Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Достижение главной цели Стратегического плана развития города Екатеринбурга до 2030 года - обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан - невозможно без наиболее полного удовлетворения постоянно развивающихся потребностей горожан в товарах и услугах. В качестве одного из важнейших элементов торгового обслуживания населения Екатеринбурга в период реализации стратегического проекта начиная с 2004 года формировалась система зон концентрации предприятий торговли и обслуживания - торговые узлы.
Под торговым узлом понимается особая территориальная совокупность предприятий торговли, питания и услуг, расположенная вблизи интенсивных транспортных развязок и имеющая свою строго определенную зону покупательского притяжения.
Узловой способ концентрации предприятий торговли и услуг характерен для всех крупнейших городов мира.
Формирование торговых узлов является естественным процессом, позволяющим с одной стороны приблизить товары и услуги с высоким уровнем обслуживания к потребителю, с другой стороны - децентрализировать потоки потребителей на территории города, тем самым уменьшить уровень загруженности центральных торговых зон; дать потребителю право выбора товара (услуги) и места его приобретения, создать специализированные торговые зоны, распределив потребителей по интересам. Примерами создания специализированных зон являются торговые узлы "Сибирский тракт (от переулка Базовый до улицы Карьерной") и "Улица Донбасская - улица Культуры". Специализация торговых узлов обусловлена сосредоточением предприятий торговли и услуг, направленных на удовлетворение потребностей автомобилистов: автосалоны, магазины по продаже автозапчастей, автосервисы, автомойки и их расположение на оживленной транспортной магистрали в непосредственной близости пересечения со срединным транспортным кольцом. В жилых микрорайонах созданы с учетом территориальной доступности торговые узлы местного и районного типов, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах. В узлах местного типа в основном осуществляют деятельность небольшие предприятия потребительского рынка и услуг: магазины шаговой доступности (мини- и супермаркеты, специализированные магазины, кафе, столовые, парикмахерские, ателье, пункты ремонта обуви и бытовой техники и т.д.). В составе торговых узлов районного и городских типов расположены торговые центры, гипермаркеты, рестораны, салоны красоты, кинотеатры и т.д.
С целью привлечения потребителей из Свердловской области и других регионов, снижения транспортной нагрузки на центральную часть города определены территории для развития торговых узлов регионального типа. В региональных торговых узлах предусмотрено размещение крупных торговых центров, гипермаркетов, центров мелкооптовой торговли, автосалонов. Примером развития торгового узла регионального типа является торговый узел "улица Металлургов - Старый Московский тракт". В 2004 году на данной территории не было ни одного предприятия потребительского рынка и услуг. Развитие территории началось со строительством крупных торговых объектов "МЕГА", METRO, WOW HOUSE. С реконструкцией торгового центра "МЕГА" и вводом парка, где организовано новое место для проведения комфортного и безопасного досуга жителей и гостей города, основная торговая функция территории постепенно дополняется (замещается) проведением культурных, спортивных, общественных мероприятий. Планируется дальнейшая реконструкция торгового центра со строительством кинотеатра, создание специальных зон (коворкинг, детские зоны и т.д.).
Принцип, способствующий структуризации торгового обслуживания крупного города и формированию функционально-планировочного каркаса, является ведущим в оптимизации торгового обслуживания, привлечении населения к потребительской активности, развитии сферы торговли и услуг, что способствует повышению инвестиционной и имиджевой привлекательности города.
В 2004 году, на момент разработки стратегического проекта "Торговые узлы Екатеринбурга" (далее - стратегический проект), отсутствовали системные принципы и критерии формирования торговых зон, позволяющие учитывать всестороннее (инфраструктурное, социально-экономическое, демографическое и пр.) развитие города, потребности горожан и гостей города.
Для улучшения качества обслуживания населения, удобства и доступности предприятий сферы потребительского рынка и услуг реализуется разработанная Департаментом архитектуры, строительства и регулирования земельных отношений и Муниципальным бюджетным учреждением "Мастерская Генерального плана" схема размещения торговых узлов, предусматривающая планомерное и гармоничное развитие предприятий сферы обслуживания (торговли, общественного питания, по оказанию бытовых услуг) в границах города (далее - схема). Актуализированная в 2013 году схема состояла из 72 торговых узлов. Типизация торговых узлов приведена в таблице N 3.
Таблица 3
Типизация торговых узлов по величине и зоне обслуживания
Тип торгового узла |
Краткая характеристика торгового узла |
Количество торговых узлов |
||
полезная площадь, тыс. кв. м |
зона обслуживания |
2013 (факт) |
2020 (факт) |
|
Местный |
До 10 |
Пешеходная доступность R-500 м |
39 |
32 |
Районный |
От 10 до 30 |
Пешеходная доступность R-800 - 1200 + общественный транспорт |
17 |
22 |
Городской |
От 30 до 70 |
Транспортная доступность: 10 - 20 мин. - автомобиль, не более 45 мин. - общественный транспорт |
10 |
14 |
Региональный |
Свыше 70 |
В границах агломераций не более 1,5 часа |
6 |
7 |
Количество торговых узлов |
72 |
75 |
За время реализации стратегического проекта в городе сформирована система торговых узлов, обеспечивающих выполнение требований децентрализации потоков покупателей с удовлетворением их потребностей в наличии предприятий торговли и сферы услуг в зонах, непосредственно приближенных к местам их проживания.
Для наиболее полного удовлетворения потребностей населения решались вопросы комплексного освоения торговых узлов и открытия на их территориях объектов общественного питания и сферы бытового обслуживания. Изменилась структура площадей, расположенных в торговых узлах. Смещен акцент с превалирования торговых площадей в пользу развития сферы бытового обслуживания и общественного питания.
Примером смещения акцента могут служить современные торговые центры: ТРЦ "МЕГА", ТРЦ "Гринвич", ТРЦ VEER Mall и другие.
Так, современные торговые центры - это уже не просто комплекс магазинов, а место для семейного досуга с детскими игровыми комнатами, парками и полноценными предприятиями общественного питания современного формата обслуживания (кафе и ресторанами).
На 01.01.2021 в местах дислокации торговых узлов сконцентрировано 69% всех торговых площадей города, 57% мест общественного питания, 70% площадей сферы услуг.
В период с 2013 по 2020 годы в торговых узлах произошло увеличение:
предприятий торговли - на 874 единицы общей торговой площадью 417,7 тысячи квадратных метров;
предприятий сферы обслуживания - на 705 единиц общей площадью 47,5 тысячи квадратных метров;
предприятий общественного питания - на 372 единицы на 8,9 тысячи посадочных мест.
Полезная площадь торговых узлов в 2013 году составляла 1902 тысячи квадратных метров, в 2020 году - 2418,9 тысячи квадратных метров (произошло увеличение на 27%).
Динамика изменения показателей (торговые площади, площади предприятий бытового обслуживания и количество мест общественного питания) представлена в таблице N 4.
Таблица 4
Динамика изменения показателей за 2013 - 2020 годы
Показатель |
По городу |
В торговых узлах |
В % |
|||||
2013 |
2020 |
отклонение |
2013 |
2020 |
отклонение |
2013 |
2020 |
|
Торговая площадь, тыс. кв. м |
1813,4 |
2348,2 |
534,8 |
1523,8 |
1975,8 |
452 |
84 |
84,1 |
Площадь предприятий бытового обслуживания, тыс. кв. м |
523,2 |
513,5 |
-9,7 |
273,8 |
321,1 |
47,3 |
52,3 |
62,5 |
Места общественного питания, тыс. мест |
85,9 |
96,1 |
10,2 |
52,0 |
75,4 |
23,4 |
60,5 |
78,5 |
Изменение структуры торговых узлов по типам указано в таблице N 5.
Таблица 5
Структура торговых узлов по типам (в % от общей полезной площади)
Тип торгового узла |
Торговые площади |
Площади предприятий, предоставляющих бытовые услуги |
Места общественного питания |
|||
2013 |
2020 |
2013 |
2020 |
2013 |
2020 |
|
Местный |
76 |
74 |
20 |
21 |
4 |
5 |
Районный |
70 |
68 |
22 |
23 |
8 |
9 |
Городской |
78 |
73 |
13 |
16 |
9 |
11 |
Региональный |
90 |
87 |
5 |
6 |
5 |
7 |
При проведении анализа развития системы торговых узлов учитываются и основные показатели обеспеченности населения площадями торговли и бытового обслуживания, местами общественного питания (рисунки 1 - 3).
Рисунок 1. - Динамика обеспеченности населения торговыми площадями в 2013 - 2020 годах, кв. м на 1000 жителей
Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей в указанный период увеличилась в 1,2 раза:
2013 год - 1254 кв. м на 1000 жителей;
2020 год - 1535,2 кв. м на 1000 жителей.
По состоянию на 01.01.2021 обеспеченность местами общественного питания общедоступной сети на 1000 жителей составляет 62,9 места (+2,8 места на 1000 жителей к показателю 2013 года).
Рисунок 2. - Динамика обеспеченности населения местами общественного питания общедоступной сети в 2013 - 2020 годах, посадочных мест на 1000 жителей
Рисунок 3. - Динамика обеспеченности населения предприятиями бытового обслуживания в 2013 - 2020 годах, кв. м на 1000 жителей
Обеспеченность населения предприятиями бытового обслуживания населения по итогам 2020 года по городу Екатеринбургу составляет 335,8 кв. м на 1000 жителей, что на 7,2% меньше показателя 2013 года. Уменьшение площадей сферы обслуживания связано с тем, что предприятия фитнес-индустрии исключены из перечня объектов сферы бытового обслуживания населения, так как в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности фитнес-центров" фитнес-центры признаны физкультурно-спортивными организациями, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию.
По состоянию на 01.01.2021 остаются неосвоенными 4 торговых узла. Это связано прежде всего с отсутствием начала жилищного строительства и реализацией плана комплексной застройки территорий, определенных в том числе и для развития торговых узлов: торговый узел N 19 "Микрорайон Шувакиш", торговый узел N 30 "Поселок Калиновский", торговый узел N 49 "Дублер Сибирского тракта - новый въезд в поселок Истокский", торговый узел N 66 "Проспект Космонавтов" (поселок Молебка)". Данные территории исключены из схемы развития торговых узлов.
С целью развития современных форм предприятий торговли и общественного питания и форматов обслуживания проводилась работа по внедрению прогрессивных технологий (в основном это внедрение самообслуживания и технологии штрихового кодирования в торговле и автоматизированной системы учета товара на предприятиях общественного питания). В 2013 - 2020 годах проведено более 50 мероприятий (семинары, круглые столы, рабочие встречи) по внедрению новых технологий, в том числе цифровых, на предприятиях потребительского рынка. Доля предприятий, работающих с применением современных форм обслуживания, в торговых узлах за 2013 - 2020 годы возросла: по предприятиям торговли - с 85% в 2013 году до 92% в 2020 году, по предприятиям общественного питания - с 84% в 2013 году до 93% в 2020 году. Вместе с тем для дальнейшего развития и удовлетворения растущих потребностей горожан и гостей города необходимо внедрять иные современные виды и форматы обслуживания потребителей (кассы самообслуживания, информационные киоски, разработка мобильных приложений для получения информации о товаре, электронные ценники на предприятиях потребительского рынка, электронное меню на предприятиях общественного питания и т.д.).
В целях организации и сопровождения деятельности выставок и ярмарок на территории муниципального образования "город Екатеринбург", развития и поддержки местных товаропроизводителей, в том числе сельхозпроизводителей, создано Муниципальное казенное учреждение "Центр организации выставок и ярмарок" (далее - МКУ "ЦОВЯ"). Деятельность ярмарок выходного дня организована на территориях районов города Екатеринбурга. С октября 2015 года по 01.01.2021 организовано более 1100 ярмарок, предоставлено более 40 тысяч торговых мест для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, изделий декоративно-прикладного искусства. Ярмарки, проводимые МКУ "ЦОВЯ", являются эффективным бизнес-инкубатором, позволяющим с минимальными затратами и рисками начинающему предпринимателю (производителю) открыть торговое дело и расширить производство с гарантированным сбытом. Кроме того, ярмарки являются важным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для улучшения качества обслуживания населения проводилась работа по подготовке и переподготовке управленческого и рабочего персонала. С 2013 по 2020 год обучение прошли более 80 000 человек по программам подготовки специалистов для работы в сфере торговли, общественного питания и услуг.
В целях популяризации узлового способа концентрации предприятий потребительского рынка и информирования предпринимателей о состоянии и перспективах его развития в течение 2013 - 2020 годов ежегодно проводились семинары, круглые столы, конференции. Общее количество мероприятий за указанный период - 38 единиц. Ежегодно предприятия города Екатеринбурга принимают участие в международной выставке торговой недвижимости MAPIC Russia (город Москва).
В рамках реализации стратегического проекта с целью определения уровня и перспектив развития предприятий потребительского рынка в 2013 - 2020 годах проведены исследования потребительских предпочтений посетителей торговых узлов. По результатам исследований выявлены основные преимущества и недостатки предприятий потребительского рынка, востребованные для населения группы товаров и услуг, удовлетворенность работы обслуживающего персонала. Результаты исследований регулярно доводились на совещаниях, семинарах до бизнес-сообщества.
Проведенный анализ особенностей формирования и развития системы торговых узлов показал наличие ряда проблем, требующих обязательного учета и решения для совершенствования имеющейся системы торговых узлов, с целью обеспечения их качественного и гармоничного развития.
Во-первых, неравномерность территориального развития торговых узлов в связи со строительством новых жилых комплексов и перспективой развития Екатеринбургской агломерации.
Строительство новых жилых комплексов, в том числе на окраинах города, повышение плотности жилой застройки и реализация концепции Екатеринбургской агломерации приводит к необходимости развития территориально-пространственной системы торговых узлов с оптимальным распределением их качественных характеристик по типам (в основном по территориальной зоне обслуживания узла).
Во-вторых, несбалансированность развития предприятий потребительского рынка, расположенных в торговых узлах, по форматам обслуживания.
С повышением уровня жизни населения Екатеринбурга происходит и развитие потребностей населения в дополнительных услугах, повышение спроса на качественные виды товаров и услуг, развитие многоформатной торговли. Наблюдается стабильный спрос на товары и услуги, ориентированные на здоровый образ жизни, развитие сферы развлечений, организацию отдыха и досуга на территории торгового узла.
В-третьих, несоответствие качества оказания услуг требованиям потребителей, недостаточное использование на предприятиях потребительского рынка современных технологий и технологий будущего на платформе цифровизации.
Главным приоритетом для потребителей при выборе посещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания является качество обслуживания. В связи с этим развитие предприятий невозможно без улучшения качества услуг, в том числе и путем внедрения современных технологий. Необходимость цифровизации предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации о товаре и услугах, с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их в объектах торговли, общественного питания и услуг. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, информационные киоски, бесконтактные платежи, мобильные приложения.
В-четвертых, недостаточный уровень квалификации обслуживающего персонала для удовлетворения возрастающих запросов потребителей.
Сохраняется дисбаланс между системой подготовки и переподготовки кадров и реальными потребностями в них из-за недостаточного уровня квалификации персонала, отсутствия учебных программ для формирования навыков общения, в том числе на иностранном языке. Слабым местом в системе базового профессионального образования является диссонанс между объемами теоретической и практической подготовки в ущерб последней, у учебных заведений отсутствует возможность самостоятельно вносить изменения в учебные планы, которые утверждаются на федеральном уровне.
Основная задача стратегического проекта "Торговые узлы Екатеринбурга" на период актуализации - развитие системы торговых узлов.
Приоритетными направлениями развития торговых узлов являются:
территориальная доступность предприятий потребительского рынка для населения;
комплексное развитие предприятий разных типов и специализации;
повышение качества и доступности услуг, предоставляемых предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе за счет внедрения современных цифровых технологий,
повышение уровня квалификации работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.