Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-173/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску П.А.А. об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
П.А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка N площадью N кв. м., по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. В 2018 году административным истцом был получен градостроительный план земельного участка, из которого следует, что он полностью расположен в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения I (Н-2) и II (Н-3) поясов ручья Нескучный. В последующем административный истец обратился в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Согласно ответу Комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград" от 23 мая 2018 года N 1647/угр-106-2957, в согласовании строительства отказано по причине нахождения земельного участка N в зоне с особыми условиями использования территории Н-2 - зоне санитарной охраны источников водоснабжения I пояса. При приобретении земельного участка какие-либо ограничения в его пользовании установлены не были. Согласно ответу ГП КО "В.", в районе данного земельного участка отсутствуют источники, используемые в системе водопитания Калининградского горводопровода. В ходе переписки с органами местной власти было установлено, что зона санитарной охраны источников водоснабжения в границах участка отображена на Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339. В связи с отсутствием разработанного и утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения зона санитарной охраны отображены в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. Внесение корректировок возможно только после утверждения проекта. 2 июля 2018 года принят Закон Калининградской области N 187, в соответствии с которым полномочия по организации водоснабжения с 1 января 2020 года переходят в ведение исполнительного органа государственной власти Калининградской области. В соответствии с п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Зона с особыми условиями использования территории Н-2 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-2 с включением в нее земельного участка N нарушает права административных истца, поскольку препятствует использованию его по назначению. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории в составе материалов по обоснованию зоны санитарной охраны источников водоснабжения и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте зон с особыми условиями использования территории в части установления границы зоны Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса" в пределах земельного участка кадастровым номером N площадью N кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец П.А.А., будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ее представитель П.С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С. относительно заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву Агентства, в соответствии с п. 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны от выполнения требований, предъявляемых этими СанПин. Соблюдение же таких ограничений предусматривает отсутствие нарушений прав истца независимо от обозначения оспариваемых зон в документах территориального планирования и градостроительного зонирования. С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории задача уполномоченных органов при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения баланса между публичными и частными интересами. При таких обстоятельствах отображение в оспариваемых нормативных актах отображение зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, является мерой по защите территорий от возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимой для устойчивого развития территорий и обеспечения благоприятного проживания граждан.
Представители административных ответчиков окружного Совета депутатов города Калининграда, Правительства Калининградской области, заинтересованных лиц администрации ГО "Город Калининград", Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ГП КО "В." в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
ГП КО "В.", согласно письменному отзыву, возражает против удовлетворения административных исковых требований, в обоснование приводя аргументацию, аналогичную доводам, изложенным в отзыве Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 1 от 9 января 2019 года.
Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, правила определения размеров территорий в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 настоящего Федерального закона (далее также - подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах указанных территорий (за исключением случаев, если перечень этих ограничений в отношении каждой территории установлен федеральным законом).
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Судом установлено, что П.А.А. является собственником земельного участка N площадью N кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 21 февраля 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно ГПЗУ на земельный участок N, выданному 16 февраля 2018 года, он расположен в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Земельный участок расположен, помимо прочего, в зоне Н-2 - зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса.
Административный истец 16 мая 2018 года обратилась в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке N. В уведомлении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" исх. N 164-7/угр-106-2957 от 23 мая 2021 года указано, что в связи с тем, что, согласно Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград", земельный участок N находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 1 пояс (Н-2), в выдаче разрешения на строительство отказано.
В соответствии с Картой ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа, являющейся составной часть материалов по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, земельный участок N находится в границах первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия, являющейся частью Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок N находится в зоне с особыми условиями использования территории Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса".
Эти обстоятельства подтверждаются фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории Генерального плана городского округа "Город Калининград" и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки с наложением границ земельного участка N, представленными ГБУ КО "Ц.".
Согласно приведенным выше положениям Закона N 52-ФЗ установление границ ЗСО источников водоснабжения I пояса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса г. Калининграда не установлена, в связи с чем ее отображение в границах земельного участка КН 39:15:120908:76 в оспариваемых документах территориального планирования и градостроительного зонирования ГО "Город Калининград" произведено без законных оснований.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне с особыми условиями использования территории Н-2 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административных истцов на приобретение в собственность земельного участка, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление П.А.А. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории, относящейся к материалам по его обоснованию, зоны санитарной охраны источников водоснабжения I пояса в границах земельного участка с кадастровым номером N;
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-173/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован в газете "Гражданин" от 23 сентября 2021 г. N 56