г.Калуга |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А83-1309/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
в отсутствие представителей: индивидуального предпринимателя Мельниченко Артема Александровича; администрации города Феодосии Республики Крым; Управления муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым; МКУ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Феодосии Республики Крым, извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниченко Артема Александровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 года по делу N А83-1309/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мельниченко Артем Александрович (далее - предприниматель, ИП Мельниченко А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Феодосии Республики Крым (далее - администрация) от 28.12.2021 N 4036 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенных по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, д. N 3".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; поясняет, что земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:596, находящийся у него в аренде, не является территорией общего пользования, а тем более автомобильной дорогой общего пользования местного значения и иных объектов улично-дорожной сети; выводы судов о самовольном размещении нестационарных объектов на земельном участке в связи с тем, что территория не входит в Дислокацию размещения парковок, являются ошибочными, так указанная территория не является парковкой.
Администрация письменным отзывом оспорила доводы жалобы, настаивая на законности и обоснованности принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили; от администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 16.01.2017 N 366 предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:596, расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, 3, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство. Согласно пункту 1.1 договора земельные участки предоставлены арендатору с целью строительства комплекса торгово-бытового обслуживания, организации и ведения деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в соответствии с видом разрешенного использования - предпринимательство.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 27.12.2021 N 4036 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенных по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, д. N 3" принято решение произвести демонтаж 17 нестационарных объектов (стопперов) и привести место размещения в первоначальное состояние. Вышеуказанное постановление размещено на официальном сайте администрации и направлено в адрес индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с постановлением, ИП Мельниченко А.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, верно применив положения статей 198-201 АПК РФ, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 15, 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа; правил землепользования и застройки.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым N2704 от 21.09.2020 "О вопросах демонтажа (сноса) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" создана комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (пункт 1), утвержден ее состав (пункт 2) и Положение о комиссии (пункт 3).
Деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) регламентирована Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465.
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности, нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, включая результаты проведенной комиссией проверки, изложенные в заключении от 23.12.2021 N 46, суды посчитали установленными нарушения действиями ИП Мельниченко А.А. пунктов 1.2, 1.3., 1.27 п.1 ст. 13 и пункт 2 ст. 10 Раздела 2 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 129 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 04.09.2019 N 1258, согласно которым на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать, в том числе, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, стоппера всех видов, металлические ограничители движения/парковок ("крабы", "лягушки", "сигнальные колпаки") и т.п.
Принимая во внимание, что на территории округа Феодосия запрещается установка ограждений и ограничивающих устройств без согласования с администрацией города Феодосии Республики Крым на прилегающих, дворовых (внутриквартальных) территориях и территориях общего пользования, а спорные стопперы неправомерно размещены предпринимателем в нарушение данных запретов, комиссия пришла к выводу о необходимости их демонтажа.
Не оспаривая сам факт размещения нестационарных объектов (металлических стопперов) в количестве 17 штук по адресу Республика Крым г. Феодосия пгт. Коктебель ул. Лазурная, 3 на земельном участке с КН 90:24:030101:596, предприниматель, тем не менее, последовательно ссылался на тот факт, что указанные объекты размещены там правомерно, поскольку согласно договору N 366 от 16.01.2017 земельный участок общей площадью 329 м2 предоставлен ему в аренду в целях строительства комплекса торгово-бытового обслуживания, организации и ведения деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в соответствии с видом разрешенного использования - предпринимательство. Коль скоро металлические стопперы установлены им в целях реализации договора N 366 от 16.01.2017 в пределах границ предоставленного ему земельного участка для организации и ведении деятельности по обеспечению парковки транспортных средств (в целях индивидуализации и бронирования оплаченных парковочных мест), нарушений при их размещении не имеется.
Давая оценку указанным доводам, суды учли, что в силу положений пунктов 3.1 - 3.3 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; 2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Земельный участок по ул. Лазурная непосредственно примыкает к автомобильной дороге, границей земельного участка является дорога общего пользования местного значения.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 17.05.2021 N 1512 утвержден Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия (далее - Порядок), согласно статье 2 которого его действие распространяется на все парковки (парковочные места), расположенные на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно основным понятиям, указанным в статье 3 Порядка, парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
В соответствии со статьей 4 Порядка платные и бесплатные парковки (парковочные места) организуются на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в местах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в том числе на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии со Схемами размещения парковок (парковочных мест), разработанными на основании Дислокации парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Дислокация).
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 29.04.2021 N 1278 утверждена Дислокации парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия республики Крым, среди которых платная парковка по адресу: пгт. Коктебель, ул. Лазурная, 3 отсутствует.
В этой связи, по результатам оценки представленных сторонами доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ИП Мельниченко А.А. на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и территория которого не входит в Дислокацию размещения парковок на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, самовольно, в нарушение Правил благоустройства муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, разместил нестационарные объекты (металлические стопперы) в количестве 17 штук.
Доводы предпринимателя о том, что часть земельного участка, используемая для оказания услуг по индивидуализации и бронированию парковки транспортных средств, обладает всеми признаками автостоянки, был исследован и оценен судами и мотивированно отклонен как не подтвержденный доказательствами и основанный на ошибочном толковании норм права. При этом судами обоснованно учтено, что деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. То есть автостоянкой являются специально предназначенные для хранения автомототранспортных средств отдельная открытая площадка, здание, сооружение, а также часть здания или сооружения.
Поскольку оспариваемое постановление администрации соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 года по делу N А83-1309/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
...
Доводы предпринимателя о том, что часть земельного участка, используемая для оказания услуг по индивидуализации и бронированию парковки транспортных средств, обладает всеми признаками автостоянки, был исследован и оценен судами и мотивированно отклонен как не подтвержденный доказательствами и основанный на ошибочном толковании норм права. При этом судами обоснованно учтено, что деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. То есть автостоянкой являются специально предназначенные для хранения автомототранспортных средств отдельная открытая площадка, здание, сооружение, а также часть здания или сооружения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2023 г. N Ф10-5963/22 по делу N А83-1309/2022