Решение Самарского областного суда от 9 августа 2021 г. N 3а-1310/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1310/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "П.К.Э." о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
общество с ограниченной ответственностью "П.К.Э" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 9.3.6 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Тольятти Самарской области от 01 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти" в части, устанавливающей значение коэффициента вида разрешенного использования "земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения и заготовок", в размере 0,0426, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований административный истец указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером N . Пунктом 2 дополнительного соглашения к договору аренды сторонами определен коэффициент вида разрешенного использования, равный 0,0426. Полагает, что применяемый коэффициент не имеет экономического обоснования, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельного участка, что влечет уплату с административным истцом арендной платы в размерах, определенных с нарушением требований действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности В.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Думы г.о. Тольятти Самарской области по доверенности М.Ю.М., А.О.В, Администрации г.о. Тольятти К.А.А. в судебном заседании исковые требования не признали, полагая, что оспариваемое в части решение Думы принято компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, кадастровая стоимость земельного участка и формула, используемая для расчета арендной платы, включает в себя величину, характеризующую экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Тольятти и Администрация г.о. Тольятти представили письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности: принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" утверждены коэффициенты вида использования земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (приложение N 1).
Пунктом 9.3.6 Приложения N 1 к вышеуказанному Решению Думы в редакции Решения Думы г.о. Тольятти от 5 марта 2014 года N 217 установлен коэффициент вида использования земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, равный 0,0426.
Решение Думы г.о. Тольятти от 1 октября 2008 года N 972 официально опубликовано в издании "Городские ведомости" 18 октября 2008 года N 118 (883).
Решение Думы г.о. Тольятти от 5 марта 2014 года N 217 опубликовано в издании "Городские ведомости", N 29 (1627), 18.03.2014.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "П.К.Э" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 8606 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для дальнейшей эксплуатации казармы ВСО в соответствии с градостроительным регламентом N ПК-4.
Пунктом 2.2 дополнительного соглашения к договору аренды N 1074 от 29.09.2004 года, заключенного между Администрацией г.о. Тольятти и обществом с ограниченной ответственностью "П.К.Э" 20 мая 2020 года, предусмотрено исчисление годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N , исходя из коэффициента вида использования земельного участка - 0,0426.
По сообщению Администрации г.о. Тольятти расчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 1074 от 29.09.2004 года производится с применением коэффициента вида использования земельного участка для вида: земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, равного 0,0426.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.
Проверяя доводы административного истца о противоречии решения Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года N 972 в оспариваемой им части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В пункте 9.3.6 Приложения N 1 к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти предусмотрено, что при расчете размера арендной платы установлен коэффициент вида разрешенного использования земельного участка 0,0426 в отношении земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Думой городского округа Тольятти и Администрацией городского округа Тольятти проводились какие-либо расчеты в целях обоснованности введения дифференциации (увеличения) размера коэффициента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление коэффициента вида целевого использования земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требование административного истца о признании недействующим пункта 9.3.6 Приложения к N 1 к Решению Думы г.о. Тольятти от 1 октября 20008 года N 972 в части установления коэффициента вида разрешенного использования земельных участков 0,0426 в отношении земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок подлежит удовлетворению.
С доводами Думы г.о. Тольятти и Администрации г.о. Тольятти о том, что учет кадастровой стоимости земельного участка и формула, используемая для расчета арендной платы подразумевают и учет факторов, влияющих на ее величину, в том числе доходность земельного участка, суд не соглашается, поскольку указанные доводы Думы г.о. Тольятти и Администрации г.о. Тольятти в отсутствие анализа и оценки документально не подтверждены.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц.
Данные обстоятельства, согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", являются основанием для признания оспариваемого положения нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "П.К.Э" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9.3.6 Приложения N 1 Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции Решения Думы N 217 от 5 марта 2014 года, в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 0,0426.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 9 августа 2021 г. N 3а-1310/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании