В целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и плана по ее реализации, создания эффективной системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике, а также в рамках оценки механизма управления качеством образования в Кабардино-Балкарской Республике приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на 2021 - 2025 годы (далее - Концепция).
2. Отделам дополнительного образования и воспитания (Касьянова Т.А.), дошкольного и общего среднего образования (Мальбахов А.А.), профессионального образования (Мякинина О.М.), социальной защиты детства, коррекционного образования (Хучинаева М.Х.), социально-профилактической работы (Нагоева А.В.), взаимодействия с муниципальными органами по делам молодежи, с детскими и молодежными организациями (Гилиев М.Б.), по реализации приоритетных направлений (Балов О.Р.) обеспечить реализацию Концепции в установленные сроки.
3. Определить государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР оператором по проведению мониторинга оценки механизмов управления качеством образования в Кабардино-Балкарской Республике по направлению "Система организации воспитания и социализации обучающихся" (далее - оператор).
4. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР (Кажаров А.Г.) начиная с 2021/2022 учебного года включить в содержание программ повышения квалификации и переподготовки работников образования изучение новых подходов к воспитанию обучающихся в рамках Концепции, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", примерной программы воспитания обучающихся, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования.
5. Отделу дополнительного образования и воспитания (Касьянова Т.А.) довести настоящий приказ до сведения руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Минпросвещения КБР.
6. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов обеспечить реализацию Концепции и представление показателей оценки эффективности системы воспитания и социализации обучающихся оператору.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Мисостову Е.Н.
Министр |
А. Езаов |
Утверждена
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
от 19 июля 2021 г. N 22/679
Концепция
развития системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на 2021 - 2025 годы
1. Общие положения
Концепция развития системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике разработана для достижения ключевой цели, обозначенной Президентом Российской Федерации, - "Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций", формирования и развития целостного воспитательного пространства в республике.
Для достижения обозначенных целей в республике вследствие многолетней целенаправленной работы заложена основа для дальнейшего развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики. Разработаны и реализуются муниципальные программы воспитания, активно развивается детское движение школьников, добровольчество (волонтерство), функционируют органы ученического самоуправления, создаются условия для повышения профессионального мастерства специалистов, курирующих вопросы воспитания, обеспечивается организованный досуг детей и подростков по интересам в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.
В целях выявления исходного уровня состояния воспитательной работы, оценки эффективности педагогического воздействия, своевременной коррекции программ воспитания и составления дальнейших планов работы по заказу Минпросвещения КБР сотрудниками Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ в период с 1 по 28 февраля 2021 г. в школах Кабардино-Балкарской Республики была проведена диагностика актуальных аспектов воспитательной работы.
В анкетировании приняли участие 20417 школьников 7-11 классов и 14228 родителей.
Результаты диагностики направлены в образовательные организации для учета при разработке рабочих программ воспитания и планов по их реализации.
Правовой и методологической основой разработки Концепции развития системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Концепция) являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В настоящее время наблюдается обновление воспитательных систем, стратегий и тактик воспитания, что определено федеральными государственными образовательными стандартами, изменениями, внесенными в них и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", предполагающими в том числе достижение личностных результатов в процессе усвоения детьми разного возраста моральных, правовых, трудовых, эстетических и иных норм и правил общественной жизни.
Данная Концепция направлена на формирование системной работы по воспитанию и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике, включающей:
гражданское и патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание детей на основе российских и региональных традиционных ценностей;
физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни;
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
приобщение детей к культурному наследию;
популяризацию научных знаний среди детей и молодежи;
экологическое воспитание;
поддержку семейного воспитания;
развитие воспитания в системе образования;
развитие добровольчества (волонтёрства);
расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;
подготовку и переподготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
организацию работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательной организации;
осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
поддержку семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
содействие адаптации детей из семей мигрантов.
2. Цели и задачи
Цели и задачи Концепции определяются в соответствии с указанными выше направлениями.
Целями гражданского и патриотического воспитания являются формирование гражданских качеств личности обучающихся, позволяющих реализовать свои права и осознавать свою ответственность как гражданина Российской Федерации, формирование у детей патриотизма, чувства гордости за малую Родину и России в целом, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за его будущее.
Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
воспитание интернационализма, уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
разработка и реализация программ воспитания, в т.ч. патриотического, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к государственным символам Российской Федерации (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Цель духовно-нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей заключается в развитии у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), способности к сознательному выбору добра, развитии сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Задачами духовного и нравственного воспитания являются:
расширение сотрудничества между общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными конфессиями;
содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
изучение традиционных для народов Кабардино-Балкарской Республики, России нравственных ценностей;
оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Целью физического воспитания и формирования культуры здорового образа жизни является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Задачами физического воспитания являются:
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
предоставление детям условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
содействие проведению массовых спортивных мероприятий для детей, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Цель трудового воспитания и профессионального самоопределения заключается в формировании у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Задачами трудового воспитания являются:
развитие у детей навыков коллективного труда, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Целью приобщения детей к культурному наследию является воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, Российской Федерации.
Задачами данного направления являются:
эффективное использование культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики, Российской Федерации, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
проведение культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой, отечественной, национальной культуры с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Цель популяризация научных знаний среди детей - формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к научной деятельности, уважения к людям, занимающимся научными исследованиями.
Задачами данного направления являются:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержка научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Целью экологического воспитания является формирование внутренней потребности в бережном отношении к природе, окружающей среде, понимания природного многообразия и богатства как ценности.
Задачами данного направления являются:
развитие у детей и молодежи экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам республики, России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, развитие умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Целью поддержки семейного воспитания является повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей.
Задачами поддержки семейного воспитания являются:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Цель развития воспитания в системе образования - создание комплекса взаимосвязанных условий образовательной среды для эффективного решения воспитательных задач.
Задачами данного направления являются:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, кабардинским, балкарским языками, языками других народов, проживающих в республике, народов России, иностранными языками, навыками коммуникации, знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Целью расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов является создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей.
Задачами данного направления являются:
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Целью поддержки общественных объединений в сфере воспитания является создание условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах.
Задачами данного направления являются:
поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом;
поддержка общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Цель развития добровольчества (волонтёрства) среди обучающихся заключается в формировании социальных качеств личности обучающихся (желание помочь, бескорыстие, отзывчивость и т.п.) через приобщение к добровольческим (волонтёрским) практикам социальной деятельности.
Задачами данного направления являются:
вовлечение молодежи в социальную практику, развитие созидательной активности молодежи;
формирование общественной ценности добровольчества и позитивного общественного мнения относительно участия обучающихся в добровольческой деятельности;
реализация совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их профессиональных компетенций;
информационная поддержка добровольческой деятельности, создание и ведение информационной базы добровольцев и волонтерских вакансий, обеспечение доступа к информации о местных социальных проблемах, о категориях, нуждающихся в благотворительной поддержке, и т.д.
Целью обеспечения физической, информационной и психологической безопасности является создание условий для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения как в окружающем пространстве, так и в информационном поле, прежде всего в сети Интернет, и в системе межличностных отношений.
Задачами данного направления являются:
использование потенциала учебных предметов "Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Информатика и ИКТ", "Обществознание" для освоения основ безопасного образа жизни в физическом и информационном пространстве, ситуациях психологического воздействия;
формирование в образовательных организациях безопасной среды;
проведение внеучебных мероприятий, в том числе совместно с организациями-партнерами, направленных на знакомство обучающихся с правилами безопасного поведения в разных жизненных ситуациях.
Цель профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся заключается в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Задачами данного направления являются:
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях, осуществление мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
обеспечение создания в общеобразовательных организациях общедоступных школьных спортивных клубов, секций, технических и иных кружков, привлечения к занятиям в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Целью повышения престижа профессий, связанных с воспитанием детей, является формирование понимания важности процесса воспитания в образовательной организации, повышение качества воспитательного процесса.
Задачами данного направления являются:
привлечение педагогов, задействованных в процессе воспитания школьников, к участию в профессиональных конкурсах "Воспитать человека", "Воспитатель года России", "Лучший проект модели профессионального воспитания", "Педагог-психолог России", "Сердце отдаю детям" и др.
Цель подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся заключается в формировании и развитии кадрового потенциала педагогического состава образовательных организаций, создание условий для эффективной реализации в общеобразовательных организациях программ воспитания.
Задачами данного направления являются:
разработка дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) для специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных организациях;
проведение мониторинга потребности подготовки педагогических кадров по вопросам воспитания;
обучение по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных организациях.
Цель организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательной организации, - проведение системной адресной работы по воспитанию и социализации обучающихся в конкретном классном коллективе.
