Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2021 г. N АКПИ21-782
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АПЛ21-385 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Есакова Никиты Сергеевича, Добыта Ивана Владимировича, Чимитдоржиева Баясхалана Баторовича, Орловой Александры Юрьевны, Аркадьева Михаила Владиславовича, Амосова Александра Николаевича, Семавина Дмитрия Александровича, Плотниковой Елены Александровны, Мартынова Евгения Дмитриевича, включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО",
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России, Комиссия) от 17 июля 2021 г. N 24/201-8 в соответствии с частью 9 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) был заверен, а постановлением ЦИК России от 5 августа 2021 г. N 37/293-8 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутый политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также - Партия), в составе которого в региональной группе N 9 (Город Москва - Перовский одномандатный избирательный округ N 204) под N 2 значится Есаков Никита Сергеевич; в региональной группе N 19 (Город Санкт-Петербург - Северо-Восточный одномандатный избирательный округ N 214) под N 2 значится Добыш Иван Владимирович; в региональной группе N 24 (Республика Бурятия) под N 3 значится Чимитдоржиев Баясхалан Баторович; в региональной группе N 35 (Московская область - Балашихинский одномандатный избирательный округ N 117, Московская область - Дмитровский одномандатный избирательный округ N 118) под N 4 значится Орлова Александра Юрьевна; в региональной группе N 45 (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ульяновская область) под N 2 значится Аркадьев Михаил Владиславович; в региональной группе N 49 (Кировская область) под N 1 значится Амосов Александр Николаевич; в региональной группе N 59 (Свердловская область - Свердловский одномандатный избирательный округ N 168, Свердловская область - Каменск-Уральский одномандатный избирательный округ N 169) под N 2 значится Семавин Дмитрий Александрович; в региональной группе N 63 (Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59) под N 2 значится Плотникова Елена Александровна; в региональной группе N 88 (Саратовская область) под N 4 значится Мартынов Евгений Дмитриевич.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Есакова Н.С., Добыша И.В., Чимитдоржиева Б.Б., Орловой А.Ю., Аркадьева М.В., Амосова А.Н., Семавина Д.А., Плотниковой Е.А., Мартынова Е.Д. (далее - Кандидаты), включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией, на основании пункта 6 части 11 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ в связи с установлением факта владения и пользования Кандидатами иностранными финансовыми инструментами.
В судебном заседании представители ЦИК России Сахаров С.Ф. и Гетманская О.Ю. поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Партии Соловьев Л.А. возражал против удовлетворения административного иска, указав на то, что Кандидатами выполнены все требования Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
Административные ответчики Есаков Н.С., Добыш И.В., Чимитдоржиев Б.Б., Орлова А.Ю., Аркадьев М.В., Амосов А.Н., Семавин Д.А., Плотникова Е.А., Мартынов Е.Д., извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От Орловой А.Ю. поступили возражения относительно заявлённых требований и ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое оставлено без удовлетворения. Другие Кандидаты возражений на предъявленные требования не заявили.
Выслушав объяснения представителей административного истца Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф. и Гетманской О.Ю., представителя заинтересованного лица политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Соловьева Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым заявленные требования удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).
Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ допускает отмену регистрации кандидата, включённого в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, по основаниям, указанным в части 11 статьи 99, одним из которых признаётся установление факта открытия или наличия у кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (пункт 6).
Часть 13 статьи 4 данного федерального закона предписывает гражданину Российской Федерации, выдвинутому кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в поименованном федеральном законе в значении, определённом Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ).
Судом установлено, что 26 июля 2021 г. Партия представила в ЦИК России документы для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Порядок представления избирательных документов в ЦИК России для регистрации федерального списка кандидатов регламентирован статьями 42, 46 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, в соответствии с которыми уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счёта избирательного фонда политической партии; 2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 42 данного федерального закона (если такие изменения имеются); 3) в отношении каждого кандидата, включённого в федеральный список кандидатов, - письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (часть 1 статьи 46).
Одновременно с документами, указанными в частях 1-4 статьи 42 поименованного федерального закона, уполномоченный представитель Партии представил в ЦИК России сведения о размере и об источниках доходов Кандидатов, а также об их имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах согласно части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, а также письменные уведомления Кандидатов о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами, датированные ими 23, 30 июня, 1, 3, 4, 7, 9 июля 2021 г. и подписанные собственноручно.
Частями 3, 4 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации наделена полномочиями проверять достоверность сведений о кандидатах, включённых в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями. В этих целях Комиссия обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности представленных в соответствии со статьёй 42 данного федерального закона сведений о кандидатах, включённых в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 поименованного федерального закона. Соответствующие органы обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных на основании пункта 2 части 5 статьи 42 названного федерального закона, выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 этого федерального закона, - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки, осуществляемой по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ.
На дату регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, Комиссия не располагала сведениями о владении Кандидатами иностранными финансовыми инструментами.
Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Пунктом 6 4 статьи 33 названного федерального закона закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (далее также - Банк России).
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6 6 статьи 33 поименованного федерального закона).
Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее - Указание).
В силу пункта 1 Указания ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России (далее - ФЦИ при ЦИК России), осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Из приведённых положений следует, что взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
В ЦИК России из Банка России поступила информация о том, что Кандидаты владеют следующими иностранными финансовыми инструментами: Есаков Н.С. - The Bank of New York Mellon (2 шт.), Dell Technologies Inc. (1 шт.), Levi Strauss & Co. (1 шт.), Carl Zeiss Meditec AG (1 шт.); Добыш И.В. - Polymetal International pic (4 шт.), Advanced Micro Devices, Inc. (1 шт.), Apple Inc. (4 шт.), Citibank N.A. (3 шт.), Intel Corporation (1 шт.), MasterCard Incorporated (1 шт.), Microsoft (2 шт.); Чимитдоржиев Б.Б. - Cinemark Holdings, Inc. (1 шт.), Public Limited Liability Company Yandex N.V. (1 шт.), Virgin Galactic Holdings, Inc. (2 шт.); Орлова А.Ю. - The Bank of New York Mellon (1 шт.), Crocs, Inc. (1 шт.), FinEx Investment Management LLP (1200 шт., 1200 шт., 15 шт., 2 шт., 5 шт.); Аркадьев М.В. - Pfizer Inc. (54 шт.), AbbVie Inc. (30 шт.), Discovery, Inc. (60 шт.), Ford Motor Company (1300 шт.), AT&T Inc. (69 шт.), Alcoa Corporation (25 шт.), Deutsche Bank Trust Company Americas (79 шт., 80 шт.); Амосов A.H. - bluebird bio, Inc. (2 шт.), Citibank N.A. (3 шт.), Verizon Communications Inc. (10 шт.), AT&T Inc. (10 шт.), Change Healthcare Inc. (20 шт.), FinEx Investment Management LLP (15 шт., 75 шт.); Семавин Д.А. - Polymetal International pic. (2 шт.), The Bank of New York Mellon (9 шт.), Public Limited Liability Company Yandex N.V. (1 шт.), Uber Technologies, Inc. (1 шт.), Newmont Corporation (1 шт.), FinEx Investment Management LLP (3155 шт.); Плотникова E.A. - FinEx Investment Management LLP (1 шт., 130 шт.); Мартынов Е.Д. - The Bank of New York Mellon (1 шт., 1 шт., 4 шт.), Pfizer Inc. (1 шт.), Ford Motor Company (5 шт.), Intel Corporation (1 шт.), Apple Inc. (1 шт.), FinEx Investment Management LLP (3 шт.).
24 августа 2021 г. ЦИК России подготовлен запрос в Банк России с просьбой сообщить о наличии иностранных финансовых инструментов у Кандидатов в том числе на дату представления Партией в Комиссию документов для регистрации федерального списка кандидатов (26 июля 2021 г.).
Поскольку взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России, ФЦИ при ЦИК России был сформирован и направлен запрос с использованием указанной системы.
В ответ на данный запрос с использованием информационных ресурсов Банка России поступили ответы, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у Кандидатов имеются иностранные финансовые инструменты. При этом установлено, что 30 августа 2021 г. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации Кандидатов в ЦИК России от уполномоченного представителя Партии поступили дополнительные документы в отношении кандидата Плотниковой Е.А., а именно отчёт о сделках и операциях за период 1 августа 2021 г. - 25 августа 2021 г., выданный акционерным обществом "Тинькофф Банк".
Из данного отчёта следует, что 12 августа 2021 г. кандидатом Плотниковой Е.А. совершена сделка по покупке 1 ценной бумаги FinEx Investment Management LLP, a 20 августа 2021 г. совершена продажа 132 ценных бумаг FinEx Investment Management LLP. Эти сведения подтверждают, что уже после представления в ЦИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидат Плотникова Е.А., включённая в указанный список, владела иностранными финансовыми инструментами.
Данные обстоятельства административными ответчиками не опровергнуты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утверждённым международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определённом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определённом пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ).
31 августа 2021 г. у организаций, представивших в информационные ресурсы Банка России сведения о наличии у Кандидатов иностранных финансовых инструментов, ЦИК России дополнительно запрошена информация о международных идентификационных кодах ценных бумаг (ISIN), которые имелись у Кандидатов на 26 июля 2021 г. Из поступивших в ЦИК России ответов акционерного общества "Тинькофф Банк", публичного акционерного общества "Банк ВТБ" и акционерного общества "ФИНАМ" следует, что имеющимся у Кандидатов ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN).
Согласно информации с официального сайта Национального расчётного депозитария (www.isin.ru), размещённой в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, все перечисленные выше ценные бумаги, которыми владеют Кандидаты, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма приведённых компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ к нерезидентам относятся в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Факт отчуждения кандидатом Плотниковой Е.А. иностранных финансовых инструментов по состоянию на 20 августа 2021 г. не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в отношении её с учётом невыполнения требования закона прекратить владение иностранными финансовыми инструментами на день представления документов для регистрации федерального списка кандидатов (часть 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) и поданного ею письменного уведомления об отсутствии таковых.
Доводы административного ответчика Орловой А.Ю. о недостоверности сведений о наличии у неё иностранных финансовых инструментов ввиду закрытия в 2020 г. инвестиционных счетов в публичном акционерном обществе "Сбербанк России", являются несостоятельными, поскольку из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, представленных уполномоченным представителем акционерного общества "Тинькофф Банк", следует, что указанный кандидат владеет иностранными финансовыми документами.
Оценивая все имеющиеся в деле доказательства, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что Кандидаты как на дату представления документов для регистрации федерального списка, так и по настоящее время (за исключением Плотниковой Е.А.) владеют иностранными финансовыми инструментами, что является основанием для отмены их регистрации по пункту 6 части 11 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
В целях реализации полномочий, предоставленных положением приведённой нормы закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на заседании 30 августа 2021 г. единогласно приняла решение обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации Кандидатов, соответствующее требованиям пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Есакова Никиты Сергеевича, Добыта Ивана Владимировича, Чимитдоржиева Баясхалана Баторовича, Орловой Александры Юрьевны, Аркадьева Михаила Владиславовича, Амосова Александра Николаевича, Семавина Дмитрия Александровича, Плотниковой Елены Александровны, Мартынова Евгения Дмитриевича, включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО".
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2021 г. N АКПИ21-782
Текст решения опубликован не был