Решение Верховного Суда РФ от 19 августа 2021 г. N АКПИ21-553
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ 25 ноября 2021 г. N АПЛ21-437 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элис" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2020 г. N 1234/20 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ООО "Элис",
установил:
приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2020 г. N 1234/20 (далее - Приказ) установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети для общества с ограниченной ответственностью "Элис" в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 49 667,98 руб./МВт*мес. (без НДС) (подпункт 1.1 пункта 1) и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемые для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, в виде формулы в соответствии с приложением к данному приказу (подпункт 1.2 пункта 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Элис" (далее также - Общество, ООО "Элис"), являющееся собственником объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с 1 января 2018 г. осуществляющее его обслуживание и эксплуатацию, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что при установлении тарифа антимонопольный орган, определяя размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ), неправомерно исключил заявленные и обоснованные Обществом расходы на ремонт основных фондов, на оплату работ и услуг других сторонних организаций, на налог на землю, а также недополученные расходы на приобретение технологических потерь электрической энергии у гарантирующего поставщика, превышающие размер полученной компенсации от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС"). По мнению административного истца, установленные Приказом тарифы не соответствуют Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), не позволяют надлежащим образом обеспечивать деятельность Общества в части содержания объекта электросетевого хозяйства и оказания услуг по передаче электрической энергии, нарушают установленный законом принцип государственного регулирования в электроэнергетике, а именно достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Представители административного истца Пантин Е.В. и Плотникова Л.С., принимавшие участие в судебном заседании с использованием веб-конференции, заявленное требование поддержали и просили его удовлетворить.
Административный ответчик Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в письменных возражениях на административный иск указала на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установленные им тарифы являются экономически обоснованными.
В судебном заседании представители ФАС России Голованова Т.А. и Танащук Е.В. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении требования.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административное исковое заявление указало, что Приказ издан уполномоченным органом, из материалов дела и текста оспариваемого акта не следует, что ООО "Элис" осуществляет деятельность, связанную с поставкой электрической энергии конечному потребителю, и, соответственно, что тарифы, установленные для Общества, будут учитываться при расчете цен для такого потребителя. По мнению Минюста России, тарифы, установленные на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ООО "Элис", не являются обязательными для неопределенного круга лиц.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Минюст России просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав стороны, проверив Приказ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом N 35-ФЗ.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 апреля 2018 г. N 334 "О внесении изменений в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" в отношении объекта "ПС 220 кВ ГПП-2" в части сведений о правообладателе исключены сведения о закрытом акционерном обществе "Вологодский подшипниковый завод" и включены сведения о правообладателе ООО "Элис".
Согласно статье 7 Федерального закона N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (пункт 1). В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров. Установленные данным законом ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав (пункт 2).
В силу положений статьи 8 указанного федерального закона ограниченные в соответствии со статьей 7 этого закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, заключающей с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав (определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии) и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов (в случае, если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) (пункты 1 и 3).
Организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) является ПАО "ФСК ЕЭС").
На основании указанной нормы между ООО "Элис" и организацией по управлению ЕНЭС в лице ПАО "ФСК ЕЭС" заключены договоры о порядке использования объекта электросетевого хозяйства от 9 июля 2018 г. N ДоПИ-507743, от 25 февраля 2020 г. N ДоПИ-507743.
Из положений пункта 4 статьи 23 1 Федерального закона N 35-ФЗ и пункта 3 Основ ценообразования следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС подлежат государственному регулированию.
Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 35).
В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования и подпунктом 5.3.21.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Таким образом, Приказ является нормативным правовым актом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и издан полномочным в указанной сфере федеральным органом исполнительной власти.
Принимая во внимание, что административный истец не ведет хозяйственной деятельности, связанной с использованием электрической энергии принадлежащего ему объекта электросетевого хозяйства, установленные на услуги по передаче электрической по ЕНЭС, оказываемые Обществом, не являются обязательными для неопределенного круга лиц, Приказ не подлежал государственной регистрации в Минюсте России в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, как не затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливающий правовой статус организаций и не имеющий межведомственный характер.
Как установлено пунктом 80 Основ ценообразования, цены (тарифы) по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Общество обратилось 29 апреля 2020 г. в ФАС России с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ООО "Элис", на 2021 год. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ООО "Элис", заявлены в следующем размере: а) ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в размере 254 931,97 тыс. руб./МВт.мес.; б) ставка тарифа на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС - в виде формулы в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования.
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ ценообразования).