Задачами данного направления являются:
развитие учебной мотивации у обучающихся;
координация работы учителей-предметников;
вовлечение семьи в образовательную деятельность обучающихся.
Целью осуществления сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы является создание условий для координации усилий и эффективного использования ресурсов в процессе организации воспитательной работы.
Задачами данного направления являются:
организация работы методических объединений классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и др. на муниципальном уровне и уровне образовательной организации;
создание сети методических и профессиональных сообществ педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных организациях.
Целью повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся является приобщение родителей к совместной педагогической деятельности семьи и школы, в том числе в определении направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся с учетом законодательно установленного преимущественного права родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, местных и региональных культурных особенностей, в разработке содержания и реализации программы воспитания и социализации обучающихся, оценке ее эффективности.
Задачами данного направления являются:
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей с учетом закрепленного законом приоритета семьи родителей (законных представителей) обучающихся в воспитании своих детей перед всеми иными лицами;
организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих проектов решения актуальных задач помощи ребенку.
Целью поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, является помощь семьям в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышении качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия.
Задачами данного направления являются:
профилактика кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;
профилактика нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
использование эффективных методов и методик работы с семьями с детьми, направленных на активизацию их внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей.
Целью содействия адаптации детей из семей мигрантов является интеграция детей в безопасном образовательном пространстве, обеспечение равных возможностей и защиты интересов каждого.
Задачами данного направления являются:
создание условий для интенсивного овладения русским языком;
обеспечение сопровождения ребенка-мигранта, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
организация образовательной среды, способствующей позитивному восприятию и пониманию, поддерживающей интерес к культурам различных этносов, направленной на межкультурную интеграцию.
3. Участники реализации Концепции
Реализация Концепции требует консолидированных усилий всех субъектов воспитательной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики. К участникам реализации Концепции относятся:
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики;
органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних;
органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики;
образовательные организации;
обучающиеся и их родители (законные представители);
учреждения, предприятия и общественные организации, в т.ч. являющиеся партнерами других субъектов реализации Концепции.
Взаимодействие указанных выше субъектов реализации Концепции осуществляется в различных формах: административно-организационных, сетевых, договорных и др.
4. Формы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в соответствии с комплексом мероприятий, включенных в том числе в Региональный план реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2025 года. Концепция реализуется в основных формах:
организация и проведение социальнозначимых мероприятий и акций по направлениям;
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании детей и молодежи;
разработка, внедрение и реализация рабочих программ воспитания;
организация сотрудничества между общественными организациями и институтами в сфере воспитания детей, в том числе традиционными религиозными конфессиями;
развитие музейной и театральной педагогики посредством создания и развития школьных музеев, театральных студий;
создание современных школьных информационно-библиотечных центров;
проведение мероприятий, направленных на создание условий для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, для приобщения ко всем видам и направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
развитие новых форм работы с родителями;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
5. Механизмы реализации Концепции
Нормативно-правовые. Обеспечение развития воспитания и социализации в соответствии с государственной образовательной политикой, с учетом инфраструктуры организаций всех уровней системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
Организационно-управленческие. Организация межведомственного взаимодействия по выявлению и использованию социокультурного потенциала созданной инфраструктуры воспитания и социализации обучающихся (организации всех уровней образования, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других) с использованием потенциала общественных институтов.
Кадровые. Модернизация и реализация программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере воспитания и социализации обучающихся; обобщение и систематизация опыта воспитательной деятельности на республиканском и муниципальном уровнях, пополнение банка лучших воспитательных практик; освоение позитивного опыта воспитания.
Научно-методические. Организация научно-методического сопровождения реализации направлений Концепции на всех уровнях. На региональном уровне научно-методическое сопровождение педагогических работников и образовательных организаций осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР.
Информационно-технологические. Организация на современной технологической базе информационной поддержки реализации Концепции с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов, страниц сайтов образовательных организаций, интернет-конференций, вебинаров, форумов).
Мониторинговые. Создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации мероприятий Концепции направлено на комплексную оценку качественных и количественных показателей эффективности воспитания и социализации обучающихся по всем вышеперечисленным направлениям.
