Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-179/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.А.И. об оспаривании нормативного акта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
А.А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование, под строительство индивидуального жилого дома, на основании договора аренды от 15 октября 2013 года N 19956-и, договора уступки права требования от 23 апреля 2021 года. 20 мая 2021 года административный истец обратился в Администрацию городского округа "Город Калининград" с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеназванном земельном участке. По результатам рассмотрения поступившего уведомления ему был дан ответ, согласно которому строительство невозможно в связи с тем, что индивидуальный жилой дом размещен в зоне с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитной зоне предприятия АО "П.". Эта зона в размере 500 м была учтена при разработке Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград". Зона была установлена исходя из информации о видах осуществляемой деятельности и размерах ориентировочной СЗЗ, без соответствующих документов. Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Включение земельного участка N в зону с особыми условиями использования территории Н-8 нарушает его права как арендатора, поскольку препятствует постройке индивидуального жилого дома. Просит признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций (Н-8) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
Административный истец А.А.И., будучи надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.
Представитель административного истца С.Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С. возражала относительно заявленных административных исковых требований и пояснила, что в настоящее время проект санитарной зоны от производственной площадки ООО "П." разработан, однако, не прошел согласование в центральном аппарате Роспотребнадзора, в связи с чем приказ Главного санитарного врача РФ об установлении санитарно-защитной зоны от этой площадки не издан.
Административные ответчики Правительство Калининградской области, Городской Совет депутатов Калининграда, будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, письменных возражений относительно заявленных административных исковых требований не представили.
Согласно письменному отзыву Городского Совета депутатов Калининграда, отображение санитарно-защитной зоны Н-8 на Карте зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, произведено на основании письма Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 24 января 2018 года N 10/12-04-8 и информации N 12/888-06-2, согласно которой промплощадка ООО "П." отнесена ко II классу опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 500 м.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области, Администрация городского округа "Город Калининград", ООО "П.", будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, письменных возражений относительно заявленных административных исковых требований не представили.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанный нормативный акт был утвержден решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 1 от 9 января 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
С учетом положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с ч. 13 этой же статьи с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Установлено, что А.А.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, на основании договора аренды от 15 октября 2013 года N 19956-и, договора уступки права требования от 23 апреля 2021 года.
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" весь земельный участок КН 39:15:131005:253 расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических объектов), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций), что отображено на Карте зоны с особыми условиями использования территории указанного документа.
Суд приходит к выводу о том, что в оспариваемых Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона ООО "П." в части включения в нее земельного участка N отображена без наличия законных оснований для этого.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны предприятия ОО "П." как для объекта II класса опасности не принималось, что подтвердил представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, сведения о наличии такой зоны в ЕГРН не вносились.
Оснований полагать санитарно-защитную зону установленной в силу положений ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеется. Доказательств того, что такая зона была установлена в силу закона ранее и является действующей в соответствии с указанной нормой, не представлено.
Правила землепользования и застройки, как и Генеральный план, не устанавливают санитарно-защитные зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов II класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.
Отображение зоны с особыми условиями использования территории Н-8 в Правилах землепользования и застройки нарушает права административного истца как арендатора земельного участка с кадастровым номером N, так как существенно ограничивает землепользование, противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежит отмене в части границы зоны с особыми условиями использования территории Н-8 в границах данного земельного участка.
Необходимо также учесть, что решением Калининградского областного суда Калининградской области от 25 августа 2020 года по административному делу N 3а-134/2020 признаны недействующими Генеральный план городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения границ территории санитарно-защитной зоны Н-8 предприятия ООО "П." в границах земельного участка N, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.
Приведенным выше решением признано незаконным отображение СЗЗ Н-8 ООО "П." в документах территориального планирования и градостроительного зонирования, в связи с чем это обстоятельство является установленным.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление А.А.И. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-8 - "Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых бытовых отходов (мусоросортировочных станций)" в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-179/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании