Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Кирово-Чепецкого района
Кировской области
от 10.09.2018 N 165
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений в Кирово-Чепецком районе"
29 декабря 2018 г., 7 июня, 18 июля, 18 ноября, 30 декабря 2019 г., 17 января, 8 мая, 26 июня, 6 ноября, 10, 29 декабря 2020 г., 21 мая, 31 августа, 1, 29 декабря 2021 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области от 29 декабря 2021 г. N 243
Паспорт
муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений в Кирово-Чепецком районе"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Финансовое управление администрации Кирово-Чепецкого района (далее - финансовое управление) |
Соисполнитель муниципальной программы |
Администрация Кирово-Чепецкого района |
Наименование подпрограмм |
отсутствует |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период 2014 - 2018 годов, утвержденная постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 22.11.2013 N 2333 |
Цели муниципальной программы |
проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Кирово-Чепецкого района |
Задачи муниципальной программы |
организация бюджетного процесса; обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
составление проекта бюджета в установленные сроки в соответствии с бюджетным законодательством; отношение объема муниципального долга к общему объему годовому доходов бюджета Кирово-Чепецкого района без учета безвозмездных поступлений; отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета Кирово-Чепецкого района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета; составление годового отчета об исполнении бюджета в установленный срок; отношение фактического объема средств бюджета, направляемых на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений, к утвержденному плановому значению; сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности сельских поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
срок реализации муниципальной программы: 2019 - 2030 годы. Муниципальная программа реализуется без разбивки на этапы |
Объем финансового обеспечения муниципальной программы |
Общий объем финансирования муниципальной программы - 511 878,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 686,7 тыс. руб., средства областного бюджета - 164 836,5 тыс. руб., средства местного бюджета - 345 308,3 тыс. руб., средства бюджетов поселений - 46,5 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
реализация требований бюджетного законодательства; создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; сохранение в пределах 30% объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений; обеспечение ежегодного объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, не более 1,5%; сокращение к 2030 году величины разрыва в уровне бюджетной обеспеченности сельских поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности до 2,60 раза |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В рамках реализованной бюджетной реформы в Кирово-Чепецком районе выстроена современная система управления муниципальными финансами: создана необходимая нормативная правовая база; расширен горизонт финансового планирования; организован бюджетный процесс с учетом безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств и ресурсных возможностей местного бюджета, применяется программно-целевой метод при формировании проекта бюджета, планируются бюджетные ассигнования на основании перечня муниципальных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, внедрена казначейская система исполнения местного бюджета, обеспечивающая эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета района, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности; усовершенствована система закупок, используются единые принципы и формализованные методики в межбюджетных отношениях.
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты бюджетирования, ориентированные на результат, работают в полную силу. В целях дальнейшей реализации применения инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, а также повышения эффективности бюджетных расходов финансовым управлением разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года, утвержденная постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 22.11.2013 N 2333.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению возложенных функций и обеспечению потребностей граждан, юридических лиц и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Кирово-Чепецкого района.
Одним из основных исполнителей запланированных Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года мероприятий, связанных с управлением муниципальными финансами, является финансовое управление.
Управление муниципальными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
При формировании основных параметров бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период определяются приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики, которые находят свое отражение в ежегодных бюджетных посланиях главы Кирово-Чепецкого района.
Основой для расчета параметров доходной части бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются показатели социально-экономического развития территории.
В последние годы существенно улучшены методики расчета прогнозных показателей, прогнозирование строится на разработке разных вариантов сценария социально-экономического развития. Прогноз поступления доходных источников бюджета района основывается на основных показателях прогноза социально-экономического развития: уровне инфляции, фонде оплаты труда, росте средней заработной платы по отраслям экономики, прибыли прибыльных предприятий.
В условиях ежегодного формирования бюджетов с дефицитом неточность прогнозирования доходных источников создает серьезные риски для исполнения расходных обязательств.
Формирование налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кирово-Чепецкого района осуществляется главными администраторами доходов бюджета района на основании отчетных данных прошлого года, с учетом текущей ситуации и изменений бюджетного и налогового законодательства.
Также в целях соблюдения бюджетного законодательства и единых подходов для составления бюджета района по расходам финансовым управлением утверждена Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета Кирово-Чепецкого района, в которой учитываются изменения, вносимые в бюджетное законодательство.
В период формирования проекта бюджета района проводится составление реестра расходных обязательств Кирово-Чепецкого района (далее - реестр). Включение расходного обязательства в реестр подтверждает его соответствие установленным полномочиям, служит основанием для планирования бюджетных обязательств.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики в районе для обеспечения стабильности и сбалансированности местного бюджета невозможно без соблюдения бюджетных ограничений по уровню дефицита бюджета.
В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для соблюдения требований бюджетного законодательства необходим постоянный контроль уровня дефицита бюджета района.
Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств бюджета и расходов на обслуживание муниципального долга.
В этих целях финансовое управление ежегодно формирует предельный объем муниципального долга, формирует и исполняет программу муниципальных заимствований, совместно с администрацией района осуществляет привлечение заимствований на конкурсной основе.
За предыдущие десять лет объем муниципального долга увеличился в 2,3 раза и по состоянию на 01.01.2018 составил 33 850 тыс. рублей (25,2% от фактического объема доходов бюджета района без учета безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений).
Основным инструментом для покрытия дефицита бюджета района является привлечение заемных средств - кредитов кредитных организаций. Оперативность, отсутствие финансовых посредников, возможность использования различных кредитных инструментов с применением гибких графиков привлечения и погашения основного долга в зависимости от текущей потребности бюджета делают в настоящее время банковские кредиты наиболее эффективной формой заимствований.
Динамика привлечения муниципальным образованием банковских кредитов за последние пять лет показала тенденцию к увеличению и ежегодному наращиванию муниципального долга: с 19 800 тыс. рублей в 2013 году до 32 300 тыс. рублей в 2017 году.
Наряду с банковскими кредитами практически ежегодно привлекались бюджетные кредиты из бюджета Кировской области: в 2013 году - 4 000 тыс. рублей, в 2014 году в сумме 6 000 тыс. рублей, в 2015 году - 3550 тыс. рублей, в 2016 году - 7 820 тыс. рублей.
В 2018 году муниципальному образованию Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области предоставлена возможность привлечения кредита на пополнение остатков средств бюджета в Управлении Федерального казначейства по Кировской области.
Безусловно, бюджетные кредиты - наиболее дешевый вид заимствований: при годовой процентной ставке по кредитам 0,1% существенно экономятся средства на уплату процентов.
Расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств составили: за 2013 год - 1 357,8 тыс. рублей, за 2014 год - 1 313,4 тыс. рублей; за 2015 год - 2955,8 тыс. рублей, за 2016 год - 2 890 тыс. рублей, за 2017 год - 3 027,3 тыс. рублей. Ежегодно сумма расходов на уплату процентов по кредитам не превышала установленное статье 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничение 15% от общего объема фактических расходов бюджета за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Минимизация расходов на обслуживание муниципального долга достигнута за счет досрочного погашения банковских кредитов, привлечения новых обязательств в конце финансового года.
Одной из мер управления муниципальными финансами является своевременное и качественное составление сводной бюджетной росписи бюджета Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и на плановый период и своевременное доведение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. Это неотъемлемая часть работы финансового управления, выполнение которой вносит значительный вклад в обеспечение качественной организации исполнения местного бюджета.
Выполнение данной работы предполагает организационное и методическое руководство по обеспечению исполнения бюджета района в соответствии с Порядками, утвержденными финансовым управлением.
Для обеспечения эффективной организации кассового исполнения бюджета района необходимо качественное составление и ведение кассового плана. В этих целях принят приказ финансового управления от 01.03.2012 N 6-ОС "Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана по бюджету Кирово-Чепецкого района". Упорядочение подходов по формированию кассового плана позволяет исключить возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета района и синхронизирует потоки поступления доходов и осуществления расходов.
В целях осуществления единого подхода к формированию и составлению отчетности главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, органами местного самоуправления сельских поселений, а также в целях соблюдения ими сроков составления и представления отчетности об исполнении бюджета финансовым управлением проведена работа по внедрению программных продуктов формирования отчетности об исполнении бюджетов. В результате данной работы стало возможным оперативно проверять представленную отчетность на достоверность представляемой информации, что привело к сокращению сроков составления отчета об исполнении консолидированного бюджета района в Министерство финансов Кировской области.
Важным этапом работы финансового управления по подготовке отчетности об исполнении бюджета района является составление проекта решения Кирово-Чепецкой районной Думы об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района за отчетный год.
Организация контроля за исполнением бюджета района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства позволяет оценивать степень выполнения расходных обязательств района, представлять участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления средствами бюджета информацию, оценивать финансовое состояние муниципальных учреждений, проводить анализ причин возникновения просроченной кредиторской задолженности бюджета района. Это необходимо для принятия решений по недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности, обеспечению выполнения в полном объеме расходных обязательств.
В целях осуществления контроля за надлежащим качеством управления муниципальными финансами, обеспечивающим эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающим все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль), с 2010 года финансовым управлением проводится мониторинг качества управления финансами главными распорядителями средств бюджета Кирово-Чепецкого района. По результатам оценки формируется рейтинг главных распорядителей средств бюджета района, который размещается на официальном сайте Кирово-Чепецкого района.
Переход к программному бюджету и развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, направленного на повышение результативности муниципального финансового контроля.
Результативность финансового контроля оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами местного самоуправления решений в сфере управления муниципальными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Возможности по повышению результативности финансового контроля существенно сокращают ряд факторов (рисков) в сфере управления муниципальными финансами:
отсутствие нормативной базы, предусматривающей полномочия (основания) контроля;
отсутствие четких критериев эффективности, результативности и экономности использования бюджетных ассигнований;
отсутствие методов проверки эффективности расходов;
необходимость совершенствования системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг.
В целях создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению возложенных функций и для минимизации рисков при совершенствовании системы муниципального финансового контроля за повышением эффективности бюджетных расходов необходимы:
своевременное внесение изменений в муниципальные нормативные правовые акты на основе областных;
повышение качества финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств.
В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти возрастает значение работы, направленной на проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и оценки качества управления муниципальными финансами.
В целях мониторинга соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства с 2010 года в соответствии с постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 09.07.2010 N 504 "Об оценке качества организации осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Кирово-Чепецкого района" финансовым управлением ежеквартально проводится мониторинг оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в сельских поселениях.
Итоги исполнения бюджетов поселений свидетельствуют как о положительных тенденциях качества организации и осуществления бюджетного процесса местными бюджетами по отдельным показателям, так и об имеющихся недоработках со стороны органов местного самоуправления сельских поселений.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям муниципальных районов относится выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств муниципального района.
Основные положения, регулирующие правоотношения по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений установлены нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО "О межбюджетных отношениях в Кировской области", решения Кирово-Чепецкой районной Думы от 22.05.2013 N 30/312 "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Кирово-Чепецком районе".
Неравномерность распределения налоговой базы сельских поселений района, связанная с различиями муниципальных образований в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, обусловливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности сельских поселений.
Разрыв в бюджетной обеспеченности до выравнивания за 2016 год составил 3,776 раза, после выравнивания - 2,573 раза; за 2017 год соответственно 3,558 раза и 2,727 раза.
Данная ситуация требует активных действий органов местного самоуправления Кирово-Чепецкого района по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления поселений по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Эта работа в настоящее время осуществляется путем межбюджетного регулирования. Бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого муниципального района предоставляется: дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в соответствии с порядками распределения, установленными Законом Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО "О межбюджетных отношениях в Кировской области" и решением Кирово-Чепецкой районной Думы от 22.05.2013 N 30/312 "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Кирово-Чепецком районе", ежегодно утверждаемым решением Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В целях укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления поселений, повышения эффективности финансовых взаимоотношений с сельскими поселениями планируется продолжить работу по созданию условий для выполнения полномочий органов местного самоуправления.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы.
Приоритеты государственной политики в сфере управления муниципальными финансами и регулирования межбюджетных отношений определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, ежегодным бюджетным посланием Губернатора Кировской области, ежегодным бюджетным посланием главы района, прогнозом социально-экономического развития за последние три отчетных года, оценочные на текущий год и прогнозируемые на среднесрочную перспективу до 2021 года и Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период 2014 - 2018 годов, утвержденной постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 22.11.2013 N 2333.
2.2. Цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа направлена на достижение цели по проведению финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Кирово-Чепецкого района.
Для достижения указанной цели в рамках реализации муниципальной программы должны быть решены следующие задачи:
организация бюджетного процесса;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Состав целевых показателей эффективности реализации муниципальной
программы определен исходя из достижения цели и решения задач муниципальной программы. Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы, выраженных количественно, осуществляется расчетным способом. Значения показателей муниципальной программы, не являющихся расчетными, определяются по данным финансового управления.
Значение показателя "Выполнение финансовым управлением утвержденного плана контрольной работы" определяется по формуле:
, где:
- выполнение финансовым управлением утвержденного плана контрольной работы (%);
- количество проведенных финансовым управлением контрольных мероприятий в отчетном периоде (единиц);
- количество контрольных мероприятий, утвержденных годовым планом контрольной работы финансового управления на соответствующий год (единиц).
Значение показателя "Отношение объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета Кирово-Чепецкого района без учета объема безвозмездных поступлений" рассчитывается по формуле:
, где:
- отношение объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета Кирово-Чепецкого района без учета объема безвозмездных поступлений (%);
- объем муниципального долга в отчетном периоде согласно муниципальной долговой книге Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей);
- объем доходов бюджета Кирово-Чепецкого района в отчетном периоде без учета объема безвозмездных поступлений согласно отчету об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей).
Значение показателя "Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета Кирово-Чепецкого района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета" определяется по следующей формуле:
, где:
- отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета Кирово-Чепецкого района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета (%);
- объем расходов на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде согласно отчету об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей);
- объем расходов бюджета Кирово-Чепецкого района в отчетном периоде, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, согласно отчету об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей).
Значение показателя "Отношение фактического объема средств бюджета Кирово-Чепецкого района, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, к утвержденному плановому значению" определяется по формуле:
, где:
- отношение фактического объема средств бюджета, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, к утвержденному плановому значению (%);
- объем средств бюджета, направляемый на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в отчетном периоде согласно отчету об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей);
- объем средств бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в соответствующем финансовом году, утвержденный решением о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (тыс. рублей).
Значение показателя "Сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности" определяется по формуле:
, где:
- сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности (раз);
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности поселений до выравнивания бюджетной обеспеченности согласно сведениям финансового управления (раз);
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности поселений до выравнивания бюджетной обеспеченности согласно сведениям финансового управления (раз);
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности согласно сведениям финансового управления (раз);
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности согласно сведениям финансового управления (раз).
Значение показателя "Перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого района, предусмотренных муниципальной программой, в объеме, утвержденном решением о бюджете" определяется по формуле:
, где:
- перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого района, предусмотренных муниципальной программой, в объеме, утвержденном решением о бюджете, в отчетном периоде (%);
- объем средств межбюджетных трансфертов, перечисленных бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого района, предусмотренных муниципальной программой, в отчетном периоде согласно отчету об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей);
- объем средств межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого района, предусмотренных муниципальной программой, утвержденных в соответствующем финансовом году решением о бюджете Кирово-Чепецкого района (тыс. рублей).
2.3. Описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы позволит достичь:
выполнения бюджетных обязательств, установленных решением Кирово-Чепецкого района о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
реализации требований бюджетного законодательства;
создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
сохранения в пределах 30% объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений;
ежегодного обеспечения объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, не более 1,5%;
сокращения к 2030 году величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности сельских поселений после выравнивания бюджетной обеспеченности до 2,60 раза.
2.4. Срок реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа будет реализована с 2019 по 2030 год без разбивки на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
3.1. Решение задачи "Организация бюджетного процесса" будет осуществляться путем проведения отдельного мероприятия "Реализация бюджетного процесса", направленного на обеспечение реализации управления бюджетным процессом, которое предполагает:
составление проекта бюджета Кирово-Чепецкого района;
исполнение бюджета района в рамках действующего бюджетного законодательства;
составление бюджетной отчетности об исполнении бюджета района; осуществление контроля за исполнением бюджета района.
3.1.1. Составление проекта бюджета Кирово-Чепецкого района.
До начала составления проекта бюджета района осуществляется подготовка проекта постановления администрации Кирово-Чепецкого района, определяющего ответственных исполнителей, порядок и сроки работы над документами и материалами, необходимыми для составления проекта бюджета Кирово-Чепецкого района. Также в целях координации деятельности участников бюджетного процесса данным проектом постановления формируется рабочая группа.
Разработка проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с задачами социально-экономической и бюджетной политики, определяемыми ежегодным Бюджетным посланием Губернатора Кировской области, Бюджетным посланием Главы Кирово-Чепецкого района и прогнозом социально-экономического развития Кирово-Чепецкого района, с соблюдением требований бюджетного законодательства и Положения о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе к срокам его подготовки, содержанию, обосновывающим материалам.
Планирование доходов и расходов бюджета Кирово-Чепецкого района осуществляется в соответствии с Методикой формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета Кирово-Чепецкого района и Методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета Кирово-Чепецкого района, которые уточняются в связи с изменением бюджетного законодательства.
В этих целях главными администраторами доходов бюджета Кирово-Чепецкого района и главными распорядителями средств бюджета района осуществляется представление необходимых сведений, расчетов и документов для формирования бюджета Кирово-Чепецкого района. Финансовое управление анализирует представленные предложения, осуществляет при необходимости согласительные процедуры и формирует проект бюджета Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы к нему.
В целях определения необходимого объема муниципальных услуг (работ) ежегодно управлением образования и управлением культуры администрации района проводится оценка потребности в предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ), результаты которой представляются в финансовое управление. Финансовое управление осуществляет анализ представленной потребности. Результатом проведенного анализа является утверждение главными распорядителями бюджетных средств финансового норматива и объема оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) по подведомственным учреждениям. Работа по данным направлениям является обязательным этапом разработки проекта бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период и позволяет формализовать процедуру планирования бюджетных расходов и поставить их в зависимость от количества предоставляемых муниципальных услуг (работ).
Составленный проект бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период представляется в срок, установленный Положением о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе, на рассмотрение главе Кирово-Чепецкого района.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе проводятся публичные слушания по проекту решения о бюджете Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и на плановый период.
В результате реализации данных мероприятий будет обеспечена своевременная подготовка и внесение на рассмотрение и утверждение депутатам районной Думы проекта решения о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период.
3.1.2. Исполнение бюджета Кирово-Чепецкого района.
В целях обеспечения исполнения решения Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются подготовка проекта постановления администрации Кирово-Чепецкого района о мерах по выполнению указанного решения и внесение его на утверждение главе Кирово-Чепецкого района.
Реализация взаимосвязанных мер по организации исполнения бюджета района будет предусматривать:
составление, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи бюджета Кирово-Чепецкого района, лимитов бюджетных обязательств;
доведение утвержденных объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета района;
открытие и ведение лицевых счетов главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета района, главных распорядителей и получателей средств бюджета района, муниципальных бюджетных учреждений для осуществления операций со средствами бюджета района;
составление, утверждение и ведение кассового плана, представляющего собой прогноз кассовых поступлений в бюджет района и кассовых выплат из бюджета района в текущем финансовом году;
кассовое обслуживание исполнения бюджета района, обеспечение исполнения бюджетных обязательств.
Организация исполнения бюджета района будет осуществляться в соответствии с Порядком исполнения бюджета района по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета района.
В целях обеспечения координации взаимодействия органов местного самоуправления района с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти области, предприятиями и организациями всех форм собственности, осуществляющими на территории Кирово-Чепецкого района свою деятельность по реализации мер, направленных на своевременное поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также принятия оперативных решений при возникновении ситуаций, имеющих негативные последствия в процессе исполнения доходной части бюджетов, в администрации Кирово-Чепецкого района создана Межведомственная комиссия по обеспечению поступления доходов в местный бюджет, в работе которой участвует финансовое управление.
В целях качественного исполнения бюджета района по доходам, привлечения дополнительных доходов и снижения задолженности по платежам в бюджет принято распоряжение администрации Кирово-Чепецкого района от 04.03.2013 N 45 "Об утверждении Плана мероприятий на 2016 - 2018 годы по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Разработчиком Плана мероприятий и органом, координирующим его исполнение, является финансовое управление.
В ходе исполнения бюджета района будет осуществляться проведение анализа поступлений в текущем году доходов в бюджет, освоения бюджетных средств. С учетом анализа поступления доходов и расходования бюджетных средств, принятых нормативных правовых актов, предложений главных распорядителей бюджетных средств, а также с учетом поступления средств из областного бюджета, необходимости соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, финансовым управлением будут осуществляться подготовка проекта решения о внесении изменений в бюджет района на очередной финансовый год и на плановый период и его представление на рассмотрение и утверждение в Кирово-Чепецкую районную Думу.
В рамках организации исполнения бюджета одним из основных направлений работы станет обеспечение применения передовых информационно-коммуникационных технологий в бюджетном процессе, в том числе разработка и внедрение новых программных продуктов, их совершенствование, формирование интегрированной системы управления общественными финансами в Кирово-Чепецком районе, охватывающей не только бюджет муниципального района, но и бюджеты сельских поселений. Постоянное внедрение технологий автоматизации финансовых расчетов позволит поднять на качественно новый уровень исполнение бюджета района, поддержать в актуальном состоянии информационную базу, необходимую для управления общественными финансами.
3.1.3. Составление бюджетной отчетности об исполнении бюджета района.
В рамках данного мероприятия финансовым управлением будет осуществляться ежеквартальное составление отчета об исполнении бюджета района на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета района, главных администраторов доходов бюджета района, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета района.
Отчет о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) входит в пакет документов об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района за год.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе отчет об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района за I квартал, первое полугодие и девять месяцев вносится на утверждение главе администрации района.
Годовой отчет об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района вносится на рассмотрение в Кирово-Чепецкую районную Думу, а также Контрольно-счетную комиссию Кирово-Чепецкого района для проведения внешней проверки. Подготовка решения Кирово-Чепецкой районной Думы об исполнении бюджета Кирово-Чепецкого района за отчетный год и пакета документов к нему будет осуществляться в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе.
Также в рамках данного мероприятия в сроки, установленные министерством финансов Кировской области, финансовое управление осуществляет ежемесячное составление и представление в министерство финансов отчета об исполнении консолидированного бюджета Кирово-Чепецкого района.
Результатом данного мероприятия будет обеспечение составления отчета и бюджетной отчетности об исполнении бюджета района.
3.1.4. Осуществление контроля за исполнением бюджета района.
В целях обеспечения контроля за эффективным использованием бюджетных средств предусматривается осуществление финансового контроля за использованием средств бюджета района, а также принятие организационных мер, направленных на усиление главными распорядителями бюджетных средств финансового контроля за подведомственными им получателями бюджетных средств.
Предполагаются ежегодное утверждение финансовым управлением плана контрольных проверок исполнения бюджета района на очередной финансовый год, осуществление в соответствии с ним контрольных мероприятий, подготовка актов по результатам проведенных проверок, принятие мер административного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также мер по возврату в бюджет бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Финансовое управление в целях обеспечения контроля за исполнением бюджета района осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии формирования проекта бюджета района.
Текущий финансовый контроль осуществляется в течение финансового года в процессе исполнения бюджета района (по доходам и расходам, источникам финансирования дефицита бюджета). Контроль осуществляется на стадии санкционирования оплаты денежных обязательств с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Последующий муниципальный финансовый контроль осуществляется финансовым управлением путем проведения ревизий и проверок получателей средств бюджета района в соответствии с Порядком проведения внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого финансовым управлением администрации Кирово-Чепецкого района, утвержденным постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 18.03.2014 N 415.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением при этом требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы финансового управления. Данный контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств. Конечным результатом данного контроля является возмещение в полном объеме в бюджет средств, использованных не по целевому назначению.
Сельские поселения, входящие в состав Кирово-Чепецкого района вправе передавать администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области полномочия по осуществлению финансового контроля за использованием средств бюджетов поселений. Передача полномочий осуществляется на основании решений сельских Дум и заключенных соглашений, указывающих объем передаваемых иных межбюджетных трансфертов на исполнение полномочий. Непосредственным исполнителем полномочий по финансовому контролю является финансовое управление.
В целях проведения оценки эффективности исполнения главными распорядителями средств бюджета района бюджетных полномочий финансовое управление осуществляет ежегодный мониторинг качества управления финансами главными распорядителями бюджетных средств Кирово-Чепецкого района.
По результатам оценки качества управления финансами главными распорядителями бюджетных средств будет формироваться ежегодный рейтинг главных распорядителей средств бюджета района (ранжированный список), который будет размещаться на официальном сайте Кирово-Чепецкого района.
В целях снижения просроченной кредиторской задолженности финансовым управлением проводится мониторинг просроченной кредиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных казенных учреждений.
Также финансовым управлением проводится анализ возникновения просроченной кредиторской задолженности бюджетов сельских поселений, по результатам которого даются предложения органам местного самоуправления по ее устранению.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительством Кировской области ежегодно доводится норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Финансовое управление в течение года осуществляет постоянный контроль за его соблюдением.
Также финансовое управление осуществляет контроль за соблюдением лимитов фонда оплаты труда, предельной штатной численности работников органов местного самоуправления.
Результатом реализации данного мероприятия будет усиление финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета.
3.2. Решение задачи "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы" будет осуществляться путем проведения следующих основных мероприятий:
управление муниципальным долгом;
выравнивание финансовых возможностей сельских поселений по осуществлению органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения; предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета района.
3.2.1. Управление муниципальным долгом.
В рамках данного мероприятия будут осуществляться:
соблюдение ограничений по объему муниципального долга Кирово-Чепецкого района и бюджетного дефицита;
повышение эффективности управления муниципальным долгом.
По первому направлению планируется обеспечить соблюдение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения объема муниципального долга. В целях обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы объем муниципального долга Кирово-Чепецкого района по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не должен превышать 30% общего годового объема доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений.
Решая задачу сбалансированности при формировании бюджета района, объем бюджетного дефицита необходимо определять с учетом возможности привлечения новых заимствований на его покрытие, исходя из ограничений объема муниципального долга.
По второму направлению необходимо вести работу по оптимизации структуры муниципального долга, использованию доступных механизмов управления ликвидностью бюджета, применению рыночных механизмов заимствований бюджета.
Для покрытия временных кассовых разрывов планируется привлечение бюджетных кредитов из областного бюджета, а так же краткосрочные бюджетные кредиты в Федеральном казначействе.
Также необходимо совершенствование процесса планирования заимствований с учетом периодов наибольшей потребности бюджета района в заемных средствах и недопущения единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга.
Четкое соблюдение сроков исполнения долговых обязательств, повышение прозрачности долговой политики и обеспечение раскрытия информации о долге позволят сохранить репутацию Кирово-Чепецкого района как добросовестного и эффективного заемщика.
Результатом является удержание муниципального долга на экономически безопасном уровне.
3.2.2. Выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Кирово-Чепецкого района по осуществлению органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения.
В рамках данного мероприятия финансовым управлением осуществляется сверка исходных данных для расчетов по распределению средств бюджета района, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений района.
В этих целях предусматриваются сбор и консолидация исходных данных, необходимых для проведения расчетов и распределения, сверки расчетов с органами местного самоуправления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в сроки, определенные постановлением администрации Кирово-Чепецкого района по формированию проекта бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений проводится в соответствии с Законом Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО "О межбюджетных отношениях в Кировской области".
Расчеты по распределению средств бюджета района, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений района, направляются в Кирово-Чепецкую районную Думу вместе с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Результатом реализации данного мероприятия будут являться: утверждение объема и распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений решением Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период.
3.2.3. Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Кирово-Чепецкого района.
В рамках данного мероприятия будет осуществляться предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из областного бюджета в соответствии с решением Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и плановый период, сводной бюджетной росписью.
Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Кирово-Чепецкого района бюджетам поселений позволит реализовать полномочия органов местного самоуправления поселений.
Существенной поддержкой бюджетам поселений является предоставление из бюджета Кирово-Чепецкого района иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений (далее - дотация на сбалансированность бюджетов). Предоставление дотации на сбалансированность бюджетов является вынужденной мерой, и опыт использования данной формы поддержки показывает ее эффективность и необходимость. Дотация на сбалансированность решает проблемы органов местного самоуправления, которые не представляется возможным решить в рамках методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Дотация на сбалансированность направляется на реализацию органами местного самоуправления мер социально значимого характера. Предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений будет осуществляться в соответствии с решением Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете Кирово-Чепецкого района на очередной финансовый год и плановый период.
Качество управления бюджетным процессом на всех стадиях бюджетного цикла является одним из показателей сохранения сбалансированности местных бюджетов, а также эффективности расходования бюджетных средств на муниципальном уровне.
В целях формирования стимулов повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в соответствии с постановлением администрации Кирово-Чепецкого района от 09.07.2010 N 504 "Об оценке качества организации осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Кирово-Чепецкого района" финансовым управлением будет проводиться мониторинг и ежеквартальная оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в сельских поселениях района.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации муниципальной программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы в сфере управления муниципальными финансами, состоящей из следующих принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости муниципальных нормативных правовых актов Кирово-Чепецкого района:
Решений Кирово-Чепецкой районной Думы:
о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период,
о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в Кирово-Чепецком районе,
о внесении изменений в Положение о межбюджетных отношениях в Кирово-Чепецком районе,
об исполнении бюджета района за отчетный финансовый год; Постановлений администрации Кирово-Чепецкого района:
о мерах по составлению проекта бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период,
о мерах по выполнению решения Кирово-Чепецкой районной Думы о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период,
об утверждении отчетов об исполнении бюджета района за I квартал, первое полугодие и девять месяцев,
о внесении изменений в иные муниципальные правовые акты Кирово-Чепецкого района в сфере управления муниципальными финансами.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приведены в приложении N 2.
Раздел 5 изменен. - Постановление Администрации Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области от 29 декабря 2021 г. N 243
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Расходы на реализацию муниципальной программы планируется осуществлять за счет средств местного, областного и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования муниципальной программы - 511 878,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 686,7 тыс. руб., средства областного бюджета - 164 836,5 тыс. руб., средства местного бюджета - 345 308,3 тыс. руб., средства бюджетов поселений - 46,5 тыс. руб.
Объемы бюджетных ассигнований будут уточняться ежегодно при формировании бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансовое обеспечение муниципальной программы за счет средств бюджета района представлено в приложении N 3, в том числе по годам реализации муниципальной программы.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 4, в том числе по годам реализации муниципальной программы.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
При реализации муниципальной программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
рисков, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства;
финансовых рисков, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме за счет бюджетных средств, увеличением заемных средств в рамках управления муниципальным долгом вследствие изменения ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации, изменением уровня инфляции, принятием новых расходных обязательств без источника финансирования, кризисными явлениями.
В целях управления указанными рисками в ходе реализации муниципальной программы предусматриваются:
мониторинг федерального и регионального законодательства;
разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления муниципальными финансами;
принятие иных мер, связанных с реализацией полномочий.
7. Участие муниципальных образований сельских поселений в реализации муниципальной программы
Реализация мероприятия муниципальной программы "Выполнение финансовым управлением утвержденного плана контрольной работы" предусматривает расходы бюджета Кирово-Чепецкого района за счет средств межбюджетных трансфертов сельских поселений. Между финансовым управлением и администрацией сельского поселения заключается соглашение о передаче части полномочий по осуществлению контроля за исполнением бюджета поселения. Денежные средства сельское поселение передает в соответствии с вышеуказанным заключенным соглашением в виде иных межбюджетных трансфертов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.