6. Мониторинг эффективности реализации Концепции воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг эффективности реализации Концепции воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
изучение состояния воспитания;
оценку состояния воспитания;
прогноз развития воспитания;
выработку предложений и мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Мониторинг системы работы по воспитанию и социализации обучающихся общеобразовательных организаций призван зафиксировать уровень достижения целей данной системы по основным направлениям:
гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
приобщение детей к культурному наследию;
популяризация научных знаний среди детей;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
экологическое воспитание;
поддержка семейного воспитания;
развитие воспитания в системе образования;
расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
поддержка общественных объединений в сфере воспитания;
развитие добровольчества (волонтёрства) среди обучающихся;
обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;
подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательной организации;
осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
содействие адаптации детей из семей мигрантов.
Мониторинг направлен на комплексную оценку качественных и количественных показателей эффективности воспитания и социализации обучающихся Кабардино-Балкарской Республики. В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Концепции выступают:
реализация программ воспитания и социализации в общеобразовательных организациях;
развитие добровольчества (волонтёрства);
развитие детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.);
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
учет обучающихся, для которых русский язык не является родным;
учет несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;
подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации;
эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству.
Мониторинг направлен на получение информации о создании условий, обеспечивающих эффективность работы общеобразовательных организаций, по воспитанию и социализации обучающихся
Мониторинг включает в себя набор организационных процедур, формируемых на уровне области, муниципальном уровне и уровне образовательной организации.
Данный мониторинг построен на принципах объективности, системности и достоверности информации, полученных результатов, открытости процедур позволяющих принимать эффективные управленческие решения.
Цели и задачи мониторинга
Цель мониторинга - проведение анализа состояния работы по воспитанию и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике для разработки адресных рекомендаций по повышению эффективности профориентационной деятельности в республиканском образовательном пространстве.
Задачи мониторинга:
определение качества условий осуществления работы по воспитанию и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике;
выявление факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике;
обеспечение открытости и доступности информации о системе работы по воспитанию и социализации обучающихся, количественных и качественных результатов мониторинга;
сбор информации для подготовки адресных рекомендаций, направленных на повышение эффективности профориентационной работы в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике.
Методы сбора и анализа информации
При проведении мониторинга используются следующие формы сбора информации:
формирование запроса в органы управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов;
сбор статистических данных общеобразовательных организаций, реализующие программы профориентационной направленности;
тестирование, анкетирование руководящих и педагогических работников.
Анализ информации представлен формой количественного (статистического) анализа, основанного на данных, представленных управлениями образования местных администраций муниципальных районов и городских округов и государственными общеобразовательными организациями и размещенных на официальных сайтах общеобразовательных организаций в сети "Интернет".
Применение результатов мониторинга
На основании мониторинга фиксируется состояние системы работы по воспитанию и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, прогнозируется ее развитие.
По результатам мониторинга проводится анализ по каждому из показателей и формируются адресные рекомендации образовательным организациям и муниципальным органам управления образованием.
Результаты мониторинга могут являться основанием для принятия управленческих решений Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики и муниципальными органами управления образованием.
По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Приложение
к Концепции развития системы
воспитания и социализации
обучающихся
Перечень
показателей оценки системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на 2021 - 2025 годы
Критерии |
Показатели |
Единицы для расчета показателя |
Методы сбора информации |
Источники информации |
Реализация программ воспитания и социализации в общеобразовательных организациях |
Доля общеобразовательных организаций, разработавших и внедривших рабочую программу воспитания в основную образовательную программу общеобразовательной организаций, в общем количестве общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
сайт общеобразовательной организации, основная образовательная программа |
Доля образовательных организаций, охваченных мероприятиями по гражданскому, патриотическому и т. д. воспитанию, в общем количестве общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
сайт общеобразовательной организации |
|
Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по направлениям воспитания, от общего количества обучающихся (по уровням образования) |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт |
|
Развитие добровольчества (волонтёрства) |
Наличие регионального центра волонтёрства |
да/нет |
анализ сайта Минпросвещения КБР, |
Сайт Минпросвещения КБР, Распоряжение Правительства КБР Сайт Центра волонтерства |
Доля муниципальных образований, создавших муниципальные центры (отделения) волонтёрства |
% |
анализ сайта муниципального управления образования |
Сайт муниципального органа управления образованием, приказы о создании муниципальных центров |
|
Доля общеобразовательных организаций, имеющих отделения волонтёрства, в общем количестве общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля обучающихся, включенных в волонтёрское движение, в общей численности обучающихся |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации |
|
Развитие детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.) |
Наличие региональных центров детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.) |
да/нет |
анализ сайта Минпросвещения КБР, |
приказы Минпросвещения КБР |
Доля муниципальных образований, создавших муниципальные центры (отделения) детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.), в общей численности муниципальных образований |
% |
анализ сайта муниципального управления образования |
Сайт муниципального управления образования, приказы о создании муниципальных центров |
|
Доля общеобразовательных организаций, имеющих отделения детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.), в общей численности общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля обучающихся, являющихся членами детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.), от общей численности обучающихся |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся |
Наличие регионального плана профилактической работы |
да/нет |
анализ сайта Минпросвещения КБР, |
приказы Минпросвещения КБР |
Наличие муниципальных планов профилактической работы |
да/нет |
анализ сайта муниципального управления образования |
Сайт муниципального управления образования, Приказы муниципального управления образования |
|
Доля общеобразовательных организаций, разработавших планы профилактической работы, от общей численности общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровням образования) |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Численность обучающихся, находящихся на учете в ПДН (на конец учебного года) |
чел. |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Численность обучающихся, находящихся на внутришкольном учете |
чел. |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Численность обучающихся, снятых с учета в текущем календарном году (% выбывших из них) |
чел. |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Учет обучающихся, для которых русский язык не является родным |
Проведение ежегодного мониторинга выбора обучающимися языка изучения в качестве родного |
да/нет |
анализ сайта Минпросвещения КБР, анализ сайта Центра оценки качества образования |
приказы Минпросвещения КБР, информационные письма |
Охват детей с неродным русским языком мероприятиями по социальной и культурной адаптации |
ед. |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Учет несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха |
Доля обучающихся, охваченных отдыхом в загородных лагерях республики, от общей численности обучающихся |
% |
анализ сайта муниципального управления образования |
Сайт муниципального управления образования, приказы муниципального управления образования |
Доля обучающихся, охваченных отдыхом в лагерях с дневным пребыванием детей, от общей численности обучающихся |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля обучающихся, охваченных отдыхом на организованных общеобразовательной организацией площадках |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Численность обучающихся, получивших возможность отдохнуть во Всероссийских лагерях ("Артек", "Орленок", "Смена") |
чел. |
анализ сайта Минпросвещения КБР, сайтов муниципальных органов управления образованием |
приказы Минпросвещения КБР, информационные письма |
|
Доля обучающихся, посещающих в каникулярное время различные кружки, секции, студии и т.п., от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет |
% |
анализ сайта образовательной организации (ОО, У ДОД), справка от образовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт образовательной организации, приказы образовательной организации |
|
Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации |
Наличие дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям воспитания и социализации |
Ед. |
анализ сайта ГБУ ДПО Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, федеральный реестр программ ДПО |
утвержденные программы, программы, размещенные в федеральном реестре |
Доля педагогических работников, обучившихся по дополнительным профессиональным программам по приоритетным направлениям воспитания и социализации, от общего числа работников, выполняющих трудовые функции по воспитанию и социализации |
% |
анализ сайта и образовательного портала Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
приказы о зачислении слушателей |
|
Доля общеобразовательных организаций, в которых осуществляется комплексное методическое сопровождение деятельности педагогов по вопросам воспитания, от общего количества общеобразовательных организаций |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от ОО, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству |
Доля классных руководителей, разработавших календарные планы воспитательной работы в рамках рабочей программы воспитания, в общей численности классных руководителей |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
Численность классных руководителей, принимавших участие в профессиональных конкурсах, воспитательной направленности ("За нравственный подвиг учителя", "Воспитать человека" и др.) |
чел. |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля классных руководителей, чьи обучающиеся участвовали в различных акциях и конкурсах социальной и воспитательной направленности, в общей численности классных руководителей |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля классных руководителей, разработавших планы индивидуальной работы с обучающимися с особыми воспитательными потребностями, в общей численности классных руководителей |
% |
анализ сайта в общей численности классных руководителей, информационная справка от в общей численности классных руководителей, заполнение статистической таблицы |
|
|
Доля педагогических работников, в отношении которых проводилась оценка эффективности деятельности по классному руководству, в общей численности классных руководителей |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
|
Доля педагогических работников, осуществляющих деятельность по классному руководству, получивших поощрение, в общей численности классных руководителей |
% |
анализ сайта общеобразовательной организации, информационная справка от общеобразовательной организации, заполнение статистической таблицы |
Сайт общеобразовательной организации, приказы общеобразовательной организации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N 22/679 "Об утверждении Концепции воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на 2021 - 2025 годы"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)