Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики Крым
от 03.09.2021 N 4846
Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
30 декабря 2021 г.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", решением 80-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 19.12.2017 N 1462 "О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года", постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.09.2015 N 876 "Об утверждении Положения о порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на среднесрочный или долгосрочный периоды".
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз) представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных сценариев развития, охватывающий важнейшие сферы экономики и социальной среды.
Стратегические цели муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в том числе его "точки роста" сформированы с учетом приоритетов и задач, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сценарных условий Российской Федерации на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный период, а также в соответствии с мероприятиями Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года" (далее - ФЦП), Республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р (далее - РАИП), целевыми индикаторами муниципальных программ.
Основой для его формирования являлись макроэкономические показатели социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за 2020 год и январь - июнь 2021 года.
Основные показатели прогноза рассчитывались на основании данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Крымстат), ТО ГКУ "Центр занятости населения" в г. Симферополь, с учетом применения индексов-дефляторов и продолжения реализации мер в сфере денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности, а также сохранению политики индексации регулируемых тарифов в пределах прогнозируемой инфляции.
Как и все регионы Российской Федерации, Республика Крым, и в том числе муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь), в 2020 году столкнулись с падением экономической активности, занятости населения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что привело к ограниченности ресурсов для восстановления экономики.
Прогноз рассматривает развитие экономики городского округа Симферополь в условиях сложной санитарно-эпидемиологической ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, сохранения геополитической нестабильности, санкционного режима со стороны иностранных государств.
Сценарные условия прогноза разработаны в базовом, консервативном и целевом вариантах, соответствующих консервативному, модернизационному и инновационному вариантам Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года, и отражающих возможные изменения внешних и внутренних условий.
При этом вариант 1 - базовый - является основным вариантом прогноза и описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики городского округа Симферополь с учетом последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также принятых мер экономической политики по поддержке субъектов хозяйствования в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Вариант 2 - консервативный - основан на предпосылке о неблагоприятной экономической ситуации, структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Вариант 3 - целевой - предполагает активизацию хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства, обеспечивающей полное восстановление, а также прогнозируемую динамику роста занятости и доходов населения по мере улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации.
Выход экономики городского округа Симферополь на траекторию устойчивого роста, соответствующего достижению национальных целей развития Российской Федерации, в 2022 - 2024 годах будет осуществляться за счет выполнения в полном объеме мероприятий и целевых индикаторов (показателей), отраженных в национальных (региональных) проектах, ФЦП, РАИП, государственных и муниципальных программах, реализации системы мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, комплексное развитие города, повышение уровня и качества жизни населения.
Учитывая, что в городском округе Симферополь сосредоточено около одной трети населения Республики Крым, сконцентрировано более половины промышленного производства, приоритетными направлениями развития на ближайшую перспективу являются:
- формирование новых общественных пространств, инвестиционных площадок, развитие инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционного климата;
- повышение эффективности использования территории;
- благоустройство общественных и дворовых территорий, повышение уровня индекса качества городской среды;
- повышение уровня жизни населения, увеличение их доходов по отношению к прожиточному минимуму, обеспечение отдельных категорий населения мерами социальной поддержки;
- повышение мобильности граждан;
- обновление объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе общественного транспорта, ремонт дорог местного значения, а также в жилищно-коммунальном секторе;
- развитие дошкольного и общего образования;
- пропаганда здорового образа жизни и привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом посредством увеличения спортивных мероприятий и строительства спортивных объектов.
Так, ускорению экономического роста будет способствовать осуществление инвестиций в человеческий капитал (образование/здравоохранение), а также предпринимательская инициатива и развитие конкуренции.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городском округе Симферополь за 2020 год
Население. В 2020 году наблюдалось снижение численности постоянного населения городского округа Симферополь за счет увеличения в 3,6 раза объема естественной убыли населения по сравнению с январем - декабрем 2019 года. Так, среднегодовая численность постоянного населения в 2020 году составила - 359,2 тыс. человек.
За январь - декабрь 2020 года в городском округе Симферополь количество родившихся составило 4 203 человек, умерших - 4 833 человек. Естественная убыль составила 630 человек.
Коэффициент рождаемости в 2020 году, как и в предыдущем отчетном периоде, составил 13,5. Коэффициент рождаемости по сравнению с 2019 годом (12,3) уменьшился и составил 11,7.
Число прибывших в 2020 году составило 6 769 человек, выбывших - 8 528 человека.
Негативное влияние на демографическую ситуацию оказало распространение новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым, а также уменьшение количества прибывших граждан. По сравнению с предыдущим годом число прибывших уменьшилось на 19,2%, а число выбывших увеличилось на 8,2%.
Промышленное производство. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - объем отгруженных товаров), в 2020 году составил - 33 497,6 млн. руб., что на 26,2% меньше, чем в предыдущем году, в том числе:
- объем отгруженных товаров на предприятиях по добыче полезных ископаемых увеличился на 18,7% и составил 7 102,4 млн. руб.
- объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств увеличился на 21,5% и составил 11 559,9 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха уменьшился на 53,6% и составил 12 922,3 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений уменьшился на 4,1% и составил 1 913,0 млн. руб.
Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого и среднего предпринимательства, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами), составил 82,98 млрд. руб., что на 8,8% больше, чем в 2019 году. В расчете на 1 человека указанный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил 230 994,5 руб.
При этом удельный вес городского округа Симферополь по объему инвестиций наибольший в структуре Республики Крым и по итогам 2020 года составляет 57,9%.
Малое и среднее предпринимательство. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составила 713, что на 0,83% меньше по сравнению с 2019 годом. Уменьшение значения данного показателя связано не только с ликвидацией предприятий, но, в том числе, ввиду несвоевременной сдачи отчетности, негативного воздействия распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым.
Строительство. Объем выполненных предприятиями и организациями городского округа Симферополь работ по виду деятельности "Строительство" в 2020 году составил 109 169,7 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года на 0,9% больше, чем в 2019 году.
В разрезе муниципальных образований строителями столицы в 2020 году выполнено 77,2% общего объема строительства в Республике Крым.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию в 2020 году, составила 241,3 тыс. кв. м. и уменьшилась на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
По вводу в эксплуатацию жилья - удельный вес городского округа Симферополь наибольший в структуре по муниципальным образованиям Республики Крым (31,1%).
Транспорт. В 2020 году услугами автомобильного транспорта общего пользования городского округа Симферополь (с учетом перевозок индивидуальными предпринимателями) воспользовались 46,3 млн. пассажиров, что на 24,8% больше объема пассажироперевозок предыдущего года. Пассажирооборот по сравнению с 2019 годом уменьшился на 35,2% и составил 819,5 млн. пассажиро-километров.
В разрезе муниципальных образований Республики Крым удельный вес пассажирооборота автомобильного транспорта городского округа Симферополь в 2020 году составил 52,7%.
В 2020 году автомобильным транспортом крупных и средних организаций городского округа Симферополь выполнено 20,5% общего объема грузоперевозок Республики Крым. Данным видом транспорта перевезено 621,6 тыс. т. грузов, что на 4,3% больше по сравнению с 2019 годом. Грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличился в 1,9 раза и составил 61,8 млн. тонно-километров.
Открытые новые участки автомобильной трассы "Таврида", грузовое движение по железной дороге через Крымский мост между крупными городами России и Симферополем, способствуют росту объема отгруженных товаров, увеличению товарооборота и притоку населения.
Доходы населения, труд и занятость. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) одного работника организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу Симферополь в 2020 году составила 43 200 руб., что на 5,1% больше, чем в 2019 году (в среднем по Республике Крым - 38 895 руб.).
