Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Методологические основы системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Ардатовского муниципального района
Деятельность Системы осуществляется на двух уровнях, на каждом из них определяются объекты и субъекты процесса, а также преследуемые цели.
Микроуровень предполагает работу с личностью, объектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения является её потенциальная способность выступать в качестве субъекта профессионального самоопределения, а также система внутренних и внешних условий, обеспечивающих реализацию указанной потенциальной способности. Субъектами профориентационной работы на микроуровне выступают:
- сама личность, проходящая процесс профессионального самоопределения (ребёнок, подросток, молодой человек);
- специалисты (психологи, педагоги, консультанты и др.), непосредственно взаимодействующие с данной личностью в процессе решения задач ее профессионального самоопределения. Большое значение имеет осознанная вовлеченность в данную деятельность родителей обучающихся.
Работа по сопровождению профессионального самоопределения на микроуровне направлена на достижение следующих целей:
- овладение субъектом профориентационно значимыми компетенциями, формирование у него готовности к профессиональному самоопределению в течение всей последующей жизни;
- успешный профессиональный выбор, определение и реализация субъектом самоопределения персональной профессионально-образовательной траектории.
Макроуровень предполагает системную работу с различными группами населения в масштабах муниципалитета; объектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения являются человеческие ресурсы Ардатовского муниципального района. На данном уровне субъектами деятельности по сопровождению профессионального самоопределения являются социальные институты, вовлеченные в процесс создания условий для обеспечения успешного профессионального самоопределения. Целями профориентационной работы на макроуровне являются:
- согласование интересов профессионально-карьерных намерений человека с потребностями экономики района в квалифицированных кадрах определённого профиля и уровня подготовки;
- обеспечение современного качества трудовых ресурсов.
К числу институциональных субъектов, непосредственно включённых в Систему, относятся:
- администрация Ардатовского муниципального района;
- МКУ "ЦИМ и ТООО Ардатовского муниципального района"
- ГКУ РМ "Центр занятости населения Чамзинский" отдел содействия занятости населения по Ардатовскому району;
- родительская общественность.
Институциональные субъекты, вовлекаемые в реализацию Концепции: молодёжные организации и объединения, администрации муниципального района, СМИ.
Благополучатели деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодёжи:
- непосредственные: обучающиеся - будущие работники предприятий, их родители и члены их семей; предприятия-работодатели;
- косвенные: организации профессионального среднего и высшего образования; государство и общество.
Базовые принципы сопровождения профессионального самоопределения.
Направленность на формирование субъектной активности личности, владеющей профориентационно значимыми компетенциями, готовой к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору, профессиональной мобильности, непрерывному образованию и самообразованию. Сбалансированность интересов человека, общества и государства - главный ожидаемый результат профориентационной работы, но при этом интересы личности в современном мире являются приоритетным аспектом.
Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения осуществляются посредством: постепенного движения от "мероприятийного" подхода к сквозным программам профориентационной направленности, наполненным образовательными событиями, развития практик ранней профориентации; обеспечения системности, комплексности и преемственности на разных этапах обучения и всей жизни личности. Важно, чтобы профориентационные мероприятия не носили эпизодического характера; цели, направления и методы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга в процессе сопровождения профессионального самоопределения человека, способствуя формированию его готовности к осознанному самостоятельному и профессиональному выбору.
Социальное партнёрство в реализации профориентационной работы с детьми и молодёжью обеспечивается на трёх уровнях:
- межведомственное взаимодействие на основе полицентрической модели управления Системой;
- государственно-частное партнёрство образования и предприятий экономической сферы, а также объединений работодателей в решении профориентационных задач;
- сетевое взаимодействие образовательных и других организаций, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи и оказывающих профориентационные услуги, в т.ч. на основе сетевых образовательных программ профориентационной направленности.
Практико-ориентированный характер профориентационной работы предполагает формирование развёрнутой системы профессиональных проб и других подобных форм, нацеленных на формирование и осмысление опыта продуктивной деятельности, погружения в профессионально-трудовой контекст, самооценки и выбора. Для получения такого опыта требуется комплекс организационно-педагогических условий, который может быть обеспечен на основе продолжительных сетевых программ, реализуемых в том числе во внешкольном пространстве, включая площадки вузов, профессиональных образовательных организаций, учебных центров предприятий.
Доступность получения профориентационных услуг, полной и объективной информации, необходимой для осуществления выбора профессионально-образовательного маршрута должна быть максимально обеспечена для всех категорий детей и молодёжи. Для эффективного функционирования Системы необходимо наличие единого информационного пространства, которое обеспечивается в том числе путём использования современных цифровых технологий, интегрирующих все профориентационно значимые интернет-ресурсы.
Перспективность - принцип, закрепляющий обращённость в будущее как ведущее требование к содержанию современной профориентационной работы с обучающимися. Непосредственное включение нынешних школьников в мир труда и профессий произойдёт через 5 - 15 лет, когда в мире труда и профессий произойдут существенные изменения. В связи с этим профориентационная работа должна носить опережающий характер, быть открыта новым профессиям и перспективным компетенциям, наиболее современным, прежде всего, цифровым технологиям.
Модели сопровождения профессионального самоопределения. В современной ситуации, характеризующейся насыщенностью среды профессионального самоопределения, многообразием и неоднородностью стихийно развивающихся профориентационных практик, центральную роль приобретает процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников. В связи с этим важной задачей выступает разработка и апробация различных (вариативных) моделей педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе модели:
- продолжительной и комплексной тьюторской поддержки самоопределения школьников;
- педагогического сопровождения школьников (группового и персонального) в ходе их участия в локальных профориентационных практиках (стажировках на предприятиях, профессиональных конкурсах и др.);
- наставничества для школьников, определившихся с выбором профессиональной сферы (в т.ч. в рамках реализации федерального профориентационного проекта "Билет в будущее");
- профессионального консультирования как единовременной либо распределённой услуги (как вариант: услуги, оказываемой в рамках службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей и желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей);
- цифровой навигации по существующим профориентационно значимым информационным ресурсам и практикам (в т.ч. осуществляемой с использованием технологии персонального "цифрового следа", включая результаты прохождения школьником профдиагностических методик, его участия в профориентационно значимых практиках) и др.
Возможные формы и методы профориентационной работы с обучающимися, рекомендуемые к реализации в рамках данной Концепции, представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Формы и методы профориентационной работы
Направление профориентационной деятельности в рамках Системы |
Целевая направленность |
Примеры форм и методов работы |
Профессионально-образовательное информирование |
Обеспечение адресатов (обучающихся и их родителей) информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана |
Информационные сессии Встреча с профессионалами Презентация контекста Наглядные материалы Интернет-ресурсы |
Обучение профессиональному самоопределению |
Формирование и развитие у обучающихся компетенций профессионального самоопределения |
Ведение учебного курса предпрофессиональной подготовки по направлению "Профориентация" Профориентационная диагностика Наставничество Социально-психологический тренинг Активизирующие методики профконсультирования Ролевые и деловые игры Развивающая диагностика Дневник самоопределения |
Практико-ориентированная поддержка профессионального выбора |
Включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность, результатом которой являются: 1) создание профориентационно значимого продукта, субъективно и объективно оцениваемого как успешный и по этой причине способного выступать основанием для профессионального выбора и (2 личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности |
Профессиональные пробы Предпрофессиональное и профессиональное обучение Практико-ориентированные проекты Метод кейсов Предпринимательские практики Социальные практики и волонтёрство |
Профориентационный нетворкинг |
Формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся, в системе "обучающийся - родители - профессиональная образовательная организация - работодатель" |
Коммуникативная площадка Нетворкинг-сессия Ярмарка вакансий |
Интеграция и ивент |
Достижение синергетического эффекта от совместного использования различных форм профориентационной работы, в сочетании с особой "вдохновляющей средой" (ивент-средой) |
Профориентационные форумы и фестивали Профессиональные конкурсы для школьников |
В то же время необходимо учитывать, что профессиональная ориентация - динамично развивающаяся область социальной практики, представленный выше арсенал форм и методов не является исчерпывающим, постоянно пополняясь и обновляясь.
Ресурсы профессиональной ориентации. Профориентационное пространство Ардатовского муниципального района насыщено множеством ресурсов, значимых для профессионального самоопределения детей и молодёжи. Возможности таких ресурсов должны целенаправленно и комплексно использоваться в рамках данной Концепции, включая:
- программы дополнительного образования детей, имеющие практико-ориентированную, предпрофессиональную или профильную направленность;
- профориентационные возможности школьного курса технологии и других образовательных областей общеобразовательной программы (в т.ч. в соответствии со ст. 66.3 Закона "Об образовании в Российской Федерации");
- профориентационные мероприятия, проводимые в рамках федерального профориентационного проекта "Билет в будущее";
- профориентационные мероприятия, проводимые в рамках федерального профориентационного проекта "ПроеКТОриЯ";
- профориентационные мероприятия, проводимые в рамках федерального профориентационного проекта "Неделя без турникета";
- профориентационные мероприятия, проводимые в рамках федерального профориентационного проекта "Мое будущее";
- конкурсы профессионального мастерства, в т.ч. "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia и JuniorSkills);
- республиканские проекты по сопровождению процесса ранней профориентации: "Город мастеров", образовательный модуль "Старт в профессию";
- традиционные профориентационные мероприятия для школьников, систематически проводимые организациями профессионального и высшего образования;
- корпоративные профориентационные программы и практики, реализуемые крупными предприятиями-работодателями;
- интернет-ресурсы различного типа, отражающие актуальное состояние экономики, профессионального и высшего образования, рынка труда и профессий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.