В соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьей 29 Устава городского округа Краснотурьинск, утвержденного решением Краснотурьинской городской Думы от 23.06.2005 N 76, пунктом 10.1 раздела 1 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 21.07.2021 N 2-К постановляю:
1. Утвердить порядок проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск (приложение N 1).
2. Утвердить план-график проведения оценки коррупционных рисков в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск (приложение N 2).
3. Руководителям органов местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, руководителям подразделений Администрации городского округа Краснотурьинск обеспечить выполнение требований порядка, утвержденного пунктом 1 и плана-графика проведения оценки коррупционных рисков в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск утвержденного пунктом 2 настоящего постановления.
4. Начальнику отдела кадров и муниципальной службы Администрации городского округа Краснотурьинск (М.А. Плотникова) обеспечить ознакомление с настоящим постановлением под подпись лиц, ответственных за выявление личной заинтересованности в сфере закупок в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Муниципальный вестник. Городской округ Краснотурьинск" и разместить на официальном сайте Администрации городского округа Краснотурьинск.
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Администрации городского округа Краснотурьинск М.А. Корсикова.
Глава городского округа |
А.Ю. Устинов |
Утвержден
(Приложение N 1)
постановлением Главы
городского округа Краснотурьинск
от 1 сентября 2021 г. N 31
Порядок
проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск
1. Общие положения
1.1. Основным инструментом выявления и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок является оценка коррупционных рисков.
1.2. Применительно к настоящему Порядку используются следующие понятия
1.2.3. коррупционный риск - возможность совершения служащим (работником) коррупционного правонарушения;
1.2.4. коррупционное правонарушение - действие (бездействие), за совершение которого служащие (работники) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность;
1.2.5. оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков (выявления коррупционных рисков), а также разработки мер по минимизации выявленных коррупционных рисков;
1.2.6. коррупционная схема - способ (совокупность способов) совершения коррупционного правонарушения;
1.2.7. идентификация коррупционного риска - процесс определения для отдельной процедуры потенциально возможных коррупционных схем при закупках в органе (организации);
1.2.8. анализ коррупционного риска - процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации;
1.2.9. индикатор коррупции - сведения, указывающие на возможность совершения коррупционного правонарушения, а также на реализацию коррупционной схемы;
1.2.10. ранжирование коррупционных рисков - процесс определения значимости выявленных коррупционных рисков в соответствии с принятой в органе (организации) методикой.
2. Задачи и принципы оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок
2.1. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок (далее также - оценка коррупционных рисков) является основой для выстраивания системы профилактики коррупционных правонарушений в соответствующем органе местного самоуправления городского округа Краснотурьинск (далее по тексту - орган местного самоуправления) в указанной сфере и позволяет решить задачи по обеспечению
2.1.2. системы управления коррупционными рисками, присущими закупочной деятельности;
2.1.3. соответствия реализуемых мер по профилактике коррупции реальным или возможным способам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая действенность таких мер, повышая эффективность использования финансовых, кадровых, временных и иных ресурсов.
2.2. Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить с учетом следующих основных принципов:
2.2.1. законность: оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации;
2.2.2. полнота: коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в этой связи соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски;
2.2.3. рациональное распределение ресурсов: оценку коррупционных рисков следует проводить с учетом фактических возможностей органа (организации), в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
2.2.4. взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми мероприятиями по профилактике коррупционных правонарушений;
2.2.5. своевременность и регулярность: проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе; результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним (например, организационная структура органа (организации)), так и внешним (например, учет изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности).
В этой связи оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить регулярно (например, раз в два - три года) и при существенном изменении применимых обстоятельств (изменение организационно-штатной структуры органа местного самоуправления; перераспределение полномочий между подразделениями органа местного самоуправления; выявление новых коррупционных рисков; выявление фактов совершения коррупционных правонарушений; изменение законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности и других применимых нормативных правовых и иных актов и другое);
2.2.6. адекватность: принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на служащих (работников) избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих служебных (трудовых) обязанностей;
2.2.7. презумпция добросовестности: наличие коррупционных индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о свершившемся или планируемом к свершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации подразделением по профилактике коррупционных правонарушений;
2.2.8. исключение субъектности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в органе (организации), а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки служащих (работников);
2.2.9. беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручать не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в органе (организации), но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в оцениваемой сфере.
В этой связи к оценке могут быть привлечены не только служащие (работники) ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, но и служащие (работники), непосредственно участвующие в осуществлении закупочных процедур, а также иные лица.
Кроме того, рекомендуется организовать повышение квалификации служащих (работников), ответственных за проведение оценки коррупционных рисков, по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным, в частности, с осуществлением закупок.
3. Рекомендуемый порядок оценки коррупционных рисков
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих при осуществлении закупок, позволяющих злоупотреблять должными (служебными) обязанностями в целях получения служащими (работниками) или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества и государства, органа (организации).
3.2. При проведении оценки коррупционных рисков необходимо установить и определить следующее:
3.2.1. предмет коррупционного правонарушения (за какие возможные действия (бездействие) служащий (работник) может получить противоправную выгоду);
3.2.2. используемые коррупционные схемы;
3.2.3. индикаторы коррупции.
3.3. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:
3.3.1. подготовительный этап;
3.3.2. описание процедуры осуществления закупки в органе (организации);
3.3.3. идентификация коррупционных рисков;
3.3.4. анализ коррупционных рисков;
3.3.5. ранжирование коррупционных рисков;
3.3.6. разработка мер по минимизации коррупционных рисков;
3.3.7. утверждение результатов оценки коррупционных рисков;
3.3.8. мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
Подготовительный этап
3.4. Руководителем (уполномоченным должностным лицом) органа местного самоуправления принимается письменное решение (локальный нормативный акт) о проведении оценки коррупционных рисков, в котором отражается следующее:
3.4.1. персональная ответственность за проведение оценки коррупционных рисков служащего (работника) ответственного за профилактику коррупционных правонарушений;
3.4.2. сроки проведения;
3.4.3. права ответственного служащего (работника), а также обязанность руководителей подразделений органа местного самоуправления оказывать содействие в проведении оценки коррупционных рисков;
3.4.4. формы контроля за проведением оценки;
3.4.5. иные аспекты, признанные целесообразными к закреплению в локальном нормативном акте органа местного самоуправления.
При необходимости может быть подготовлен план-график проведения оценки коррупционных рисков, предусматривающий, например, этапы проведения оценки коррупционных рисков; промежуточные документы (доклады); порядок и сроки согласования и другое.
3.5. Для целей оценки коррупционных рисков может формироваться рабочая группа, в состав которой могут входить не только служащие (работники) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, но служащие (работники) иных структурных подразделений органа местного самоуправления, например, ответственных за организацию осуществления закупки в органе (организации), и другое.
При наличии возможности и признании целесообразным к оценке коррупционных рисков могут привлекаться также внешние эксперты, в том числе члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (при наличии), общественной палаты городского округа Краснотурьинск и другое.
В таком случае состав рабочей группы также целесообразно закрепить в локальном акте органа (организации).
3.6. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, рекомендуется определить внутренние и внешние источники информации.
3.6.1. К внутренним источникам информации можно отнести следующее
3.6.1.1. организационно-штатная структура и штатное расписание органа местного самоуправления в части, касающейся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;
3.6.1.2. положения о подразделениях органа местного самоуправления, участвующих в закупочной деятельности;
3.6.1.3. должностные инструкции, служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки;
3.6.1.4. локальные нормативные и иные акты органа местного самоуправления, касающиеся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;
3.6.1.5. результаты внутреннего или внешнего анализа деятельности органа местного самоуправления, касающиеся закупочной деятельности;
3.6.1.6. факты, свидетельствующие о нарушении в органе местного самоуправления положений законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;
3.6.1.7. сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных служащими (работниками) при осуществлении закупок;
3.6.1.8. материалы ранее проведенных проверок соблюдения служащими (работниками) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
3.6.1.9. сведения бухгалтерского баланса;
3.6.1.10. план закупок;
3.6.1.11. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки;
3.6.1.12. иные документы, в том числе характеризующие порядок (процедуру) осуществления закупки в органе (организации).
