Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
городского округа Ревда
от 22 сентября 2021 г. N 1909
Порядок
оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд администрации городского округа Ревда
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд администрации городского округа Ревда (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и на основании Методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и регламентирует аналитические мероприятия по оценке коррупционных рисков, возникающих в ходе осуществления закупок, а также устанавливает механизм выявления коррупционных функций, связанных с осуществлением закупок и мер по минимизации (устранению) коррупционных рисков в администрации городского округа Ревда (далее - администрация).
2. Оценка коррупционных рисков относится к числу основных инструментов предупреждения коррупционных правонарушений и позволяет решить задачи по обеспечению:
1) соответствия реализуемых мер по противодействию коррупции реальным или вероятным способам совершения коррупционных правонарушений в сфере закупок;
2) своевременного включения или исключения должностей муниципальных служащих администрации, связанных с коррупционными рисками, в перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - перечень должностей).
3. Оценка коррупционных рисков в целях подготовки карты коррупционных рисков проводится в соответствии со следующими основными принципами:
- законность: оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации, Свердловской области и городского округа Ревда;
- полнота: коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в этой связи соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски;
- рациональное распределение ресурсов: оценку коррупционных рисков следует проводить с учетом фактических возможностей администрации, в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
- взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми мероприятиями по профилактике коррупционных правонарушений;
- своевременность и регулярность: проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе, результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним, так и внешним, с учетом изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности;
- адекватность: принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на муниципальных служащих администрации избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих служебных (должностных)
обязанностей;
- презумпция добросовестности: наличие коррупционных индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о свершившемся или планируемом к свершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации должностными лицами, ответственных за осуществление функций, связанных с предупреждением коррупции при осуществлении закупок в администрации;
- исключение субъектности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в администрации, а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки муниципальных служащих (работников);
- беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручать не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в органе администрации, но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в оцениваемой сфере;
- конкретность: результаты оценки коррупционных рисков должны быть понятны и объективны, не допускать двусмысленных формулировок и иных возможностей неоднозначного толкования.
II. Этапы оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок
4. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок (далее - коррупционные риски) проводится регулярно, не реже чем 1 раз в 3 года, а также по мере необходимости, при изменении структуры администрации.
5. К проведению оценки коррупционных рисков привлекаются муниципальные служащие администрации, ответственные лица за осуществление функций, связанных с предупреждением коррупции при осуществлении закупок в администрации, обладающие необходимыми знаниями в оцениваемой сфере, в том числе специалисты контрактной службы и специалисты юридического отдела администрации, а также могут быть привлечены внешние эксперты, представители правоохранительных органов, представители институтов гражданского общества.
6. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер
по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит
из нескольких последовательных этапов:
- описание процедуры осуществления закупки;
- идентификация коррупционных рисков;
- анализ коррупционных рисков;
- ранжирование коррупционных рисков;
- разработка мер по минимизации коррупционных рисков;
- утверждение оценки коррупционных рисков;
- мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
7. Коррупционные риски при осуществлении закупок в администрации могут быть выявлены на следующих этапах:
- при определении необходимости проведения закупки;
- при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- при принятии решения о проведении закупки у единственного поставщика;
- при внесении изменений в закупочную документацию после опубликования извещения;
- при подведении итогов процедуры закупки;
- при приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров и определения соответствия результата закупки условиям контракта.
8. Индикаторами коррупционных рисков при осуществлении закупок в администрации следует считать:
- незначительное количество участников закупки;
- в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) постоянно выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;
- "регулярные" участники закупки не принимают участие в конкретной закупке;
- участники закупки "неожиданно" отзывают свои заявки;
- в целях создания видимости конкуренции участниками закупки выступают физические (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить контракт;
- большое количество закупок осуществляется при помощи неконкурентных способов, то есть в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- необоснованное дробление (объединение) закупки на части (лоты).
9. Потенциально-возможные коррупционные схемы отражены в карте коррупционных рисков (приложение N 1 к настоящему Порядку).
10. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска. Для каждого выявленного коррупционного риска определяются меры по их минимизации (приложение N 2 к настоящему Порядку).
11. Снижению коррупционных рисков способствуют:
- усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;
- преимущественное использование конкурсных процедур при осуществлении закупок;
- регламентация проведения закупочных процедур;
- использование в работе утвержденных форм документов (заявка в уполномоченный орган, техническое задание, договор, акт и др.);
- повышение качества проведения экспертизы закупочной документации;
- анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания сроков заключения контракта, несоблюдения сроков исполнения условий контракта;
- своевременное прохождение повышения квалификации лицами, участвующими в закупочной деятельности.
12. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных параметров: вероятности реализации коррупционного риска и возможного вреда от его реализации.
12.1. Градация степени выраженности критерия "вероятность реализации":
Степень выраженности |
Процентный показатель |
Описание |
Очень часто |
Более 75% |
Сомнения в том, что событие произойдет, практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными |
Высокая частота |
50% - 75% |
Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым |
Средняя частота |
25% - 50% |
Событие происходит редко, но является наблюдаемым |
Низкая частота |
5% - 25% |
Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно |
Очень редко |
Менее 5% |
Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах |
12.2. Градация степени выраженности критерия "потенциальный вред":
Степень выраженности |
Описание |
Очень тяжелый |
Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры |
Значительный |
Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры |
Средней тяжести |
Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры |
Легкий |
Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается |
Очень легкий |
Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован служащими (работниками) самостоятельно |
12.3. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд администрации с использованием градации степени выраженности критериев "вероятность реализации" и потенциальный вред" представлена следующим образом:
N п/п |
Риск |
Вероятность наступления негативного события (последствия) |
Значимость риска |
1 |
Наименование объекта закупки не соответствует описанию объекта закупки в целях ограничения конкуренции и привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
Средней тяжести |
2 |
Характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что могут быть приобретены только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
Средней тяжести |
3 |
Необоснованное внесение изменений в закупочную документацию после опубликования извещения в ЕИС с целью увеличения шансов на победу конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Средней тяжести |
4 |
Необоснованное сокращение или затягивание срока исполнения контракта при осуществлении закупки в целях привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Средней тяжести |
5 |
Необоснованное занижение (завышение) начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки в целях привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
Значительный |
6 |
Установленные или неустановленные в документации о закупке к участникам закупки требования о наличии специального разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определенному виду работ |
Очень редко |
Средней тяжести |
7 |
Необоснованное дробление (объединение) лотов (этапов) в целях ограничения потенциального количества участников закупки |
Очень редко |
Значительный |
8 |
Необоснованное отклонение участника закупки в целях объявления победителем конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Значительный |
9 |
Принятие выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров не соответствующих требованиям контракта |
Средняя частота |
Значительный |
10 |
Необоснованное неприменение штрафных санкций, неначисление неустоек (пени) в связи с неисполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сроков выполнения работ (оказания услуг) |
Средняя частота |
Значительный |
III. Разработка мер по минимизации коррупционных рисков
13. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и возможного вреда от реализации такого риска.
14. Минимизация коррупционных рисков предполагает следующее:
- определение наиболее эффективных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;
- определение ответственных за реализацию мероприятий по минимизации коррупционных рисков;
- подготовка и утверждение плана мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;
- мониторинг реализации мер на регулярной основе.
15. Мерами по минимизации коррупционных рисков в администрации являются:
- детальная регламентация этапов закупочной процедуры, связанных с коррупционными рисками;
- минимизация возможности принятия единоличных решений в процессе закупочной процедуры;
- минимизация ситуаций, при которых служащий совмещает функции
по принятию решения, связанного с осуществлением закупки, и контроль над его исполнением;
- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных муниципальными служащими, в том числе полученной в результате обращения граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации;
- проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочных процедур.
IV. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков
16. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления такими рисками и проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер по их минимизации.
17. Мониторинг проводится на регулярной основе, но не реже чем 1 раз в год.
18. При проведении оценки коррупционных рисков корректировку перечня должностей в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляет заместитель начальника управления по организационной работе и информационной политике администрации городского округа Ревда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.