подтверждения, не усматривает. Кроме того, суд отмечает, что отдельные, возможно и допускаемые в ходе нормотворческой деятельности недостатки, которые касаются лишь процедуры принятия и (или) оформления документов, носящие к тому же явно формальный характер (например, отсутствие номера или даты на экспертном заключении), заведомо не означают несоблюдения процедуры принятия нормативного правового акта. Такие недостатки, по мнению суда, не могут свидетельствовать о том, что данные документы не могут считаться надлежащими и допустимыми.
Что же касается вопроса соответствия оспариваемого значения тарифа на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) в размере для второго полугодия 2018 года - 24 руб. 97 коп./ (то есть, оспариваемой нормы, содержавшейся в строке 158.2 приложения к постановлению N 159-ПК), нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Отношения в сфере водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливая в статье 5, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоотведения относится установление тарифов в сфере водоотведения. Из положений статьи 31 названного Федерального закона, содержащей исчерпывающий перечень тарифов подлежащих регулированию в сфере водоотведения, следует, что к тарифам, подлежащим регулированию в сфере водоотведения относится тариф на водоотведение. Порядок формирования тарифов, методы расчёта тарифов, способы регулирования тарифов, а также период их действия регулирует статья 32 этого же Федерального закона, предусматривая, что порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. В число методов, с использованием которых осуществляется расчёт тарифов, входит (помимо иных методов) метод индексации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования) и "Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
На момент принятия РЭК Свердловской области 11 декабря 2017 года постановления N 159-ПК Основы ценообразования действовали в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2017 года N 1390; Методические указания - в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы России от 28 августа 2017 года N 1130/17.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 29 августа 2017 года N 1130/17"
Гарантирующей организацией, как видно из содержания пункта 6 статьи 2 поименованного Федерального закона, признаётся организация, осуществляющая водоотведение, определённая решением органа местного самоуправления городского округа, которая обязана заключить договор водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения.
Из положений пункта 9 Основ ценообразования вытекало на момент принятия оспариваемого постановления и вытекает в настоящее время императивное предписание о том, что тарифы в сфере водоотведения устанавливаются по полугодиям. При этом, должно соблюдаться условие непревышения величины тарифа в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующего тарифа во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря (принцип непревышения величины тарифов в первом полугодии очередного расчётного периода над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода).
Постановление РЭК Свердловской области N 203-ПК (в редакции от 26 декабря 2016 года N 232-ПК, которая действовала в период 2017 года) в строке 157.2 устанавливало рассматриваемый тариф на водоотведение в размере 23 руб. 77 коп./. Следовательно, рассчитывая и устанавливая на 2018 год тариф на водоотведение (полный комплекс) для вновь назначенной гарантирующей организации (административного истца) орган тарифного регулирования в любом случае обязан был учитывать вышеизложенное предписание пункта 9 Основ ценообразования. То есть, вне зависимости от полученной величины, РЭК Свердловской области обязан был установить тариф на водоотведение для ООО "Чистая вода" в первом полугодии 2018 года в размере 23 руб. 77 коп./.
Одноставочный тариф без дифференциации на водоотведение рассчитывается в соответствии с формулой 42 (пункт 96 Методических указаний) как деление необходимой валовой выручки на объём водоотведения.
Это положение (норма) на текущий момент не претерпело изменений.
ООО "Чистая вода" с 01 июня 2017 года была определена гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения в границах части Полевского городского округа. В связи с этим, несмотря на то, что 2018 год являлся третьим годом долгосрочного периода регулирования, для ООО "Чистая вода" (как гарантирующей организации) на 2018 год впервые рассчитывался и устанавливался тариф на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Ранее, не имея статуса гарантирующей организации, тариф на водоотведение для ООО "Чистая вода" предусматривал и включал в себя только приём и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В связи с этими обстоятельствами величина необходимой валовой выручки для установления тарифа рассчитывалась административным ответчиком не как корректировка необходимой валовой выручки (в соответствии с пунктами 90-95 действовавших на тот момент времени Методических указаний), а как "расчёт необходимой валовой выручки методом индексации" (на основании пунктов 84-89 действовавших Методических указаний).
