Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1. Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия (далее - Комитет) реализуется государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), расположенных на территории Республики Татарстан, и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия (далее - федеральный государственный надзор, государственный надзор), включающий в себя:
1) федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия.
2. Для целей настоящей программы используются следующие основные понятия:
1) "подконтрольные объекты" - объекты культурного наследия, представляющие собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
2) "подконтрольные субъекты" - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и физические лица, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора;
3) "обязательные требования" - требования, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 73-ФЗ, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в области охраны объектов культурного наследия;
4) "охраняемые законом ценности":
сохранность объектов культурного наследия;
обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
5) "подконтрольная среда" - состояние охраняемых законом ценностей;
6) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых Комитетом в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
реализация, в том числе в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
3. Подконтрольными субъектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся собственниками либо иными правообладателями объектов культурного наследия.
Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.
Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются Федеральным законом N 73-ФЗ, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. При этом Федеральным законом N 73-ФЗ не установлена обязанность собственника (иного правообладателя) объекта культурного наследия по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении и прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.
С учетом данных обстоятельств, при осуществлении государственного надзора не представляется возможным определить более-менее постоянный перечень подконтрольных субъектов и вести их учет. Указанные обстоятельства также затрудняют эффективность профилактической работы в части проведения разъяснительной работы и информирования подконтрольных субъектов.
Таким образом, профилактические мероприятия, определенные в соответствии с настоящей программой, реализуются в отношении неопределенного круга лиц, относящихся к подконтрольным субъектам.
4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" риск-ориентированный подход к осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Татарстан, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия, не применяется.
5. В едином государственном реестре объектов культурного наследия зарегистрировано 1620 объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан, их них:
1) 400 (24,7%) объектов культурного наследия федерального значения;
2) 880 (54,32%) объектов культурного наследия регионального значения;
3) 340 (21%) объектов культурного наследия местного значения.
Также на государственной охране находятся выявленные объекты культурного наследия, из которых:
- 797 объектов составляют историко-архитектурную ценность;
- 2807 объектов археологического наследия.
6. За 2020 год отделом государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики Комитета осуществлено 103 выезда на объекты культурного наследия, в том числе совместно с надзорными органами, расположенные в г. Казани и на территории Республики Татарстан.
В 2020 году Комитетом выдано 8 заданий на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия; 81 задание на проведение мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия.
По результатам данных мероприятий выявлено 48 нарушений законодательства об объектах культурного наследия, что составляет 54% от общего числа проведенных мероприятий.
За отчетный период проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) Комитетом не проводилось.
Снижение количества плановых проверок в 2020 году обусловлено введением законодательством Российской Федерации моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также в указанный период Комитетом составлено 21 протоколов об административных правонарушениях, из них:
1) по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 12;
2) по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ - 2;
3) по части 2 статьи 7.13 КоАП РФ - 7.
Привлечено к административной ответственности по протоколам, составленным Комитетом: 4 должностных лица, 4 физических лица.
Общая сумма наложенных административных штрафов - 217000 руб., из них оплачено - 75000 рублей.
Подконтрольные субъекты |
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, являющиеся собственниками либо иными правообладателями объектов культурного наследия |
|
Год проведения мероприятий |
2019 |
2020 |
Количество выездов |
148 |
103 |
Выдано заданий: из них мероприятия |
81 |
89 |
по контролю |
1 |
8 |
по систематическому наблюдению |
80 |
81 |
Проведено проверок плановых |
- |
- |
Проведено проверок внеплановых |
- |
- |
Выявлено нарушений |
5 |
48 |
Составлено протоколов: из них |
2 |
21 |
по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи" |
1 |
12 |
По части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны" |
- |
7 |
по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" |
1 |
2 |
Привлечено к административной ответственности: из них |
2 |
8 |
должностных лиц |
- |
4 |
физических лиц |
2 |
4 |
Выдано предписаний |
1 |
2 |
Выдано предостережений |
- |
- |
Общая сумма наложенных административных штрафов |
17000 руб. |
217000 руб. |
В настоящее время отделом государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики осуществляется работа по принятию исчерпывающих мер к понуждению собственников и иных законных правообладателей объектов культурного наследия к сохранению объектов культурного наследия.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) нарушение установленных режимов использования территорий объектов культурного наследия;
2) проведение работ по сохранению (приспособлению) объекта культурного наследия в нарушение статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
3) отсутствие на объектах культурного наследия информационных надписей;
4) проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в нарушение требований статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ;
5) непроведение (бездействие) собственником (иным правообладателем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
6) непредставление отчетной документации в установленный срок в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ;
7) ненадлежащее содержание собственником (законным правообладателем) объекта культурного наследия в нарушение требований статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ;
8) невыполнение выданных предписаний Комитета.
7. За 2020 год Комитетом утверждено:
- 61 (3,76%) охранных обязательств на объекты культурного наследия;
- 35 (2,16%) предметов охраны объектов культурного наследия.
- 47 (3%) границ территорий объектов культурного наследия и режимов их использования.
Утверждено |
Год |
|
2019 |
2020 |
|
охранных обязательств |
68 |
61 |
предметов охраны объектов культурного наследия |
11 |
35 |
границ территорий объектов культурного наследия и режимов их использования |
38 |
47 |
включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия |
29 |
- |
8. Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что подконтрольные субъекты в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу правовой неграмотности и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
Определенная настоящей программой система профилактических мер предусматривает изменение формы воздействия на подконтрольных субъектов с репрессивной на профилактическую.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В настоящее время работа по профилактике нарушений обязательных требований реализуется Комитетом по следующим направлениям:
1) информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных Комитетом проверках и их результатах на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Комитета), в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок (http://okn.tatarstan.ru/rus/profilaktika-narusheniy-obyazatelnih-tr
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.