Пунктами 2, 3 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ предписывается при установлении цен (тарифов) учитывать требование о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), а также учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, исходя из положений пункта 18 Основ ценообразования, включают в себя в том числе расходы на ремонт основных средств.
Пунктом 25 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; цены, указанные в пункте 29 данных Основ, согласно которому при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В НВВ ООО "Элис" на 2019 год ФАС России по данной статье затрат включила расходы в объеме 4600 тыс. руб. по ремонту и замене выключателей ячеек 9, 10, 12, 17, 21, 23, 24, 30 ГПП-2 ЗРУ-10кВ, где в качестве обосновывающих документов были приняты технико-коммерческие предложения ООО "Энергия Севера" от 4 декабря 2018 г. на сумму 4600 тыс. руб. без НДС, ООО "Симтэк" на сумму 4920 тыс. руб. без НДС, ООО "Челси" на сумму 4800 тыс. руб. как для впервые регулируемой организации, при этом в тариф включены расходы по договору с ООО "Энергия Севера" от 4 декабря 2018 г. с наименьшей ценой.
Вместе с тем ни по одному из заявленных Обществом технико-коммерческих предложений договор в порядке конкурентной процедуры, предусмотренной пунктом 29 Основ ценообразования, не был заключен, что подтверждается обосновывающими материалами по фактическим расходам за 2019 год (84,15 тыс. руб.), представленными Обществом к заявлению об установлении цен (тарифов) на 2021 год (страница 8 пояснительной записки Общества на 2021 год, таблица "Расчет фактических расходов Общества за 2019 год", строка 4.1).
На 2020 год Обществом были заявлены расходы по статье "Ремонт основных средств" в размере 5760,00 тыс. руб., при этом в обоснование расходов на капитальный ремонт ОРУ 220 кВ ПС 220 кВ ГПП-2 регулируемой организацией представлен акт обследования технического состояния ОРУ 220 кВ от 20 марта 2019 г. N 1.
Кроме того, были представлены две дефектные ведомости на оба трансформатора: от 26 марта 2019 г. N 1 (трансформатор ТРДЦН 63000/220 N 1 ПС-220кВ ГПП-2, инв. N 1450100003.3003), от 26 марта 2019 г. N 2 (трансформатор ТРДЦН 63000/220 N 2 ПС-220кВ ГПП-2, инв. N 1450100003.3004).
В качестве обоснования цены, также как и в 2019 году, Общество представило технико-коммерческие предложения ООО "Электро +" от 5 апреля 2019 г. на сумму 4600 тыс. руб. без НДС, ООО "Челси" от 1 апреля 2019 г. на сумму 5000 тыс. руб. без НДС, ООО "Энергия Севера" Вологодский филиал от 1 апреля 2019 г. на сумму 4 800 тыс. руб. Кроме того, Обществом представлена таблица, в соответствии с которой расходы на ремонт ОРУ 220 кВ составят 4800 тыс. руб. Иных документов, подтверждающих заявленные административным истцом расходы по статье "Ремонт основных средств" на 2021 год, в ФАС России представлено не было.
В связи с тем, что на период 2020 года требования статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ не могли быть выполнены в полном объеме, поскольку в 2018 году Общество осуществляло регулируемую деятельность не полный период, ФАС России пришла к выводу о включении расходов по статье "Ремонт основных фондов" на капитальный ремонт ОРУ 220 кВ ПС 220 кВ ГПП-2 в объеме 4600 тыс. руб. без НДС в соответствии с технико-коммерческим предложением ООО "Электро +".
Вывод антимонопольного органа соответствует приведенным положениям Федерального закона N 35-ФЗ и Основ ценообразования и подтверждается представленными административным истцом обосновывающими материалами.
Заявляя на 2021 год Обществом расходы по статье затрат "Ремонт основных средств" в размере 5400,0 тыс. руб., Общество представило расчет фактических расходов Общества за 2019 год, которые составили 84,15 тыс. руб. (строка 4.1).
Представленный в составе обосновывающих материалов акт обследования технического состояния ОРУ 220 кВ от 10 марта 2020 г. N 1 аналогичен акту обследования технического состояния ОРУ 220 кВ от 20 марта 2019 г. N 1 и составлен без указания инвентарных номеров трансформаторов.
Годовой план-график ремонта не скорректирован с учетом неисполнения ООО "Элис" ремонтной программы в предыдущие периоды регулирования (таблица N П 1.2 расчет фактических расходов Общества за 2020 год, строка 4.1).
Дефектная ведомость от 10 марта 2020 г. N 1 представлена на трансформатор, дефектная ведомость на который представлялась уже на 2020 год (трансформатор ТРДЦН 63000/220 N 1 ПС-220кВ ГПП-2, инв. N 1450100003.3003).
В обоснование цены Обществом представлены коммерческие предложения ООО "Энергия Севера", ООО "Электро +", ООО "Симтэк" и ООО "Челси", при этом договоры, заключенные в порядке конкурентной процедуры согласно пункту 29 Основ ценообразования, на 2021 год административный истец не представил.
Следует учитывать, что 2019 год является для регулируемой организации первым полным периодом регулирования (как фактический период), а 2021 год - четвертым периодом регулирования, к которому регулируемая организация уже должна была сформировать закупочную деятельность в полном объеме.
Таким образом, представленные Обществом обосновывающие материалы не соответствуют пунктам 25, 29 Основ ценообразования, в связи с чем принятая в НВВ величина расходов по данной статье затрат соответствует закрепленным Федеральным законом N 35-ФЗ принципам тарифного регулирования.
Пунктом 7 Основ ценообразования установлено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
С учетом приведенной нормы, в случае проведения административным истцом ремонтных работ в рамках согласованных с ПАО "ФСК ЕЭС" планов-графиков ремонтных работ при предоставлении обосновывающих материалов в соответствии с требованиями Основ ценообразования, данные расходы могут быть включены в НВВ в последующие периоды регулирования как фактические понесенные расходы.
В состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, пунктом 28 Основ ценообразования включаются в том числе иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налог на землю, подлежащий включению в состав НВВ на 2021 год, заявлен Обществом в размере 3,79 тыс. руб. (таблица N П 1.2 расчет расходов Общества на 2021 год, строка 5; пояснительная записка, страница 9).
Согласно налоговой декларации ООО "Элис" по земельному налогу за 2019 год сумма исчисленного налога составляет 3,787 тыс. руб.
Расходы в заявленном Обществом размере 3,79 тыс. руб. включены ФАС России в НВВ регулируемой организации на 2021 год как расходы за последний истекший период (2019 год), что подтверждается главой 5.5 экспертного заключения ФАС России "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети ООО "Элис" на 2021 год" (далее - Экспертное заключение), а также приложением N 1 к Экспертному заключению (строка 5 части "А", принято ФАС России на 2021 год).
Дополнительные расходы по налогу на землю за 2020 год, направленные Обществом письмом от 23 октября 2020 г. N 09-20/164/1, подлежат анализу и учету при расчете НВВ Общества на 2022 год как фактические расходы за последний истекший период.
Включение расходов по налогу на прибыль за 2020 год в НВВ как на 2021 год, так и на 2022 год приведет к дублированию затрат, что противоречит нормам Основ ценообразования и принципам экономической обоснованности, предусмотренным Федеральным законом N 35-ФЗ.
Расходы регулируемой организации по статье затрат "Оплата работ и услуг сторонних организаций" по подстатье затрат "Другие расходы" (расходы на другие услуги) с учетом пункта 28 Основ ценообразования заявлены регулируемой организацией на 2021 год в размере 16,86 тыс. руб. (таблица N П 1.2 расчет расходов Общества на 2021 год, строка 4.2; страницы 8-9 пояснительной записки).
На основании представленных материалов ФАС России учтены расходы по данной статье на 2021 год в заявленном регулируемой организацией объеме 16,86 тыс. руб., что подтверждается главой 5.4 Экспертного заключения, а также приложением N 1 к Экспертному заключению (строка 4.2 части "А", принято ФАС России на 2021 год).
Указанная Обществом в административном исковом заявлении сумма расходов в размере 255,77 тыс. руб. представляет собой не расходы, учтенные ФАС России по данной статье на 2021 год в заявленном регулируемой организацией объеме 16,86 тыс. руб., а фактические расходы за 2019 год. При этом сумма расходов, указываемая Обществом по соответствующим договорам, не совпадает с суммами расходов, приведенными в обосновывающих документах, так как расчет расходов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с действующим законодательством производится без НДС в размере 213,14 тыс. руб.: по проведению процедуры установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" требованиям оптового рынка (пункт 2.1 договора оказания услуг от 5 ноября 2019 г. N Д2019/388-8/6/П) в размере 208,559 тыс. руб. без НДС; за переоформление документов об осуществлении технологического присоединения в размере 0,833 тыс. руб. без НДС; за абонентское обслуживание ЭЦП с АО "Производственная фирма "СКВ Конур" по договору от 21 февраля 2019 г. N 102760146/19СП на сумму 3,75 тыс. руб. без НДС;
Пунктом 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, включаются в том числе расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг, при этом данные расходы определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.
Представленные Обществом в составе обосновывающих материалов договоры не заключались в порядке конкурентной процедуры и не соответствуют источникам цен, указанным в пункте 29 Основ ценообразования.
Кроме того, договор оказания услуг от 5 ноября 2019 г. N Д2019/388-8/6/П по проведению процедуры установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" требованиям оптового рынка заключен в отношении иного юридического лица - ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (пункт 1.1 договора). Присвоение соответствия согласно паспорту от N 1112 ПС по данному договору ведется в отношении 95 измерительно-информационных комплексов точек измерения, совокупность которых не относится к объектам, используемым для осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по ЕНЭС (например, точки по ПС ПО кВ ГПП-1).
В соответствии с предметом соглашения о компенсации от 30 апреля 2019 г. были расторгнуты договоры аренды имущества от 4 декабря 2008 г. между ООО "Элис" и ПАО "ФСК ЕЭС", от 4 декабря 2008 г. между ООО "Элис" и ООО "Энерготранзит Альфа". Однако исходя из представленных Обществом обосновывающих материалов количество условных единиц за период 2018-2021 гг. - 0,44 тыс. у.е. - не изменилось.
Таким образом, расторжение договоров аренды с последующим переоформлением на осуществление регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по ЕНЭС не повлияло (строка 4.4.1 к предложениям о размере цен (тарифов) ООО "Элис" на 2018-2021 гг., строка 2 таблицы N 1.7 расчета ставок тарифа на услуги по передаче за 2018-2021 гг.), в связи с чем требование административного истца о включении расходов (на другие услуги) за переоформление документов об осуществлении технологического присоединения в размере 0,833 тыс. руб. без НДС ФАС России является необоснованным.
С учетом того, что у ФАС России отсутствовали данные о том, что договор абонентского обслуживания ЭЦП с АО "Производственная фирма "СКВ Конур" от 21 февраля 2019 г. N 102760146/19СП на сумму 3,75 тыс. руб. без НДС заключен в порядке конкурентной процедуры, предусмотренной пунктом 29 Основ ценообразования в отношении регулируемого вида деятельности передачи электрической энергии по ЕНЭС, указанные расходы обоснованно не учтены административным ответчиком при определении НВВ Общества.
Оспаривая Приказ, административный истец в обоснование требования утверждал, что в состав ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, также подлежат включению фактические расходы Общества на покупку электроэнергии на оплату технологических потерь электрической энергии (мощности) в сетях ЕНЭС.
Пунктом 80 Основ ценообразования установлено, что цены (тарифы) по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждаются в двуставочном выражении в виде: ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.
При этом исходя из положений абзаца седьмого данного пункта Основ ценообразования ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, и устанавливается ФАС России в виде формулы, приведенной в данной норме Основ ценообразования.
Кроме того, положения заключенного между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Элис" договора о порядке использования объекта электросетевого хозяйства от 9 июля 2018 г. N ДоПИ-5077743 (далее - Договор) также предусматривают, что цена Договора определяется путем в том числе сложения стоимости нормативных технологических потерь, определяемой путем умножения соответствующей ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитанной коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода, на объем нормативных технологических потерь за расчетный период (пункт 8 Договора), при этом объем технологических потерь за расчетный период рассчитывается исходя из норматива технологических потерь, утвержденного Минэнерго России владельцу в отношении объекта электросетевого хозяйства, входящего в ЕНЭС, в отношении которого заключен договор, и фактического отпуска электрической энергии из принадлежащего владельцу объекта электросетевого хозяйства, входящего в ЕНЭС.
Компенсация отклонений расходов по ставке тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь, рассчитываемой коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии в соответствии с положениями пункта 80 Основ ценообразования, за счет ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, рассчитываемой ФАС России, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Аналогичные доводы административного истца уже были предметом исследования и оценки Верховного Суда Российской Федерации, признавшего в решении от 25 августа 2020 г. по делу N АКПИ20-408, оставленном без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N АЛЛ20-359, данные доводы необоснованными.
Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа (пункт 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178).
Заседание коллегиального органа ФАС России в лице Правления ФАС России состоялось 15 декабря 2020 г. согласно протоколу N 36.
Приказ ФАС России принят в полном соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, установленные им тарифы являются экономически обоснованными, оснований для признания его в оспариваемой части не действующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Элис" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2020 г. N 1234/20 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ООО "Элис" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 августа 2021 г. N АКПИ21-553
Текст решения опубликован не был