Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства Севастополя
от 20 сентября 2021 г. N 446-ПП
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон города Севастополя N 62-ЗС) и устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).
Настоящее Положение не распространяет свое действие на мероприятия, проводимые в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность на территории города Севастополя.
2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя (далее - обязательные требования).
3. Контролируемыми лицами являются юридические лица и граждане - индивидуальные предприниматели, действующие на территории города Севастополя, осуществляющие деятельность по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
Контролируемыми лицами являются юридические лица и граждане - индивидуальные предприниматели:
- эксплуатирующие опасные производственные объекты III, IV классов опасности;
- эксплуатирующие гидротехнические сооружения III, IV классов опасности;
- эксплуатирующие объекты электроснабжения напряжением до 330 киловольт;
- эксплуатирующие объекты теплоснабжения мощностью до 150 мегаватт;
- эксплуатирующие централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем;
- входящие в состав сил Севастопольской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Севастопольская городская территориальная подсистема PC ЧС);
- эксплуатирующие объекты, на которых возможно одновременное пребывание от 1000 до 5000 человек;
- эксплуатирующие объекты, деятельность которых региональным законодательством рассматривается как создающая угрозу жизни и здоровью населения или влияющая на безопасность населения и территорий;
- осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, за исключением деятельности несанкционированных (стихийно организованных) мест массового отдыха детей.
4. Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Департамент общественной безопасности города Севастополя (далее - Департамент).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица), являются государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и надзорных мероприятий.
6. Уполномоченным должностным лицом на принятие решения о проведении профилактических мероприятий, надзорных мероприятий, является директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности (далее - уполномоченное должностное лицо Департамента).
Объекты надзора
7. Объектом регионального государственного надзора являются действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
8. Учет объектов надзора осуществляется в журнале учета объектов надзора, оформленном в соответствии с формой, утвержденной приказом Департамента.
9. При ведении учета на каждое контролируемое лицо формируется контрольно-наблюдательное дело объекта надзора.
9.1. Контрольно-наблюдательные дела формируются, ведутся с соблюдением хронологии событий и должны содержать учредительные и регистрационные документы (для юридических лиц) либо идентифицирующие и разрешительные документы (для граждан - индивидуальных предпринимателей), информацию об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска, копии решений о проведении надзорных мероприятий, акты надзорных мероприятий, предписания об устранении нарушений обязательных требований, оригиналы или копии других документов за последние пять лет.
10. Решение о проведении надзорного мероприятия принимается должностным лицом Департамента, уполномоченным в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения на его принятие, в форме распоряжения, за исключением надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования), для проведения которых оформление распорядительного документа не требуется.
При проведении надзорных мероприятий Департамент в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных надзорных действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия Департаменту (далее - специалист).
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
11. Региональный государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и надзорных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
12. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного надзора Департамент относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:
а) категория среднего риска - деятельность юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих:
опасные производственные объекты III, IV классов опасности; гидротехнические сооружения III, IV классов опасности; объекты электросетевого хозяйства напряжением до 330 киловольт; тепловые электростанции мощностью до 150 мегаватт; централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем;
б) категория умеренного риска - деятельность юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей:
входящих в состав сил Севастопольской городской территориальной подсистемы PC ЧС;
эксплуатирующих объекты, на которых возможно одновременное пребывание от 1000 до 5000 человек;
в сфере организации отдыха и оздоровления детей; деятельность которых региональным законодательством рассматривается как создающая угрозу жизни и здоровью населения или влияющая на безопасность населения и территорий;
в) категория низкого риска - деятельность юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей, использующих иные объекты, не вошедшие в категории среднего, умеренного риска и не подлежащие федеральному государственному надзору.
13. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) для принятия решения о проведении и выборе вида внепланового надзорного мероприятия Департаментом разработан перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций и порядок их выявления согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
За индикатор риска нарушения обязательных требований принимается соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
14. Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и надзорных мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) закрепляется в ключевых показателях регионального государственного надзора.
Департаментом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) объектам надзора.
Перечень контролируемых лиц, отнесение объектов надзора к категориям риска, форма и содержание проверочного листа (списка контрольных вопросов), а также формы документов, используемых при осуществлении регионального государственного надзора утверждаются приказом Департамента.
Перечень контролируемых лиц с целью исключения дублирования проведения надзорных мероприятий ежегодно, до 1 сентября текущего года, корректируется и согласовывается с Главным управлением МЧС России по г. Севастополю.
15. Проведение плановых надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц, в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска, осуществляется в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 248-ФЗ со следующей периодичностью:
для объектов надзора категории среднего риска плановые проверки проводятся один раз в четыре года;
для объектов надзора категории умеренного риска плановые проверки проводятся один раз в пять лет;
для объектов надзора категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
16. Проведение надзорных мероприятий осуществляется с учетом рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
17. При отсутствии решения об отнесении объектов надзора к категориям среднего, умеренного риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
18. Представление, получение контролируемыми лицами информации о присвоенной им категории риска, а также изменение и обжалование присвоенной категории риска осуществляются в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 248-ФЗ.
19. Оценка результативности и эффективности деятельности регионального государственного надзора осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ по ключевым, индикативным показателям и их целевым значениям согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
20. Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению надзорных мероприятий. При этом планирование и проведение профилактических мероприятий, предшествующих проведению надзорных мероприятий, являются обязательными и необходимыми условиями правомерности для планирования и проведения надзорных мероприятий.
21. Департаментом планирование проведения профилактических мероприятий осуществляется в ежегодно разрабатываемой и утверждаемой не позднее 20 декабря приказом Департамента программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики), которая в обязательном порядке размещается на официальном сайте Департамента.
21.1. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики, являются для Департамента обязательными для исполнения.
21.2. При этом Департамент может проводить и профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
22. Департамент организует и проводит следующие профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
23. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объект надзора представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Департамента для принятия решения о проведении надзорного мероприятия.
Информирование
24. Информирование осуществляется с целью ознакомления по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", средствах массовой информации, государственных информационных системах и в иных формах.
25. Департамент обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного надзора;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) утвержденный проверочный лист в формате, допускающем его использование для самообследования;
д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;
ж) перечень объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана надзорных мероприятий, с указанием категории риска;
з) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых надзорных мероприятий Департаментом;
и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Департаментом у контролируемого лица;
к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
л) сведения о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;
м) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Департамента;
н) доклад о государственном надзоре;
о) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Севастополя и (или) программой профилактики рисков причинения вреда.
Обобщение правоприменительной практики
26. Департамент с целью выявления и профилактики типичных нарушений обязательных требований обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики.
26.1. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент осуществляет ежегодную подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики. Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
26.2. Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем Департамента и ежегодно, до 30 марта года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
Объявление предостережения
27. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
27.1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется объекту надзора в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
27.2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, используемое Департаментом при осуществлении регионального государственного надзора, составляется по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151, в течение 10 рабочих дней и направляется заказным письмом с уведомлением.
27.3. Контролируемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в предостережении, в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного предостережения вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения в целом или его отдельных положений в письменной форме. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в Департамент. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
В возражении должно быть указано:
а) наименование Департамента, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, которое вынесло предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подающего возражение по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения возражения и желаемый способ получения решения по нему;
в) сведения о недопустимости нарушения обязательных требований, которое привело или может привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего возражение;
г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
д) требования лица, подавшего возражения.
Возражение не должно содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц надзорного органа либо членов их семей.
Подача возражений может быть осуществлена уполномоченным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" (при наличии технической возможности).
К возражениям может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе, относящаяся к предмету возражений. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе направляется уполномоченным органом лицу, подавшему возражения, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
27.4. По результатам рассмотрения Департаментом принимается одно из следующих решений:
1) удовлетворить возражения и отменить объявленное предостережение;
2) отказать в удовлетворении возражения, предостережение оставить в силе.
Департамент в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения направляет ответ по итогам рассмотрения возражения контролируемому лицу.
27.5. Контролируемое лицо в срок не более 60 рабочих дней со дня получения предостережения обязано направить в Департамент уведомление об исполнении предостережения.
27.6. Направление объектом надзора возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований не прерывает срок его исполнения.
27.7. Учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц осуществляется в журнале учета предостережений и возражений на предостережения в соответствии с формой, утверждаемой приказом Департамента.
Консультирование
28. Должностное лицо Департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора. Консультирование осуществляется на безвозмездной основе.
28.1. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, на личном приеме, посредством видео-конференц-связи (при наличии технической возможности у Департамента) либо в ходе проведения профилактических и надзорных мероприятий.
28.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- соблюдения обязательных требований;
- разъяснения требований законодательства Российской Федерации и города Севастополя в части осуществления регионального государственного надзора;
- об индикаторах риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территории города Севастополя от чрезвычайных ситуаций и порядке их выявления;
- о ключевых показателях регионального государственного надзора в области защиты населения и территории города Севастополя, их целевых значениях, индикативных показателях;
- о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Департамента и их решений, принятых (совершенных) в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора).
28.3. По итогам консультирования контролируемым лицам и их представителям информация в письменной форме не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
28.4. Консультирование по обращениям, имеющим признаки однотипных, то есть обращений, которые содержат идентичные: предложения, замечания, вопросы (в количестве трех и более), а также прилагаемые материалы, ранее поступавшие от того же заявителя в Департамент, за исключением случаев, установленных положением о виде надзора, осуществляется посредством размещения письменного разъяснения на официальном сайте Департамента в сети Интернет, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента.
28.5. Департамент осуществляет учет количества консультаций в журнале учета консультаций, оформленного в соответствии с формой, утвержденной приказом Департамента.
Профилактический визит
29. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи (при наличии технической возможности у Департамента). В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, основаниях его отнесения к соответствующей категории риска и о рекомендуемых способах его снижения, а также о видах, содержании, периодичности надзорных мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
29.1. Планирование проведения профилактического визита обязательно в отношении объектов надзора, приступающих к началу осуществления своей деятельности) в области защиты населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций после завершения строительства и принятия в эксплуатацию, а также приступающих к осуществлению деятельности в составе сил Севастопольской городской территориальной подсистемы PC ЧС.
При этом Департамент обязан предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам в срок не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
29.2. Планирование проведения профилактического визита обязательно в отношении контролируемых лиц, предполагаемых к внесению в план надзорных мероприятий Департамента в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в первый раз.
При этом Департамент обязан предложить контролируемым лицам проведение профилактического визита в течение года, предшествующего году планирования проведения надзорных мероприятий.
29.3. Профилактический визит проводится по согласованию с контролируемым лицом либо по его инициативе.
29.4. О проведении профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
29.5. Срок проведения профилактического визита не должен превышать один рабочий день. В течение трех рабочих дней после завершения профилактического визита должностное лицо Департамента направляет контролируемому лицу рекомендации по соблюдению обязательных требований и о возможных способах снижения категории риска объекта надзора (в произвольной форме).
29.6. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу надзорного органа для принятия решения о проведении надзорных мероприятий.
IV. Осуществление государственного надзора
30. Департамент организует и проводит следующие надзорные мероприятия:
а) при взаимодействии с контролируемым лицом - инспекционный визит, документарную проверку и выездную проверку;
б) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
31. Надзорные мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом:
а) документарная и выездная проверки могут проводиться на плановой или внеплановой основе;
б) инспекционный визит проводится только на внеплановой основе.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование - проводятся на внеплановой основе.
32. Формирование плана проведения плановых надзорных мероприятий на очередной календарный год осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428.
33. Основаниями для проведения надзорных мероприятий являются:
а) выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение объекта надзора от таких параметров;
б) наступление сроков проведения надзорных мероприятий, включенных в план проведения надзорных мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
е) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде надзора установлено, что надзорные мероприятия проводятся на основании программы проверок.
34. Если основанием для проведения надзорного мероприятия является наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение объекта контроля от таких параметров, надзорный орган приступает к его проведению незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры посредством направления в тот же срок информации о внеплановом надзорном мероприятии с приложением копии решения о его проведении и документов, послуживших основанием для его проведения.
Виды надзорных мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора
Инспекционный визит
35. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора при взаимодействии с контролируемым лицом.
35.1. При проведении инспекционного визита могут совершаться следующие надзорные действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов. Совершение надзорных действий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
35.2. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления объекта надзора о его проведении с обязательным согласованием с прокуратурой города Севастополя, за исключением случаев его проведения в соответствии с подпунктами "в", "г" и "е" пункта 33 настоящего Положения.
35.3. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не должен превышать один рабочий день.
35.4. Инспекционный визит проводится с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов)(, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). При этом предмет проверки, в зависимости от цели инспекционного визита, может не ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов).
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие надзорные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
35.5. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного органа надзора в здания, сооружения, помещения и на территорию объекта надзора.
Документарная проверка
36. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента, предметом исследования при которой являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений надзорного органа.
36.1. Документарные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктами "а", "б", "в" и "г" пункта 33 настоящего Положения.
36.2. Внеплановые документарные проверки проводятся только в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 33 настоящего Положения.
36.3. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
36.4. При проведении документарной проверки могут совершаться следующие надзорные действия: получение письменных объяснений и истребование документов.
36.5. При проведении документарной проверки должностное лицо органа надзора не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Департаментом от иных государственных органов.
36.6. Срок проведения документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
Выездная проверка
37. Выездная проверка является комплексным надзорным мероприятием, проводимым посредством взаимодействия с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Департамента.
