Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.О.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
административного истца Збанацкого О.В., представителя административного ответчика Тюменской городской думы Жукова В.Ф., представителей заинтересованного лица Администрации города Тюмени Смирновой А.Г., Жестковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Збанацкого О.В., к Тюменской городской думе о признании недействующими Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" от 27.03.2008 в части, установил:
Збанацкий О.В. обратился в Тюменский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к административному ответчику Тюменской городской думе о признании недействующим с 22 апреля 2013 года Генеральный план городского округа город Тюмень, утверждённый Решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа города Тюмени" от 27.03.2008 (далее также - Генеральный план) начиная с редакции Решения Тюменской городской думы N 903 от 27.09.2012 "О внесении изменений в генеральный план городского округа города Тюмени" и до действующей редакции, принятой Решением Тюменской городской Думы N 356 от 25.05.2021 "О внесении изменений в генеральный план городского округа города Тюмени", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <.......> к землям населенных пунктов. Возложить на Тюменскую городскую Думу обязанность принять Генеральный план город Тюмени и Правила землепользования и застройки в новой редакции отражающие нахождение земельного участка с кадастровым номером <.......> за границами населенного пункта - г. Тюмень.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решением Центрального районного суда г. Тюмени от 26 декабря 2012 года и дополнительным решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 февраля 2013 года признано право Збанацкого О.В. на приобретение в собственность за плату земельного участка (которому впоследствии присвоен кадастровый номер <.......>) для размещение сельскохозяйственных угодий. Оба решения оставлены без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от 22 апреля 2013 года. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено.
До 27 сентября 2012 года земельный участок находился в границах муниципального образования "городской округ город Тюмень", за пределами населенного пункта город Тюмень и относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. Редакцией Генерального плана от 27 сентября 2012 года N 903 территория населенного пункта город Тюмень расширена за счет земель сельскохозяйственного назначения, и земельный участок с кадастровым номером <.......> стал относится к землям населенных пунктов. Правовая неопределенность в части установления функциональной зоны, до 2025 года для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, до 2040 года малоэтажная жилая застройка, позволила административному ответчику отнести земельный участок к функциональной зоне Ж-2 (малоэтажная жилая застройка).
На основании отнесения земельного участка с кадастровым номером <.......> к функциональной зоне Ж-2 административному истцу неоднократно было отказано в предоставлении данного земельного участка. Редакцией Генерального плана от 26 июня 2020 года N 247 территория на котором расположен земельный участок отнесена к функциональной зоне СХ-1 (сельскохозяйственных угодий), однако категория земель осталось той же - земли населенных пунктов.
При этом отмечает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Однако при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов административным ответчиком нарушены положения Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Закона Российской Федерации "О недрах", поскольку земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в условном контуре Тарманского торфяного месторождения.
Таким образом на протяжении длительного времени административный ответчик препятствует Збанацкому О.В. в реализации его права на приобретение земельного участка с кадастровым номером <.......> в собственность для размещения на нем сельскохозяйственных угодий для занятием "пчеловодством".
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме, суду пояснил, что Генеральный план в редакции 2012 года имел правовую неопределенность по функциональной зоне земельного участка, что не позволило ему на протяжении длительного времени оформить на данный участок свои права. Правовая неопределенность сама по себе является достаточным основанием для признания нормативного правового акта недействующим. Кроме того Закон Российской Федерации "О недрах" в редакции с 2012 по 2017 годы предполагал, что проектирование и застройка допускается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Однако административным ответчиком такого заключения не получено. Нарушение его прав в настоящее время не устранено, поскольку правовой режим земельного участка в настоящее время лишь формально соответствует решению суда, а фактически заниматься пчеловодством на данном земельном участке он не может.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы городского округа города Тюмени (далее по тексту - Тюменская городская Дума) Жуков В.Ф. возражал против удовлетворения административного иска. В возражениях на административное исковое заявление просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В судебном заседании пояснил, что поддерживает позицию заинтересованного лица Администрацию города Тюмени. Действующей редакцией Генерального плана городского округа город Тюмень каким-либо образом не нарушаются и не затрагиваются права и законные интересы административного истца. На момент расширения границ города Тюмени в сентябре 2012 года Збанацкому О.В. еще не было предоставлено право на спорный земельный участок. Процедура рассмотрения и утверждения Генерального плана городского округа город Тюмень были соблюдены в строгом соответствии с нормами ГрК РФ.
Представитель Администрации г. Тюмени Смирнова А.Г. в судебном заседании поддержала письменные возражения по иску. Суду пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты на момент их утверждения не нарушали и не могли нарушать права и законные интересы административного истца, так как на момент их принятия ему не было предоставлено право на спорный земельный участок. Дополнительно отметила, что функциональные зоны в генеральном плане устанавливаются на краткосрочную и долгосрочную перспективы в целях последовательного долгосрочного развития территории. Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки. В соответствии с ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" подготовка, согласование и утверждение проектов документов территориального планирования, муниципальный контракт на подготовку которых заключен до дня вступления в силу Федерального закона N 41-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Учитывая, что муниципальный контракт на подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план, был заключен до вступления в силу Федерального закона N 41-ФЗ, решением Тюменской городской Думы от 27.09.2012 N 903 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О генеральном плане городского округа город Тюмень" в отношении спорного земельного участка на краткосрочную перспективу (до 2025 года) установлена функциональная зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а на долгосрочную перспективу (до 2040 года) функциональная зона малоэтажной жилой застройки. Указанное функциональное зонирование было обусловлено необходимостью создания условий для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральный целевой программы "Жилище", что в свою очередь способствовало устойчивому экономическому росту, созданию благоприятных условий для жизни граждан города Тюмени. При этом Генеральным планом в редакции от 26.06.2020 функциональная зона спорного земельного участка определена как сельскохозяйственные угодья, Правилами землепользования и застройки установлена территориальная зона - СХ-1. В связи с чем действующая редакция Генерального плана права административного истца не нарушает.
Представитель Администрации г. Тюмени Жесткова А.С. в судебном заседании также поддержала письменные возражения по иску. Суду пояснила, что оспариваемый акт с внесенными изменениями был принят с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий административного ответчика. Просит в удовлетворении иска отказать.
Прокурор Козырева М.В. в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что Генеральным планом городского округа г. Тюмень, утвержденного решением Тюменской городской Думы 27.03.2008 N 9, спорный земельный участок располагался за границами населенного пункта - город Тюмень. Впоследствии решение Тюменской городской Думы N 903 от 27 сентября 2012 года, указанная территория была включена в границы населенного пункта город Тюмень. На краткосрочную перспективу до 2025 года определена функциональная зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, на долгосрочную перспективу до 2040 года как зона малоэтажной застройки. В редакции Генерального плана от 26 июня 2020 года N 247 спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий. Право у административного истца на приобретение спорного земельного участка возникло на основании решения Центрального районного суда г. Тюмени от 26 декабря 2012 года, которое вступило в законную силу 22 апреля 2013 года, то есть уже после расширения границ города Тюмени в сентябре 2012 года.
Анализ имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 84 КАС РФ позволяет прийти к выводу о том, что административный ответчик, доказал соответствие оспариваемых решений действующему законодательству и отсутствие нарушения указанными решениями прав и законных интересов административного истца.
Суд, выслушав объяснение участвующих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что решение Центрального районного суда г. Тюмени от 26 декабря 2012 года за Збанацким О.В. признано право на приобретение в собственность, за плату, для размещения сельскохозяйственных угодий земельного участка, площадью около <.......> га с адресным ориентиром: <.......>, между земельными участками с кадастровыми номерами <.......> и <.......> (т.1 л.д. 31-33).
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Тюмени от 08 февраля 2013 года на Департамент имущественных отношений Тюменской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения утвердить и выдать Збанацкому О.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения сельскохозяйственных угодий земельного участка площадью около <.......> га с адресным ориентиром: <.......>, между земельными участками с кадастровыми номерами <.......> и <.......>; После осуществления кадастрового учета земельного участка, в двух недельный срок после принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату Збанацкому О.В. (т.1 л.д. 29-30).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 апреля 2013 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 26 декабря 2012 года и дополнительное решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 февраля 2013 года оставлены без изменения (т.1 л.д. 24-27).
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области N 410-сх от 18 июня 2013 года с учетом решения Департамента имущественных отношений Тюменской области N 583-сх от 05 августа 2013 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения сельскохозяйственных угодий в городе Тюмени района п. Березняковский (т.2 л.д.).
Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области N 72/14 - 4788 от 15 января 2014 года осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости с адресным описанием: <.......>. Определен кадастровый номер земельного участка - <.......> (т.2 л.д.).
Генеральным планом городского округа города Тюмени, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О генеральном плане городского округа город Тюмень", территория, за счет которой позднее был образован земельный участок с кадастровым номером <.......> располагалась за границами населенного пункта города Тюмени в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, и была отнесена к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий.
Решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 года N 903 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень" Генеральный план изложен в новой редакции, согласно которой указанная территория была включена в населенный пункт г. Тюмень, с ее определением (на краткосрочную перспективу до 2025 года) как функциональной зоны садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а (на долгосрочную перспективу до 2040 года) как зона малоэтажной жилой застройки.
Решением Тюменской городской Думы от 26 сентября 2020 года N 247 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень" Генеральный план изложен в новой редакции, согласно которой в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> установлена функциональная зона сельскохозяйственных угодий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "от 26 июня 2020 года"
24 сентября 2020 года в целях приведения в соответствия с Генеральным планом Правил землепользования и застройки города Тюмени последние были изложены в новой редакции, согласно которой в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> установлена территориальная зона, предназначенная для ведения сельского хозяйства СХ - 1.
В настоящее время (на 18 июня 2021 года) действует редакция Генерального плана, утвержденная решением Тюменской городской Думы от 25 мая 2021 года N 356 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень".
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования городской округ города Тюмени (Устав города Тюмени в ред. решения Тюменской городской Думы от 21.12.2017 г. N 669).
Из взаимосвязанных положений п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с Уставом города Тюмени (ст. 27), принятым Решением Тюменской городской Думы N 162 от 16.03.2005 (в редакции решения Тюменской городской Думы N 92 от 28.03.2019), утверждение Генерального плана городского округа города Тюмени отнесено к компетенции Тюменской городской Думы.
Генеральный план городского округа города Тюмени утвержден решением Тюменской городской думы N 9 от 27.03.2008. Решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 г. "О генеральном плане городского округа город Тюмень" было опубликовано в газете "Тюменский курьер"N 58 от 05.04.2008 (т.2 л.д. 164-165).
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы N 903 от 27.09.2012 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Тюмень" опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер"N 44 от 10.10.2012 (т.1 л.д. 184).
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Тюмень" опубликован в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер"N 24 от 03.07.2020 (т.1 л.д. 195).
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы N 356 от 25.05.2021 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Тюмень" опубликовано на страницах сетевого издания "Официальные документы города Тюмени" и в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 24 от 01.06.2021 (т.2 л.д. 141-144).
Согласно ч. 1 ст. 61 Устава муниципального образования городского округа города Тюмени (в редакции решения Тюменской городской Думы N 739 от 20.06.2018) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию.
Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана городского округа предусмотрен ст. 24 - 25 ГрК РФ.
Постановлением главы Администрации города Тюмени N 126 от 05.09.2007 принято решение о подготовке проекта Генерального плана городского округа город Тюмень, данное постановление опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" 12.09.2007 (т.2 л.д. 148).
Решением Тюменской городской Думы N 663 от 27.09.2007, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликованным в печатном издании "Тюменский курьер" 28.09.2007, назначены публичные слушания по проекту Генерального плана городского округа город Тюмень (т.2 л.д. 151 - 152). Публичные слушания по проекту Генерального плана городского округа город Тюмень состоялись 28.10.2007 (т.2 д.д.156). Заключение о результатах публичных слушаний от 28.10.2007 опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" N 183 от 15.11.2007 г. (т.2 л.д. 160-162).
Решением Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 опубликованным в газете "Тюменский курьер" N 58 05.04.2008, и N 3 спецвыпуск 28.03.2009 (приложение N 1), утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень (т.2 л.д.164 - 165).
В части процедуры принятия Генерального плана в редакции от 27.09.2012 необходимо отметить следующее.
Распоряжением главы Администрации города Тюмени N 322 от 15.03.2010 принято решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план городского округа город Тюмень изменений, данное распоряжение опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" 12.09.2007.
Решением Тюменской городской Думы N 751 от 27.10.2011, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликованным в печатном издании "Тюменский курьер" 02.11.2011, назначены публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень (т.1 л.д. 160-161). Публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень состоялись 06 и 07 декабря 2011 года (т.1 д.д.162 - 165). Заключение о результатах публичных слушаний от 10.01.2012 и 13.01.2012 опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" N 5 от 17.01.2012 (т.1 л.д. 167 - 168).
В соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ) проект изменений в Генеральный план подлежал согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
По результатам работы согласительной комиссии было принято решение о согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень, протокол заседания согласительной комиссии от 05.06.2012 (т.2 л.д. 221-222).
Решением Тюменской городской Думы N 903 от 27.09.2012 опубликованным в газете "Тюменский курьер" N 44 от 10.10.2012 утверждены изменения в Генеральный план городского округа город Тюмень (т.1 л.д.184).
Также решением Тюменской городской Думы N 247 от 26.06.2020, опубликованным в сетевом издании "официальные документы города Тюмени" и в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер"N 24 03.07.2020, внесены изменения в решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 "О генеральном плане городского округа город Тюмень" (т.1 л.д. 196).
Распоряжением Главы города Тюмени N 11-рг от 19.03.2020, опубликованным на официальном сайте Администрации г. Тюмени и газете "Тюменский курьер" N 8 от 20.03.2020, принято решение о проведении общественных обсуждений по проекту решения Тюменской городской Думы о внесении изменений в решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 "О генеральном плане городского округа город Тюмень" (т.1 л.д. 190).
Распоряжением Главы города Тюмени N 23-рг от 13.05.2020, опубликованным на официальном сайте Администрации г. Тюмени и в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 16 от 15.05.2020, внесены изменения в распоряжение N 11-рг от 19.03.2020 в части сроков проведения экспозиции (т.1 л.д.194).
Публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень состоялись с 14.05.2020 по 20.05.2020. Заключение о результатах публичных слушаний от 28.05.2020 опубликовано на официальном сайте Администрации г. Тюмени и в печатном издании "Тюменский курьер" спецвыпуск N 18 от 29.05.2020 (т.1 л.д. 195).
На момент рассмотрения "Генеральный план городского округа город Тюмень" действует в редакции от 25.05.2021, в которой земельный участок с кадастровым номером остался (после редакции от 26.06.2020) в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, Генеральный план городского округа город Тюмень утвержден решением Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ)
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана городского округа направлены не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Редакцией Генерального плана от 27.09.2012 были расширены границы населенного пункта г. Тюмень с включение в него территории, в которую вошел земельный участок с кадастровым номером 72:17:1707006:7596 с ее определением (на краткосрочную перспективу до 2025 года) как функциональной зоны садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а (на долгосрочную перспективу до 2040 года) как зона малоэтажной жилой застройки.
При этом необходимо отметить, что при принятии указанной редакции Генерального плана у Збанацкого О.В. еще отсутствовало право на приобретение в собственность, за плату данного земельного участка, поскольку решение Центрального районного суда г. Тюмени вынесено 26 декабря 2012 года и вступило в законную силу 22 апреля 2013 года.
Из представленных в материалы дела карт и схем следует, что территория, в которую вошел и земельный участок с кадастровым номером <.......> расположена в непосредственной близости от п. Березняковский г. Тюмени, зонирование данной территории направлено на создание условий для благоприятной и комфортной жизни граждан города Тюмени с учетом его динамичного развития.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 37 ГрК РФ).
В силу ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Исходя из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
При этом согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В настоящее время, в действующей редакции Генерального плана функциональное зонирование земельного участка, на который претендует административный истец, определено как сельскохозяйственные угодья. Доказательств того, что действующей редакцией Генерального плана созданы препятствия в реализации права Збанацкого О.В. на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <.......> в материалы дела не представлено. Административный истец в судебном заседании указал, что с заявлением о предоставлении данного земельного участка после 26.06.2020 (с момента отнесения земельного участка к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий) он не обращался.
Доводы административного истца о нарушении процедуры согласования проекта Генерального плана, при расширении границ населенного пункта город Тюмень не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ) проект изменений в Генеральный план подлежал согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ в случае если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
На проект изменений в Генеральный план, предполагавший увеличение границ населенного пункта город Тюмень за счет земель сельскохозяйственного назначения, 10 февраля 2012 года было выдано сводное заключение об отклонении согласования и выдана рекомендация доработать замечания и дополнения органов исполнительной власти Тюменской области (т.2 л.д. 193).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно Положению "О министерстве регионального развития Российской Федерации" (в редакции от 03 ноября 2011 года), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" главой Администрации города Тюмени 29 мая 2012 года вынесено Распоряжение N 277 о создании согласительной комиссии (т.2 л.д. 217-220).
По результатам работы согласительной комиссии, протоколом заседания комиссии от 05 июня 2012 года, принято решение о согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень при условии исключения из него предложений по функциональному зонированию земельного участка с кадастровым номером <.......> (т.2 л.д. 221-222), после чего проект изменений в Генеральный план был направлен в Тюменскую городскую Думу.
Таким образом процедура согласования проекта изменений в Генеральный план была соблюдена, учтены замечания в том числе и Департамента недропользования и экологии Тюменской области, письмо от 16 декабря 2011 года (т.2 л.д. 198).
Также не могут быть приняты доводы административного истца о нарушении его прав и признании недействующими редакций Генерального плана городского округа город Тюмень от 27.09.2012 N 903; от 28.11.2013 N 50, от 25.06.2015 N 334, от 24.09.2015 N 355, от 24.12.2015 N 419, от 22.12.2016 N 558, от 30.03.2017 N 580, от 21.12.2017 N 672, от 26.06.2020 N 247, поскольку данные редакции Генерального плана городского округа город Тюмень на момент рассмотрения настоящего административного дела признаны недействующими в связи с принятием Генерального плана в новой редакции (решение Тюменской городской Думы N 356 от 25.05.2021 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Тюмень").
Принимая во внимание, изложенное выше, учитывая, что утратившие силу в настоящее время редакции Генерального плана, оспариваемые административным истцом, перестали затрагивать его права, свободы и законные интересы, так как рассматриваемые в рамках настоящего дела правовые нормы, указанных редакций не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод административного истца и других лиц.
Учитывая, что действующей редакцией Генерального плана функциональная зона земельного участка с кадастровым номером <.......> определена как сельскохозяйственные угодья, что соответствует принятому решению о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка судом не установлено нарушение прав и законных интересов административного истца.
Вопросы нарушение права административного истца на исполнение судебного акута в разумный срок не является предметом судебного разбирательство по оспариванию нормативного правового акта - Генерального плана городского округа города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" от 27.03.2008.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку судом не установлено, что Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской думы N 9 от 27.03.2008 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" в редакции Решения Тюменской городской думы N 356 от 25.05.2021 "О внесении изменений и генеральный план городского округа города Тюмени", в оспариваемой части не соответствуют законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу городского округа города Тюмени.
Руководствуясь статьями 208 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Збанацкого О.В. к Тюменской городской думе о признании недействующими Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" от 27.03.2008 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <.......> к землям населенных пунктов - отказать.
Возложить на Тюменскую городскую Думу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2021 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 18 июня 2021 г. N 3а-30/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Генерального плана городского округа город Тюмень, утв. решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 в части отнесения земельного участка к землям населенных пунктов"
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)