г. Калуга |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А35-10672/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.11.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Гнездовского С.Э. |
судей |
Гладышевой Е.В. |
|
Григорьевой М.А. |
при участии в заседании:
от заявителя кассационной жалобы - Администрации Курчатовского района Курской области:
от кредитора - АО "АтомЭнергоСбыт":
от иных лиц, участвующих в деле: |
Бутов Е.И. - представитель по доверенности от 01.11.2022, участвовал в судебном заседании 15.11.2022 (до объявления в нем перерыва), в судебное заседание 22.11.2022 (продолженное после окончания перерыва) не явился, извещен надлежаще;
Ломакина В.В. - представитель по доверенности от 14.03.2022;
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Курчатовского района Курской области на определение Арбитражного суда Курской области от 27.06.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А35-10672/2018,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника - муниципального унитарного предприятия "Курчатовское районное ЖКХ" Муниципального района "Курчатовский район" Курской области (далее - МУП "Курчатовское районное ЖКХ") 24.03.2021 АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образования "Курчатовский район" Курской области в лице Администрации Курчатовского района Курской области компенсации стоимости имущества, изъятого из хозяйственного ведения должника, в размере 16 336 215,69 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Курской области от 27.06.2022 (судья Чернышева Т.В.) заявление удовлетворено, с муниципального образования "Курчатовский район" Курской области в лице Администрации Курчатовского района Курской области за счет средств казны муниципального образования в пользу МУП "Курчатовское районное ЖКХ" взыскана компенсация в размере 16 336 215,69 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 (судьи Седунова И.Г., Потапова Т.Б., Владимирова Г.В.) указанное определение оставлено без изменения.
Не соглашаясь с названными судебными актами, Администрация Курчатовского района Курской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм права.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на то, что в рамках иного обособленного производства по настоящему делу о банкротстве Арбитражный суд Центрального округа, направляя спор в части применения последствий недействительности сделок, оформленных постановлениями Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 и от 28.04.2020 N 280 (далее - постановления Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 и от 28.04.2020 N 280) на новое рассмотрение, указал на необходимость выяснения возможности эксплуатации объектов имущества отдельно или отнесения их к единому комплексу имущества, но суды, не рассмотрев указанный выше обособленный спор в данной части пришли к выводу о взыскании спорной компенсации. Указывает, что устанавливая остаточную балансовую стоимость имущества, переданного МУП "Комфорт", суды не привлекли его к участию в деле. Выражает несогласие с судебной оценкой имеющихся в деле доказательств, по результатам которой установлены фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
В суд округа представлены отзывы АО "АтомЭнергоСбыт", УФНС по Курской области, конкурсного управляющего МУП "Курчатовское районное ЖКХ" с изложением возражений против доводов кассационной жалобы.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В судебном заседании в порядке, установленном ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании 15.11.2022 (до объявления перерыва) поддержал доводы кассационной жалобы, а также устно пояснил занимаемую правовую позицию. В судебное заседание 22.11.2022 (продолженное после окончания перерыва) заявитель кассационной жалобы не явился.
Представитель АО "АтомЭнергоСбыт" заявил возражения против доводов жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, возражения на нее, суд округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, на основании Решения собрания депутатов МО "Дичнянский сельсовет" Курчатовского района Курской области от 19.12.2014 N 138 и передаточного акта от 17.03.2015 в собственность муниципального района "Курчатовский район" Курской области из муниципальной собственности МО "Дичнянский сельсовет" Курчатовского района Курской области был передан имущественный комплекс, представляющий собой перечень объектов водоснабжения и водоотведения, используемых для функционирования централизованной системы водоснабжения Курчатовского района Курской области.
На основании Постановления Администрации Курчатовского района Курской области от 31.12.2014 N 1854 указанные объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за Унитарным предприятием "Дичнянское ЖКХ" Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области.
В соответствии с Постановлением Администрации Курчатовского района Курской области от 17.02.2015 N 311 наименование Унитарного предприятия "Дичнянское ЖКХ" Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области изменено на МУП "Курчатовское районное ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области.
На основании письма исх.N 232/1 от 13.07.2016 МУП "Курчатовское районное ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области обратилось в Администрацию Курчатовского района Курской области с просьбой изъять из его хозяйственного ведения имущество согласно перечню, указанному в приложении к письму.
В соответствии с Постановлением Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 соответствующее имущество, согласно приложенному перечню, изъято из хозяйственного ведения МУП "Курчатовское районное ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области. На основании письма МУП "Дружненское ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области от 11.07.2016 N 58 и в соответствии с Постановлением Администрации Курчатовского района Курской области от 08.08.2016 N 921 объекты имущества закреплены на праве хозяйственного ведения за указанным лицом.
Определением Арбитражного суда Курской области от 06.05.2019 (резолютивная часть от 24.04.2019) в отношении МУП "Курчатовское районное ЖКХ" введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий.
Решением арбитражного суда от 22.10.2019 (резолютивная часть от 15.10.2019) МУП "Курчатовское районное ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.
На основании Постановления Администрации Курчатовского района Курской области от 28.04.2020 N 280 с 31.05.2020 из хозяйственного ведения МУП "Курчатовское районное ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области также были изъяты остальные объекты недвижимости. Указанным Постановлением имущество с 01.06.2020 закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "Комфорт" муниципального района "Курчатовский район" Курской области.
Конкурсный управляющий МУП "Курчатовское районное ЖКХ" 02.09.2020 обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения) к Администрации Курчатовского района Курской области, МУП "Комфорт о признании недействительными постановлений Администрации Курчатовского района Курской области: от 28.04.2020 N 280 в части изъятия из хозяйственного ведения должника следующих объектов недвижимости: мастерские, бытовые помещения (назначение: нежилое, Литер А, этажность: 1, адрес: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, село Дичня, кадастровый номер: 46:12:020502:867, площадь 614,2 кв. м.) и от 18.07.2016 N 889 в части изъятия из хозяйственного ведения должника следующих объектов недвижимости: здание производственного корпуса со складом (назначение: нежилое, Литер Б, этажность: 1, адрес: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, село Дичня, кадастровый номер: 46:12:020502:1122, площадь 33,9 кв. м), здание гаража на 5 автомашин (назначение: гаражное, Литер В, этажность: 1, адрес: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, село Дичня, кадастровый номер: 46:12:000000:382, площадь 241,9 кв. м.), применении последствий недействительности указанных сделок в виде истребования из незаконного владения МУП "Комфорт" муниципального района "Курчатовский район" Курской области и МУП "Дружненское ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области соответствующих объектов имущества.
По результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего о признании недействительными сделок по существу определением Арбитражного суда Курской области от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021, заявление удовлетворено, указанные постановления в оспариваемой части признаны недействительными сделками, применены последствия их недействительности в виде обязания МУП "Дружненское ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" и МУП "Комфорт" муниципального района "Курчатовский район" Курской области возвратить в конкурсную массу должника соответствующие указанные выше объекты имущества.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.02.2022 определение Арбитражного суда Курской области от 26.08.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 в отношении применения последствий недействительности сделок, оформленных постановлениями Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 и от 28.04.2020 N 280 в оспоренной управляющим части, отменены. В указанной части спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области. В остальной части определение Арбитражного суда Курской области от 26.08.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 оставлены без изменения.
Согласно сведениям официального информационного ресурса "Картотека арбитражных дел" при новом рассмотрении спора в отношении применения последствий недействительности оспоренной конкурсным управляющий должника части указанных выше постановлений Администрации Курчатовского района Курской области, с учетом принятого судом уточнения требований, конкурсным управляющим должника заявлено о применении последствий недействительности оспоренных сделок в виде взыскания 5 237 998,72 руб., а не возвращения указанного выше недвижимого имущества в конкурсную массу, соответствующее заседание суда первой инстанции отложено на 29.11.2022. На дату вынесения как обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по настоящему обособленному спору, так и резолютивной части настоящего постановления, материалы дела, включая его электронные материалы, не содержат сведения о вынесении по результатам нового рассмотрения по существу названного спора в части применения последствий недействительности сделок какого-либо процессуального решения.
Ссылаясь на то, что изъятие объектов водоснабжения и водоотведения, осуществленное на основании постановления Администрации Курчатовского района Курской области от 28.04.2020 N 280, не может быть произведено без соответствующей компенсации, конкурсный кредитор - АО "АтомЭнергоСбыт" 24.03.2022 обратился в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами ст.ст. 64, 65, 67, 68, 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 131, 132, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 9 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", пришли к выводу об удовлетворении требований конкурсного кредитора.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует положениям законодательства и материалам дела.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (пункт 1 статьи 131 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве включению в конкурсную массу подлежит имущество, которое имеется в фактическом наличии. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункты 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника, изъятого из оборота имущества.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой, отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности, не допускаются.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. Заинтересованные лица, в частности, арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
В настоящем случае, постановлением Администрации Курчатовского района Курской области от 28.04.2020 N 28 произведено изъятие из хозяйственного ведения должника ряда объектов водоснабжения и водоотведения, перечень которых приложен к данному постановлению. По результатам проведения назначенной определением Арбитражного суда Курской области от 28.03.2022 судебной экспертизы составлено заключение эксперта от 08.04.2022 N3032/22, в котором определена остаточная стоимость объектов, изъятых из хозяйственного ведения МУП "Курчатовское районное ЖКХ" муниципального района "Курчатовский район" Курской области на основании постановления Администрации Курчатовского района от 28.04.2020 N280 по состоянию на дату изъятия (31.05.2020). Данное заключение в порядке, установленном ст. 71 АПК РФ, получило оценку судов первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения спора по существу в качестве одного из доказательств по делу.
Поскольку объекты водоснабжения и водоотведения, за изъятие которых судами первой и апелляционной инстанций по заявлению АО "АтомЭнергоСбыт" взыскана спорная компенсация, как по предметному перечню, так и по их целевому хозяйственному назначению явно и очевидно отличаются от объектов имущества, которые были переданы на основании оспоренных конкурсным управляющим должника и признанных недействительными сделками части постановлений Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 (здание производственного корпуса со складом, здание гаража на 5 автомашин) и от 28.04.2020 N 280 (мастерские, бытовые помещения), разрешение настоящего спора по заявлению АО "АтомЭнергоСбыт" о взыскании компенсации за изъятие объектов водоснабжения и водоотведения, согласно перечню, без объединения (ст. 130 АПК РФ) его в одно производство для совместного рассмотрения с обособленным спором о применении последствий недействительности сделок (в котором рассматриваются уточненные требования управляющего о взыскании денежных средств, а не возвращения объектов в натуре), не свидетельствует о наличии оснований для отмены в порядке кассационного производства вынесенных по результатам рассмотрения по существу настоящего спора судебных актов первой и апелляционной инстанций.
В материалах дела отсутствуют документы, указывающие на объединение объектов водоснабжения и водоотведения, с одной стороны, и здания производственного корпуса со складом, здания гаража на 5 автомашин, мастерских, бытовых помещений, с другой стороны, используемых в настоящий период времени двумя различными предприятиями (МУП "Дружненское ЖКХ" и МУП "Комфорт") в один фактический имущественный комплекс. Сведения об оформлении когда-либо государственной регистрации указанных объектов в качестве единого имущественного комплекса в установленном порядке также отсутствуют.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие результатов нового рассмотрения по существу спора о применении последствий недействительности сделок, оформленных частью постановлений Администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2016 N 889 и от 28.04.2020 N 280 и отнесение объектов, являющихся предметом споров о компенсации и о применении последствий недействительности сделок к единому комплексу имущества, в настоящем случае не могут быть приняты во внимание.
Ссылки на то, что устанавливая остаточную балансовую стоимость имущества, переданного МУП "Комфорт", суды не привлекли его к участию в деле несостоятельны. Определением Арбитражного суда Курской области от 23.09.2021 к участию в рассмотрении настоящего обособленного спора привлечено МУП "Комфорт" муниципального образования "Курчатовский район" Курской области, уведомление о вручении судебной корреспонденции и извещении данного юридического лица о дате и времени судебного заседания приобщено в материалы дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не является основанием для отмены принятых по делу актов. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, полагая их принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст.290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курской области от 27.06.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А35-10672/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Э. Гнездовский |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. Заинтересованные лица, в частности, арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2022 г. N Ф10-2/22 по делу N А35-10672/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1478/2021
28.11.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2/2022
08.09.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1478/2021
10.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1478/2021
24.02.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2/2022
08.12.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1478/2021
04.06.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1478/2021
22.10.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-10672/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-10672/18
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-10672/18
06.05.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-10672/18