3.6.2. К внешним источникам информации можно отнести следующее:
3.6.2.1. результаты независимых исследований, посвященных коррупционным рискам при осуществлении закупок;
3.6.2.2. нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, в частности, о закупочной деятельности;
3.6.2.3. обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях при осуществлении закупок;
3.6.2.4. сообщения, в том числе о коррупционных правонарушениях, в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3.6.2.5. материалы, представленные контрольными и надзорными органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, и другое;
3.6.2.6. материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;
3.6.2.7. обзоры типовых нарушений, совершаемых при осуществлении закупок;
3.6.2.8. иные применимые материалы.
Описание процедуры осуществления закупки в органе (организации)
3.7. При проведении оценки коррупционных рисков необходимо проанализировать не только саму процедуру с точки зрения нормативно определенных (установленных) процедур осуществления закупок и присущих ей коррупционных рисков и индикаторов коррупции, но и детально проанализировать процедуру в целом: с разделением того, что прямо предусмотрено (проистекает) нормативными правовыми и иными актами, и того, что происходит на практике ("в жизни").
3.8. Основная задача данного этапа - понять, каким образом в органе местного самоуправления фактически происходит осуществление закупки.
Для реализации данной задачи рекомендуется проанализировать информацию, указанную в пункте 3.6 настоящего Порядка, и иную применимую и находящуюся в распоряжении органа местного самоуправления информацию.
3.9. По результатам анализа целесообразно представить процедуру осуществления закупки в органе местного самоуправления в качестве блок - схемы.
Для целей качественного анализа процедуры осуществления закупки в блок-схеме рекомендуется использовать разные функциональные элементы. Примеры наиболее часто встречающихся функциональных элементов представлены в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
3.10. При подготовке рассматриваемой блок-схемы целесообразно организовать ее обсуждение, в частности, с подразделениями органа местного самоуправления, участвующими в осуществлении закупки.
Идентификация коррупционных рисков
3.11. По результатам описания процедуры осуществления закупки, в том числе в качестве блок-схемы, рекомендуется провести идентификацию коррупционных рисков на основании имеющейся в распоряжении органа местного самоуправления информации, указанной в пункте 3.6 настоящего Порядка.
3.12. Признаками наличия коррупционного риска при осуществлении закупок может являться наличие у служащего (работника)
3.12.1. дискреционных полномочий, в том числе при подготовке документации, необходимой для осуществления закупки и заключения и исполнения государственного или муниципального контракта либо гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ (далее - контракт);
3.12.1. возможности взаимодействия с потенциальными участниками закупки (то есть потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями)).
3.13. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, могут быть использованы различные методы, среди которых можно выделить следующие:
3.13.1. анкетирование;
3.13.2. экспертное обсуждение;
3.13.3. иные методы.
Выбор конкретного метода рекомендуется обосновывать фактическими обстоятельствами, сложившимися в органе местного самоуправления.
3.14. Одновременно для идентификации коррупционных рисков могут быть использованы ответы на следующие вопросы:
3.14.1. кто может быть заинтересован в коррупционном правонарушении?
3.14.2. какие коррупционные правонарушения могут быть совершены на рассматриваемом этапе осуществления закупки?
3.14.3. в чем заключается взаимосвязь возможного коррупционного правонарушения и возможных к получению выгод?
3.15. На каждом этапе осуществления закупки может быть выявлено несколько коррупционных рисков.
3.16. По результатам идентификации коррупционных рисков их целесообразно перенести на блок-схему, подготовленную в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка.
Анализ коррупционных рисков
3.17. По результатам идентификации коррупционных рисков рекомендуется описать коррупционное правонарушение с точки зрения ее возможных участников и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды. Особое внимание при этом целесообразно уделить не только определению потенциально возможной коррупционной схемы, но и присущим ей индикаторам коррупции.
