г.Калуга |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А14-18236/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Власова Н.Л.Силаевой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Григорьевой Т.В., |
при участии в заседании: |
|
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Костров А.В. - представитель общества с ограниченной ответственностью "Вега" по доверенности N 009 от 01.03.2022, копия диплома, паспорт; Демченко О.И. по доверенности N 01-Ч от 11.01.2021, копия диплома, паспорт; Эрсебаев Х.М. - представитель администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области по доверенности от 15.02.2022, копия диплома, паспорт; Бурахин К.Ю. - представитель Департамента природных ресурсов по доверенности N 43-01-25/2035 от 15.07.2021, копия диплома, паспорт; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А14-18236/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ответчик, ООО "Вега", региональный оператор) о признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127 и 36:21:8200004:128, 36:21:8200004:135 незаконными; о запрете региональному оператору вывоза отходов с мест несанкционированных свалок на земельных участках с кадастровыми номерами 36:21:8200004:127 и 36:21:8200004:128, 36:21:8200004:135 (уточненное заявление).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент Росприроднадзора) и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 в удовлетворении исковых требований администрации отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым заявленные требования администрации Панинского городского поселения удовлетворены.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Вега" обжаловало данный судебный акт в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителей кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов от 27.05.1981 N 358 Панинскому комбинату коммунальных предприятий и благоустройства был предоставлен земельный участок площадью 5,7 га под строительство свалки бытовых и промышленных отходов из земель колхоза "Россия" Панинского района.
С указанной даты вышеуказанный земельный участок фактически используется для размещения бытовых, растительных и строительных отходов от населения и организаций Панинского городского поселения.
Постановлением администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области N 51 от 12.11.2015 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 36:21:8200004, используемого для размещения бытовых и промышленных отходов.
По результатам формирования вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 57 000 кв.м. с присвоением кадастрового номера 36:21:8200004:135, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, местоположение: Воронежская область, Панинский район, Панинское городское поселение, свалка отходов р.п. Панино, с видом разрешенного использования: специальные сооружения, предназначенные для размещения отходов производства и потребления.
Постановлением администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области N 92 от 22.05.2018 спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области.
ООО "ВЕГА", являясь региональным оператором, пришло к выводу о том, что место складирования отходов на вышеуказанном земельном участке относится к несанкционированной свалке, в связи с чем 17.08.2020 направило в адрес администрации уведомление об обнаружении несанкционированной свалки на территории 40 000 кв. м, общим объемом около 30 000 куб. м, расположенной по адресу: на въезде в р.п. Панино со стороны с. Георгиевка, предложив органу местного самоуправления заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Письмом от 21.08.2020 администрация уведомила ООО "Вега" о том, что органом местного самоуправления принимаются меры к разработке проекта рекультивации несанкционированной свалки и ликвидации данной свалки.
Одновременно региональному оператору было сообщено, что органом местного самоуправления решается вопрос о финансировании данных работ.
Посчитав, что администрация Панинского городского поселения уклоняется от ликвидации несанкционированной свалки, ООО "ВЕГА" самостоятельно приступило к осуществлению мероприятий, направленных на ликвидацию данной свалки.
В свою очередь, администрация Панинского городского поселения, придя к выводу о неправомерности действий регионального оператора, связанных с ликвидацией спорной свалки, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. (пункт 17 Правил N 1156).
Как указано выше, для складирования бытовых и промышленных отходов спорная территория определена решением Исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов от 27.05.1981 N 358 и фактически использовалась в указанных целях до 2020 года.
Согласно пункту 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенные требования закона, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорная свалка не относится к тем местам несанкционированного размещения отходов, ликвидация которых осуществляться региональным оператором по правилам, предусмотренным пунктами 16, 17 Правил N 1156.
Действия сторон, связанные с ликвидацией несанкционированных мест размещения отходов, полностью подпадают под законодательное регулирование и не обусловлены их волей в части совершения данных действий.
При таких обстоятельствах спора, считая действия регионального оператора не соответствующими требованиям действующего законодательства, истец вправе был оспорить данные действия в судебном порядке.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции в части признания неправомерными действий ООО "Вега", связанных с ликвидацией свалки, судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы ООО "Вега" в части несогласия с обжалуемым судебным актом основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Рукодствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А14-18236/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 декабря 2022 г. N Ф10-4841/22 по делу N А14-18236/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4841/2022
10.07.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1229/2022
25.06.2024 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20
06.05.2024 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20
08.12.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 407-ПЭК23
11.10.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 407-ПЭК23
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4841/2022
16.09.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1229/2022
30.12.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18236/20