город Калуга |
|
9 декабря 2022 г. |
Дело N А48-4505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2022.
Постановление в полном объёме изготовлено 09.12.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
судей |
Власова Е.В., |
|
Крыжской Л.А., |
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Коваленко А.С.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Городской центр жилищных технологий" представителя Логвинова С.Ю. по доверенности от 09.01.2022;
от НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" представителя Гуденковой А.В. по доверенности от 04.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А48-4505/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" (далее - истец, ООО "Горцентржилтех") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - ответчик, фонд) о взыскании задолженности в размере 68 403 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, ООО "Горцентржилтех" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что оплаченные им работы по ремонту лифтового оборудования относятся к работам капитального характера, и подлежат оплате ответчиком.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от 29.01.2019 ООО "Горцентржилтех" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом по адресу: город Орел, улица Комсомольская, дом 286.
Формирование фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора.
ООО "ЛифтСервис", являясь подрядной организацией, осуществляющей обслуживание лифтового оборудования указанного многоквартирного дома по договору с ООО "Горцентржилтех", письмом от 15.09.2020 сообщило истцу о некорректной работе (износе) лифтового оборудования дома, а именно о критическом уровне износа основных тяговых канатов в 3 и 4 подъезде, и необходимости их срочной замены.
Получив сообщение, истец направил требование в адрес регионального оператора о безотлагательном проведении работ капитального характера по замене основных тяговых канатов в указанных подъездах многоквартирного дома.
В ответ на требование фонд сообщил, что в соответствии с утвержденной подпрограммой капитального ремонта лифтового оборудования капитальный ремонт лифтов в спорном многоквартирном доме запланирован на 2030-2032 годы.
23.11.2020 истец инициировал общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома о проведении ремонта лифтового оборудования, которое признано несостоявшимся по причине отсутствия кворума.
В связи с отказом фонда в проведении капитального ремонта лифтов, несостоявшимся собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома, работы по ремонту лифтов были проведены подрядной организацией по заданию и за счет истца, поскольку носили неотложный характер. Стоимость работ по договору составила 68 403 рубля 58 копеек.
Ссылаясь на то, что израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение работ подлежат возмещению региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, истец 25.03.2021 направил в адрес ответчика претензию, в которой просил в добровольном порядке оплатить образовавшую задолженность в срок до 25.04.2021.
Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, истец обратился в с настоящим иском арбитражный суд.
Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что выполненные по заданию истца работы отнесены к работам капитального характера, указав, что израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение капитальных работ подлежат возмещению региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, исходя из того, что понесенные истцом расходы по ремонту лифтового оборудования возможно возместить в случае, когда ремонт проведен по решению собственников, путем зачета потраченной суммы в счет будущей обязанности по уплате взносов.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ), в том числе дополнительных взносов.
При этом, управляющие организации в любом случае отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Таким образом, установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в будущие периоды времени, не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и неотложного капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
На основании статьи 17 Закон Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не выше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в порядке, установленном настоящей статьей.
Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.
Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются нотариально заверенные копии акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) и документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения. Основанием для принятия решения об отказе в осуществлении зачета средств является неисполнение требований, содержащихся в частях 1 - 3 настоящей статьи.
При этом иного способа возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до наступления утвержденных сроков региональной программы действующее законодательство не предусматривает.
Из материалов дела следует, что несмотря на то, что спорные работы носили неотложный и капитальный характер, связанный с обеспечением безопасно эксплуатации собственниками лифтового оборудования, решения общего собрания собственников о проведении ремонта не принималось, в том числе после завершения ремонта.
Сведения о том, что управляющая компания обращалась к фонду с заявлением о зачете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований судом апелляционной инстанции отказано правомерно.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа, применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам, не установил нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А48-4505/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 17 Закон Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не выше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в порядке, установленном настоящей статьей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2022 г. N Ф10-4839/22 по делу N А48-4505/2021