3.18. Для проведения указанной работы могут быть использованы ответы на следующие вопросы
3.18.1. какие действия (бездействие) приведут к получению неправомерной выгоды в связи с осуществлением закупки?
3.18.2. каким образом потенциально возможно извлечь неправомерную выгоду?
3.18.3. кто рискует быть вовлечен в коррупционную схему?
3.18.4. каким образом возможно обойти механизмы внутреннего (внешнего) контроля?
3.19. При описании коррупционной схемы целесообразно описать следующие аспекты:
3.19.1. какая выгода может быть неправомерно получена;
3.19.2. кто может быть заинтересован в получении неправомерной выгоды при осуществлении закупки;
3.19.3. перечень служащих (работников) организации, участие которых позволит реализовать коррупционную схему;
3.19.4. описание потенциально возможных способов получения неправомерной выгоды;
3.19.5. краткое и развернутое описание коррупционной схемы;
3.19.6. состав коррупционных правонарушений, совершаемых в рамках рассматриваемой коррупционной схемы;
3.19.7. существующие механизмы внутреннего (внешнего) контроля и способы их обхода;
3.19.8. иные применимые аспекты.
3.20. При этом стоит разграничивать коррупционные риски и коррупционные схемы от фактов необоснованных закупок, влекущих негативные последствия для органа (организации), в том числе в виде экономического ущерба.
3.21. При анализе коррупционных рисков процедуру осуществления закупки можно разделить на следующие основные этапы
3.21.1. пред-процедурный этап (предусматривающий в том числе процедурные основы осуществления закупок; планирование закупок; подготовку иной документации для осуществления закупки);
3.21.2. процедурный этап (определение поставщика (подрядчика, исполнителя));
3.21.3. пост-процедурный этап (исполнение, изменение, расторжение контракта).
3.22. При анализе коррупционных рисков на пред-процедурном этапе целесообразно, в первую очередь, обратить внимание на предполагаемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для целей профилактики коррупции предпочтительными являются конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Стоит учитывать, что конкурентные процедуры не исключают коррупционные риски, но повышают открытость и прозрачность, позволяют не допустить совершение коррупционных правонарушений.
Одновременно ответственному за профилактику коррупционных правонарушений целесообразно обращать внимание на цель осуществления закупки (ее обоснованность) и на начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги.
Следует оценить необходимость планируемого к закупке товара, работы и (или) услуги и ее обоснование (соотносится ли планируемый к закупке товар, работа и (или) услуга с целями деятельности органа (организации)).
Ответственному за профилактику коррупционных правонарушений также может быть рекомендовано оценить документацию, подготавливаемую для целей осуществления закупки, через призму возможной аффилированности с потенциальными участниками закупки.
Стоит учитывать также избыточное количество сложных для восприятия формулировок, которые могут использоваться для: сокрытия коррупционных правонарушений; ограничения возможности осуществления контрольных (мониторинговых) мероприятий; необоснованного объединения (дробления) лотов; ограничения потенциального количества участников закупок и другое.
3.23. На процедурном этапе ответственному за профилактику коррупционных правонарушений стоит обратить внимание на оценку заявок, окончательных предложений участников закупки в части критериев такой оценки (например, наличие двусмысленных формулировок, а также критериев, соответствие которым сложно подтвердить).
Кроме того, необходимо проанализировать процесс через призму опасности передачи служебной информации потенциальным участникам закупки, аффилированным с отдельными служащими (работниками).
Вместе с тем необходимо учитывать, что закупка может осуществляться не только в интересах физического (юридического) лица - потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), но и в интересах приобретения конкретного товара, получения конкретной услуги, работы.
3.24. При анализе пост-процедурного этапа необходимо обращать внимание на существенное изменение условий контракта, а также на аспекты, связанные с
3.24.1. приемкой поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта);
3.24.2. оплатой заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3.24.3. взаимодействием заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
3.25. Индикаторы коррупции не позволяют однозначно говорить о коррупционном правонарушении как свершившемся факте. Даже в условиях большого количества индикаторов коррупции закупка может быть честной, законной.
3.26. Возможные индикаторы коррупции конкретизируются ответственными за профилактику коррупционных правонарушений самостоятельно, в том числе на основании специфики осуществления закупок в органе (организации):
3.26.1. незначительное количество участников закупки;
3.26.2. существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, то есть в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
3.26.3. в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;
3.26.3. "регулярные" участники закупки не принимают участие в конкретной закупке;
3.26.4. участники закупки "неожиданно" отзывают свои заявки;
3.26.5. в качестве субподрядчиков привлекаются участники закупки, не определенные в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя);
3.26.6. участниками закупки являются юридические лица, обладающие следующими признаками:
3.26.7. создание по адресу "массовой" регистрации;
3.26.8. незначительный (минимальный) размер уставного капитала;
3.26.9. отсутствие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3.26.10. недавняя регистрация организации (за несколько недель или месяцев до даты объявления торгов);
3.26.11. отсутствие необходимого количества специалистов требуемого уровня квалификации для исполнения контракта;
3.26.12. отсутствие непосредственных контактов с контрагентами;
3.26.13. отсутствие в штатном расписании организации лица, отвечающего за бухгалтерский учет (главного бухгалтера);
3.26.14. договоры с контрагентом содержат условия, которые не характерны для обычной практики, и другое;
3.26.15. в целях создания видимости конкуренции участниками закупки являются физические (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить потенциальный контракт.
Информация об участниках закупки, применимая для целей настоящего Порядка, может быть также получена из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, например, посредством анализа сведений, доступных на электронном сервисе "Прозрачный бизнес", размещенном по адресу: https://pb.nalog.ru/, а также посредством использования различных агрегаторов информации.
Ранжирование коррупционных рисков
3.27. По результатам описания выявленных коррупционных рисков и применимых коррупционных схем рекомендуется провести оценку их значимости.
3.28. Ранжирование коррупционных рисков может осуществляться с использованием различных методов. Одним из возможных методов ранжирования коррупционных рисков является ранжирование исходя из вероятности реализации и потенциального вреда от реализации такого риска.
При признании целесообразным органом (организацией) может быть использован иной метод ранжирования.
3.29. Критерии ранжирования могут выстраиваться исходя из общих подходов либо с учетом правоприменительной практики (например, частота ранее зафиксированных коррупционных правонарушений; возможный экономический ущерб (штраф) и проч.).
3.30. Степень выраженности каждого критерия рекомендуется оценить с использованием количественных показателей. При этом целесообразно разработать четкие критерии оценки степени выраженности и минимизировать влияние субъективного восприятия. Примеры градаций степени выраженности критериев "вероятность реализации" и "потенциальный вред" представлены в таблице 1 и 2 соответственно.
3.31. Обосновывать выбор того или иного количественного показателя рекомендуется на основе объективных данных, которые могут быть закреплены в локальном нормативном акте органа местного самоуправления для целей последующей преемственности процедуры ранжирования и разработки мер по минимизации.
Таблица 1.
Градация степени выраженности критерия "вероятность реализации"
Степень выраженности |
Процентный показатель |
Описание |
Очень часто |
Более 75% |
Сомнения в том, что событие произойдет, практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными |
Высокая частота |
50% - 75% |
Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым |
Средняя частота |
25% - 50% |
Событие происходит редко, но является наблюдаемым |
Низкая частота |
5% - 25% |
Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно |
Очень редко |
Менее 5% |
Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах |
Таблица 2.
Градация степени выраженности критерия "потенциальный вред"
Степень выраженности |
Описание |
Очень тяжелый |
Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры |
Значительный |
Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры |
Средней тяжести |
Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры |
Легкий |
Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается |
Очень легкий |
Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован служащими (работниками) самостоятельно |
Указанные оценочные критерии конкретизируются ответственными по профилактике коррупционных правонарушений самостоятельно, в том числе на основании специфики осуществления закупок в органе местного самоуправления.
3.32. Значимость коррупционного риска определяется сочетанием рассчитанных критериев посредством, например, использования матрицы коррупционных рисков.
Пример простой матрицы коррупционных рисков представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Матрица коррупционных рисков
Вероятность реализации |
Очень часто |
|
|
|
|
|
Высокая частота |
|
|
|
|
|
|
Средняя частота |
|
|
|
|
|
|
Низкая частота |
|
|
|
|
|
|
Очень редко |
|
|
|
|
|
|
|
Очень легкий |
Легкий |
Средней тяжести |
Значительный |
Очень тяжелый |
|
Потенциальный вред |
3.33. Необходимо определить, какие коррупционные риски (их величины) требуют первоочередных действий. Например, в отношении матрицы коррупционных рисков формируется "граница толерантности", посредством которой определяется, какие риски находятся выше "границы толерантности" и, как следствие, требуют принятия мер по минимизации.
В отношении таких рисков рекомендуется осуществлять постоянный контроль и оперативно принять меры по их минимизации.
3.34. Ранжирование коррупционных рисков рекомендуется проводить для определения их действительного статуса
3.34.1. регулярно, в частности, для целей определения эффективности реализуемых мер по их минимизации;
3.34.2. при изменении обстоятельств осуществления закупочной деятельности (например, при внесении изменений в законодательство Российской Федерации о закупочной деятельности);
3.34.3. при выявлении новых коррупционных рисков;
3.34.4. при иных обстоятельствах.
Выявление новых коррупционных рисков может оказать влияние на ранжирование других коррупционных рисков.
Кроме того, на ранжирование коррупционных рисков оказывает влияние реализация мер, направленных на минимизацию выявленных коррупционных рисков. По результатам реализации мер по минимизации коррупционных рисков ранжирование коррупционных рисков может быть проведено повторно.
Разработка мер по минимизации коррупционных рисков
3.35. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение).
3.36. Минимизация коррупционных рисков предполагает следующее
3.36.1. определение возможных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;
3.36.2. определение коррупционных рисков, минимизация которых находится вне компетенции органа (организации), оценивающего коррупционные риски;
3.36.3. определение коррупционных рисков, требующих значительных ресурсов для их минимизации или исключения, которыми данный орган (организация) не располагает;
3.36.4. выбор наиболее эффективных мер по минимизации;
3.36.5. определение ответственных за реализацию мероприятий по минимизации;
3.36.6. подготовка плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок (далее - план по минимизации коррупционных рисков);
3.36.7. мониторинг реализации мер и их пересмотр (при необходимости) на регулярной основе.
3.37. Для каждого выявленного коррупционного риска рекомендуется определить меры по минимизации. При этом одна и та же мера может быть использована для минимизации нескольких коррупционных рисков.
3.38. В случае невозможности минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, предпринять те меры, которые позволят минимизировать вероятность реализации и потенциальный вред рисков, указанных в пункте 3.33 настоящих Методических рекомендаций.
3.39. При определении мер по минимизации коррупционных рисков рекомендуется руководствоваться следующим:
3.39.1. меры должны быть конкретны и понятны: служащие (работники), которым адресована такая мера, должны осознавать ее суть;
3.39.2. установление срока (периодичности) реализации мер по минимизации коррупционных рисков;
3.39.3. определение конкретного результата от реализации меры;
3.39.4. установление механизмов контроля и мониторинга;
3.39.5. определение персональной ответственности служащих (работников) (структурных подразделений органа (организации)), участвующих в реализации и (или) заинтересованных в реализации;
3.39.6. определение необходимых ресурсов;
3.39.7. иные аспекты.