Величина объёма водоотведения, использованная РЭК Свердловской области при расчёте тарифа на 2018 года, составила 1291,81 тыс. ; необходимая валовая выручка для расчёта тарифа - 31479,206 тыс. руб.
(31479, 206 тыс. руб. / 1291, 81 тыс. = 24 руб. 37 коп./)
Исходя из величины полученного значения, на первое полугодие тариф установлен в размере 23 руб. 77 коп./; второе полугодие 24 руб. 97 коп./.
Объём водоотведения в 1291,81 тыс. складывается из трёх цифровых значений. Объём 1208,42 тыс. (реестр потребителей на 2017 год); к этому объёму водоотведения, в связи с приобретением статуса гарантирующей организации, добавлены объёмы водоотведения Северского трубного завода (48 тыс. ) и 35, 39 тыс. (объёмы водоотведения "Полевской криолитовый завод" и "Полевской металлофурнитурный завод").
Такой расчёт и установление объёма водоотведения не противоречит предписаниям пунктов 4 - 10 действовавших Методических указаний.
Величина необходимой валовой выручки, установленная и использованная административным ответчиком для расчёта тарифа на 2018 год, в размере 31479,206 тыс. руб. сформировалась (сложилась) следующим образом.
В соответствии с пунктом 85 Методических указаний при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается по формуле 30, которая предусматривает сложение текущих расходов, расходов на амортизацию, нормативной прибыли, расчётной предпринимательской прибыли, а также величины изменения необходимой валовой выручки, проводимой в целях сглаживания.
В рассматриваемом расчёте использовались только две существовавшие величины - текущие расходы и расходы на амортизацию; остальные составляющие формулы 30 не установлены и равны нолю, в том числе, потому что отсутствовали инвестиционная программа и коллективный договор.
В свою очередь, текущие расходы, как предусмотрено пунктом 43 Методических указаний, рассчитываются по формуле 7, и предусматривают сложение (сумму) операционных и неподконтрольных расходов, а также расходов на приобретение электрической энергии (мощности).
Операционные расходы (как базовый уровень операционных расходов) в соответствии с пунктом 45 Методических указаний рассчитываются на первый год долгосрочного периода регулирования. После этого, в течение долгосрочного периода регулирования величина операционных расходов в соответствии с формулой 8 индексируется в предусмотренном порядке.
Базовый уровень операционных расходов для административного истца утверждён в размере 8000,1 тыс. руб. (пункт 167.2 приложения к постановлению РЭК Свердловской области от 10 декабря 2015 года N 201-ПК).
Проиндексировав по названной формуле величину базового уровня операционных расходов, РЭК Свердловской области получила для расчёта тарифа на 2018 год значение операционных расходов 8448,573 тыс. руб.
Расходы на приобретение электрической энергии (средний тариф на электроэнергию умноженный на её объём) составили 7485,835 тыс. руб.
Пунктом 49 Методических указаний (подпункты 1, 2 и 7) установлено, что неподконтрольные расходы включают в себя:
- расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;
- расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.
В представленном расчёте тарифа РЭК Свердловской области отдельной строкой от неподконтрольных расходов выделила (пункт 5) недополученные доходы прошлых периодов регулирования в размере 3538,630 тыс. руб.
С точки зрения итогового математического результата такое отдельное указание в расчёте величины недополученных доходов прошлых периодов на окончательную величину, по мнению суда, никак не влияет, потому что в результате суммирования полученных цифровых значений в любом случае получается один и тот же результат.
Неподконтрольные расходы в размере 11832,728 тыс. руб. указаны РЭК Свердловской области в пункте 1.3 расчёта. Это сумма складывается из оплаты налога 314,792 тыс. руб. и расходов за услуги водоотведения 11652,826 тыс. руб.; полученная сумма уменьшена органом регулирования на величину ранее учтённых, но фактически не понесённых расходов на приобретение электрической энергии в размере 134,890 тыс. руб.
Таким образом, величина текущих расходов (по формуле 7) для расчёта тарифа складывается в размере 31305,766 тыс. руб.
(8448,573 + 7485,835 + 11832,728 + 3538,630)
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, приняты и учтены административным ответчиком при расчёте тарифа на 2018 год, проверяемого судом, в размере 173,440 тыс. руб.
При сложении этих величин необходимая валовая выручка регулируемой организации (гарантирующей организации ООО "Чистая вода") для расчёта тарифа на водоотведение (приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения) составит 31479,206 тыс. руб. (31305,766 + 173,440).
Проанализировав расчёт административного ответчика относительно норм и предписаний Методических указаний (действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), суд приходит к выводу, что оспариваемое значение тарифа рассчитано и установлено органом тарифного регулирования в соответствии с требованиями нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу. Несоответствия расчёта требованиям Методических указаний, влекущего признание оспариваемого нормативного положения, судом не установлено.
Сопоставляя и сравнивая между собой ранее действовавшее правовое регулирование рассматриваемого вопроса с действующими на момент разрешения данного административного дела нормами Методических указаний, суд приходит к выводу, что принципиально иного порядка расчёта и установления необходимой валовой выручки Методические указания (в их действующей редакции) также не содержат. Вносившиеся изменения уточняли (конкретизировали, детализировали) порядок расчёта и установления элементов, составляющих необходимую валовую выручки, но не создали никаких норм и правил, при наличии которых возникало и складывалось положение, позволяющее суду сделать вывод о несоответствии проверяемого нормативного правового акта (постановления N 159-ПК) требованиям именно действующих Методических указаний.
Со стороны административного истца в административном исковом заявлении только высказано суждение о занижении тарифа, но не приведено никаких конкретных доводов про необоснованность учтённых (неучтённых) составов затрат. При этом, в период рассмотрения дела в суде ООО "Чистая вода" также не указало с какими именно элементами, составляющими расчёт оспариваемого тарифа, организация не согласна.
Рассматривая дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд действительно не связан основаниями и доводами административного истца и вне зависимости от того о чём указывает административный истец, в любом случае обязан проверить оспариваемую норму в полном объёме. Между тем, степень полноты такой проверки нормативного правового акта, принятого к тому же, в сфере тарифного регулирования, не означает и не предполагает обязательного изучения и исследования судом каждого составляющего цифрового значения в имеющемся расчёте тарифа, тем более, при отсутствии каких-либо ссылок на подобные обстоятельства со стороны административного истца. Подобных предписаний Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит и таких обязанностей на суд не возлагает. Поскольку ООО "Чистая вода", несмотря на наличие такой процессуальной возможности, никак не конкретизировало и не указало с какими же именно цифровыми значениями и расчётами административного ответчика оно не согласно, то суд полагает, что оспариваемая норма проверена на её соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Никаких нарушений в нормотворческой деятельности органа тарифного регулирования при расчёте и установлении проверяемого тарифа судом не выявлено, оснований для признания оспариваемого тарифа недействующим не установлено.
Одним из принципов государственной политики в сфере водоотведения является установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоотведение, необходимых для осуществления водоотведения. С точки зрения соблюдения этого принципа и необходимости установления тарифа в экономически обоснованном размере, суд считает необходимым отметить, что как видно из общедоступных источников, ООО "Чистая вода" по итогам 2018 года в информации о показателях своей финансово-хозяйственной деятельности указало чистую прибыль от регулируемой деятельности в размере 793 тыс. руб.
По мнению суда, это также указывает и подтверждает, что в действительности РЭК Свердловской области, вопреки не нашедшим своего подтверждения утверждениям в административном иске о необоснованном занижении тарифа, рассчитала и установила тариф на водоотведение для ООО "Чистая вода" на 2018 год в экономически обоснованном размере. Такая величина тарифа позволила организации не только осуществлять регулируемый вид деятельности по водоотведению (полный комплекс), но и получить прибыль от этой экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В том случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" о признании недействующей строки 158.2 утверждённых Тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение потребителям Свердловской области, на 2016 - 2018 годы, (изложенных в приложении N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения организациям Свердловской области", и утративших силу с 01 января 2019 года) оставить без удовлетворения.
Производство по административному делу в части требования общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" о признании недействующей строки 158.1 утверждённых Тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение потребителям Свердловской области, на 2016 - 2018 годы, (изложенных в приложении N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 159-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения организациям Свердловской области", и утративших силу с 01 января 2019 года) прекратить.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2021 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 15 января 2021 г. N 3а-8/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение потребителей Свердловской области, на 2016 - 2018 годы к Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 N 159-ПК"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)