Увеличение данного показателя зафиксировано на 8,4% в строительстве и в 2,2 раза в финансовой и страховой деятельности.
Средняя численность работников городского округа Симферополь в 2020 году составила 114 822 человек, что на 4,5% больше, чем в 2019 году.
Основная доля работников занята в таких сферах, как: государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (16,3%), образование (15,8%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (14%), промышленное производство (10,8%), торговля оптовая и розничная (10,5%).
По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в 2020 году на основании уведомлений работодателей, заказчиков работ (услуг) о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров, фактически осуществляли трудовую деятельность 1 748 иностранных граждан.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан в 2020 году увеличилась в 23 раза и составила 14 771 человек. Численность горожан, имеющих официально статус безработного, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилась в 34 раза и составила 12 838 человек.
1. Население
По состоянию на 01.06.2021 численность населения городского округа Симферополь существенно не изменилась и составила 356,2 тыс. человек, что на 0,84% меньше по сравнению с 2020 годом. При этом естественная убыль населения составила 796 человек.
За январь - май 2021 года в городском округе Симферополь родилось 1 586 человек, умерло 2 382 человека.
В плановом периоде резкого увеличения показателя рождаемости не ожидается, что обусловлено такими негативными демографическими тенденциями, как: устойчивая динамика старения населения, сокращение числа женщин репродуктивного возраста.
Наибольшее число умерших зафиксировано по причинам болезней нарушения кровоснабжения головного мозга, новообразований, алкоголизма (наркомании) и инфекционно-воспалительных заболеваний легких.
На уровень смертности населения городского округа Симферополь от заболеваний органов дыхания в 2021 году также оказало влияние распространение новой коронавирусной инфекции (далее - коронавирусная инфекция) на территории Республики Крым, что привело к увеличению нагрузки на медицинских работников.
Реализация мероприятий, требований и рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Крым, Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю по недопущению распространения коронавирусной инфекции, оперативное реагирование Межведомственного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории городского округа Симферополь, а также повышение уровня диагностики лечебно-профилактическими учреждениями заболеваний на ранних стадиях; массовая вакцинация; соответствующее информирование граждан о текущей эпидемиологической ситуации, будут способствовать снижению коэффициента смертности в 2022 - 2024 годах.
Число прибывших по состоянию на 01.06.2021 составляет 3 496 человек, выбывших - 2 634 человек. Миграционный прирост, соответственно, составил - 862 человек.
Большая часть миграционного потока обеспечивается за счет миграций из северных регионов России, Донбасса, а также притока переселенцев из Симферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов.
При этом в летний сезон, по экспертным оценкам, численность населения с учетом транзитного туристического потока может составлять более 800 тыс. человек.
Общий коэффициент интенсивности миграции, рассчитываемый как отношение миграционного прироста (убыли) к среднегодовой численности населения, по состоянию на 01.05.2021 составил 1,8 на 1 000 жителей, что на 0,6 и на 0,57, соответственно, больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 - 2019 годов.
Сформировавшиеся тенденции демографических и миграционных процессов позволяют прогнозировать дальнейший умеренный рост численности населения: ожидаемая численность населения городского округа Симферополь, в связи с миграционным приростом, по расчетам базового сценария составит: к концу 2021 года 359,6 тыс. человек, в 2022 году 360,0 тыс. человек, в 2023 году 360,360 тыс. человек, в 2024 году 360,720 тыс. человек.
Прогнозные показатели численности населения городского округа Симферополь согласованы Министерством труда и социальной защиты Республики Крым.
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, по прогнозной оценке, составит: в 2021 году - 0,6, в 2022 году - 0,2, в 2023 году 0,1, в 2024 году 0,4.
Коэффициент демографической нагрузки по сравнению с 2020 годом уменьшился на 4,5%.
В целях стабилизации демографической ситуации в городском округе Симферополь и обеспечения упреждающего реагирования на возможное ухудшение демографических показателей, в среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также региональных проектов национального проекта "Демография", которые направлены на достижение целей по повышению рождаемости; снижение смертности от предотвратимых причин, а также за счет улучшения условий и охраны труда; снижение материнской и младенческой смертности; улучшение репродуктивного здоровья; формирование мотивации к здоровому образу жизни; стимулирование к занятиям физкультурой и спортом.
Так, в рамках реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" гражданам оказывается ряд видов поддержки рождаемости, в том числе: ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка; единовременная денежная выплата при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка; ежемесячное пособие на ребенка и др.
Учитывая, что спорт и физическая культура побуждают людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей, на территории городского округа Симферополь активно реализуются мероприятия регионального проекта "Спорт - норма жизни" и муниципальной программы "Физическая культура и спорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
В рамках реализации вышеуказанных документов в 2020 году, соответственно, установлено 7 многофункциональных тренажерных комплексов (спортивных площадок), 7 площадок для выполнения нормативов комплекса ГТО, проведена большая работа по открытию новой школы МБУ "Спортивная школа, бокса имени А.С Антонюка муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", отделения ИНВО спорта при МБУ "Спортивная школа N 3" и отделения хоккея при МБУ "Спортивная школа N 4".
Кроме того, в рамках муниципальной программы "Физическая культура и спорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" регулярно проводятся соревнования и турниры.
Также на территории городского округа Симферополь реализуются региональные проекты "Содействие занятости женщин в декрете" и "Старшее поколение" национального проекта "Демография", муниципальные программы: "Программа социальной поддержки населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым", что значительно усиливает эффективность демографической политики.
С целью увеличения численности населения и создания условий для ее роста, а также повышения качества и продолжительности жизни населения необходима организация своевременного, эффективного и доступного лечения, внедрение передовых технологий, которые в большинстве случаев позволяют помочь людям.
Большая часть учреждений здравоохранения республиканского уровня расположена на территории городского округа Симферополь, что обеспечивает городу статус медицинского центра Республики Крым. Высокотехнологичная медицинская помощь гражданам по отдельным направлениям, в том числе акушерско-гинекологическая, перинатальная, неонатальная помощь и помощь новорожденным, оказываются крупнейшими учреждениями здравоохранения Республики Крым.
2. Промышленное производство
Реальный сектор экономики городского округа Симферополь развивается достаточно активно и является относительно диверсифицированным, а также восприимчивым к изменениям.
Отраслевая структура промышленности городского округа Симферополь представлена пищевой, легкой и перерабатывающей промышленностями, добычей природных ископаемых, приборостроительными предприятиями, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды и др.
Кроме того, по сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым, Симферополь характеризуется наиболее высоким уровнем развития деловой среды, кредитно-банковской системы и сферы обслуживания.
Так, монопрофильная специализация в городском округе Симферополь исторически не сформировались.
Тем не менее, в городском округе зарегистрировано и осуществляют свою деятельность более 130 крупных промышленных предприятий и организаций, в том числе более 30 из них - системообразующие (важны для жизнеобеспечения территории) и, соответственно, 24 - бюджетообразующие.
Доля городского округа Симферополь по объему отгруженной продукции среди всех муниципальных образований Республики Крым в 2020 году составила 23,6%.
Промышленный сектор городского округа Симферополь обеспечивает: около 36% производства и распределения электрической энергии, газа и пара, кондиционирования воздуха Республики Крым; более 75% добывающей отрасли; более 25% водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений и 14% продукции обрабатывающей промышленности.
Основным предприятием городского округа Симферополь по добыче полезных ископаемых является: ГУП РК "Черноморнефтегаз".
Обрабатывающая промышленность городского округа Симферополь представлена следующими основными предприятиями: ООО "Симферопольский электротехнический завод", ООО "Пневматика", АО "Завод "Фиолент", АО Электромашиностроительный завод "Фирма СЭЛМА", АО "Пивобезалкогольный комбинат "КРЫМ", ООО "Симферопольское ПО Крымпласт".