37.1. Выездная проверка проводится должностными лицами Департамента по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора, исходя из требований органов федерального надзора.
37.2. Выездная проверка проводится в обязательном порядке в отношении объектов надзора, проверяемых Департаментом в первый раз, что обусловлено потенциальной опасностью и требованиями профильного министерства.
37.3. При проведении выездной проверки могут совершаться следующие надзорные действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
37.4. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии распоряжения Департамента о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения.
37.5. Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
37.6. При проведении выездной проверки используется проверочный лист (список контрольных вопросов).
37.7. Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 33 настоящего Положения.
38. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) осуществляются сбор, анализ данных об объекте надзора, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемым лицом в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
38.1. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
38.2. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, надзорным органом могут быть приняты следующие решения:
а) о проведении внепланового надзорного мероприятия;
б) об объявлении предостережения.
39. Выездное обследование осуществляется должностными лицами Департамента с целью визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
39.1. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта надзора, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
39.2. Надзорным действием при проведении выездного обследования является осмотр.
39.3. В ходе выездного обследования должностные лица Департамента осуществляют осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
39.4. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
39.5. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
39.6. По результатам проведения выездного обследования в отношении объекта надзора выносится мотивированное решение.
39.7. Выездное обследование в обязательном порядке проводится после завершения процедуры наблюдения за соблюдением обязательных требований объектом надзора.
40. Проведение надзорных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в едином реестре надзорных мероприятий, запрещается.
41. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в орган надзора информацию о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия.
41.1. Информация о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия должна быть подтверждена следующими документами:
а) листок временной нетрудоспособности (справка медицинской организации) при заболевании гражданина - индивидуального предпринимателя;
б) судебный акт (судебная повестка) при участии в судебном разбирательстве, приходящемся на время проведения надзорного мероприятия;
в) уведомление (повестка) при призыве гражданина - индивидуального предпринимателя на срочную военную службу или на военные сборы;
г) договор, платежные документы при выезде гражданина - индивидуального предпринимателя в запланированную поездку (обучение, туризм) за пределы города Севастополя.
41.2. Информация о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия с подтверждающими документами направляется гражданином - индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Департамент либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью индивидуального предпринимателя, на указанный в распоряжении о проведении надзорного мероприятия адрес электронной почты.
41.3. Проведение надзорного мероприятия переносится должностным лицом Департамента на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя в Департамент по данному вопросу.
42. Документы, оформляемые Департаментом при осуществлении регионального государственного надзора до 31 декабря 2023 г., а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению надзорных мероприятий, могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты надзорных мероприятий, предписания).
43. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении надзорных мероприятий, совершении надзорных действий принимается должностными лицами Департамента самостоятельно.
44. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением об этом контролируемого лица.
В случаях, установленных положением о виде надзора, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению надзорных действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
45. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя фотоснимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
46. Не допускается злоупотребление контролируемыми лицами правами и гарантиями, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, с целью воспрепятствования осуществлению регионального государственного надзора.
47. После получения уведомления руководитель контролируемого лица или уполномоченный представитель ознакамливается с уведомлением путем подписания тем же способом, которым был изготовлен данный документ.
В случае отказа контролируемого лица, его уполномоченного представителя от ознакомления с уведомлением на уведомлении делается соответствующая отметка, которая удостоверяется должностным лицом Департамента. Уведомление направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру уведомления, хранящемуся в Департаменте.
V. Результаты осуществления регионального государственного надзора
48. По окончании проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, в акте указывается, какие именно обязательные требования нарушены, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей это установлено. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении надзорного мероприятия проверочные листы также должны быть приобщены к акту.
Оформление акта надзорного мероприятия
49. Оформление, ознакомление и вручение акта производятся на месте проведения надзорного мероприятия в день окончания его проведения.
50. К акту приобщаются заполненные при проведении надзорного мероприятия проверочные листы, документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.
51. Акт надзорного мероприятия, проведение которого согласовано с прокуратурой города Севастополя, направляется в прокуратуру города Севастополя посредством единого реестра надзорных мероприятий непосредственно после его оформления.
52. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения надзорного мероприятия, за исключением случаев проведения документарной проверки.
53. В случае проведения документарной проверки Департамент направляет акт контролируемому лицу в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 91 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частями 9 и 9.1 статьи 98"
54. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения надзорного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
55. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение 30 календарных дней со дня получения акта вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
56. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорного мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр надзорных мероприятий. Должностное лицо вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
57. В случае выявления при проведении надзорного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Форма предписания утверждается приказом Департамента;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах его предотвращения в случае, если при проведении надзорного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе проведения надзорного мероприятия признаков административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.6, частью 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности - составить протокол об административных правонарушениях (далее - протокол), направить протокол на рассмотрение мировому судье;
4) при выявлении в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого в первый раз, признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, предупредить руководителя, уполномоченного представителя контролируемого лица, что в случае неисполнения предписания Департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований в указанные сроки контролируемое лицо будет привлечено к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ;
5) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого во второй и последующие разы, признаков административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 19.5, частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности - составить протокол и направить его на рассмотрение мировому судье.
Составление протокола осуществляется в порядке, установленном статьей 28.2 КоАП.
Форма протокола утверждается приказом Департамента.
Указанные меры в части, касающейся административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5, не принимаются, если выданное предписание исполнено контролируемым лицом надлежащим образом.
В случаях установления в ходе надзорного мероприятия признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП, неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ранее выданного предписания, Департамент, кроме мер по привлечению к установленной законом ответственности, вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения;
6) принять меры по осуществлению надзора за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
7) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
58. В случае невозможности исполнения предписания (отдельных пунктов предписания) в установленные сроки, контролируемое лицо вправе не позднее 20 календарных дней до дня истечения срока исполнения предписания (пунктов предписания) направить в Департамент мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания (пунктов предписания) (далее - ходатайство).
59. К ходатайству прилагаются:
- документы и информация, обосновывающие продление срока исполнения предписания;
- документы и информация о ходе устранения нарушений к моменту направления ходатайства, в том числе копии документов, подтверждающих принятие мер, направленных на устранение нарушений.
60. Должностное лицо, выдавшее предписание, а в случае его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, увольнение) - иное должностное лицо в течение пяти рабочих дней со дня получения ходатайства рассматривает его на предмет обоснованности причин невозможности устранения контролируемым лицом нарушений в срок, установленный в предписании, и подготавливает уведомление о результатах рассмотрения ходатайства контролируемого лица о продлении срока исполнения предписания (далее - уведомление о рассмотрении ходатайства), содержащее решение о продлении срока исполнения предписания либо об отказе в продлении срока исполнения предписания.
Форма уведомления о рассмотрении ходатайства утверждается приказом Департамента.
61. Причинами отказа в удовлетворении ходатайства являются:
- несоблюдение сроков подачи ходатайства;
- отсутствие документов и информации, которые должны быть приложены к мотивированному ходатайству для подтверждения принятия мер по устранению нарушений;
- при повторном продлении срока исполнения предписания.
62. При рассмотрении ходатайства должностное лицо учитывает предложения контролируемого лица об установлении нового срока. При этом отсрочка (продление срока) исполнения предписания не может превышать один год от ранее установленной даты исполнения предписания.
63. В случае удовлетворения ходатайства контролируемое лицо информируется в тексте уведомления о рассмотрении ходатайства, а также о том, что рассмотрение ходатайств о повторном продлении срока исполнения предписания не осуществляется.
64. Подготовленное уведомление о рассмотрении ходатайства направляется в двух экземплярах для ознакомления контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 91 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частями 9 и 9.1 статьи 98"
65. После получения уведомления о рассмотрении ходатайства руководитель контролируемого лица или уполномоченный представитель знакомится с уведомлением о рассмотрении ходатайства путем подписания уведомления тем же способом, которым был изготовлен данный документ.
VI. Обжалование решений департамента, действия (бездействия) его должностных лиц
66. Контролируемые лица имеют право на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках контрольных мероприятий, актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
67. Рассмотрение жалоб, указанных в пункте 65, осуществляется в порядке, установленном статьями 40 - 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
67.1. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц Департамента, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, рассматривается руководителем Департамента, заместителем руководителя Департамента.
67.2. Жалоба на решение, принятое руководителем Департамента, заместителем руководителя Департамента о проведении контрольного мероприятия, рассматривается коллегиальным органом (состав и порядок работы которого утверждаются приказом Департамента) в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
67.3. Судебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц в отношении объектов надзора допускается исключительно после их досудебного обжалования.
При несогласии с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте при объявлении предостережения, контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в Департамент.
68. Рассмотрение жалоб контролируемых лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
69. При отсутствии выявленных нарушений обязательных требований сведения об этом вносятся в единый реестр надзорных мероприятий.
70. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении надзорных мероприятий;
2) актов надзорных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностного лица Департамента в рамках надзорных мероприятий.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности департамента при осуществлении регионального государственного надзора
71. Проведение оценки результативности и эффективности деятельности Департамента осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации и Правительством Севастополя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.