Решение Думы Великого Новгорода от 23 сентября 2021 г. N 603
"Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород"
Принято Думой Великого Новгорода 23 сентября 2021 года
В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
2. Уполномочить Администрацию Великого Новгорода осуществить формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.
3. Установить, что Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Председатель Думы Великого Новгорода |
А.Г. Митюнов |
Мэр Великого Новгорода |
С.В. Бусурин |
Великий Новгород
09/23/2021
N 603
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 23 сентября 2021 г. N 603)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород (далее - муниципальный земельный контроль).
Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
1.2. Предметом муниципального земельного контроля являются:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность;
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением:
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
1.3. Объектами муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений - земли, земельные участки и части земельных участков, находящиеся в границах муниципального образования - городского округа Великий Новгород, вне зависимости от формы собственности и принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (далее - земельные участки).
1.4. Под контролируемыми лицами в целях настоящего Положения понимаются определенные статьей 31 Федерального закона граждане и организации, имеющие во владении и (или) в пользовании земельные участки либо осуществляющие деятельность, действия (бездействие) на земельных участках, являющихся объектами муниципального земельного контроля.
1.5. Муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией Великого Новгорода в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее - орган муниципального земельного контроля).
1.6. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль от имени Администрации Великого Новгорода, являются должностные лица отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее - должностные лица органа муниципального земельного контроля).
Должностными лицами органа муниципального земельного контроля, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются: Мэр Великого Новгорода, заместитель Главы администрации Великого Новгорода в соответствии с распоряжением Мэра Великого Новгорода о распределении должностных обязанностей, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, курирующий вопросы землепользования и земельных отношений (далее - Уполномоченные лица).
1.7. Должностные лица органа муниципального земельного контроля при осуществлении муниципального земельного контроля реализуют права, несут обязанности и ответственность, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом и иными федеральными законами.
Должностные лица органа муниципального земельного контроля наряду с правами, установленными Федеральным законом, имеют право:
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимые для проведения контрольных (надзорных) мероприятий сведения и материалы, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в части, относящейся к предмету муниципального земельного контроля;
привлекать в установленном порядке для проведения контрольных (надзорных) мероприятий специалистов, экспертов, экспертные организации, свидетелей;
обращаться в органы прокуратуры, органы полиции за содействием в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства Российской Федерации;
составлять протоколы об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.8. Орган муниципального земельного контроля осуществляет учет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, путем ведения реестра таких земельных участков в электронном виде по форме, утверждаемой правовым актом органа муниципального земельного контроля. Должностными лицами органа муниципального земельного контроля обеспечивается актуальность сведений о земельных участках в реестре путем обновления сведений не реже одного раза в год.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений о земельных участках для целей их учета должностные лица органа муниципального земельного контроля используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета земельных участков на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, в том числе если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
2.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риски причинения вреда (ущерба)), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального земельного контроля земельные участки подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.
2.3. Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с Критериями отнесения используемых гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами земельных участков, правообладателями которых они являются, к категориям рисков при осуществлении муниципального земельного контроля, определенными в приложении 1 к настоящему Положению.
Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется решением органа муниципального земельного контроля, принимаемым по форме, утвержденной правовым актом органа муниципального земельного контроля.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к определенным категориям риска такие земельные участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения, получаемые при проведении должностными лицами органа муниципального земельного контроля контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами;
сведения, содержащиеся в архиве Администрации Великого Новгорода.
2.4. Должностными лицами органа муниципального земельного контроля ведется перечень земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечень земельных участков). Включение земельных участков в перечень земельных участков осуществляется на основе решения об отнесении земельных участков к категориям риска.
Перечень земельных участков содержит следующую информацию:
кадастровый номер земельного участка при его наличии, адрес местоположения земельного участка;
присвоенная категория риска;
реквизиты решения об отнесении земельного участка к категории риска, а также сведения, на основании которых было принято соответствующее решение.
На официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация, содержащаяся в перечне земельных участков, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
2.5. По запросу правообладателя земельного участка орган муниципального земельного контроля в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, направляется в адрес правообладателя земельного участка в письменной форме или в форме электронного документа.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия орган муниципального земельного контроля разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта муниципального земельного контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется органом муниципального земельного контроля с использованием сведений, характеризующих уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля, определены в приложении 2 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
3.1. Профилактические мероприятия осуществляются органом муниципального земельного контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения до контролируемых лиц обязательных требований, способов их соблюдения.
При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
3.2. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ежегодно утверждаемой правовым актом органа муниципального земельного контроля. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой.
3.3. При осуществлении муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения;
консультирование.
3.4. Орган муниципального земельного контроля осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 10, 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона, на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Размещенные на официальном сайте сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются должностными лицами органа муниципального земельного контроля в срок не позднее пяти рабочих дней с момента их изменения.
3.5. В случае наличия у органа муниципального земельного контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган муниципального земельного контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в 15-дневный срок со дня получения указанных сведений в письменной форме или в форме электронного документа.
Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Форма предостережения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Предостережения регистрируются в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера. Форма журнала учета объявленных предостережений утверждается правовым актом органа муниципального земельного контроля.
Контролируемое лицо в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предостережения, вправе подать в орган муниципального земельного контроля возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение) в письменной форме или в форме электронного документа.
Возражение составляется контролируемым лицом в произвольной форме, но должно содержать следующую информацию: сведения о контролируемом лице (фамилия, имя, отчество (при его наличии) гражданина либо наименование организации); сведения о земельном участке; дата и номер предостережения; доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с выводами, изложенными в предостережении. К возражению могут быть приложены документы, подтверждающие доводы контролируемого лица.
Возражение рассматривается органом муниципального земельного контроля в течение 15 дней со дня его получения.
В случае принятия доводов, представленных в возражении, орган муниципального земельного контроля аннулирует предостережение, о чем в журнале учета объявленных предостережений делается соответствующая отметка.
В результате рассмотрения возражения в адрес контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или мотивированном несогласии с возражением.
Должностные лица органа муниципального земельного контроля осуществляют учет объявленных ими предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Должностные лица органа муниципального земельного контроля, Уполномоченные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий. Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Консультирование осуществляется в устной и письменной форме по следующим вопросам:
организация и осуществление муниципального земельного контроля;
порядок осуществления профилактических, контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Положением;
порядок обжалования решений органа муниципального земельного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц;
получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом муниципального земельного контроля в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов власти или иных лиц.
Орган муниципального земельного контроля осуществляет учет консультирований посредством внесения соответствующих записей в журнал консультирований, форма которого утверждается правовым актом органа муниципального земельного контроля.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного Уполномоченным лицом, без указания в таком разъяснении информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок организации муниципального земельного контроля
4.1. В рамках осуществления муниципального земельного контроля при взаимодействии с контролируемым лицом или его представителем проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами органа муниципального земельного контроля на основании заданий Уполномоченных лиц. Форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия утверждается правовым актом органа муниципального земельного контроля.
4.2. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемым органом муниципального земельного контроля.
Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации.
4.4. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет;
в отношении земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.
В ежегодные планы контрольных (надзорных) мероприятий подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия в отношении земельных участков, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, который установлен для земельных участков, отнесенных к категории:
среднего риска, - не менее 3 лет;
умеренного риска, - не менее 5 лет.
В случае если ранее плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении земельных участков не проводились, в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий подлежат включению земельные участки после истечения не менее одного года с даты возникновения у контролируемого лица права на такой земельный участок.
4.5. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом.
При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может проводиться:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Конкретный вид и содержание внепланового контрольного (надзорного) мероприятия устанавливаются в решении о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Контрольные (надзорные) мероприятия
5.1. Инспекционный визит проводится по месту нахождения земельного участка, находящегося во владении и (или) в пользовании контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита на одном земельном участке не может превышать один рабочий день.
5.2. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование земельным участком.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней.
5.3. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа муниципального земельного контроля, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществления в отношении этих контролируемых лиц муниципального земельного контроля.
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа муниципального земельного контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в орган муниципального земельного контроля, а также период с момента направления контролируемому лицу информации органа муниципального земельного контроля о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля документах и (или) полученным при осуществлении муниципального земельного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в орган муниципального земельного контроля.
5.4. Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка, находящегося во владении и (или) в пользовании контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, не может превышать десять рабочих дней.
5.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется должностным лицом органа муниципального земельного контроля путем сбора и анализа имеющихся у органа муниципального земельного контроля данных о земельных участках, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется по месту нахождения органа муниципального земельного контроля.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется должностным лицом органа муниципального земельного контроля на основании задания Уполномоченного лица.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.
В случае выявления в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) фактов причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведений о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований органом муниципального земельного контроля могут быть приняты следующие решения:
решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона;
решение об объявлении предостережения.
5.6. Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Выездное обследование проводится должностным лицом органа муниципального земельного контроля по месту нахождения земельного участка, находящегося во владении и (или) в пользовании контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Выездное обследование проводится на основании задания Уполномоченного лица.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) земельных участках должностным лицом органа муниципального земельного контроля могут осуществляться осмотр и инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного земельного участка (нескольких земельных участков, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона.
5.7. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона представить в орган муниципального земельного контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия являются:
нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении;
нахождение за пределами Российской Федерации;
административный арест;
избрание в отношении гражданина меры пресечения в виде: подписки о невыезде, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
наступление обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия представляется с приложением копий документов, подтверждающих наступление одного из перечисленных случаев, и является основанием для принятия решения о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения причин, препятствующих присутствию контролируемого лица при его проведении.
Решение о переносе срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия доводится до сведения контролируемого лица в письменной форме или в форме электронного документа.
5.8. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, установленном Федеральным законом.
Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
5.9. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган муниципального земельного контроля обязан:
выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) в срок, не превышающий 6 месяцев, и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения направить соответствующую информацию в орган государственного земельного надзора или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.10. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на срок не более 6 месяцев на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания (далее - ходатайство) направляется в орган муниципального земельного контроля в письменной форме или в форме электронного документа с приложением документов, подтверждающих невозможность принятия в установленный срок мер, необходимых для устранения нарушения.
Ходатайство рассматривается органом муниципального земельного контроля в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации в журнале регистрации ходатайств. Форма журнала регистрации ходатайств утверждается правовым актом органа муниципального земельного контроля.
По результатам рассмотрения ходатайства выносится решение:
о продлении срока исполнения предписания (в случае если нарушителем приняты все зависящие от него и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения);
об оставлении срока устранения нарушения без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него и предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения; в данном решении указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства).
Формы решений о продлении срока исполнения предписания и об оставлении срока устранения нарушения без изменения утверждаются правовым актом органа муниципального земельного контроля.
Решение по результатам рассмотрения ходатайства направляется лицу, в отношении которого было вынесено предписание, в письменной форме или в форме электронного документа.
5.11. Орган муниципального земельного контроля осуществляет контроль за исполнением предписаний, иных решений, принятых в рамках осуществления муниципального земельного контроля.
Исполнение решений органа муниципального земельного контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.
6. Контрольные (надзорные) действия
6.1. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся путем совершения должностным лицом органа муниципального земельного контроля и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий в порядке, установленном Федеральным законом.
6.2. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами органа муниципального земельного контроля и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме земельного участка, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного (надзорного) действия, проводимого в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
6.3. Инструментальное обследование в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется должностными лицами органа муниципального земельного контроля или привлеченными специалистами, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, отвечающих определенным Федеральным законом требованиям.
Должностные лица органа муниципального земельного контроля осуществляют инструментальное обследование путем проведения измерений (определений) горизонтальных длин сторон земельных участков с использованием информации, содержащейся в геоинформационной системе Администрации Великого Новгорода.
Инструментальное обследование, выполняемое специалистами, имеющими допуск к работе на геодезическом оборудовании, осуществляется путем проведения геодезических измерений (определений) и или картографических измерений.
Результаты инструментального обследования отражаются в протоколе инструментального обследования.
7. Обжалование решений органа муниципального земельного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Решения органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.2. Досудебный порядок подачи жалоб, установленный главой 9 Федерального закона, при осуществлении муниципального земельного контроля не применяется.
8. Оценка результативности и эффективности деятельности органа муниципального земельного контроля
8.1. Оценка результативности и эффективности деятельности органа муниципального земельного контроля осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона.
8.2. Ключевые показатели, применяемые при осуществлении муниципального земельного контроля, их целевые значения, индикативные показатели для муниципального земельного контроля утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Приложение 1
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Критерии
отнесения используемых гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами земельных участков, правообладателями которых они являются, к категориям рисков при осуществлении муниципального земельного контроля
1. К категории среднего риска относятся:
земельные участки, граничащие с земельными участками общего пользования (парками, скверами), используемые в целях осуществления деятельности, указанной в определенном Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор), описании следующих видов разрешенного использования земельных участков: "3.1 Коммунальное обслуживание", "3.3 Бытовое обслуживание", "4.0 Предпринимательство", "5.2.1 Туристическое обслуживание";
земельные участки, граничащие с земельными участками общего пользования (парками, скверами), используемые в целях осуществления деятельности, указанной в определенном Классификатором описании вида разрешенного использования земельного участка "2.1 Для индивидуального жилищного строительства".
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки, граничащие с земельными участками общего пользования, занимаемыми автомобильными дорогами и находящимися в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород, используемые в целях осуществления деятельности, указанной в определенном Классификатором описании вида разрешенного использования земельного участка "2.1 Для индивидуального жилищного строительства".
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего и умеренного риска.
Приложение 2
к Положению о муниципальном
земельном контроле на территории
муниципального образования -
городского округа Великий Новгород
Индикаторы
риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля
1. Несоответствие площади и (или) конфигурации используемого гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом земельного участка площади и (или) конфигурации земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Использование земельного участка гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
3. Несоответствие использования гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) виду разрешенного использования земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
4. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства, на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, в случае если обязанность по соответствующему использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 23 сентября 2021 г. N 603 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 24 сентября 2021 г. N 24, в сетевом издании "Интернет-газета "Новгород" (https://gazetanovgorod.ru) от 24 сентября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 23 апреля 2024 г. N 149
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2024 г.
Решение Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2023 г. N 57
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2023 г.
Решение Думы Великого Новгорода от 25 октября 2023 г. N 30