Решение Калининградского областного суда от 26 июля 2021 г. N 3а-142/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Ю." к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об оспаривании пункта 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N 203", установил:
Пунктом 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218, установлен следующий норматив накопления ТКО для магазинов промышленной торговли:
N п/п |
Объекты |
Расчетная единица |
Норматив накопления |
Плотность, кг/м3 |
|
м3/год |
кг/год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
15 |
Промтоварные магазины |
на 1 м2 торговой площади |
1,5 |
165 |
110 |
Названный приказ опубликован на интернет-портале правовой информации 17 мая 2018 года (htpp://www.pravo.gov.ru).
АО "Ю." обратилось в суд 9 апреля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Общество является правообладателем двух магазинов промышленной торговли, расположенных на территории Калининградской области.
С учетом специфики розничной торговли ювелирными изделиями производственные отходы от деятельности магазинов минимальны.
1 января 2019 года между АО "Ю." и Государственным предприятием Калининградской области "Е." (далее - ГП "Е.") заключен договор на оказание услуг на обращение с ТКО, по условиям которого ГП "Е." обязалось принимать от Общества твердые коммунальные отходы и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а Общество - оплатить соответствующую услугу по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, исходя из объема принимаемых твердых коммунальных отходов, расчет которого в силу пункта 17 договора производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении к настоящему договору содержится, в частности, указание на конкретный объем накопления ТКО из расчета торговой площади каждого магазина и оспариваемого норматива.
Уточнив основания административного иска и сославшись на то, что оспариваемый норматив противоречит, в частности, Правилам определения нормативов ТКО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269, ввиду отсутствия данных о проведении в установленном порядке натурных исследований, АО "Ю." просило признать оспариваемый норматив не действующим и не подлежащим применению, а также обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять замещающий нормативный правовой акт с учетом наличия в производстве Арбитражного суда Калининградской области дела по иску ГП "Е." к АО "Ю." о взыскании задолженности по договору от 1 января 2019 года, расчет которой произведен исходя из оспариваемого норматива за период, начиная с 1 января 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца - С.А.В. требования поддержал.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - М.Л.Д. просила в административном иске отказать.
Позиция административного ответчика в целом сводится к тому, что в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 воспроизведены (без повторного проведения натурных исследований) нормативы накопления ТКО, ранее установленные постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 664, которое не оспорено и не признано незаконным.
Кроме того, не оспаривая факта отсутствия экономического обоснования оспариваемого норматива, административный ответчик просил в административном иске отказать по мотиву изменения приказом Министерства от 23 июля 2021 года N 284 во внесудебном порядке приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 в оспариваемой части и установления на территории Калининградской области нормативов накопления ТКО в меньшем размере исходя из иных расчетных единиц (общей площади промтоварных магазинов).
Определением от 4 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Калининградской области.
В судебное заседание представитель Правительства Калининградской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, явка которого не была признана обязательной (ч. 5 ст. 213 КАС РФ).
Выслушав объяснения представителей сторон и показания допрошенного в качестве свидетеля заместителя начальника отдела регулирования обращения с отходами производства и потребления департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Ф.Ю.И., заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По условиям договора на оказание услуг на обращение с ТКО от 1 января 2019 года, заключенного между ГП "Е." и АО "Ю.", последнее обязалось оплатить соответствующую услугу по цене, определенной исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного пунктом 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218, и расчетной единицы в виде 1 кв. м торговой площади магазина.
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218, и оспариваемая норма фактически применена к административному истцу, у которого возникло законное право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23 июля 2021 года N 284 редакция пункта 15 Нормативов накопления ТКО изменена следующим образом:
15 |
Магазины промтоварные, магазины строительных товаров, магазины хозяйственных товаров |
на 1 м2 общей площади |
0,3 |
34 |
113 |
Приказ от 23 июля 2021 года N 284 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218" на день вынесения решения по настоящему делу в законную силу не вступил.
Проверив обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 названного Федерального закона в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Абзацем 14 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 4 Закона Калининградской области от 25 ноября 2015 года N 477 "Об отходах производства и потребления в Калининградской области" установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов было отнесено к компетенции Правительства Калининградской области.
Постановлением Правительства от 30 декабря 2016 года N 664 были установлены нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области, в том числе по категории объектов "промтоварные магазины", а именно:
N п/п |
Объекты |
Расчетная единица |
Норматив накопления |
Плотность, кг/м3 |
|
м3/год |
кг/год |
||||
15 |
Промтоварные магазины |
на 1 м2 торговой площади |
1,5 |
165 |
110 |
В дальнейшем Законом Калининградской области от 26 марта 2018 года N 150 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об отходах производства и потребления в Калининградской области" установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции исполнительного органа государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами.
