В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ООО "Хабезский водоканал" (далее - Заявитель) (исх. от 12.04.2021 N 23, рег. от 20.04.2021 N 65878/21) об отмене постановления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 17.12.2019 N 120 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов на 2020-2024 годы", а также документы и материалы, представленные Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее также - Орган регулирования, Управление), ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов", установила следующее.
Заявитель полагает, что Управлением тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в отношении ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" утверждены с нарушением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения по причине установления тарифов в отсутствие правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимости, эксплуатируемых ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" для осуществления регулируемой деятельности на территории Хабезского сельского поселения.
Государственное регулирование тарифов на услуги водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования N 406 после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает в том числе для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Постановлением Главы Хабезского сельского поселения N 44 от 12.10.2017 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории Хабезского сельского поселения" ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения в Хабезском сельском поселении.
ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" обратилось в адрес Управления с заявлением об установлении на 2020-2024 годы долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с приложением обосновывающих материалов.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" Управлением было принято постановление от 17.12.2019 N 120, которым в отношении ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" установлены тарифы на питьевую воду, отпускаемую для потребителей на территории Али-Бердуковское СП, Бавуковское СП, Жаковское СП, Зеюковское СП, Инжич-Чукунское СП, Кош-Хабльское СП, Мало-Зеленчукское СП, Псаучье-Дахское СП, Хабезское СП, Икон-Халкское СП, Эльбурганское СП, Адиль-Халкское СП, Эркен-Халкское СП, Эркен-Юртское СП на 2020-2024 годы.
Права владения и пользования объектами водоснабжения, которые были приняты в основу расчетов при установлении Органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения, подтверждены договором безвозмездного пользования имуществом от 01.04.2019 N б/н, заключенным между ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" и Администрацией Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, а также договором субаренды водопроводных сетей, расположенных в границах Хабезского сельского поселения, от 18.02.2019 N б/н (далее - договор субаренды от 18.02.2019 N б/н), заключенным между ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" и ООО "Хабезский водоканал".
В соответствии с договором от 01.04.2019 Администрация Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики передала ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" в безвозмездное пользование объекты водоснабжения (групповой водопровод, резервуары), входящие в состав Адыге-Хабльского группового водопровода, расположенные на территории Ногайского, Адыге-Хабльского и Хабезского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с договором субаренды от 18.02.2019 N б/н ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" приняло в субаренду водопроводные сети (32 км), расположенные в границах Хабезского сельского поселения, для эксплуатации в производственных целях по оказанию потребителям услуг по водоснабжению на территории Хабезского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 5.1 договора субаренды от 18.02.2019 N б/н срок действия договора установлен с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 1.4 договора субаренды от 18.02.2019 N б/н после прекращения действия договора субаренды водопроводные сети по договору переходят в ведение к арендодателю (ООО "Хабезский водоканал").
По информации Заявителя, договор не был пролонгирован, так как со стороны ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" не поступала предусмотренная договором арендная плата, и имущество возвращено ООО "Хабезский водоканал" (акт приема-передачи от 25.02.2020).
Вышеуказанная информация была направлена Заявителем в адрес Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам письмом от 22.11.2020 N 1211.
В письме Заявитель указал, что в 2020 году ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" в отсутствие заключенного договора субаренды продолжает эксплуатацию водопроводных сетей, полученных по договору субаренды от 18.02.2019 N б/н, и взимает плату с потребителей (населения и предприятий) Хабезского сельского поселения.
ФАС России отмечает, что владение объектами водоснабжения, которые были приняты в основу расчетов при установлении органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения, подтверждено кроме оспариваемого договора, договором безвозмездного пользования имуществом от 01.04.2019.
Учитывая вышеизложенное, Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам не имело оснований для отказа в открытии дела на установление долгосрочных тарифов для потребителей ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" на 2020-2024 годы.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования N 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования N 406.
Пунктами 45, 90 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), предусмотрены корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования с применением индекса изменения количества активов .
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов N 406 орган регулирования тарифов обязан проводить экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов N 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
ФАС России отмечает, что Экспертное заключение рабочей группы Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам по материалам, представленным ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" от 19.10.2020 не содержит данных о проведении корректировки операционных расходов, а также информации, предусмотренной пунктом 26 Правил регулирования тарифов N 406. Так, в Экспертном заключении на 2021 год отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов", не представлена их расшифровка, также отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2021 год.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов N 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами регулирования тарифов N 406 предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов N 406 открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов N 406.
В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов N 406 в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Как следует из представленных сторонами материалов и пояснений, дело об установлении тарифов на транспортировку воды в отношении ООО "Хабезский водоканал" - организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей после прекращения действия договора, органом регулирования не открывалось.
Таким образом, учитывая наличие в распоряжении Органа регулирования информации, направленной письмом ООО "Хабезский водоканал" от 10.11.2020 N 46, о прекращении действия договора субаренды от 18.02.2019 N б/н и выбытии объектов водоснабжения из состава имущества ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов", бездействие Органа регулирования, выразившееся в непроведении корректировки уровня операционных расходов ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" на 2021 год в связи с изменением количества активов в 2020 году, а также в неоткрытии и нерассмотрении дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения в отношении ООО "Хабезский водоканал", является нарушением пункта 80 Основ ценообразования N 406, пункта 90 Методических указаний N 1746, пункта 15 Правил регулирования тарифов N 406.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 533, приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "331"
1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам нарушившим пункт 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пункт 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пункт 90 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, при установлении тарифов в сфере водоснабжения на 2021 год.
2. Отменить с 01.11.2021 постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 17.12.2019 N 120 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов на 2020-2024 годы" (в части тарифов ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" для потребителей Хабезского СП).
3. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения не позднее 01.11.2021:
- принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения для потребителей Хабезского СП ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" на 2021-2024 гг. с учетом мотивировочной части настоящего приказа и положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406;
- открыть и рассмотреть дело об установлении тарифов в сфере водоснабжения в отношении ООО "Хабезский водоканал" в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем приказе, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которых предписано настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере водоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2021 г. N 1012/21 "Об отмене постановления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 17.12.2019 N 120 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" на 2020-2024 годы" (в части тарифов ООО "Межрайонное управление эксплуатации сельских водопроводов" для потребителей Хабезского СП)"
Текст приказа опубликован не был