3.40. Снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок способствует следующее:
3.40.1. повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияния личной заинтересованности служащих (работников) на результаты таких процедур);
3.40.2. повышение (улучшение) знаний и навыков служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок;
3.40.3. усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;
3.40.4. использование стандартизированных процедур и документов при осуществлении закупки "обычных" товаров, работ, услуг;
3.40.5. проведение правового просвещения и информирования;
3.40.6. повышение качества юридической экспертизы конкурсной документации в целях исключения противоречивых условий исполнения контракта;
3.40.7. анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания (ускорения) сроков заключения (исполнения) контракта и другое.
3.41. Возможные меры по минимизации коррупционных рисков включают несколько основных блоков
3.41.1. организация и регламентация процессов, в том числе
3.41.1.1. детальная регламентация этапа закупочной процедуры, связанной с коррупционными рисками (например, сведение к минимуму дискреционных полномочий служащего (работника));
3.41.1.2. минимизация единоличных решений (разумное расширение круга лиц, без участия (согласования) которых не может быть принято решение);
3.41.1.3. минимизация ситуаций, при которых служащий (работник) совмещает функции по принятию решения, связанного с осуществлением закупки, и контролю за его исполнением;
3.41.1.4. совершенствование механизма отбора служащих (работников) для участия в осуществлении закупок, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;
3.41.1.5. иные меры.
3.41.2. совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:
3.41.2.1. регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных служащими (работниками), в том числе на основе жалоб, содержащихся в обращениях граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации (например, создание эффективной "горячей линии");
3.41.2.2. совершенствование механизмов, позволяющих служащим (работникам) своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;
3.41.2.3. совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением служащими (работниками) своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;
3.41.2.4. иные меры.
3.41.3. Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:
3.41.3.1. размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в помещении органа местного самоуправления, на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, посредством рассылки на адреса электронных почт служащих (работников) и другое;
3.41.3.2. проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам противодействия коррупции в закупочной деятельности;
3.41.3.3. иные меры.
3.42. Выбор мер по минимизации коррупционных рисков должен основываться, в частности, на принципе разумности и рационального распределения ресурсов.
Утверждение результатов оценки коррупционных рисков
3.43. По результатам проведенной оценки коррупционных рисков ответственному за профилактику коррупционных правонарушений рекомендуется составить реестр коррупционных рисков по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
3.44. В качестве пояснительных документов к реестру коррупционных рисков рекомендуется приложить отчет об оценке коррупционных рисков, содержащий информацию о проделанной работе, в том числе информацию о способах сбора информации, расчете используемых показателей при ранжировании коррупционных рисков, обосновании предлагаемых мер по минимизации, матрицу коррупционных рисков и другое.
3.45. Одновременно с реестром коррупционных рисков рекомендуется осуществить подготовку плана по минимизации коррупционных рисков по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
При подготовке плана по минимизации коррупционных рисков учитываются положения пунктов 3.35 - 3.42 настоящего Порядка.
3.46. Проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков целесообразно направить на согласование во все заинтересованные подразделения органа местного самоуправления. Так же данные проекты могут быть рассмотрены на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
Рекомендуется установить конкретный срок рассмотрения проектов реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков.
При необходимости проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков дорабатываются с учетом поступивших письменных предложений и замечаний.
3.47. Доработанные (согласованные) проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков представляются на утверждение руководителю органа местного самоуправления (уполномоченному должностному лицу) и могут впоследствии быть размещены на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков
3.48. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления такими рисками и проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер по минимизации.
3.49. Мониторинг целесообразно проводить на регулярной основе (например, раз в полгода), а также по мере необходимости.
3.50. Подготовку доклада о результатах соответствующего мониторинга, который представляется на рассмотрение руководителю органа (организации) (уполномоченному должностному лицу), рекомендуется осуществлять подразделению по профилактике коррупционных правонарушений.
3.51. Результаты проведенного мониторинга могут являться основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков и (или) внесения изменений в реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков.
