г.Калуга |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А84-7381/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,
в отсутствие представителей: Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю; Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота"; Погорлюк Татьяны Михайловны, извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 5 апреля 2022 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2022 года по делу N А84-7381/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ОПФР по г. Севастополю, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" (далее - ответчик, Управление Черноморского флота, учреждение) ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 55395,38 рублей за период с 01.06.2018 по 31.05.2021.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 15.12.2021 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 21.02.2022 в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2022 исковые требования Фонда удовлетворены частично, с учреждения в пользу Фонда взыскан ущерб в размере 10 638,54 руб., образовавшийся за период с 01.06.2018 по 31.12.2018, а также государственная пошлина в размере 425,77 руб. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2022 в части удовлетворенных требований и взыскания государственной пошлины в доход федерального бюджета - отменено; в удовлетворении требований пенсионного фонда в части взыскания ущерба в сумме 10638,54 рублей - отказано. В остальной части обжалуемое решение оставлено без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, настаивая на законности и обоснованности состоявшегося судебного акта.
Не согласившись с решением и постановлением, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; полагает, что несвоевременное представление учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь-сентябрь 2018 повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба, что свидетельствует о наличии оснований для возложения на страхователя мер ответственности в виде взыскания ущерба в размере 55395,38 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили; от Фонда поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом от 07.06.2021 пенсионным фондом установлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости П.Т.М. за период с 01.06.2018 по 31.05.2021 по причине неправомерного перерасчета пенсии с учетом индексации неработающему пенсионеру, вследствие несвоевременного представления работодателем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за июнь-сентябрь 2018 года (представлены - 09.04.2021) при сроке, установленном пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Поскольку в добровольном порядке убытки не были возмещены, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования Фонда в сумме 10 638,54 руб., признал доказанным истцом наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, нарушившего срок предоставления отчетности по форме СЗВ-М за июнь -сентябрь 2018 года, и возникновением ущерба за период с 01.06.2018 по 31.12.2018.
В остальной части иска суд отказал, указывая, что Фонд, начиная с декабря 2018 года в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ не был лишен возможности принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии с января 2019 года.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, и отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суд апелляционной инстанций исходил из того, что пенсионным фондом не были учтены сведения, поданные учреждением за май 2018 года и последующие ежемесячные периоды, начиная с октября 2018 года, что привело к необоснованно начисленным суммам, которые были выплачены страхователю.
Суд округа исходит из следующего.
Согласно статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Верно применив приведенные нормы, суды заключили, что право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Пенсионным фондом ежемесячно на основании расчетов СЗВ-М.
Кроме того, законодатель предусмотрел и альтернативный способ уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о прекращении работы - это представление соответствующего заявления со стороны застрахованного лица (самого работника).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Судами установлено, что ФКУ "Управление Черноморского флота" сведения по форме СЗВ-М с типом формы "Дополняющая" за июль-сентябрь 2018 года о застрахованных лицах представлены 09.04.2021, т.е. с нарушением установленного срока.
По данному факту 07.06.2021 Государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе в отношении гр. П. Т.М. был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат N 607, в котором установлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01.06.2018 по 31.05.2021 в размере 55 395,38 руб.
Судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Верно применяя данные нормы права, а также правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, апелляционная коллегия обоснованно указала, что одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий.
При обстоятельствах настоящего спора, принимая в сентябре 2019 года решение о компенсации, Пенсионный фонд, не получив сведений по форме СЗВ-М (за июнь, июль, август 2019) на соответствующего работника, должен был проверить соответствующую информацию с помощью иных источников (форм отчетности), в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с фондом социального страхования (учитывая, что в настоящем случае работник не была уволена, в проходила лечение в связи онкозаболеванием). Находя примененный апелляционной коллегией правовой подход не входящим в противоречие с ранее приведенными положениями статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, суд округа полагает, что данные конкретные обстоятельства обоснованно приняты во внимание апелляционной коллегией.
В итоге, как верно указал суд апелляционной инстанции, получив от страхователя сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года и последующие месяцы в отношении застрахованного лица, Пенсионный фонд при соблюдении положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ был обязан уточнить (выявить) факт осуществления застрахованными лицами непрерывной трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение. Однако, фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, дополнительную проверку не провел, а принимая решение о выплате пенсии (с учетом индексации), основывался исключительно на факте непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь- сентябрь 2018 года. При этом выплата пенсии с учетом индексации прекращена не была, а производилась с июня 2018 года по май 2021 года.
В этой связи, суд округа находит соответствующими материалам дела выводы суда апелляционной инстанции о том, что требования истца о взыскании ущерба не подтверждены доказательствами, ущерб не является следствием неправомерных действий страхователя, следовательно, заявленные требования необоснованны, в связи с чем, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2022 года по делу N А84-7381/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В итоге, как верно указал суд апелляционной инстанции, получив от страхователя сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года и последующие месяцы в отношении застрахованного лица, Пенсионный фонд при соблюдении положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ был обязан уточнить (выявить) факт осуществления застрахованными лицами непрерывной трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение. Однако, фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, дополнительную проверку не провел, а принимая решение о выплате пенсии (с учетом индексации), основывался исключительно на факте непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь- сентябрь 2018 года. При этом выплата пенсии с учетом индексации прекращена не была, а производилась с июня 2018 года по май 2021 года."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2022 г. N Ф10-5518/22 по делу N А84-7381/2021