Основными действующими на территории городского округа Симферополь предприятиями по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха являются: ГУП РК "Крымэнерго", ООО "Крымтеплоэлектроцентраль-сети", ГУП РК "Крымгазсети", ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", Симферопольская теплоэлектроцентраль АО "Крым ТЭЦ".
Основными предприятиями водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений являются: ГУП РК "Вода Крыма", МУП "Экоград", МБУ "Город", ГУП РК "Крымэкоресурсы".
Доля городского округа Симферополь в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности в 2020 году составила - 47,3%.
Объем отгруженных товаров на предприятиях собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами, в январе - июне 2021 года составил 18 716,2 млн. руб., в том числе объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств - 5 757,4 млн. руб.; на предприятиях по обеспечению электроэнергии, газа и пара, кондиционирования воздуха - 11 897,3 млн. руб.
На конец 2021 года прогнозируется объем отгруженных товаров: на предприятиях по добыче полезных ископаемых в размере 6 247,3 млн. руб. (уменьшение на 12%), на предприятиях обрабатывающих производств в размере 13 215 млн. руб. с темпом роста 14,3%, на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 18 944,0 млн. руб. с темпом роста 46,6%, на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов - 1 968,5 млн. руб. с темпом роста 2,9%.
Уменьшение динамики объема отгруженных товаров на предприятиях по добыче полезных ископаемых связано со снижением производства и добычи газа ГУП РК "Черноморнефтегаз" (в 1 полугодии 2021 года на 58,2% к аналогичному периоду 2020 года; в 2020 году на 8,5% к 2019 году). Снижение добычи обусловлено участием Российской Федерации в обновленном соглашении ОПЕК+, заключенной 12.04.2020, и выполнением соответствующих обязательств по ограничению добычи с целью стабилизации рынка.
Вышеуказанное соглашение, предусматривающее снижение странами-участницами газодобычи, а также нефтедобычи на около 10 млн. барр. в сутки, вступило в силу с 01.05.2020 и действует до конца апреля 2022 года.
Достаточно высокая динамика роста показателей на предприятиях обрабатывающих производств, предприятиях по водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, по сравнению с предыдущими периодами, обусловлена восстановлением экономики городского округа Симферополь, в том числе практически полным восстановлением производственных мощностей к концу 2021 года, а также ростом объемов производства в связи с послаблением ограничительных мероприятий для ряда предприятий и организаций.
Так, несмотря на поэтапное восстановление непрерывного (стабильного) водоснабжения на территории городского округа Симферополь, в плановом периоде прогнозируется увеличение значений показателя, в связи с актуальностью вопроса относительно обеспечения полного, автономного водоснабжения.
Рост в 2021 году объема товаров по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха (на 46,6%) до 18 944,0 млн. руб. обусловлен созданием новых производств, расширением сотрудничества предприятий с производителями других регионов России.
При этом основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- дефицит свободных территорий, ограничивающий возможности создания на них застройщиками инфраструктуры, развития малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь негативно влияет на инвестиционную привлекательность муниципалитета;
- устаревшая и изношенная инфраструктура жилищно-коммунальной сферы, ведущая к ресурсным потерям;
- высокая энерго- и ресурсоемкость многих производств;
- высокая транспортная загруженность городского округа Симферополь, влияющая на качество жизни населения, повышающая убытки бизнеса, а также способствующая повышению экологической нагрузки;
- высокий износ транспортной инфраструктуры;
- низкий уровень развития новых инновационных технологий, цифровизации.
Необходимо отметить, что в рамках ФЦП за счет средств федерального бюджета реализуется более десяти крупных проектов, имеющих непосредственное отношение к городскому округу Симферополь, среди которых: строительство дорог общего пользования, развитие энергетических сетей, газификация, рекультивация полигона твердых коммунальных отходов и т.д.
Кроме того, реализация национальных проектов по направлениям: цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы - обеспечит в среднесрочной перспективе реновацию инфраструктуры, ускорение технологического развития.
К 2024 году по базовому варианту прогнозируется объем отгруженных товаров: на предприятиях по добыче полезных ископаемых в размере 7 266,5 млн. руб., на предприятиях обрабатывающих производств в размере 15 471 млн. руб., на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 23 124 млн. руб., на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов в размере 2 186,7 млн. руб.
3. Инвестиции
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города, повышение инвестиционной привлекательности города являются одной из главных задач муниципалитета.
В экономику городского округа Симферополь осуществляется около 50% от общего объема региональных инвестиций в основной капитал.
На сегодняшний день городской округ Симферополь является одним из наиболее привлекательных муниципальных образований Республики Крым для инвестора, что подтверждается лидирующей позицией по количеству заключенных инвестиционных соглашений.
Интерес потенциальных инвесторов вызван географическим положением, развитой деловой средой, наличием на территории города органов власти всех уровней, а также высоким уровнем развития всех отраслей экономики.
На территории городского округа Симферополь реализуются 40 инвестиционных соглашений, из них 1 соглашение заключено в 2019 году, 4 соглашения - в 2020 году, 2 соглашения в 1 - 2 кварталах 2021 года.
Заявленные инвестиции по заключенным инвестиционным соглашениям составили более 31,9 млрд. руб.
По видам деятельности большую часть заключенных соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории городского округа Симферополь составили: проекты в сфере строительства (28,9%), проекты торгово-логистической отрасли (26,3%), промышленности (23,6%), по благоустройству территории, в сферах транспорта и энергетики (21,2%).
В настоящее время продолжается реализация таких крупных инвестиционных проектов, как:
- "Многоэтажная жилая застройка с объектами бытового назначения жилой комплекс "Город Мира" (ООО "РИЧ-ПЛЮС" с объемом инвестиций 6 300 000 тыс. руб.);
- "Реконструкция Симферопольской ТЭЦ с увеличением генерирующей мощности на 230 МВт" (АО "КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ" с объемом инвестиций 16 100 000 тыс. руб.);
- "Жилой комплекс "ВАЕНГА" (ООО "ВАЕНГА-ХХI-ВЕК" с объемом инвестиций 316 800 тыс. руб.);
- "Жилой комплекс "Гармония" (ООО "ИНТЕРСТРОЙ" с объемом инвестиций 933 200 тыс. руб.);
- "Строительство шумозащитного многоквартирного жилого дома с помещениями торгово-бытового назначения и подземным паркингом" (ООО "Группа компаний "Владоград" с объемом инвестиций 250 000 тыс. руб.);
- "Строительство многофункционального мебельного комплекса" (ООО "КРЫМ-МЕБЕЛЬ" с объемом инвестиций 63 000 тыс. руб.).
По результатам заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов инвесторами проявлена инициатива по оказанию содействия в развитии городского округа Симферополь. За 2020 год инвесторами исполнено социальных обязательств в сумме 13 180,992 тыс. руб., в результате чего на территории городского округа организовано:
- строительство детских площадок;
- асфальтирование дорог на участках, не включенных в федеральные целевые программы;
- благоустройство городской книжной ярмарки;
- обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан путем принятия от застройщиков в собственность муниципального образования 12-ти квартир общей площадью 721,2 кв. м.
В городском округе Симферополь действуют 765 договоров участников СЭЗ, что составляет 51,4% от общего количества по Республике Крым (1 488 договоров).
В январе - марте 2021 года организациями и предприятиями городского округа Симферополь (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 6,7 млрд. руб. инвестиций в основной капитал или 18 814,9 руб. в расчете на каждого жителя.
