Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минздрава РТ
от 5 декабря 2019 г. N 2392
Скрининговая анкета
для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста
Дата заполнения _______________
Ф.И.О. родителя. ________________________________________________
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________
Дата рождения ___________ Возраст ребенка ____ Пол _____
Инструкция, Если Вы наблюдали (или не наблюдали) у своего ребенка нижеописанное поведение, выберите соответствующий ответ "да", "нет", "затрудняюсь".
N |
Вопрос |
Да |
Нет |
Затрудняюсь |
1. |
Фиксировал ли ребенок взгляд ка предметах (игрушках) или лице взрослого (со второго месяца жизни)? |
|
|
|
2. |
Смотрел ли ребенок в глаза - в течение 1-2 сек. сам или при привлечении внимания словом или прикосновением со второго мес. жизни? |
|
|
|
3. |
Улыбался ли ребенок матери сам или при привлечении внимания улыбкой, лаской, прикосновением ка первых месяцах жизни? |
|
|
|
4. |
Принимал ли ребенок "удобную" позу при кормлении грудью, сосал активно, не отвлекаясь на посторонние раздражители? |
|
|
|
5. |
Проявлял ли ребенок негативизм к матери: сопротивлялся грудному вскармливанию, но при этом, сцеженное молоко принимал охотно? |
|
|
|
6. |
Тянулся ли ребенок на руки матери, или другим близким, радовался пребыванию на руках? |
|
|
|
7. |
На первом году жизни, в период бодрствования, ребенок НЕ требовал к себе внимание матери (мог лежать один в кроватке, не реагировать на уход матери, занимая себя предметами, игрушками, собственными пальцами и т.д. или пассивно лежал, не реагируя на окружение)? |
|
|
|
8. |
Были ли у ребенка проявления различных эмоций (радость, удивление, недовольство и т.д.), начиная с возраста 5-6 мес.? |
|
|
|
9. |
Вовлекался ли ребенок с первых месяцев во взаимодействие со взрослым, устанавливая тактильный, слуховой, зрительный или игровой контакт? |
|
|
|
10. |
Проявляет ли ребенок интерес к новым предметам - 5-6 мес.? |
|
|
|
11. |
Соответствуют ли показатели моторного развития ребенка нормативным срокам: - удерживает головку - с 2 мес., - сидит - с 6 мес., - ползает - с 8 мес., - ходит без поддержки - с 12-14 мес. |
|
|
|
12. |
Соответствуют ли показатели речевого развития ребенка нормативным срокам? - агуканье - с 1 мес. - гуление - с 2-3 мес. - лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, та-та-та) - с 6-8 мес. - первые слова ("мама", "баба", "папа", слова-метки и другие, адресованные к конкретному лицу) - к 1 году |
|
|
|
13. |
Отмечались ли у ребенка неоднократно на первом году жизни: нарушения сна, аппетита, обильные срыгивания; запоры/поносы? не связанные с физическим заболеванием (имеющееся подчеркнуть) |
|
|
|
14. |
Использует ли ребенок указательный жест? |
|
|
|
15. |
Умеет ли ребенок пить из чашки? |
|
|
|
16. |
Понимает ли ребенок простые инструкции ("подойди ко мне", "дай мне"), после года? |
|
|
|
17. |
Повторяет ли ребенок отдельные слова или фразы из высказываний взрослых ("как эхо")? |
|
|
|
18. |
Отмечается ли у ребенка повышенная чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, звукам издаваемых животными; повышенный тон взрослых и др.)? |
|
|
|
19. |
Хорошо ли ребенок переносит гигиенические процедуры (стрижка ногтей, волос, купание и др.)? |
|
|
|
20. |
Возникали ли мысли о том, что ребенок "глухой", "плохо видит"? |
|
|
|
21. |
Как ребенок реагирует на новый предмет, игрушку: рассматривает, облизывает, обнюхивает? (нужное подчеркнуть) |
|
|
|
22. |
Играет ли ребенок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли), игрушка предпочитает ниточки, шнурки, пакетики, палочки в др.? |
|
|
|
23. |
Есть ли предметы (игрушки) о которыми ребенок НЕ расстается ни днем, ни ночью (плачет при изъятии предмета)? |
|
|
|
24. |
Выстраивает ли ребенок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/вертикальные), однообразно возит, катет предметы (игрушки)? |
|
|
|
25. |
Сторонится ли ребенок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один? |
|
|
|
26. |
Проявляет ли ребенок интерес к новым игрушкам? |
|
|
|
27. |
Имеются ли у ребенка второго года жизни эпизодические или частые нарушения сна: плач во сне, ночные бодрствования, частые пробуждения? |
|
|
|
2S. |
Есть ли у ребенка страхи обыденных предметов (бутылочек, игрушек, предметов определенного цвета и т.п.)? |
|
|
|
29. |
Есть ли у ребенка однообразные движения (гримасы, повороты головы, подергивания плечами, прыжки/кружение на месте и др.)? |
|
|
|
30. |
Замечали ли, что у ребенка имеются двойственные проявления в поведении (умеет пользоваться ложкой, но не пользуется; не терпит постороннего шума, однако, сам может громко стучать; совмещает "взрослую" фразовую речь и лепет и т.п.)? |
|
|
|
31. |
Задавал ли ребенок вопросы к концу второго года жизни? |
|
|
|
32. |
Может ли ребенок собирать пирамидку, матрешку с учетом величины, формы и цвета? |
|
|
|
33. |
Отмечаются ли у ребенка следующие признаки: (проходящие косоглазие, кривошея, мышечная гипер- или гипотония, "ходьбе на цыпочках", кружение вокруг себя, игра пальцами перед лицом, перебирание пальцами, потряхивание кистями рук? (имеющееся подчеркнуть) |
|
|
|
34. |
Используете ли Вы для успокоения ребенка электронные гаджеты (мобильный телефон, планшет и т.п.)? |
|
|
|
35. |
Сколько временя ребенок проводит у телевизора/компьютера: - до 0,5 часа, - более 0,5 часа. (нужное подчеркнуть) |
|
|
|
Пояснительная записка
Данная анкета для родителей детей раннего возраста разработана сотрудниками отдела детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В.). Методологической основой является научно-практический опыт основоположников отечественной датской психиатрии, клинической и возрастной психологии. Разработчики анкеты неуклонно придерживаются концепции предболезни (Семичов С.Б., 1987) и модели "диатез-стресс" ("diathesis-stress model"; Ingram R.E., Luxton D.D., 2005), что позволяет уже на ранних этапах определять детей группы риска нарушений психического развития и разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической помощи, по предотвращению заболеваемости и инвалидности в детском населении.
Предлагаемая анкета прошла процедуру стандартизации и валидизации на нескольких выборках испытуемых (дети раннего и дошкольного возраста с нормативным развитием в сверстники с верифицированными клиническими диагнозами), что повышает надежность получаемых результатов.
Процедура проведения: опрос/анкетирование родителей детей раннего и дошкольного возраста проводится в общесоматическом поликлиническом звене. Анкета может использоваться для проведения сплошных скрининговых исследований общей популяции.
Обработка результатов проводится специалистом при помощи подсчета совпадений ответов с ключом методики (см. приложение).
Группа риска нарушений психического развития определяется в соответствии с нормативами:
- при совпадении 1 ответа на вопросы, отмеченные звездочкой - "*" в ключе методике, ребенок попадает в группы повышенного риска возникновения нарушений психического развития, родителем, дается рекомендация обратиться за консультацией к врачу-психиатру (детскому), медицинскому (клиническому) психологу;
- при совпадении 4 и более ответов на вопросы с ключом методики (не отмеченные - "*"), в том числе при затруднениях в выборе ответов родителем, дается рекомендация обратиться за консультацией к врачу-психиатру (детскому). В частных случаях, за консультацией к медицинскому (клиническому) психологу, который проведет диагностику познавательного развития, детско-родительских отношений и др.
Ключ к методике для подсчета ответов:
N |
ответ |
N |
ответ |
N |
ответ |
N |
ответ |
N |
ответ |
N |
ответ |
Ш |
ответ |
1. |
нет |
6. |
нет |
11.* |
нет |
16. |
нет |
21. |
облизывает, обнюхивает |
26. |
нет |
31. |
нет |
2.* |
нет |
7. |
нет |
12.* |
нет |
17. |
да |
22. |
да |
27* |
да |
32. |
нет |
3. |
нет |
8. |
нет |
13. |
да |
18.* |
да |
23. |
д |
28* |
да |
33* |
да |
4. |
нет |
9. |
нет |
14. |
нет |
19. |
нет |
24.* |
да |
29* |
да |
34. |
да |
5. |
да |
10. |
нет |
15. |
нет |
20. |
да |
25. |
да |
30. |
да |
35. |
более 0,5 ч. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.