г.Калуга |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А83-24654/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тагиевой Л.А.,
при участии представителей:
Министерства экономического развития Республики Крым (ИНН: 9102011897, ОГРН: 1149102017118) - не явились, надлежаще извещены;
Общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (ИНН: 9102218186, ОГРН: 1169102084337) - Казаков В.А. (доверенность от 11.04.2022, б/н; диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН 1147746357153, ИНН: 7707830457) - не явились, надлежаще извещены;
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН 1147746392090, ИНН 7707831115) - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационные жалобы Министерства экономического развития Республики Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А83-24654/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (далее - ООО "Алеф Альянс", общество) о возврате средств меры поддержки, полученных в апреле и мае 2020 г. в сумме 24.260,00 руб., и использованных с нарушением требований закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020).
Дело рассмотрено с участием третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
Решением Арбитражного Республики Крым от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Министерство экономического развития Республики Крым и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства. В обоснование кассационных жалоб заявители указывают, что субсидия полученная обществом израсходована в нарушение Закона N 86-ЗРК/2020 не на выплату заработной платы, а на иные цели, что повлекло уклонение от уплаты НДФЛ в размере 13%.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит отказать в удовлетворении требований кассационных жалоб указало, что полученная субсидия была направлена на сопровождение и аккредитацию в торговой процедуре для возобновления хозяйственной деятельности в период неблагоприятной экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов, то есть на цели, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами, оснований для её возврата не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывы общества, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции полагает отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом N 86-ЗРК/2020 и распоряжения Совета министров Республики Крым от 12.11.2022 N393-рп/ДСП общество включено в реестр получателей мер поддержки N13.
Обществом на основании заявки получены денежные средства в качестве меры поддержки в апреле и мае 2020 г., согласно платежным поручениям от 12.11.2020 N 78,79 в размере 24 260 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило в адрес Министерства письмо от 17.06.2021 N 15-27/02450 дсп@, в котором сообщило, что по результатам проведенного анализа соблюдения критериев абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлен ряд налогоплательщиков, в том числе, ООО "Алеф Альянс", которыми неуплачен налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения поддержки.
Министерством в адрес общества было направлено требование от 28.06.2021 N 12/3092 о возврате полученных средств поддержки.
Поскольку требование ответчиком исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Рассматривая спор по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность общества и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности в связи с чем оснований для возврата не имеется.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
Законом Республики Крым от 25.06.2020. N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020) введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Частью 1 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлено, что для получения меры поддержки за апрель - май 2020 года получатель меры поддержки направляет заявку в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе по форме, утвержденной Советом министров Республики Крым, по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, из Личного кабинета юридического лица (индивидуального предпринимателя) в виде сканированного образа заявки, почтовым отправлением, размещением в боксах для приема корреспонденции в налоговых органах.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются:
- наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым;
- вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым;
- получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года;
- подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576;
- получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на 1 января 2021 года; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до 1 января 2021 года;
- получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки. Количество работников получателя меры поддержки определяется пенсионным органом на основании данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем меры поддержки в соответствии с порядком и сроками, которые установлены федеральным законодательством, при получении меры поддержки за апрель и май 2020 года - на дату подачи заявки.
Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020).
ООО "Алеф Альянс" распоряжением председателя Совета министров Республики Крым от 12.11.2020 N 393-рп/ДСП было включено в реестр получателей мер поддержки N 13.
Платежными поручениями от 12.11.2020 N 78 и N 79 на расчетный счет ООО "Алеф Альянс" перечислены средства меры поддержки за апрель и май 2020 года в размере 24 260 руб.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Из материалов дела следует, что в целях ведомственного контроля Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым предоставило Министерству сведения о получателях субсидии, которые не оплатили налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения меры поддержки, в числе которых указано ООО "Алеф Альянс".
Общество подтвердило, что НДФЛ уплачен не был, так как директору заработная плата не начислялась и не выплачивалась на основании приказа от 11.01.2020 N 1 л/с.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Вместе с тем, согласно буквальному прочтению предписанного условия, получатель обязуется оплатить НДФЛ, "если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц". Таким образом, обязательство оплатить НДФЛ в месяце после получения субсидии прямо обусловлено наличием соответствующей налоговой обязанности.
Согласно выписки по банковскому счету ООО "Алеф Альянс" субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов общества, какие-либо выплаты работникам не производились, что подтверждается справкой по форме 6-НДФЛ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366 утвержден Порядок возврата средств мер поддержки получателем меры поддержки в бюджет Республики Крым (далее - Порядок возврата средств мер поддержки).
Согласно пункту 1.3 приложения 3 Порядка возврата средств мер поддержки Министерство в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты выявления нарушения получателем мер поддержки условий и требований, установленных Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, направляет получателю меры поддержки требование о возврате полученных средств мер поддержки на счет Министерства.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю на определенных нормативными правовыми актами условиях.
Согласно пункту 1.4. Порядка средства меры поддержки, использованные с нарушением требований Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, подлежат возврату получателем мер поддержки в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения требования Министерства о возврате полученных средств меры поддержки.
При отсутствии доказательств выплат в пользу работника меры поддержки, перечисленные ООО "Алеф Альянс" на 1 работника, не соответствуют экономическому основанию такой компенсационной выплаты, указанной в Законе N 86-ЗРК/2020, поэтому права на ее удержание или трату на текущие расходы нет.
Исходя из изложенного, суд полагает, что ООО "Алеф Альянс" не имеет права на удержание средств субсидии в размере 24 260 руб.
Поскольку суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Министерством требований о взыскании с ответчика мер поддержки, использованных с нарушением требований Закона N 86-ЗРК/2020, полученных за апрель и май 2020 года, в размере 24 260 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и за рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб относятся на ООО "Алеф Альянс".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А83-24654/2021 отменить. Исковые требования Министерства экономического развития Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (ИНН: 9102218186, ОГРН: 1169102084337) в пользу Министерства экономического развития Республики Крым (ИНН: 9102011897, ОГРН: 1149102017118) денежные средства в сумме 24 260, 00 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (ИНН: 9102218186, ОГРН: 1169102084337) в доход федерального бюджета 2 000,00 рублей государственной пошлины по иску и 6 000,00 рублей за рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются:
- наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым;
- вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым;
- получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года;
- подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576;
- получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на 1 января 2021 года; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до 1 января 2021 года;
- получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки. Количество работников получателя меры поддержки определяется пенсионным органом на основании данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем меры поддержки в соответствии с порядком и сроками, которые установлены федеральным законодательством, при получении меры поддержки за апрель и май 2020 года - на дату подачи заявки."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2022 г. N Ф10-4288/22 по делу N А83-24654/2021