Закон области от 26 марта 2018 года N 150 вступил в силу со дня его официального опубликования на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 марта 2018 года.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года N 642, исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами, является названное Министерство.
Таким образом, со дня вступления в силу Закона Калининградской области от 26 марта 2018 года N 150 (то есть с 27 марта 2018 года) полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделено Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 июля 2018 года, вступившим в силу 31 июля 2018 года, названное Положение о Министерстве дополнено прямой нормой об отнесении вопроса установления нормативов накопления ТКО к компетенции Министерства.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 апреля 2018 года N 248 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области" признано утратившим силу со дня подписания настоящего постановления (то есть с 27 апреля 2018 года) постановление Правительства от 30 декабря 2016 года N 664 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", после чего Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области был принят приказ от 4 мая 2018 года N 203 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области", который официально не был опубликован и отменен оспариваемым приказом от 14 мая 2018 года.
Также приказом от 14 мая 2018 года установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях Калининградской области для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов согласно приложению N 1 и нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области согласно приложению N 2.
Таким образом, оспариваемый в части приказ от 14 мая 2018 года N 218 об установлении нормативов накопления ТКО принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Порядок опубликования нормативных правовых актов, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года N 339 "О размещении (опубликовании) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области ..." соблюден.
На основании части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Нормативы накопления твердых коммунальных расходов затрагивают права неограниченного круга потребителей.
В этой связи введение в действие соответствующих нормативов до их официального опубликования недопустимо.
Согласно пункту 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его подписания, то есть с 14 мая 2018 года.
Принимая во внимание, что оспариваемый в части приказ от 14 мая 2018 года N 218 официально опубликован 17 мая 2018 года, придание ему законной силы до дня официального опубликования не основано на законе.
По своему содержанию пункт 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом от 14 мая 2018 года N 218, также не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой.
Так, в силу требований пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505.
Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 настоящего Федерального закона порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Кроме того, порядок определения репрезентативности выборки участков территории и объектов на них урегулирован приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, которым утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО.
Согласно пунктам 6, 7 Методических рекомендаций для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления.
В силу пункта 13 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Определениями от 15 апреля 2021 года, от 13 мая 2021 года, от 7 июня 2021 года административному ответчику были разъяснены правила распределения бремени доказывания по данной категории дел в соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ, у Министерства истребованы материалы по обоснованию нормативов накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов (л.д. 1-2, 69, 81).
С учетом позиции административного ответчика о том, что в оспариваемом приказе от 14 мая 2018 года N 218 воспроизведены положения ранее действовавшего постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 664 без проведения повторных замеров, к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением от 4 июня 2021 года было привлечено Правительство Калининградской области.
Также судебными запросами от 7 июня 2021 года истребованы первичные материалы по обоснованию оспариваемых нормативов накопления ТКО у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, которое являлось разработчиком постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 664 и было наделено полномочиями в сфере обращения с отходами производства и потребления до их передачи постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года N 642 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области" соответствующему Министерству (л.д. 82).
24 июня 2021 года в суд поступило письменное сообщение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области об отсутствии в распоряжении данного Министерства материалов по обоснованию нормативов накопления ТКО (л.д. 88-89).
В судебном заседании 28 июня 2021 года представитель Правительства Калининградской области заявил об отсутствии соответствующих обосновывающих материалов в распоряжении Правительства области (л.д. 207-209).
После предоставления в судебном заседании 28 июня 2021 года контракта от 11 сентября 2015 года, заключенного между Министерством ЖКХ Калининградской области и ООО "С.Т." на выполнение работ по разработке нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области с учетом результатов натурных исследований (замеров) в типичных населенных пунктах в течение четырех сезонов года (л.д. 98-133), судом был направлен запрос о предоставлении соответствующих документов ООО "С.Т." (л.д. 211, 212).
Аналогичный запрос во внесудебном порядке был направлен Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (л.д. 96-97).
Как пояснили представители административного ответчика и заинтересованного лица, Правительство области и Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области не располагают никакими иными документами по обоснованию установленных нормативов накопления ТКО, помимо представленного в настоящем судебном заседании фрагмента отчета ООО "С.Т." по разработке нормативов накопления ТКО в Калининградской области, поименованного "Предлагаемые нормативы накопления ТКО для муниципальных образований Калининградской области", а также представленных в судебном заседании 28 июня 2021 года копий ведомостей для первичных записей определения массы и объема отходов в контейнерах (л.д. 135-206).
Из содержания данных ведомостей следует, что определенные замеры были произведены только в пределах городского округа "Город Калининград".
Данные о проведении каких-либо замеров на участках в границах иных муниципальных образований, общее количество которых на территории Калининградской области составляет 22, отсутствуют.
