Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 17 сентября 2021 г. N 833-П
Положение
об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
1.2. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) регулируются федеральными законами от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг), требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
1.4. Центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора), является департамент социальной защиты населения автономного округа (далее - департамент).
1.5. Должностными лицами департамента, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор), являются:
1) директор департамента;
2) заместитель директора департамента;
3) заместитель директора департамента - начальник финансово-экономического управления;
4) начальники отделов департамента, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора);
5) заместитель начальника отдела департамента, в ведении которого находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора);
6) главные специалисты отделов департамента, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора).
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, являются перечисленные в пункте 1.5 настоящего Положения государственные гражданские служащие департамента, которые указаны в приказе департамента о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.7. Должностные лица департамента, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор), при выявлении поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания), в установленном порядке осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц департамента, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания), утверждается приказом департамента.
1.8. Уполномоченным должностным лицом на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий является директор департамента (исполняющий обязанности директора департамента в случае его временного отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность)).
1.9. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
1.10. Учет объектов контроля осуществляется департаментом с использованием информационной системы департамента.
1.11. Информация об объектах регионального государственного контроля (надзора) актуализируется по мере ее поступления в департамент.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяются следующие категории риска:
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) низкий риск.
2.3. К категории высокого риска относятся контролируемые лица, подлежащие отнесению к категории значительного риска, при наличии одного из следующих условий:
наличие выданного департаментом предписания об устранении выявленных нарушений за последние 3 года со дня окончания проведения последней плановой проверки поставщика социальных услуг;
наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания, вынесенного по результатам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
отсутствие у объекта контроля паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения;
отсутствие у объекта контроля официального сайта поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.4. К категории значительного риска относятся контролируемые лица, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме.
2.5. К категории среднего риска относятся контролируемые лица, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме.
2.6. К категории низкого риска относятся контролируемые лица, не включенные в перечни рекомендуемых поставщиков социальных услуг в решениях о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании и индивидуальных программах предоставления социальных услуг, выданных гражданам в автономном округе.
2.7. В случае одновременного осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг как в стационарной форме, так и в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме поставщик социальных услуг относится к категории значительного риска.
2.8. В отношении объектов регионального контроля (надзора), которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 2 года.
2.9. В отношении объектов регионального контроля (надзора), которые отнесены к категории значительного риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 3 года.
2.10. В отношении объектов регионального контроля (надзора), которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 4 года.
2.11. В отношении объектов регионального контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.12. Отнесение объектов контроля к категориям риска ежегодно осуществляется на основании приказа департамента, издаваемого до 01 августа текущего года.
2.13. При отсутствии приказа департамента об отнесении объекта контроля к определенной категории риска он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.14. Департамент в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Департамент проводит профилактические мероприятия в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.2. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) утверждается департаментом ежегодно, до 10 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
3.3. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.4. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте департамента https://dszn.yanao.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.5. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, утверждается приказом департамента ежегодно, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://dszn.yanao.ru/ не позднее 10 дней со дня его утверждения.
3.6. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.7. Контролируемым лицом, получившим предостережение, в течение 30 дней со дня получения предостережения могут быть направлены возражения в отношении предостережения (далее - возражения) в департамент на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо иными указанными в предостережении способами.
3.8. В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.9. Департамент рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения по форме, аналогичной форме поступивших возражений, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Положения, способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления ответа.
3.10. Консультирование осуществляется в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.11. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора), проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
3.12. Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), осуществляют консультирование (в том числе письменное консультирование) контролируемых лиц и их представителей по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений департамента.
3.13. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа. Информация в письменной форме по итогам консультирования направляется контролируемым лицам и их представителям способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления информации, в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления в течение календарного года в департамент пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://dszn.yanao.ru/ письменных разъяснений, подписанных директором департамента (исполняющим обязанности директора департамента в случае его временного отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность)).
3.14. Время ожидания контролируемых лиц (их представителей) при консультировании на личном приеме не может превышать 15 минут.
Консультирование на личном приеме каждого контролируемого лица (его представителя) должностными лицами департамента не может превышать 20 минут.
Время консультирования по телефону не должно превышать 10 минут.
3.15. Профилактический визит осуществляется в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.16. Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами департамента, указанными в пункте 1.5 настоящего Положения, в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.17. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
3.18. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого и значительного риска, - не позднее чем в течение 1 года с даты отнесения их к указанным категориям риска, а также в отношении контролируемых лиц, впервые приступающих к осуществлению деятельности, - не позднее чем в течение 1 года с даты начала осуществления деятельности. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
3.19. График проведения профилактических визитов устанавливается программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется во взаимодействии с контролирующим лицом посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка;
3) инспекционный визит.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в порядке и по основаниям, установленным статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ, в форме:
1) документарной проверки;
2) выездной проверки;
3) инспекционного визита.
4.4. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
4.7. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
4.9. Сроки проведения выездных проверок не могут превышать сроков, установленных частью 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.10. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.11. В ходе проведения инспекционного визита осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
4.12. Проведение контрольных (надзорных) действий в рамках контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в порядке, установленном главой 14 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.13. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с ними, возражения на них, решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, а также условия признания недействительными результатов контрольных (надзорных) мероприятий установлены главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.14. Проведение проверок в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации осуществляется с учетом требований Федерального закона от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
4.15. Случаи, при наступлении которых контролируемые лица - индивидуальные предприниматели вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
1) болезнь;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
4.16. При невозможности присутствия контролируемого лица - индивидуального предпринимателя при проведении контрольного мероприятия в случаях, указанных в пункте 4.15 настоящего Положения, контролируемое лицо - индивидуальный предприниматель вправе представить в департамент такую информацию, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица в департамент.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Должностными лицами департамента по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
5.2. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.3. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
5.4. Должностными лицами департамента в случае выявления нарушений принимаются следующие меры:
1) выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) принятие незамедлительных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направление соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принятие мер по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принятие мер по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотрение вопроса о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
VI. Обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц, разрешение вопросов, связанных с исполнением решений департамента
6.1. Обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц департамента рассматривается в досудебном порядке директором департамента (исполняющим обязанности директора департамента в случае его временного отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность)).
6.3. В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы, предусмотренный частью 2 статьи 43 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Исключительные случаи для продления срока рассмотрения жалобы:
1) проведение в отношении должностного лица департамента, действия (бездействия) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица департамента, действия (бездействия) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
Информация о продлении срока рассмотрения жалобы направляется контролируемому лицу не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о продлении срока рассмотрения жалобы, способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления информации.
6.4. Разрешение вопросов, связанных с исполнением решений, указанных в части 1 статьи 94 Федерального закона N 248-ФЗ, рассматривает директор департамента (исполняющий обязанности директора департамента в случае его временного отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.