В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда на территории Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014-2024 годы" следующие изменения:
в государственной программе Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014-2024 годы (далее - Программа):
в тексте Программы:
раздел 1 "Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
1.1. Анализ возникновения накопленного вреда окружающей среде в Самарской области
Начиная с 20-30-х годов XX века в СССР осуществлялось интенсивное развитие промышленного производства, негативной стороной которого явилось образование больших объемов различных отходов. За десятилетия промышленного производства на территории СССР и затем в Российской Федерации были образованы многочисленные места скопления отходов: в шламонакопителях и шламоотстойниках, прудах- отстойниках, отвалах горных пород, на загрязненных и деградированных участках земель. К ним добавлялись скотомогильники, заброшенные хранилища горюче-смазочных материалов, пестицидов, ядохимикатов и другие подобные объекты, содержащие токсичные вещества. Как указано в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления.
В Куйбышевской области (в настоящее время Самарская область) в результате интенсивного промышленного развития региона, особенно нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, авиакосмической, химической отраслей промышленности, было накоплено значительное количество отходов. Основными видами отходов являются отходы кислот и щелочей, нефтешламы и прочие отходы нефтепродуктов, твердые минеральные отходы, лом и отходы черных металлов, металлические и гальванические шламы, отходы содержания животных и птиц, уличный смет, отходы от жилищ, отходы (осадки) сточных вод.
После прекращения существования СССР в 1991 году и проведения приватизации промышленных предприятий частными собственниками, новыми владельцами предприятий не планировалась деятельность по ликвидации накопленных отходов и причинённого окружающей среде вреда. Проблемные объекты накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты HBOC) передавались в государственную собственность или оставались бесхозными.
В настоящее время согласно официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Российской Федерации насчитывается 340 объектов HBOC. В государственный реестр объектов HBOC, который размещен на сайте ФГБУ ВНИИ "Экология", включено 193 объекта. В государственный реестр объектов HBOC, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по состоянию на 07.05.2021 включено 327 объектов HBOC. По информации Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлова А.А., в Российской Федерации по состоянию на июнь 2021 года выявлено около 29 тысяч объектов HBOC.
1.2. Реализация государственной политики в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Российской Федерации и Самарской области и ее влияние на ход реализации Программы
Попытки решения проблемы ликвидации объектов HBOC, образованных в период существования СССР, предпринимались еще в 90-е годы прошлого века, когда началась приватизация государственного имущества. В совместном распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.95 N 791-р/1 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" предлагалось учитывать потребность в экологической санации предприятий и организаций. В ходе приватизации новые владельцы старались избавиться от объектов природоохранного назначения, изначально входивших в производственные комплексы, то есть перенести всю ответственность за их существование на государство. В первую очередь это относилось к объектам HBOC, включающим накопители отходов производства (и потребления) и загрязненные (деградированные) участки земель. В связи с этим Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) подготовил письмо от 22.12.99 N 03-22/24-321 "О применении рекомендаций по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации", но это не принесло ожидаемого результата.
Начиная с 2000-х годов Правительство Российской Федерации стало уделять повышенное внимание решению проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы, в которой отмечалось, что к важнейшим задачам государственной экологической политики относится реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений которой являлось обеспечение экологической безопасности экономического развития и улучшение экологической среды жизни человека, ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных земель, захламленных территорий. В апреле 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в числе основных задач государственной политики в области экологического развития отмечается восстановление нарушенных естественных экологических систем, в том числе ликвидация объектов HBOC.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2552-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы. В 2014 году в нее был внесен ряд дополнений и изменений, и новая редакция указанной государственной программы была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
В феврале 2013 года Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, предусматривающая ликвидацию экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке арктических морей и территорий от загрязнения.
Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, к внутренним вызовам экологической безопасности относится наличие значительного количества объектов HBOC, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Отмечалось, что обеспечение необходимого уровня экологической безопасности в стране возможно, в частности, при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Также проблема ликвидации накопленного вреда обсуждалась на заседаниях Правительства Российской Федерации, по результатам которых формировались поручения органам исполнительной власти о разработке нормативной правовой базы и реализации практических мер по ликвидации объектов HBOC.
Так, по итогам рассмотрения вопроса "О мерах по обеспечению экологической безопасности в Российской Федерации" на заседании Совета безопасности Российской Федерации, состоявшемся 30.01.2008, было дано поручение Правительству Российской Федерации о разработке и утверждении в I квартале 2008 года комплекса мер по обеспечению экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации, а также реализации мероприятий по устранению последствий экологического вреда, нанесенного ранее (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности, ужесточении санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. На заседании Правительства Российской Федерации 21.02.2008 был рассмотрен вопрос "О создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью". Решение этой проблемы затем было включено в План действий Правительства Российской Федерации на 2008 год.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 N 2063-р был утвержден план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, предусматривающий разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)". Исполнителями были определены Минприроды России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России и ГК "Росатом".
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 27.05.2010 по вопросу совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений, в том числе о проведении инвентаризации и учета объектов накопленного экологического ущерба и разработке комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объёмов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации был издан приказ Минприроды России от 25.06.2010 N 221 о подготовке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих разработку комплекса мер по ликвидации накопленного экологического ущерба. В итоге был разработан проект закона Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)", который не был согласован Правительством Российской Федерации.
Проблемные вопросы относительно ликвидации объектов HBOC рассматривались на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 09.06.2011 в городе Дзержинске Новгородской области, в том числе вопрос "О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инвестиционных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба". По итогам этого заседания было подготовлено поручение Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N ВП-П9-4594 о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
В 2013 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации началась работа над проектом федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" на 2015-2026 годы. Федеральная целевая программа не была принята как самостоятельный документ, однако на ее основе была сформирована подпрограмма, которая вошла в новую редакцию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 N 2462-р был утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности. В документе были указаны 24 объекта HBOC, подлежащие ликвидации (реабилитации) в 2015-2016 годах.
В период 2012-2015 годов Правительством Российской Федерации разрабатывались проекты нормативных актов о внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Многолетняя законотворческая работа завершилась принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 254 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе в части включения в него новой главы XIV.1 "Ликвидация накопленного вреда окружающей среде", содержащей статьи 80.1 "Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде" и 80.2 "Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". Новые нормы предусматривают необходимость выявления объекта HBOC путем инвентаризации и обследования акваторий и территорий, оценку объекта HBOC, учет объектов HBOC посредством их включения в государственный реестр объектов HBOC, категорирование объектов HBOC, состав работ, предусматривающих ликвидацию объектов HBOC, и определяют органы, уполномоченные на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления). Также было принято постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Правительством Российской Федерации было разработано 12 национальных проектов со сроком реализации до 2024 года, одним из которых является национальный проект "Экология".
Национальный проект "Экология" предусматривает решение ряда задач, в том числе:
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
Указанные задачи предусматривается решать в рамках реализации федеральных проектов "Оздоровление Волги", "Чистая страна" и "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности".
Кроме того, с 01.01.2011 введен в действие ГОСТ Р 54003-2010 "Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения".
В Самарской области деятельность по ликвидации накопленного вреда окружающей среде получила новое развитие после ликвидации двух крупнейших предприятий Самарского региона - бывшего ОАО "Средневолжский завод химикатов" в г.о. Чапаевск (далее - ОАО "СВЗХ") в 2005 году и бывшего ОАО "Фосфор" в г.о. Тольятти в 2008 году. Правительством Самарской области начиная с 2007 года ведется работа по ликвидации накопленного вреда на данных площадках.
Территория бывшего ОАО "СВЗХ" площадью 263 га в г. Чапаевске является крупнейшим объектом HBOC в Самарской области, начиная с 1912 года на ней осуществлялось производство различных химических веществ. За такой длительный период работы предприятия на его территории накопилось большое количество отходов химического производства.
В 2011-2012 годах федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий" проведены инженерно-экологические изыскания, определены классы опасности токсичных веществ в грунте, в строительных конструкциях, в отстойниках и шламоотстойниках, разработаны исходные данные для проектирования работ по рекультивации территории бывшего ОАО "СВЗХ". В результате проведенных исследований установлено, что содержание отдельных групп высокотоксичных веществ в грунте превышает предельно допустимые концентрации в сотни тысяч раз. Объем накопленных отходов составляет 3,5 млн. тонн. Состав отходов включает диоксины, хлорорганические пестициды, ПХБ, соли тяжелых металлов (свинец, никель, медь, кадмий, кобальт, цинк), мышьяк, иприт и токсичные продукты его разложения, люизит и токсичные продукты его разложения, ртуть. Накопленные отходы на территории ОАО "СВЗХ" размещаются в 13 очагах загрязнения грунта высокотоксичными веществами, в 230 зданиях, в том числе разрушенных и полуразрушенных зданиях, а также в крупных хранилищах токсичных веществ: шламоотстойнике, шламонакопителе, отстойно-регулирующей емкости и отстойнике промышленных минеральных сточных вод.
Территория бывшего ОАО "Фосфор" в г. Тольятти площадью 162 га также является одной из крупнейших бывших промышленных площадок Самарской области, на которой с 1963 года производились фосфор и соединения на его основе.
В 2009 году мэрией г.о. Тольятти в рамках муниципального контракта, заключенного с ООО "ЛЕННИИГИПРОХИМ" (г. Санкт-Петербург), были проведены обследование территории бывшего ОАО "Фосфор", инвентаризация отходов, а также подготовлен предварительный расчет полного комплекса затрат на ликвидацию накопленного вреда. В ходе инвентаризации отходов выявлено наличие химических веществ I - IV классов опасности в объеме около 8 тыс. тонн, включающих фосфор и фосфорсодержащий шлам, органические и неорганические вещества. В период возникновения благоприятных метеорологических условий фосфорсодержащий шлам способен к самовозгоранию, что приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций и неблагоприятно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье жителей г.о. Тольятти.
Принимая во внимание реализуемые в 2010-2013 годах меры Правительства Российской Федерации в области государственной экологической политики, направленные на ликвидацию объектов HBOC в Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 утверждена государственная программа Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014-2024 годы (далее - Программа), предусматривающая решение задач по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности, рекультивации территорий бывших промышленных площадок, выявлению и предупреждению возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок.
Для решения задачи по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности и рекультивации территорий бывших промышленных площадок были включены мероприятия по рекультивации территорий бывшего ОАО "Средне-Волжский завод химикатов" (г. Чапаевск) и обезвреживанию, утилизации отходов, находящихся на территории бывшего ОАО "Фосфор".
Мероприятие "Рекультивация территорий бывшего ОАО "Средне-Волжский завод химикатов" (г. Чапаевск)" было реализовано в 2014-2015 годах. Исполнителем работ являлось ЗАО "ЭКРОС - Инжиниринг (г. Санкт-Петербург). Реализация мероприятия осуществлялась с привлечением средств из федерального бюджета на условиях софинансирования за счет средств из бюджета Самарской области. Финансирование мероприятия из федерального бюджета осуществлялось в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы.
По результатам выполненной ЗАО "ЭКРОС - Инжиниринг" работы в 2013-2015 годах проведены инженерные изыскания, включая инженерно-экологические и инженерно-геологические изыскания, разработаны проект санитарно-защитной зоны, проектно-сметная документация рекультивации территории бывшего ОАО "СВЗХ" и получены положительное экспертное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" (г. Чапаевск)" и положительное экспертное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" (г. Чапаевск)".
Сметная стоимость реализации проекта "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" составляет 11,7 млрд. рублей. Общая продолжительность проведения работ по рекультивации, определенная разработчиками проекта, составляет 18 лет.
Реализация мероприятия "Обезвреживание, утилизация отходов, находящихся на территории бывшего ОАО "Фосфор", не осуществлялась в связи с отсутствием финансирования.
Для решения задачи по выявлению и предупреждению возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок в Программу включены мероприятия по формированию и ежегодной актуализации регионального перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок; формированию и ежегодной актуализации перечня промышленных предприятий Самарской области, на которых имеется оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы; формированию и ежегодной актуализации перечня нефтешламонакопителей на территории Самарской области; проведению семинаров, круглых столов для промышленных предприятий Самарской области.
В соответствии с внесенными Правительством Российской Федерации изменениями в природоохранное законодательство и в связи с реализацией государственной политики в сфере ликвидации накопленного экологического вреда Правительством Самарской области была активизирована деятельность по ликвидации накопленного экологического вреда на территории бывших промышленных площадок ОАО "СВЗХ" и ОАО "Фосфор".
В рамках внесённых в 2016 году изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" приказом Минприроды России от 26.02.2018 N 62 "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2017 N 470" территория бывшего ОАО "СВЗХ" была включена в государственный реестр объектов HBOC.
Правительством Самарской области в 2019 году была достигнута договоренность с Минприроды России о поэтапной реализации проекта "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" в рамках национального проекта "Экология".
Первый этап реализации проекта "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" предусматривает изоляцию самого опасного источника химической опасности на территории бывшего ОАО "СВЗХ" - шламоотстойника Ш2, находящегося в непосредственной близости от русла реки Чапаевки (около 30 м), входящей в речную систему реки Волги, и содержащего около 400 тыс. тонн отходов I и II классов опасности, включающих гексахлорциклогексан, гексахлорбензол, полихлорированные бифенилы, соли тяжелых металлов.
За счет средств из бюджета Самарской области в 2019-2020 годах был разработан проект "Корректировка проектно-сметной документации проекта "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск) с выделением 1 этапа работ "Изоляция источника химической опасности - шламоотстойника Ш2", получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза России". Сметная стоимость проекта составляет 2,56 млрд. рублей, срок реализации - 3 года. В связи с этим в Программу было включено мероприятие "Корректировка проектно-сметной документации проекта "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск)" с выделением 1 этапа работ "Изоляция источника химической опасности - шламоотстойника Ш2".
Также в 2019 году Правительством Самарской области планировалось реализовать мероприятие "Обезвреживание, утилизация отходов, находящихся на территории бывшего ОАО "Фосфор" в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология". В соответствии с условиями включения природоохранного мероприятия по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде в федеральный проект "Чистая страна" необходимо, чтобы данный объект был включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС).
В целях получения сведений для включения территории бывшего ОАО "Фосфор" в ГРОНВОС администрацией г.о. Тольятти был заключен муниципальный контракт от 28.01.2020 N 0842300004019000548_259977 с ФГБОУ ВО "Самарский государственный технический университет" на разработку технико-экономического обоснования на вариантной основе работ по ликвидации очагов загрязнения на территории бывшего ОАО "Фосфор". В ходе исполнения муниципального контракта было проведено обследование данной территории, выполнены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания и разработано технико-экономическое обоснование, включающее проектные решения, объем, сроки и стоимость проектно-изыскательских работ по ликвидации мест локализации отходов на территории бывшего ОАО "Фосфор". В связи с этим мероприятие "Обезвреживание, утилизация отходов, находящихся на территории бывшего ОАО "Фосфор" было исключено в 2019 году из Программы.
По результатам проведенных работ на территории бывшего ОАО "Фосфор" было выявлено 11 очагов загрязнения отходами II - IV классов опасности в объеме 13,4 тыс. тонн. На основе полученных сведений о территории бывшего ОАО "Фосфор" планируется включение в ГРОНВОС 11 очагов загрязнения, находящихся на территории бывшего ОАО "Фосфор".
1.3. Текущее состояние в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения
В настоящее время реализация государственной политики в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с действующим российским законодательством возлагается на все уровни государственной власти.
В соответствии со статьями 80.1 и 80.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выявление, оценку и учет объектов HBOC, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценку объектов HBOC проводят федеральные органы исполнительной власти, а организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.
Однако правовое регулирование порядка выявления объектов HBOC органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в региональном законодательстве практически не осуществляется. Ввиду отсутствия правового регулирования процедуры инвентаризации территорий и акваторий, порядка оценки имеющегося на них загрязнения и расположенных объектов, выяснения их правового режима проведение процедуры выявления объектов HBOC должным образом представляется очень затруднительным.
Таким образом, полномочия по выявлению и ликвидации объектов HBOC в субъектах Российской Федерации возложены на региональные и муниципальные органы власти. При этом в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на субъект Российской Федерации возлагаются полномочия по выявлению и ликвидации объекта HBOC при условии, если объект HBOC носит межмуниципальный и региональный характер (например, территория бывшего ОАО "СВЗХ"). В случае если объект HBOC располагается на территории муниципального образования, полномочия по его выявлению и ликвидации возлагаются на муниципальное образование.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при инвентаризации территорий и акваторий должны фактически руководствоваться определениями, которые указаны в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", где под объектами HBOC понимаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде. Накопленным вредом окружающей среде, согласно указанному Федеральному закону, является вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
В соответствии с перечнем объектов HBOC, размещенным на сайте Минприроды России, под объектами HBOC понимаются санкционированные и несанкционированные свалки промышленных, бытовых, коммунальных отходов, нефтешламовые амбары, полигоны твердых бытовых отходов и твердых коммунальных отходов, земли, загрязненные нефтепродуктами. В составе накопленного вреда могут быть твердые коммунальные, бытовые и промышленные отходы, загрязненные земли, нефтешламы, металлолом, заброшенные скважины. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, самые опасные отходы относятся к I классу опасности.
В Правительстве Самарской области полномочия по реализации мероприятий, направленных на ликвидацию объектов HBOC, распределяются между органами исполнительной власти в зависимости от источников образования отходов.
Так, полномочия по обращению с коммунальными и бытовыми отходами отнесены к предметам ведения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Согласно докладу "Об экологической ситуации в Самарской области за 2019 год" министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на территории Самарской области действуют 24 полигона по захоронению твердых бытовых отходов I - IV классов опасности. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области реализуются мероприятия по созданию объектов обращения с отходами на территории муниципальных образований Самарской области в рамках государственной программы Самарской области "Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Самарской области" на 2018-2024 годы.
Вопросы в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в пределах, установленных действующим законодательством, относятся к предметам ведения министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Согласно докладу "Об экологической ситуации в Самарской области за 2019 год" министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на территории Самарской области расположены 66 объектов размещения отходов (шламонакопители, нефтяные амбары, золоотвалы, хвостохранилища и т.п.), находящихся в собственности промышленных предприятий и организаций. Ликвидация накопленного экологического ущерба на объектах размещения отходов осуществляется в рамках задачи 2 "Улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области" государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 668, ответственным исполнителем которой является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Мероприятия по ликвидации накопленного вреда на бывших промышленных площадках Самарской области были включены в Программу и реализуются на двух крупных бывших промышленных площадках Самарской области: на территории бывшего ОАО "СВЗХ" и на территории бывшего ОАО "Фосфор".
В период 2022-2024 годов планируется реализация мероприятия "Корректировка проектно-сметной документации проекта "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск)" с выделением 1 этапа работ "Изоляция источника химической опасности - шламоотстойника Ш2" с привлечением средств из федерального бюджета. После завершения реализации данного мероприятия в 2024 году в соответствии с достигнутой договоренностью с Минприроды России планируется реализация следующих этапов проекта "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск)", предполагающих выполнение работ по утилизации отходов I - IV классов опасности с привлечением специализированной организации в рамках федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" и рекультивации территории бывшего завода химикатов в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология".
Период реализации последующих этапов указанного проекта "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск)" в настоящее время не может быть определен по причине краткосрочности действия федеральных проектов национального проекта "Экология" (2018-2024 годы).
Кроме того, необходимость внесения изменений в проект "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск)" и согласования с Минприроды России решения о выделении средств из федерального бюджета на реализацию последующих этапов также может привести к увеличению периода проведения работ на последующих этапах.
Реализация мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории бывшего ОАО "Фосфор" в рамках Программы в настоящее время не планируется.
В настоящее время мероприятия Программы направлены на решение проблемы ликвидации накопленного вреда на территории бывшего ОАО "СВЗХ" и выявление объектов HBOC в Самарской области. Однако возможность включения дополнительных мероприятий в Программу ограничена рядом существующих объективных проблем в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Самарской области, действующим российским природоохранным законодательством и мероприятиями, реализуемыми органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления в данной сфере. Необходимо выделить следующие основные проблемы реализации Программы:
отсутствие определения термина "бывшая промышленная площадка", что усложняет проведение процедуры выявления объектов HBOC;
правовая неопределенность процедуры выявления накопленного вреда и объектов HBOC, что затрудняет проведение инвентаризации территорий и акваторий, порядка оценки имеющегося на них загрязнения и расположенных объектов, выяснения их правового режима. Например, отсутствует разграничение понятия "отходы от производственной деятельности" в отношении действующего хозяйствующего субъекта, даже если эти отходы образовались 15-20 лет назад и размещены на земельном участке предприятия, и понятия "накопленный вред окружающей среде от прошлой хозяйственной деятельности" в отношении юридических лиц, прекративших свое существование. Также существуют трудности в выявлении объемов накопленного вреда окружающей среде на бывших промышленных площадках, если в течение многих лет на них осуществлялись несанкционированные захоронения различного вида привезенных отходов. В этом случае бывшая промышленная площадка превращается в несанкционированную свалку;
трудность отбора бывших промышленных площадок, содержащих накопленный вред окружающей среде, для разработки мероприятий по ликвидации накопленного вреда и включения их в Программу, обусловленная обнаружением признаков несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов при изучении бывших промышленных площадок. Мероприятия по ликвидации накопленного вреда на несанкционированных свалках промышленных и бытовых отходов реализуют министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;
передача полномочий по выявлению и ликвидации объектов HBOC органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", предусматривающих возможность реализации природоохранных мероприятий самостоятельно, без привлечения региональных органов власти.
1.4. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Следует отметить следующие риски при реализации Программы, которые могут повлиять на решение проблем в сфере ликвидации накопленного экологического вреда:
технологические риски: на территориях бывших промышленных площадок накоплено большое количество токсичных отходов различных видов и классов опасности, и их полное обезвреживание может потребовать разработки и применения целого ряда наукоемких и дорогостоящих технологий;
финансовые риски, связанные с увеличением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
техногенные и экологические риски: любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа усугубит негативное воздействие объекта накопленного экологического вреда, что потребует дополнительных ресурсов для ликвидации ее последствий;
макроэкономические риски, влияющие в том числе на уровень финансирования мероприятий Программы.";
подраздел "Оценка эффективности реализации Программы" раздела 9 "Методика комплексной оценки эффективности реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы рассчитывается путем соотнесения степени достижения значений тактических показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования (расходов).
Показатель эффективности реализации Программы () за отчетный год рассчитывается по формуле
,
где
- количество тактических показателей (индикаторов) Программы;
- плановое значение n-го тактического показателя (индикатора) в соответствии с объемом ресурсов, предусмотренных и направленных на реализацию Программы;
- фактическое значение n-го тактического показателя (индикатора) Программы на конец отчетного года;
- объем ресурсов, предусмотренных (направленных) на реализацию Программы в отчетном году;
- объем ресурсов, освоенных в ходе реализации Программы на конец отчетного года.
В случае отсутствия финансирования программных мероприятий в отчетному году показатель эффективности реализации Программы () за отчетный год рассчитывается как степень достижения тактических показателей (индикаторов) Программы по формуле
,
где
- количество тактических показателей (индикаторов) Программы;
- плановое значение n-го тактического показателя (индикатора);
- фактическое значение n-го тактического показателя (индикатора) Программы на конец отчетного года.
Для расчета показателя эффективности реализации Программы используются тактические показатели (индикаторы), достижение значений которых запланировано в отчетном году. В случае если фактическое значение n-го тактического показателя (индикатора) превысило его плановое значение более чем на 30%, степень достижения данного тактического показателя (индикатора) принимается равной 130%.
Оценка эффективности реализации Программы за весь период реализации рассчитывается как среднее арифметическое значений показателей эффективности реализации Программы за все отчетные годы.
Критерии комплексной оценки эффективности реализации Программы установлены в приложении 5 к Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 N 498.";
в приложении 3 к Программе пункт 4 изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложения 4 и 5 к Программе изложить в редакции согласно приложениям 2 и 3 к настоящему постановлению соответственно.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 23 сентября 2021 г. N 725 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014-2024 годы"
Вступает в силу с 24 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 24 сентября 2021 г., в газете "Волжская коммуна" от 29 сентября 2021 г. N 156, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 сентября 2021 г. N 6300202109290007