Наибольший удельный вес в общем объеме освоенных инвестиций в основной капитал занимают: транспортировка и хранение (75%); деятельность по операциям с недвижимым имуществом (3%); деятельность профессиональная, научная и техническая (3,5%); образование (2,5%).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.03.2020 N 401-р "Об утверждении индивидуального плана инвестиционного развития Республики Крым" на 2021 год утвержден плановый показатель инвестиций в основной капитал по городскому округу Симферополь в сумме 72,78 млрд. руб. (48,8% от общей суммы по Республике Крым) или 202 673,4 руб. на 1 человека.
С целью достижения планового показателя на территории городского округа Симферополь проводятся следующие мероприятия:
- обеспечена деятельность Постоянно действующей комиссии по улучшению инвестиционного климата;
- готовятся предложения по включению в реестр инвестиционных площадок Республики Крым объектов, потенциально пригодных для реализации на них инвестиционных проектов;
- осуществляются меры по стимулированию предприятий к повышению инвестиционной активности через информирование субъектов предпринимательской деятельности на сайте "Сделано в Симферополе", а также в виде предоставления грантов (субсидий) из городского бюджета на реализацию мероприятий по созданию новых производств, модернизации производственных мощностей, повышению энергоэффективности производства, снижению издержек предприятий.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций осуществляется в рамках реализации ФЦП, РАИП, государственных и муниципальных программ.
В 2020 году в рамках реализации регионального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" выполнен капитальный ремонт 36-ти автомобильных дорог общего пользования протяженностью 31,9 км.
В 2021 году в рамках реализации регионального проекта "Дорожная сеть" запланирован капитальный ремонт 12 автомобильных дорог общего пользования и ремонт 55 объектов уличной дорожной сети. Также будет начат капитальный ремонт 13 автомобильных дорог со сроком завершения в 2022 году.
К концу 2021 года прогнозируется небольшое увеличение показателя инвестиций (на 6,8%) до уровня 2018 года в размере 88,6 млрд. руб.
К концу 2024 года прогнозируется умеренный рост объема инвестиций в основной капитал. Так, по базовому варианту, данный показатель составит 97,8 млрд. руб. или 272 449,3 руб. в расчете на каждого жителя.
Основной "ставкой" на развитие инвестиционного потенциала городского округа Симферополь в прогнозируемом периоде будет являться:
- создание условий для развития городских пространств;
- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику города;
- создание и развитие промышленных центров, где сосредоточены оптово-распределительные комплексы и формируется опорный пункт транспортно-логистических цепочек.
Достижение поставленных задач будет осуществляться посредством:
- реализации мероприятий муниципальных программ в соответствии с целевыми индикаторами, отраженными в национальных (региональных) проектах;
- активизации муниципально-частного партнерства, в том числе с помощью общесистемных мер, включая стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование;
- запуска и реализации инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- стимулирования инвестиций в отраслях экономики с помощью отраслевых мер, включающих налоговые льготы, механизмы субсидирования;
- внедрения нового оборудования в производственный процесс, развития транспортной инфраструктуры, ввода в эксплуатацию объектов социального значения.
В свою очередь, это будет способствовать комплексному развитию города, повышению уровня и качества жизни населения, ускорению роста экономики города, увеличению динамики его основных социально-экономических показателей.
Согласованность (последовательность) действий социально-экономической политики органов местного самоуправления и профильных министерств / ведомств поможет добиться наиболее эффективного результата.
4. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики городского округа Симферополь и является важнейшей составляющей стабильного экономического развития, обеспечивающей значительную часть занятости населения, и играющее существенную роль в социальной жизни населения.
В городском округе Симферополь зарегистрировано и осуществляют свою деятельность около 1/3 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым.
Одним из основных показателей прогноза является число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, которое определяется отношением количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного ИФНС России по г. Симферополю (единиц) (далее - реестр), к численности постоянного населения по данным Крымстата (человек).
По состоянию на 31.12.2020 в реестр внесено 25 377 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории городского округа Симферополь. С учетом того, что численность населения в 2020 году составила 359,2 тыс. человек, показатель составил - 713 единиц на 10 тыс. человек.
Значительную долю в численности субъектов малого и среднего предпринимательства занимают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (около 60%).
Численность населения, занятого в сфере МСП, в 2020 году составило 72 394 человека.
С целью популяризации ведения предпринимательской деятельности, создания условий для повышения квалификации кадров малого и среднего бизнеса, усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем региональном, межрегиональном рынках, администрацией города Симферополя реализуется муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Симферополь", утвержденная постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16.10.2015 N 1115 (далее - муниципальная программа).
В рамках муниципальной программы разработан Порядок предоставления субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета городского округа Симферополь, который предусматривает конкурсный отбор среди предпринимателей на получение бюджетных средств. Субсидии выделяются по следующим направлениям:
- возмещение части затрат на обновление основных фондов и производственного оборудования (за исключением легковых автомобилей, а также зданий и сооружений), а именно: рабочих и силовых машин, оборудования, измерительных, регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
- возмещение части затрат по осуществлению деятельности в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов;
- гранты на возмещение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, понесенных в течение года, предшествующего текущему, а также в период текущего года до даты объявления конкурса;
- на возмещение части затрат по уплате процентов по микрозаймам, привлеченных в микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым" на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений, приобретения оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности, а также на возмещение фактически понесенной части затрат на уплату процентов по микрозаймам в транспортной сфере и в сфере оказания услуг.
По итогам конкурсного отбора на предоставление субсидий (грантов) в 2020 году поддержка оказана 12 субъектам на общую сумму - 3,46 млн. руб.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий муниципальной программы, с целью популяризации предпринимательства, проводятся следующие мероприятия:
1. Сопровождение работы муниципального портала поддержки предпринимательства "Сделано в Симферополе" (http://sim-made.ru), содержащего в себе, в том числе и каталог местных товаропроизводителей муниципального образования. Для быстрого доступа к порталу оттиражирован на пластиковом носителе QR-код портала;
2. Проведение ярмарок местных товаропроизводителей, в том числе проведение ярмарки-выставки "Предприниматели - жителям Симферополя";
3. Постоянное содействие Фонду поддержки предпринимательства Крыма;
4. Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства на постоянной основе об основных изменениях в законодательстве, мерах поддержки, путем размещения информационных материалов на официальном сайте администрации города Симферополя и на сайте МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа администрации города Симферополя.
В 2020 году внесены изменения в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 16.10.2015 N 1115, которым утверждена муниципальная программа, в части добавления мероприятия, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон), а также в части определения такой категории как физические лица - плательщики налога на профессиональную деятельность, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, на основании Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"; распространены отдельные меры господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 08.06.2020 N 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки").
Следствие влияния изменений, внесенных в Закон, на муниципальную программу: расширение перечня получателей финансовой поддержки - предоставление гранта физическим лицам - плательщикам налога на профессиональную деятельность, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также изменение структуры финансирования мероприятий муниципальной программы.
Количество самозанятых в городском округе Симферополь в 2020 году составило 1 782 человека.
Необходимо отметить, что на 2021 год в рамках реализации вышеуказанной муниципальной программы на предоставление субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) заложена общая сумма денежных средств в размере 3,8 млн. руб. Мероприятия по выделению грантов будут проводиться в июле - августе 2021 года.
Также администрацией города Симферополя на постоянной основе оказывается информационная и консультационная поддержка субъектам МСП при личных встречах, на официальных сайтах и страницах в социальных сетях; осуществляется активное сотрудничество с АО "Корпорация развития РК", НКО "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства", АО "Корпорация МСП".
По состоянию на 10.08.2021, согласно реестру, количество субъектов МСП составило 22 895 единицы, что на 9,6% меньше по сравнению с началом года.
Так, в условиях распространения коронавирусной инфекции снизилось количество заявителей на регистрацию юридического лица, а также физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Разработанный пакет мер, направленный на достижение трех приоритетных задач (обеспечение финансовой стабильности, поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, поддержка населения), позволил минимизировать последствия негативных факторов для населения и вывести экономику из кризиса.
Реализуемые меры поддержки, а также миграционный прирост, позволяют прогнозировать незначительный темп роста субъектов МСП по базовому варианту к концу 2021 года и на плановый период 2022 - 2024 годов: в 2021 году - 735 единиц, в 2022 году - 748 единиц, в 2023 году - 767 единиц, в 2024 году - 792 единицы.
По состоянию на 22.07.2021 в городском округе Симферополь наблюдается положительная динамика среднесписочной численности работников в субъектах МСП и их оборота от основного вида деятельности.
Количество самозанятых в городском округе Симферополь по состоянию на 01.07.2021 составило 2 030 человек.
С целью недопущения массового закрытия субъектов хозяйствования на территории городского округа Симферополь в условиях распространения коронавирусной инфекции, в соответствии с Указами Главы Республики Крым, нормативно-правовыми актами Республики Крым, в среднесрочной и долгосрочной перспективах субъектам МСП будут своевременно оказываться интенсивные меры поддержки, включающие в себя комплекс мероприятий в рамках налогово-бюджетной и социальной политики, предоставление кредитных гарантий, прямые гранты, отсрочки по налоговым и арендным платежам и др., в том числе за счет более гибкого регулирования и улучшения доступа к финансированию.
5. Строительство
Строительная отрасль, проектирование жилья, новой социальной инфраструктуры на территории городского округа Симферополь динамично развиваются. Симферопольский строительный рынок перспективный как для размещения производственных объектов, так и для реализации строительных проектов.
Основными предприятиями городского округа Симферополь по виду экономической деятельности "Строительство" являются: ООО "Дорожно-транспортная строительная компания", ООО СК "Консоль-Строй ЛТД", ГУП РК "Крымавтодор", ООО "Профессионалстрой", ООО "ЕТС Крым", ООО ГК "Монолит", ООО "ГК "Владоград", ООО "Интерстрой", ООО ГК "Гринвуд".
В январе - июне 2021 года объем выполненных работ по строительству составил 28 696,5 млн. руб. или 61,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду предыдущего года. Так, строителями городского округа Симферополь выполнено 63,8% общего объема строительства Республики Крым.
Введено в эксплуатацию в январе - июне 2021 года 87,3 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. Населением городского округа Симферополь за счет собственных и заемных средств построено 17,9 тыс. кв. м. общей площади, в том числе 13,5 тыс. кв. м. на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
Уровень ввода нового жилья на душу населения - в 2 раза превышает среднее значение по Республике Крым.
К концу 2021 года ожидается небольшое увеличение объема выполненных работ на 1,2% до 110 479,7 млн. руб. При этом ожидается, что к концу 2021 года будет введено в эксплуатацию - 242,4 тыс. кв. м.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов капитального строительства городского округа Симферополь предусмотрены ФЦП, РАИП, муниципальными программами: "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Физическая культура и спорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", "Развитие Симферополя - Столицы Республики Крым", "Обеспечение доступным жильем жителей муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017 - 2022 годы", "Развитие образования муниципального образования городской округ Симферополь", "Развитие культуры и культурного наследия".
В рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" в 2020 году осуществлено благоустройство парка ЦПКиО "Екатерининский сад", а также начаты работы по благоустройству 36-ти дворовых территорий, 6-ти общественных территорий городского округа Симферополь и установка 61 современной контейнерной площадки, согласно адресному перечню территорий, подлежащих благоустройству, в рамках Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Москвы и Советом министров Республики Крым.
По водоснабжению и водоотведению в 2020 году в городском округе Симферополь выполнены следующие строительно-монтажные работы:
- капитальный ремонт существующего участка незавершенного строительства водовода в микрорайоне "Верхняя Украинки" (957 м.);
- строительство ливневой канализации по ул. Днепровской, от дома N 33 до ул. Севастопольской (760 м.);
- строительство сетей водоотведения (бытовой канализации) по ул. Пригородная (170,6 м.);
- строительство сетей водоотведения по ул. Аэродромной, ул. Подгорной: ливневой канализации (1 415,6 м.), бытовой канализации (344 м.); переустройство сетей связи (5 910 м.).
Необходимо отметить, что в 2021 году проведено благоустройство сквера им. Сергия Радонежского (ул. Жуковского / ул. Карла Маркса)". Открытие объекта состоялось 20.05.2021.
Кроме того, в 2021 году в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" планируется провести благоустройство 17 дворовых и 5 общественных территорий (заключены муниципальные контракты).
С целью устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Образование", необходимо строительство новых дошкольных учреждений на территории городского округа Симферополь.
Для реализации вышеуказанных мероприятий администрацией города Симферополя в 2020 году введены в эксплуатацию следующие дошкольные образовательные учреждения:
- МБДОУ N 18 "Карандаши" (мкр. Луговое) на 260 мест;
- модульный детский сад на 100 мест в МБОУ "СОШ N 6 им. Героя Советского Союза В.А. Горишнего" (пр-т Победы, 176);
- модульный детский сад на 100 мест в МБОУ "СОШ N 26" (ул. Тарабукина, 37).
При этом в 2021 году состоялись торжественные церемонии открытия следующих дошкольных учреждений:
- МБДОУ N 12 "Белочка" (мкр. Белое-2);
- МБДОУ N 19 "Кунешчик" (мер. Хошкельды);
- МБДОУ N 20 "Капитошка" в мкр. Марьино;
- МБДОУ N 1 "Семицветик" по ул. Лексина, 72.
Кроме того, в 2021 году к вводу в эксплуатацию планируются следующие объекты строительства:
- МБДОУ "Детский сад N 9 "Жар-Птица" (ул. Жукова, 19);
- МБОУ "Средняя общеобразовательная школа. N 18" (ул. Ростовская, 16);
В рамках ФЦП в 2021 году планируется завершить строительные работы объектов:
- "2 объекта по ул. Никанорова на 260 мест каждый";
- дошкольное учреждение на 200 мест в мкр. "Крымская роза";
- дошкольное учреждение на 260 мест в мкр. "Город Мира".
В соответствии с РАИП на территории городского округа Симферополь в 2021 году продолжаются работы по строительству следующих 4-х объектов: детский сад по ул. Балаклавская, 73; детский сад в мкр-не Залесье; детский сад по ул. Воровского, 24; детский сад по ул. Воровского, 25.
Подготовленная проектно-сметная документация будет передана для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения в установленный срок.
Также, в соответствии с РАИП, в 2022 году планируется ввод в эксплуатацию следующих объектов:
- реконструкция МБДОУ N 92 "Дельфин" (ул. Кечкеметская, 95);
- реконструкция МБДОУ N 75 "Золотая рыбка" (ул. Радищева, 80);
- реконструкция МБДОУ N 45 "Искорка" по ул. Кржижановского, 25.
Основными сдерживающими факторами и инфраструктурными проблемами городского округа остаются:
- необходимость в ремонте/реконструкции ряда объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- нестабильное, ограниченное водоснабжение;
- отсутствие повторного цикла использования водных ресурсов;
- ограничение реализации проектов по строительству многоквартирных домов из-за существующей плотной застройки и отсутствия свободных земельных участков от прав третьих лиц, для создания на них застройщиками социальной инфраструктуры;
- отсутствие квалифицированных местных кадров;
- геополитическая ситуация и санкционный режим.
Эти факторы оказывают существенное влияние на возможность входа крупных федеральных и международных сетевых застройщиков, предприятий, осуществляющих свою деятельность вне территориальных границ Республики Крым.
Также сохраняется напряженность в обеспечении жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
Высокая стоимость жилья делает для многих жителей неразрешимой проблему приобретения благоустроенного жилья. Рост цен на жилые помещения на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения городского округа Симферополь.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, финансовые возможности которых ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
По-прежнему приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов является доступными лишь для ограниченного круга семей.
Так, существует потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и в комплексном развитии застроенных территорий с целью их более эффективного использования и ликвидации аварийного жилого фонда.
Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода жилья в эксплуатацию, являются ограниченные возможности бюджета городского круга Симферополь по финансированию жилищного строительства.
Низкий уровень ввода жилья в эксплуатацию за счет бюджетных средств не позволяет обеспечивать жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих на территории городского округа Симферополь, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С целью решения указанных проблем и улучшения ситуации на рынке жилищного строительства необходима реализация комплекса мероприятий, направленного на создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения городского округа Симферополь, в том числе путем:
- предоставления дополнительных социальных выплат молодым семьям на покупку или строительство жилья либо на оплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займов при участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей";
- предоставления социальных выплат семьям на покупку жилья либо на оплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займа при участии в подпрограмме "Стандартное жилье".
При этом необходимо отметить, что развитие строительного сектора в среднесрочной перспективе будет основываться на секторе социального жилья, индустрии развлечений, бизнес- и торговых центров, сегменте малоэтажного жилья. Увеличение доли строительства также будет обеспечено реализацией национального проекта "Жилье и городская среда".
Политика государства, направленная на снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию, расширение действия ипотечных каникул для граждан с потребительскими кредитами, отсрочки выплат как ипотечных, так и потребительских кредитов для граждан, которые лишились основного дохода, также может способствовать росту объема введенных в эксплуатацию объектов строительства.
Существенной проблемой в масштабах всей Республики Крым является "старение недвижимости". Все большую актуальность приобретает строительство новых жилых помещений с целью переселения граждан из аварийного жилья (ветхое жильё в Республике Крым составляет около 45%).
На территории городского округа Симферополь находятся 12 многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, 10 из них подлежат сносу, 2 дома подлежат реконструкции.
Городской округ Симферополь является участником 5 этапа (2023 - 2024 годы) реализации Региональной адресной программы "Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах" (далее - Региональная программа).
Семь многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до 2017 года, включены в Региональную программу со сроком реализации в 2023 - 2024 годах (ул. М. Залки, д. 1а, ул. Курчатова, д. 5, ул. Лескова, д. 58, пер. Стрелковый, д. 30, ул. Гоголя, д. 93, ул. Гоголя, д. 61, ул. Турецкая, д. 21). Всего расселению подлежит 37 квартир, расположенных в указанных жилых домах.
В 2022 - 2024 годах прогнозируется небольшой рост динамики объема выполненных работ по базовому варианту: 110 811,1 млн. руб. в 2022 году (темп роста + 3%), 112 473,3 млн. руб. в 2023 году (темп роста + 1,5%), 110 336,3 млн. руб. в 2024 году (снижение на 1,9%).
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию, к 2024 году по базовому сценарию развития составит - 244,5 тыс. кв. м.
6. Транспорт
Городской округ Симферополь находится в центре транспортно-коммуникационных осей Республики Крым.
Благодаря выгодному географическому положению, транспортно-дорожный комплекс городского округа Симферополь является одним из двигателей развития социально-экономической сферы и представлен крупнейшей системой автомобильных дорог, центральным автовокзалом, 4 автостанциями и железнодорожным вокзалом.
При этом международный аэропорт "Симферополь" является одним из ведущих предприятий транспортного комплекса Республики Крым. В среднем, аэропорт осуществляет 99,5 рейсов на вылет/прилет в сутки.
Также Симферополь находится на основной железнодорожной ветке "Севастополь - Джанкой", которая в Джанкое пересекается еще с одной главной железнодорожной веткой "Керчь - Джанкой - Армянск".
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, в рамках ФЦП, от международного аэропорта "Симферополь" до Севастополя планируется создание новой железнодорожной ветки.
Строительство новой железной дороги позволит запустить через Симферополь аэроэкспресс в сторону железнодорожного вокзала Севастополя. По предварительной информации, проект дороги будет разработан до конца 1 квартала 2022 года.
Симферополь, Алушту и Ялту соединяет самая длинная в мире (86,5 км.) троллейбусная линия с междугородними маршрутами из Симферополя.
Обновление объектов транспортной инфраструктуры, в том числе общественного транспорта, ремонт дорог местного значения, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года, в настоящее время является одним из наиболее приоритетных направлений.
Городской округ Симферополь является лидером среди всех муниципальных образований Республики Крым по показателям деятельности транспортного комплекса: его доля составляет более 15% объема автомобильных грузоперевозок, 34% грузооборота автомобильного транспорта, более 50% пассажирооборота, 100% гражданских авиаперевозок.
Так, показатели работы транспортной сети городского округа Симферополь увеличивались на протяжении многих лет. Это способствует увеличению пропускной способности, спроса на ряд услуг (в том числе гостиничного бизнеса), росту объема отгруженных товаров, увеличению товарооборота, притоку населения и, соответственно, росту инвестиционной привлекательности городского округа Симферополь.
При этом основными проблемами остаются: высокий удельный вес протяженности автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, износ улично-дорожной сети (65%), отсутствие кольцевой автомобильной дороги вокруг города, отсутствие транспортной агломерации Симферополя и Симферопольского района.
Поскольку городской округ Симферополь занимает одно из лидирующих мест Республики Крым по количеству заключенных инвестиционных соглашений, планируется дальнейшая реализация мероприятий по активизации работы с потенциальными инвесторами (более 20% проектов относится к благоустройству территории, транспортной отрасли).
Необходимо отметить, что Симферопольский и Белогорский районы входят в зону активного взаимодействия с Симферополем, в том числе, в части развития транспортной инфраструктуры.
Предпринятые меры, по прогнозным оценкам, к 2022 - 2023 году позволят снизить износ улично-дорожной сети до 40 - 20 %.
В январе - июне 2021 года количество пассажиров, перевезенных автомобильным транспортом крупных и средних организаций, составило 30,7 млн. человек, что на 64,6% больше объема пассажироперевозок за январь - июнь 2020 года. Пассажирооборот по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 48,2% и составил 461,7 млн. пассажиро-километров.
На увеличение показателя оказало влияние - временное приостановление, в связи со сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией, регулярного / чартерного авиасообщения, осуществляемого из аэропортов Российской Федерации в аэропорты Турции и ряда других зарубежных стран.
Объем автомобильных грузоперевозок в январе - 2021 года составил 304,2 тыс. т. грузов. Грузооборот по сравнению с январем - июнем 2020 года уменьшился на 34,8%, составив 21,2 млн. тонно-километров.
С учетом вышеперечисленных факторов, к концу 2021 года по базовому варианту ожидается увеличение показателя на 38,7 %, по сравнению с данными за 2020 год, до 64,2 млн. пассажиров.
В 2022 - 2024 годах по базовому варианту прогнозируется рост количества перевезенных автомобильным транспортом пассажиров, по сравнению с 2020 годом: 65,6 млн. пассажиров в 2022 году, 67,0 млн. пассажиров в 2023 году, 69,3 млн. пассажиров в 2024 году.
Объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом крупных и средних организаций, увеличится и к концу 2021 года - на плановый период 2022 - 2024 годов прогнозируется: 637,1 тыс. т. в 2021 году, 655,2 тыс. т. в 2022 году, 642,1 тыс. т. в 2023 году, 669 тыс. т. в 2024 году.
