Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 22.09.2021 N 436-П
Подпрограмма 7
"Оказание содействия добровольному переселению в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Паспорт
подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма разработана в соответствии с Государственной программой, типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р.
Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного и российского права.
Основные цели и задачи подпрограммы определены на основе анализа сложившейся ситуации в сфере социально-экономического и демографического развития Астраханской области, миграционной обстановки и ситуации на рынке труда.
Необходимость разработки и реализации подпрограммы определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Астраханской области с целью удовлетворения возрастающей потребности в квалифицированных кадрах.
Подпрограмма носит комплексный межведомственный характер и обеспечивает комплексный подход к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Астраханскую область. Мероприятия подпрограммы направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Реализация подпрограммы будет способствовать обеспечению экономики Астраханской области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также улучшению демографической ситуации.
Подпрограмма является проектом переселения и будет реализована на всей территории Астраханской области.
Численность населения Астраханской области на 01.01.2021 составила 997,8 тыс. человек и по сравнению с 2020 годом снизилась на 8 тыс. человек или на 0,8%, в том числе городское население - 66,6%, сельское - 33,4%.
Число умерших за 2020 год в 1,2 раза превысило число родившихся в регионе.
Необходимо отметить низкий уровень рождаемости, который по-прежнему остается недостаточным для простого естественного воспроизводства населения. За 2020 год родился 10911 ребенок, что меньше аналогичного показателя 2019 года на 94 ребенка или на 0,9%. Суммарный коэффициент рождаемости снизился и за 2020 год составил 1,73 (в 2019 году - 1,67, в 2018 году - 1,71).
В Астраханской области в 2020 году естественная убыль населения превысила аналогичный показатель 2019 года в 6 раз и составила 2701 человек (в 2019 году - 457 человек).
Отрицательное влияние на изменение численности населения региона оказывает миграционная убыль. По итогам 2020 года отмечается миграционный отток населения области, который составил 5123 человека (в 2011 году миграционный прирост - 3945 человек).
Астраханская область теряет в миграционном обмене населением с другими субъектами Российской Федерации. Если число выбывших в другие регионы России в 2011 году превысило число прибывших на 3040 человек, то в 2020 году уже на 2978 человек.
По международной миграции за 2020 год убыль населения составила 2145 человек (в 2015 году - прирост 1665 человек).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкии, на 1 января 2021 года численность трудоспособного населения области составила 563,0 тыс. человек, на начало 2020 года - 558,9 тыс. человек, на начало 2019 года - 556,5 тыс. человек. Доля трудоспособного населения в общей структуре населения ежегодно снижалась с 58,1% в 2014 году до 54,7% в 2019 году. Рост этого показателя на начало 2020 года до 55,6% обусловлен добавлением в возрастную группу "численность трудоспособного населения" 60-летних мужчин и 55-летних женщин. Снижение численности трудоспособного населения продолжится, что повлечет за собой увеличение кадрового дефицита у работодателей области.
Таким образом, основные демографические показатели свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов Астраханской области сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения региона трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.
Стабилизация численности населения Астраханской области будет достигаться в том числе посредством реализации подпрограммы. По прогнозным данным среднегодовая численность населения Астраханской области (по среднему варианту прогноза) с учетом привлечения участников подпрограммы составит в 2024 году 993,1 тыс. человек.
Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития бизнеса, малого и среднего предпринимательства Астраханская область нуждается как в высококвалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов Астраханской области в среднесрочной перспективе будет ощущаться и во вновь открываемых организациях, создаваемых в результате реализации на территории Астраханской области инвестиционных проектов.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос привлечения в экономику Астраханской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Переселение на постоянное место жительства в Астраханскую область соотечественников, оказавшихся за рубежом по различным причинам, будет способствовать решению проблем демографического и территориального развития, а также улучшению ситуации с обеспечением потребности экономики области в квалифицированных кадрах.
Трудоустройство соотечественников, решивших переехать на постоянное место жительства в область, может быть осуществлено на вакансии, заявленные работодателями в органы службы занятости населения, или путем самостоятельного поиска работы.
Самостоятельное трудоустройство может быть реализовано путем прямого обращения соотечественников к работодателям, обращениям в областные государственные казенные учреждения центры занятости населения по вопросам трудоустройства или с помощью информационных возможностей портала "Работа в России" (http://trudvsem.ru).
Возможности осуществления предпринимательской деятельности соотечественниками, переселяющимися в область, определяются законодательством Российской Федерации и Астраханской области. В регионе реализуется государственная программа "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П, в рамках которой работает подпрограмма по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
На территории Астраханской области созданы условия для предоставления участникам подпрограммы и членам их семей услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, содействия занятости, мер социальной поддержки. Астраханская область располагает достаточной материально-технической базой для предоставления участникам подпрограммы и членам их семей услуг основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, а также дополнительного образования, включая дополнительное профессиональное образование.
В рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области участникам подпрограммы и членам их семей предлагается рассмотреть различные варианты жилищного обустройства и принять решение в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности. В числе возможных вариантов - аренда (наем) жилого помещения, приобретение жилых помещений за счет собственных средств, покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность у физического лица или организации.
В качестве временного размещения участникам подпрограммы и членам их семей предусматривается возможность проживания в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, за счет собственных средств.
В ходе реализации подпрограммы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть определенные риски. К числу основных рисков реализации подпрограммы относятся:
нарастание напряженности со стороны принимающего сообщества по отношению к соотечественникам, переезжающим в рамках подпрограммы;
рост социальной напряженности у потенциальных переселенцев;
недостаточная информированность участников подпрограммы, в том числе о дополнительных мерах социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой;
увеличение периода адаптации участников подпрограммы и членов их семей;
отсутствие мест в дошкольных образовательных организациях;
несоответствие квалификации соотечественников требованиям вакантного рабочего места;
попадание переселенцев в категорию безработных.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:
проведение разъяснительной работы среди граждан - потенциальных участников подпрограммы о целях и задачах государственной миграционной политики и государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
формирование и реализация мер по трудоустройству участников подпрограммы, не трудоустроенных на момент окончания реализации подпрограммы;
согласование приглашения на переселение с будущими работодателями (возможны заключение предварительного соглашения с работодателем либо другой вид гарантии предоставления участнику подпрограммы рабочего места, за исключением лиц, намеренных заниматься предпринимательской деятельностью и пребывающих в рамках самостоятельного трудоустройства);
организация получения участниками подпрограммы дополнительного профессионального образования в целях трудоустройства;
расселение участников подпрограммы и членов их семей преимущественно в местах с низким уровнем безработицы и на территориях с предполагаемым строительством новых производственных объектов;
мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальных образованиях;
медицинское обследование участников подпрограммы и членов их семей;
увеличение объемов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства.
В целях минимизации возможных рисков при реализации подпрограммы и с учетом положений подпрограммы устанавливаются следующие требования к соотечественникам для участия в подпрограмме (далее - требования):
осуществление соотечественником, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Астраханской области либо прибывшим на территорию Астраханской области в экстренном массовом порядке, признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, документально подтвержденной трудовой деятельности или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в Астраханской области (кроме иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации и желающих переселиться на постоянное место жительства в Астраханскую область);
наличие специальности и (или) профессии, востребованной на рынке труда Астраханской области, и документально подтвержденного опыта работы (кроме граждан, прибывших на территорию Астраханской области в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации);
наличие образования (по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих) уровня не ниже среднего профессионального образования;
отсутствие длительного (более одного года в суммарном исчислении) перерыва в трудовой деятельности за три года, предшествующих дате подачи заявления;
наличие возраста, достижение которого не дает право установления страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, за исключением граждан, осуществляющих педагогическую деятельность и (или) научно-исследовательскую деятельность (при условии предоставления надлежаще оформленного трудового договора);
обучение по основным профессиональным образовательным программам по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории Астраханской области, более одного года при наличии договора об образовании с данной образовательной организацией и справки, подтверждающей обучение в этой образовательной организации (в данном случае другие требования не применяются).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 2109-р подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2024 годы" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" приведена в приложении N 15 к государственной программе согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются:
- стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для устойчивого социально-экономического и демографического развития Астраханской области
- обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 637, на территории Астраханской области;
- обеспечение социально-экономического развития Астраханской области;
- улучшение демографической ситуации Астраханской области.
Для реализации указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
- создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Астраханскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи;
- создание условий для адаптации и интеграции участников подпрограммы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;
- содействие обеспечению потребности экономики Астраханской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства;
- создание информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Астраханскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона;
- закрепление переселившихся участников подпрограммы и членов их семей в Астраханской области, создание им условий для адаптации и интеграции в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;
- увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Астраханской области;
- содействие обеспечению потребности экономики Астраханской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Срок реализации подпрограммы - 2015-2024 годы.
Содействие добровольному переселению в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках подпрограммы является одним из направлений решения демографической проблемы.
Необходимость разработки и реализации подпрограммы определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Астраханской области с целью удовлетворения возрастающей потребности в квалифицированных кадрах.
Подпрограмма носит комплексный межведомственный характер и обеспечивает комплексный подход к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Астраханскую область. Мероприятия подпрограммы направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Реализация подпрограммы будет способствовать обеспечению экономики Астраханской области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также улучшению демографической ситуации.
Подпрограмма является проектом переселения и будет реализована на всей территории Астраханской области.
Раздел 3. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) в рамках подпрограммы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы не предусмотрено оказание (выполнение) государственными учреждениями Астраханской области государственных услуг (работ).
Раздел 4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы приведено в приложении N 13 к государственной программе.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 22 сентября 2021 г. N 436-П "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.