Приложение N 1
к Порядку проведения оценки коррупционных
рисков, возникающих при осуществлении
закупок в органах местного самоуправления
городского округа Краснотурьинск
Функциональные элементы блок-схемы
Изображение элемента |
Описание |
Начало (конец) процедуры осуществления закупки |
|
Ввод или вывод данных (результата), возникающего при осуществлении закупки | |
Выполнение действия, необходимого для осуществления закупки | |
Принятие решения при осуществлении закупки | |
Цикличный процесс, возникающий в процедуре закупки | |
Направляющие (указание последовательности) |
Приложение N 2
к Порядку проведения оценки коррупционных
рисков, возникающих при осуществлении
закупок в органах местного самоуправления
городского округа Краснотурьинск
Рекомендуемая форма
реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при
осуществлении закупок
п/п |
Краткое наименование коррупционного риска |
Описание возможной коррупционной схемы |
Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы |
Меры по минимизации коррупционных рисков |
|
Реализуемые |
Предлагаемые |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к Порядку проведения оценки коррупционных
рисков, возникающих при осуществлении
закупок в органах местного самоуправления
городского округа Краснотурьинск
Рекомендуемая форма
плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков,
возникающих при осуществлении закупок
п/п |
Наименование меры по минимизации коррупционных рисков |
Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска |
Срок (периодичность) реализации |
Ответственный за реализацию служащий (работник) |
Планируемый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утвержден
(Приложение N 2)
постановлением Главы
городского округа Краснотурьинск
от 1 сентября 2021 г. N 31
Об утверждении плана-графика проведения оценки коррупционных рисков в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск
N п/п |
Проведение мероприятий (этапа) |
Проведение мероприятий |
Планируемый результат |
Ответственный за реализацию служащий (работник) |
Сроки |
1 |
Описание процедуры осуществления закупки в органе местного самоуправления |
Проанализировать информацию, указанную в пункте 3.6 утвержденного Порядка |
Представить процедуру осуществления закупки в органе местного самоуправления в качестве блок-схемы (приложение N 1 к Порядку) |
Е.В. Дегтева; С. В. Кондратьева; O. А. Кобызева; М.А. Плотникова; М.А. Пучнина; P. Р. Янтилин |
10.09.2021 |
2. |
Идентификация коррупционных рисков |
анкетирование, экспертное обсуждение, иные методы. Использовать ответы на вопросы пункты 3.14 утвержденного Порядка |
перенесение коррупционных рисков на блок - схему (Приложение N 1 к Порядку) |
10.09.2021 |
|
3. |
Анализ коррупционных рисков |
рекомендуется описать коррупционное правонарушение с точки зрения ее возможных участников и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды, использовать ответы на вопросы пункта 3.18. утвержденного порядка |
Перенести на блок - схему (Приложение N 1 к Порядку) |
10.09.2021 |
|
4. |
Ранжирование коррупционных рисков |
Ранжировать по утвержденному Порядку исходя из вероятности реализации и потенциального вреда от реализации такого риска |
Занести данные в к утвержденному Порядку, использовать матрицу коррупционных рисков (таблица N 3 к утвержденному Порядку) |
|
10.09.2021 |
5. |
Разработка мер по минимизации коррупционных рисков |
Определить возможные меры, направленные на минимизацию коррупционных рисков |
Подготовка плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков (заполнение Приложение N 3 к утвержденному Порядку) |
|
10.09.2021 |
6. |
Утверждение результатов оценки коррупционных рисков |
Оформляется отчет об оценке коррупционных рисков (информация о способах сбора информации, расчете показателей используемых при ранжировании, меры и матрица коррупционных рисков) |
Заполнение утвержденному Порядку (реестр коррупционных рисков), направление отчета в комиссию по служебному поведению, утверждение перечня коррупционных рисков руководителем органа местного самоуправления, размещение на официально сайте органа местного самоуправления |
|
01.11.2021 |
7. |
Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков. |
Проводится раз в полгода, осуществляется подготовка доклада ответственным лицом, предоставляется руководителю органа местного самоуправления |
Результаты являются основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков |
|
30.12.2021 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 1 сентября 2021 г. N 31 "Об утверждении порядка проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник. Городской округ Краснотурьинск" от 8 сентября 2021 г. N 17