Кроме того, не представляется возможным достоверно определить численность населения на той территории города Калининграде, где замеры были произведены, применительно к положениям пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269.
Суд отмечает, что в нарушение пункта 11 Правил в пределах Калининграда замеры произведены не в течение 7 дней подряд в каждый из сезонов года, а с учетом указанных в ведомостях дат только 9, 10, 11, 12, 14, 15, 19 октября 2015 года, 1, 3, 5, 6, 7 февраля 2016 года и 20, 22, 24 июня 2016 года.
Сведения о проведении замеров в весенний период отсутствуют в полном объеме.
Из имеющейся среди ведомостей таблицы с данными об объеме и массе ТКО по типам объектов в городе Калининграде, которая составлена неустановленным лицом, имеется запись о том, что по объектам "промтоварные магазины" в городе Калининграде среднее значение образующихся ТКО за одни сутки составляет 1,1 л или 0,12 кг (л.д. 155-156).
В соответствии с представленным в настоящее судебное заседание фрагментом отчета по разработке нормативов накопления ТКО в Калининградской области предлагаемый норматив накопления ТКО по виду объектов "промтоварные магазины" по всем 22 муниципальным образованиям Калининградской области, исходя из расчетной единицы - 1 кв. м торговой площади, составляет:
1) городской округ "город Калининград" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
2) "Багратионовский муниципальный район" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/куб. м;
3) "Балтийский муниципальный район" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
4) "Гвардейский городской округ" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
5) "Гурьевский городской округ" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
6) "Гусевский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
7) "Зеленоградский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
8) "Краснознаменский городской округ" - 1,00 куб. м/год; 110 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
9) "Ладушкинский городской округ" - 1,00 куб. м/год; 110 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
10) "Мамоновский городской округ" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
11) "Неманский муниципальный район" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
12) "Нестеровский район" - 1,00 куб. м/год; 110 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
13) "Озерский городской округ" - 1,00 куб. м/год; 110 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
14) "Пионерский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
15) "Полесский муниципальный район" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
16) "Правдинский городской округ" - 1,00 куб. м/год; 110 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
17) "Светловский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
18) "Светлогорский район" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
19) "Славский городской округ" - 0,70 куб. м/год; 80 кг/год; плотность - 115 кг/ куб. м;
20) "Советский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
21) "Черняховский городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м;
22) "Янтарный городской округ" - 2,00 куб. м/год; 220 кг/год; плотность - 110 кг/ куб. м.
Исходя из предложенных ООО "Строительные Технологии" нормативов накопления ТКО по виду объекта - "промтоварные магазины" - по муниципальным образования норматив в целом по Калининградской области составит: 1,36 куб. м/год; 150 кг/год; плотность - 111,6 кг/ куб. м.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов на территории Калининградской области установлен при наличии сведений о ненадлежащем осуществлении замеров объема и массы ТКО на территории городского округа "Город Калининград" и при полном отсутствии сведений об осуществлении в установленном порядке замеров объема и массы ТКО на территории иных муниципальных образований Калининградской области, при этом установленный норматив накопления ТКО по виду объектов - "промтоварные магазины" - даже при указанных обстоятельствах не соответствует расчетному нормативу исполнителя работ при отсутствии какого-либо иного экономического обоснования установленных нормативов.
Таким образом, оспариваемый норматив накопления ТКО не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в том числе приведенным выше положениям Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административные исковые требования АО "Ювелирная торговля Северо-Запада" об оспаривании пункта 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218, подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о том, с какой даты оспариваемая норма не подлежит применению, суд полагает, что в данном случае имеются основания для признания пункта 15 Нормативов накопления ТКО не подлежащим применению со дня принятия приказа от 14 мая 2018 года N 218, поскольку нарушены правила введения в действие нормативного правового акта, не опубликованного в установленном порядке по состоянию на 14 мая 2018 года, и отсутствует надлежащее экономическое обоснование установленного названным приказом норматива.
На основании части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо,
Суд считает, что в связи с наличием оснований к признанию приказа от 14 мая 2018 года не подлежащим применению со дня его принятия и признанием во внесудебном порядке утратившим силу действовавшего до 14 мая 2018 года постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 664, возникла правовая неопределенность относительно определения норматива для целей исчисления размера платы за оказание услуги по обращению с ТКО за период, начиная с 14 мая 2018 года по день вступления в силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23 июля 2021 года N 284 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218", обратная сила которому не придана.
С учетом изложенного суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по принятию замещающего нормативного правового акта, устанавливающего норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" за период, начиная с 14 мая 2018 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск АО "Ю." - удовлетворить.
Признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу пункта 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N 203".
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" на период, начиная с 14 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 9 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 26 июля 2021 г. N 3а-142/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании