Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску И.А.Л., А.Т.В. об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа " <адрес>", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
И.А.Л., А.Т.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании договора аренды от 5 июня 2013 года N 011724, соглашения от 5 декабря 2017 года являются арендатором земельного участка КН N площадью N кв. м., по адресу: <адрес>, разрешенное использование - ведение садоводства. Земельный участок был сформирован в 2013 году СНТ "Р." на основании постановления главы администрации ГО "Город Калининград" от 24 апреля 2009 года N 590. На указанном земельном участке находится принадлежащий им на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом КН N, общей площадью N кв. м. 4 февраля 2021 года административные истцы обратились в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка N. 1 марта 2021 года был получен ответ на указанное заявление N И-КМИ-09/4190, в соответствии с которым в предоставлении земельного участка в собственность отказано ввиду того, что на Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград" земельный участок КН N находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3). В ответе также указано, что предоставление в собственность данного земельного участка будет возможно после внесения изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339. Решение городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, которым утвержден Генеральный план городского округа "Город Калининград", опубликовано в газете "Гражданин" (специальный выпуск, N 33-с от 15 июля 2016 года). Решение городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, которыми утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", опубликовано в газете "Гражданин" (специальный выпуск, N 1 от 9 января 2018 года). Земельный участок в соответствии с Картой ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории в составе материалов по обоснованию Генерального плана находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения II пояса: согласно Карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки этот же земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса". Участок расположен в территориальной зоне Ж-5 - зоне садоводства. Оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. В соответствии с п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Зона с особыми условиями использования территории Н-3 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-3 с включением в нее земельного участка N нарушает права административных истцов, поскольку препятствует приобретению его в собственность. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории в составе материалов по обоснованию зоны санитарной охраны источников водоснабжения II пояса и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте зон с особыми условиями использования территории в части установления границы зоны Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" в пределах земельного участка кадастровым номером N площадью N кв. м., по адресу: <адрес>
Административные истцы И.А.Л., А.Т.В., будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Их представитель М.А.О. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С. относительно заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву Агентства, в соответствии с п. 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны от выполнения требований, предъявляемых этими СанПин. Соблюдение же таких ограничений предусматривает отсутствие нарушений прав истца независимо от обозначения оспариваемых зон в документах территориального планирования и градостроительного зонирования. С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории задача уполномоченных органов при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения баланса между публичными и частными интересами. При таких обстоятельствах отображение в оспариваемых нормативных актах отображение зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, является мерой по защите территорий от возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимой для устойчивого развития территорий и обеспечения благоприятного проживания граждан.
Представители административных ответчиков окружного Совета депутатов города Калининграда, Правительства Калининградской области, заинтересованных лиц администрации ГО "Город Калининград", Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ГП КО "В." в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
ГП КО "В.", согласно письменному отзыву, возражает против удовлетворения административных исковых требований, обоснование приводя аргументацию, аналогичную доводам, изложенным в отзыве Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 1 от 9 января 2019 года.
Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, правила определения размеров территорий в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 настоящего Федерального закона (далее также - подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах указанных территорий (за исключением случаев, если перечень этих ограничений в отношении каждой территории установлен федеральным законом).
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Судом установлено, что И.А.Л., А.Т.В. на основании договора аренды от 5 июня 2013 года N 011724, соглашения от 5 декабря 2017 года являются арендаторами земельного участка КН N площадью N кв. м., по адресу: <адрес>, разрешенное использование - ведение садоводства. На указанном земельном участке находится принадлежащий им на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом N, общей площадью N кв. м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Административные истцы 4 февраля 2021 года обратились в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о предоставлении им собственность за плату земельного участка N. В уведомлении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" исх. N И-КМИ-09/4190 от 1 марта 2021 года содержится отказ И.А.Л., А.Т.В. в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в связи с тем, что, согласно Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград", земельный участок N находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3). В ответе также указано, что предоставление в собственность данного земельного участка будет возможно после внесения изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339.
В соответствии с Картой ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа, являющейся составной часть материалов по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, земельный участок N находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия, являющейся частью Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок N находится в зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса".
Эти обстоятельства подтверждаются фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории Генерального плана городского округа "Город Калининград" и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки с наложением границ земельного участка N, представленными ГБУ КО "Ц.".
Согласно приведенным выше положениям Закона N 52-ФЗ установление границ ЗСО источников водоснабжения II пояса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса г. Калининграда не установлена, в связи с чем ее отображение в границах земельного участка N в оспариваемых документах территориального планирования и градостроительного зонирования ГО "Город Калининград" произведено без законных оснований.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне с особыми условиями использования территории Н-3 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административных истцов на приобретение в собственность земельного участка, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление И.А.Л., А.Т.В. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории, относящейся к материалам по его обоснованию, зоны санитарной охраны источников водоснабжения II пояса в границах земельного участка с кадастровым номером N
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером N
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 16 июля 2021 г. N 3а-163/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании