город Калуга |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А83-10715/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Постановление в полном объёме изготовлено 07.02.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
Судей |
Власова Е.В., |
|
Крыжской Л.А., |
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Коваленко А.С.,
при участии в судебном заседании от ООО "Аир Макс" представителя Вегеша В.И. по доверенности от 01.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суд кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аир Макс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А83-10715/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аир Макс" (далее - ООО "Аир Макс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - департамент, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконными действия департамента по выдаче обществу градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) N RUS357290007-01.2.10.01136, не соответствующего по содержанию требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 741/пр);
- возложить на департамент обязанность выдать обществу градостроительный план земельного участка площадью 8 000 кв. м, кадастровый номер 90:25:010118:89, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Блюхера, в районе дома N 23, в соответствии с требованиями Приказа N 741/пр.
Заявление мотивировано тем, что выданный ГПЗУ не соответствует по содержанию требованиям Приказа N 741/пр, поскольку в нем не заполнен раздел 2.4, что приводит к нарушению прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяя получить разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ялты Республики Крым (далее - администрация) и департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты (далее - ДИЗО).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что положения Приказа Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр, которые обязывают заполнять подраздел 2.4 ГПЗУ если для земель градостроительный регламент не установлен, должны применяться в рамках настоящего спора по аналогии. С момента утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (19.07.2019) зона с особой архитектурно-планировочной территорией отсутствует.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество по договору аренды от 27.06.2016 является арендатором муниципального земельного участка площадью 8 000 кв. м, кадастровый номер 90:25:010118:89, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Блюхера, в районе дома N 23, вид разрешенного использования земельного участка: "Магазины" (код 4.4), "Автомобильный транспорт" (код 7.2).
Земельный участок предоставлен заявителю сроком на 10 лет, на момент заключения договора объекты недвижимого имущества на земельном участке отсутствовали.
12.02.2021 департаментом обществу на основании его заявления выдан ГПЗУ N RUS357290007-01.2.10.01136, из раздела 2 которого следует, что участок расположен в территориальной зоне, исключенной из проекта Генерального плана Т-26, градостроительный регламент не установлен. При этом подраздел 2.4 ГПЗУ не заполнен.
Указывая на то, что поскольку в отношении земельного участка градостроительный регламент не устанавен, то департамент должен был в подразделе 2.4. ГПЗУ отразить сведения о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Полагая, что ГПЗУ не соответствует по содержанию установленным законодательством требованиям и нарушает его права и законные интересы, ООО "Аир Макс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у департамента в указанном случае отсутствовали основания для внесения в ГПЗУ данных о требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства, поскольку земельный участок не подлежит застройке.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
На основании пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суды при оценке обстоятельств дела исходили из того, что порядок выдачи ГПЗУ регулируется положениями статьи 57.3 ГрК РФ, согласно которой ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки ГПЗУ являются: документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как верно указали суды, по смыслу вышеприведенных норм права ГПЗУ по своей правовой природе носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.
В данном случае заявитель оспаривает содержание выданного ГПЗУ, полагая, что оно не соответствует требованиям Приказа N 741/пр, поскольку департаментом не заполнен подраздел 2.4 ГПЗУ.
Утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 741/пр форма ГПЗУ включает в себя, в том числе подраздел 2.4, где отображаются путем заполнения таблицы требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.
Градостроительный регламент в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:25:010118:89 не установлен.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 75 сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 N 3, земельный участок, находящийся в аренде у заявителя, расположен в границах территории, исключенной из проекта генерального плана, относящейся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации.
Аналогичным образом земельный участок определен в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19.07.2019 N 16.
По карте территориальных зон (приложение N 3 к ПЗЗ) земельный участок расположен в зоне Т-26 "Территории, исключенные из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии".
Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на дату выдачи спорного ГПЗУ было предусмотрено, что до 31.12.2020 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.2 статьи 12.1).
Согласно статье 17 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", устанавливавшей особенности применения документов, связанных с осуществлением градостроительной деятельности (документы территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документация по планировке территории) до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Одним из региональных нормативных правовых актов, установившим особенности правового регулирования имущественных, градостроительных и земельных отношений на территории Республики Крым является Закон N 409-ЗРК/2017 (Закона N 409-ЗРК/2017), которым установлен правовой режим зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории, то есть зон с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко-культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития (статья 1 Закона N 409-ЗРК/2017).
Статьей 4 указанного Закона N 409-ЗРК/2017 определены особенности правового режима в границах архитектурно-планировочной зоны до утверждения правил землепользования и застройки, а именно что в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, имеющей особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность, создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории.
Сведения о соответствующей архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, внесены в соответствии с требованиями части 4 статьи 2 Закона N 409-ЗРК/2017 в ЕГРН: реестровый номер 90:25-6.352, учетный номер 90.25.2.91, ограничение: в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Запрет, указанный в пунктах 1 и 2 не распространяется: 1) на объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым или местного бюджета, а также объекты, реализуемые в рамках инвестиционных соглашений, при условии наличия документации по планировке территории; 2) на объекты и территории, для которых требуется проведение срочных противоаварийных и (или) аварийно-восстановительных работ по решению соответствующей комиссии о ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций; 3) на объекты, имеющие особое социальное значение для Республики Крым.
Информация о нахождении арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 90:25:010118:89 в границах ЗОУИТN 90.25.2.91 имеется также в предоставленной в материалы дела выписке из ЕГРН.
Судами установлено, что спорный земельный участок полностью расположен в границах зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, при этом правила землепользования и застройки конкретно в отношении земельного участка, арендуемого обществом не утверждены.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории, применяются вышеназванные ограничения.
При этом частью 1 статьи 3 Закона N 409-ЗРК/2017 предусмотрено, что до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны, Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган Республики Крым осуществляет следующие полномочия в границах данной зоны: 1) принимает решение о комплексном развитии территории; 2) принимает решение о признании объектов капитального строительства и иных объектов самовольной постройкой, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - решение о сносе самовольной постройки; 3) на основании заключения соответствующей комиссии принимает решение о целесообразности сохранения самовольной постройки и условиях реализации такого решения; 4) принимает решение о проведении плановых и внеплановых проверок земель, земельных участков (части земельных участков) и расположенных на них объектов недвижимого имущества; 5) согласовывает генеральные планы; 6) согласовывает правила землепользования и застройки; 7) согласовывает документацию по планировке территории независимо от статуса объекта, предполагаемого к размещению в соответствии с данной документацией; 8) согласовывает местные нормативы градостроительного проектирования; 9) согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; 10) согласовывает предельные параметры строительства; 11) рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам; 12) согласовывает установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков; 13) согласовывает технические условия на земельные участки для осуществления подключения к инженерным сетям; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Порядок осуществления полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Доказательств обращения в Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган Республики Крым для решения вопросов, относящихся в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 409-ЗРК/2017 к полномочиям указанных органов, заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, у департамента отсутствовали основания для внесения в ГПЗУ данных о требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А83-10715/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на дату выдачи спорного ГПЗУ было предусмотрено, что до 31.12.2020 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.2 статьи 12.1).
Согласно статье 17 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", устанавливавшей особенности применения документов, связанных с осуществлением градостроительной деятельности (документы территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документация по планировке территории) до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 февраля 2023 г. N Ф10-5866/22 по делу N А83-10715/2021