По экспертным оценкам, в послепандемическом периоде существует перспектива значительного роста грузоперевозок в городском округе Симферополь. Положительная динамика показателей строительства на территории муниципального образования, в том числе социальной инфраструктуры, в свою очередь, станет драйвером дальнейшего развития грузоперевозок.
Также увеличилась динамика объема железнодорожного грузооборота. Основное увеличение перевозок приходится на строительные грузы, цемент и щебень, требуемые для строительства объектов инфраструктуры в рамках ФЦП, а также перевозки зерновых культур.
Необходимо отметить увеличение динамики роста количества осуществленных авиаперевозок. В январе - июне 2021 года авиационным транспортом перевезено: 2 537 533 пассажиров, 2 133 431 кг. грузов, количество отправленных воздушных судов - 19 298 единиц (в январе - июне 2020 года - 4 407 единиц, в январе - июне 2019 года, соответственно, 5 205 - единиц).
Дальнейшему восстановлению экономики городского округа Симферополь, ее росту, а также насыщению симферопольского рынка качественными и доступными товарами, будет способствовать скоростное движение с удобными, комфортными и безопасными автомагистралями и развязками по трассе "Таврида".
Строительство последнего, восьмого, участка трассы "Таврида", предусматривающего строительство трех транспортных развязок, двух путепроводов, одного моста и двух путепроводов тоннельного типа, идет с опережением графика, первые объекты (движение по улицам Нефтяная и Линейная) будут запущены к концу 2021 года.
Кроме того, в 2021 году планируется начало строительства юго-восточной объездной дороги вокруг Симферополя по маршруту Трудовое - Перевальное. Это позволит ускорить движение по городским улицам Симферополя, уменьшив количество проезжающих машин в сторону Южного берега Республики Крым минимум на 30 тыс. единиц. Завершение строительства новой объездной дороги прогнозируется - в 2024 году.
В западном направлении от Симферополя в октябре 2021 года будет сдан участок четырехполосной дороги до села Скворцово, начнется сооружение второго - до Евпатории. При этом строительство вышеуказанного участка трассы так же должно завершиться в 2024 году. Это, по оценке аналитиков, сократит время в пути от Симферополя, в результате чего до Евпатории можно будет доехать за 30 - 40 минут. В свою очередь, увеличение пропускной способности позволит ликвидировать пробки при подъезде к городскому округу Симферополь.
Так, реализация вышеуказанных мероприятий позволит существенно повысить доступность и качество магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечит организацию скоростного автомобильного сообщения между городами Республики Крым, что будет способствовать развитию Симферопольской агломерации.
7. Доходы населения, труд и занятость
Одним из важнейших показателей уровня жизни являются - доходы населения. Мониторинг уровня жизни населения муниципального образования, в частности размера среднемесячной начисленной заработной платы, показателей безработицы и рынка труда городского округа Симферополь осуществляется администрацией города Симферополя на постоянной основе.
Так, координация политики в сфере занятости и социального обеспечения, эффективное использование всех ресурсов социальной защиты, имеет существенное значение для сохранения источника дохода населения, в том числе пожилых людей.
Количество пенсионеров в январе - июне 2021 года составило 104,4 тыс. человек, что на 2,2% меньше по сравнению с 2020 годом. Средний размер пенсии составил - 14 552,32 руб.
При этом численность населения в трудоспособном возрасте составляет 205,9 тыс. человек и в 1,3 раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста (153,3 тыс. чел.). Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.
Регистрируемый рынок труда в январе - июне 2021 года функционировал в условиях стабилизации экономической ситуации. В связи с послаблением ограничительных мероприятий для ряда предприятий и организаций, активность работодателей на рынке труда увеличилась на 5 - 6 %.
Прогноз занятости подготовлен с учетом демографических факторов, а также сложившихся тенденций формирования и использования трудовых ресурсов.
По данным выборочных обследований рабочей силы, проводимых Крымстатом, средняя численность работников городского округа Симферополь в январе - мае 2021 года составила 115,5 тыс. человек, что на 0,8% меньше, чем в 2020 году.
Основная доля работников занята в таких сферах, как: образование (15,7%); государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (15%); деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (14,1%); торговля оптовая и розничная (10,9%); промышленное производство (10,5%).
По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в 1 полугодии 2021 года фактически осуществляли трудовую деятельность 757 иностранных граждан.
Так, привлечение иностранных работников не оказывает существенного влияния на рынок труда и миграционную ситуацию, в среднем доля иностранных работников в общей численности занятого населения составляет не более 3 %.
От работодателей городского округа Симферополь не поступало заявок на оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
По расчетным данным, в конце 2021 года и плановом периоде 2022 - 2024 годов средняя численность работников по первому варианту составит: 116 тыс. человек в 2021 году, 116,2 тыс. человек в 2022 году, 116,8 тыс. человек в 2023 году, 117,5 тыс. человек в 2024 году.
Привлечение иностранных трудовых мигрантов в 2021 - 2024 годах прогнозируется в строительстве, оптовой и розничной торговле, в сфере ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, деятельности предприятий общественного питания.
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, согласно данным, полученным в ходе анализа текущего социально-экономического положения и потенциала муниципального образования, в январе - мае 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 8,9 % и составил 43 510 руб.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в следующих сферах: деятельность финансовая и страховая (79 711 руб.); строительство (67 482 руб.); деятельность профессиональная, научная (60 885 руб.); деятельность в области информации и связи (60 104 руб.); промышленное производство (48 336 руб.); государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (48 105 руб.).
Антикризисные меры поддержки населения и бизнеса, реализуемые на региональном и местном уровнях, позволят не допустить в среднесрочной перспективе падения реальных располагаемых денежных доходов населения городского округа Симферополь.
Несмотря на замедление экономики, в целом в 2021 году реальные располагаемые денежные доходы населения сохранятся на уровне 2020 года. Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет способствовать оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (инвалидность, длительная болезнь, приобретение дорогостоящих лекарств, оперативное вмешательство, негативные последствия чрезвычайных ситуаций и т.д.), семьям с детьми, зарегистрированным на территории городского округа Симферополь, а также содействие занятости населения, социальная поддержка на случай безработицы и др.
Необходимо отметить, что с 01.02.2021 минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 7 082,85 руб., единовременное пособие при рождении ребенка - 18 886,32 руб.
Кроме того, с 01.07.2021 в Российской Федерации введены новые выплаты на детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно. Ежемесячное пособие на детей городского округа Симферополь в размере 50% от прожиточного минимума будут получать неполные семьи с доходом ниже прожиточного минимума по Республике Крым.
К концу 2021 года, по расчетным данным, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, прогнозируется в размере 46 051,2 руб. (рост + 6,6 % по сравнению с 2020 годом).
В 2022 - 2024 годах ожидается следующая динамика уровня среднемесячной заработной платы по базовому варианту: в 2022 году 48 906,4 руб., в 2023 году 52 183,1 руб., в 2024 году 53 383,0 руб.
Вышеуказанные прогнозные показатели городского округа Симферополь среднемесячной номинальной начисленной заработной платы согласованы с Министерством труда и социальной защиты Республики Крым.
Рост среднемесячной заработной платы в 2022 - 2024 годах также будет связан с осуществлением индексации заработной платы работников бюджетной сферы и проведением мероприятий по детенизации доходов наёмных работников.
С целью сокращения задолженности по выплате заработной платы, ее легализации, а также профилактики теневой занятости на предприятиях городского округа Симферополь, постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 18.05.2015 N 312 создана и функционирует "Межведомственная комиссия по вопросам мониторинга реализации государственной политики в сфере трудовых отношений" (далее - Межведомственная комиссия).
В январе - июне 2021 года было проведено 6 заседаний Межведомственной комиссии, на которых рассмотрена информация руководителей 118 предприятий.
Так, в результате совместной работы Межведомственной комиссии, прокуратуры города Симферополя, ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе и др., руководители предприятий городского округа:
- выплатили своим работникам задолженность по заработной плате на общую сумму 16 122 тыс. руб.;
- погасили задолженность по обязательным платежам в Фонд социального страхования на общую сумму - 668,4 тыс. руб.
Число не занятых трудовой деятельностью граждан в городском округе Симферополь, по данным ТО ГКУ "Центр занятости населения" в г. Симферополь, в январе - июне 2021 года составило 2 962 человек, что на 38,3% меньше по сравнению с 2020 годом. По состоянию на 30.06.2021 официально статус безработного имеют 1 522 человек, что на 41,8% меньше, чем в 2020 году.
С целью оперативного реагирования на возможные нарушения трудового законодательства на предприятиях, в том числе по контролю и профилактике теневой занятости, утверждено постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 29.07.2016 N 1715, в соответствии с которым создана и функционирует "Комплексная рабочая группа по контролю и профилактике теневой занятости на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - комплексная рабочая группа).
За январь - июнь 2021 года членами комплексной рабочей группы проведено 6 информационно-правовых семинара с руководителями и главными бухгалтерами предприятий.
В условиях нестабильной санитарно-эпидемиологической обстановки, к концу 2021 года, по расчетным данным, количество официально зарегистрированных безработных составит 3 002 человек.
За счет эффективной реализации ряда мер, направленных на сохранение занятости, снижение напряженности на рынке труда, легализацию заработной платы и трудовых отношений с работниками, ожидается постепенное уменьшение числа официально зарегистрированных безработных по первому варианту: в 2022 году на 8,3%, в 2023 году на 21,9%, в 2024 году на 19,3%.
В свою очередь, реализация на территории городского округа Симферополь национальных проектов "Демография", "Образование", "Жилье и городская среда" будет усиливать достижение целей по повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий, что позволит сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей.
Раздел 8 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 30 декабря 2021 г. N 7976
8. Доходы бюджета
Главным направлением развития налоговой политики в прогнозном периоде, как и прежде, будет являться сохранение социальной и экономической стабильности в городском округе Симферополь, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение результативности мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета города с учетом консервативной оценки доходного потенциала.
Доходная часть бюджета муниципального образования городской округ Симферополь на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов формировалась в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации, а также законодательством Республики Крым и нормативными актами городского округа Симферополь, с учетом прогнозных данных ИФНС России по г. Симферополю, главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, определенных в соответствии с методиками прогнозирования доходов.
Доходы бюджета городского округа Симферополь на 2022 год прогнозируются в объеме 10 854 510,1 тыс. руб., в том числе налоговые доходы
- 2 655 116,0 тыс. руб., неналоговые доходы - 1 839 098,1 тыс. руб., безвозмездные поступления из бюджета Республики Крым - 6 360 296,0 тыс. руб.
Доходы бюджета городского округа Симферополь на 2023 год прогнозируются в объеме 9 459 319,3 тыс. руб., в том числе налоговые доходы
- 2 771 512,4 тыс. руб., неналоговые доходы - 1 288 215,0 тыс. руб., безвозмездные поступления из бюджета Республики Крым - 5 399 591,9 тыс. руб.
Доходы бюджета городского округа Симферополь на 2024 год прогнозируются в объеме 10 003 469,9 тыс. руб., в том числе налоговые доходы
- 2 897 438,0 тыс. руб., неналоговые доходы - 1 327 413,1 тыс. руб., безвозмездные поступления из бюджета Республики Крым - 5 778 618,8 тыс. руб.
Бюджет городского округа Симферополь на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов в разрезе статей доходов бюджетной классификации характеризуется, в том числе, следующими показателями:
Налог на доходы физических лиц
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет городского округа Симферополь на 2022 год прогнозируется в сумме 1 895 000,0 тыс. руб., на основании данных ИФНС России по г. Симферополю, определенных в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Крым на очередной год и плановый период (приказ УФНС России по Республике Крым 15.04.2020 N 01-16/0076@).
Для расчета прогнозных поступлений налога на доходы физических лиц ИФНС России по г. Симферополю использовались показатели проекта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, учитывалась номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, общая сумма доходов, принимаемая налоговыми агентами для расчета налоговой базы (статистический отчет 5-НДФЛ), суммы налоговых вычетов, предоставляемых в соответствии с законодательством (имущественные, стандартные, профессиональные, социальные и прочие вычеты).
В основу расчета легла налоговая база, отраженная в статистических отчетах 5-НДФЛ, с учетом темпа роста среднемесячной начисленной номинальной заработной платы по базовому варианту - 106,5%.
Прогнозные показатели поступления налога на 2023 год определены ИФНС России по г. Симферополю в сумме 1 995 000,0 тыс. руб. (105,3% к предыдущему году), на 2024 год - в сумме 2 100 000,0 тыс. руб. (105,3% к предыдущему году).
По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2022 год прогнозируются поступления в объеме 385 451,0 тыс. руб., на 2023 год в объеме 390 610,0 тыс. руб. и на 2024 год, соответственно, - 397 980,0 тыс. руб. Необходимо отметить, что вышеуказанные показатели определены ИФНС России по г. Симферополю с учетом норматива отчислений из бюджета Республики Крым в размере 14,74% (в 2021 году норматив составляет 16,21%).
Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 2022 год прогнозируется в сумме 116 000,00 тыс. руб. (данные ИФНС России по г. Симферополю). Прогнозные показатели поступления налога на 2023 год и 2024 год определены в объемах 119 000,00 тыс. руб. (прирост к 2022 году 2,6%) и 123 000,00 тыс. руб. (103,4% к 2023 году).
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, прогнозируются в объемах: на 2022 год - 1 058 725,5 тыс. руб., на 2023 год - 997 074,5 тыс. руб. (104% к 2022 году), на 2024 год - 1 036 957,5 тыс. руб. (104% к 2023 году).
В состав указанных доходов входят:
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений), на 2022 год прогнозируются в сумме 835 459,3 тыс. руб.
Прогноз рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному в 2021 году объему поступлений арендной платы за 2 331 земельный участок (индекс инфляции, определенный Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"). Кроме того, учтены ожидаемые результаты работы по взысканию дебиторской задолженности в стоимостном выражении в объеме исковых требований, находящихся на рассмотрении в судах.
Прогнозные данные поступлений арендной платы за землю на плановый период 2023 и 2024 годов определены с учетом индекса инфляции в размере 4% к прогнозу на предыдущий финансовый год (без учета поступлений дебиторской задолженности в стоимостном выражении в объеме исковых требований, находящихся на рассмотрении в судах, предусмотренных в 2022 году), а именно: на 2023 год в сумме 764 877,66 тыс. руб., на 2024 год в сумме 795 472,76 тыс. руб.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городского округа Симферополь и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на 2022 год составляют - 92 359,5 тыс. руб., на 2023 год - 96 053,9 тыс. руб. (104%), на 2024 год - 99 896,0 тыс. руб. (104%). При определении прогнозных показателей поступлений платы на 2022 - 2024 годы также учтены индексы потребительских цен, приведенные в прогнозе социально-экономического развития Республики Крым на указанный период.
Прогноз поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего городскую казну, на 2022 год составляет 130 906,7 тыс. руб., на 2023 год - 136 143,0 тыс. руб., на 2024 год - 141 588,7 тыс. руб. (с учетом прироста индекса потребительских цен в размере 4% - к прогнозу на предыдущий финансовый год).
Руководитель |
И.А. Шевченко |
Начальник |
О.Р. Чубко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.