Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов
Печенгского
муниципального округа
от 16 сентября 2021 г. N 218
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Печенгского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Предметом антикоррупционной экспертизы являются муниципальные нормативные правовые акты (далее - НПА) и проекты муниципальных нормативных правовых актов (далее - проекты НПА) представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов Печенгского муниципального округа (далее - Совет депутатов), Главы Печенгского муниципального округа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации Печенгского муниципального округа (далее - Администрация).
1.2. Антикоррупционная экспертиза НПА и проектов НПА проводится уполномоченным органом в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:
- выявления в НПА и в проектах НПА коррупциогенных факторов, т.е. положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
1.4. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом
2.1. Направление проектов НПА на проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется разработчиками проектов и (или) инициаторами их принятия.
Порядок и сроки согласования уполномоченным органом НПА и проектов НПА, подлежащих антикоррупционной экспертизе, определяются регламентом соответствующего органа местного самоуправления Печенгского муниципального округа.
Ответственность за направление НПА и проектов НПА на антикоррупционную экспертизу возлагается на должностных лиц органов местного самоуправления (руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления), в ведении которых, в соответствии с установленными полномочиями, находится их разработка и внесение на рассмотрение органа местного самоуправления и (или) должностного лица местного самоуправления.
2.2. Направление НПА на проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется по инициативе Совета депутатов, депутата Совета депутатов, Главы Печенгского муниципального округа, председателя Контрольно-счетной палаты Печенгского муниципального округа, заместителей Главы Печенгского муниципального округа, руководителей структурных подразделений Администрации, иными субъектами, наделенными таким правом, если указанные лица при применении НПА усматривают основания для проведения экспертизы.
2.3. Уполномоченный орган проводит антикоррупционную экспертизу НПА при мониторинге антикоррупционной деятельности в Печенгском муниципальном округе.
2.4. При определении признаков нормативности НПА и проекта НПА необходимо руководствоваться пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
2.5. При направлении НПА или проекта НПА на антикоррупционную экспертизу, к нему прилагается пояснительная записка.
В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:
- наименование НПА или проекта НПА, направляемого на антикоррупционную экспертизу;
- полный перечень положений (статей, пунктов) федеральных и областных НПА, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия НПА или проекта НПА.
2.6. Антикоррупционная экспертиза НПА или проекта НПА проводится в срок не более семи рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган.
2.7. По результатам антикоррупционной экспертизы НПА или проекта НПА составляется заключение в соответствии с разделом 3 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы, законов Мурманской области, нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их проектов, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2010 N 104-ПП "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
2.8. В случае если по результатам проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом дано заключение, выявляющее в проекте НПА коррупциогенные факторы, после исключения их из проекта НПА, проект НПА повторно направляется в уполномоченный орган на антикоррупционную экспертизу.
2.9. После проведения антикоррупционной экспертизы и составления заключения НПА, проект НПА с сопроводительным письмом направляется уполномоченным органом органу местного самоуправления, либо лицу, направившим правовой акт на экспертизу.
3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
3.1. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы НПА или проекта НПА состоит из вводной части, описательной части и выводов.
3.2. Вводная часть должна содержать:
- сроки проведения экспертизы, данные о проводящих экспертизу лицах;
- основание для проведения экспертизы;
- наименование проекта НПА или проекта документа, представленного на экспертизу.
3.3. В описательной части отражаются все выявленные положения НПА, проекта НПА, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов в порядке расположения этих норм. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению.
Заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом НПА, проекте НПА превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
3.4. Выводы по результатам экспертизы отражают обобщенную информацию о наличии (отсутствии) в тексте НПА или проекта НПА коррупциогенных факторов, характере и количестве выявленных коррупциогенных факторов. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать описательной части заключения.
3.5. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
- не может содержать утверждение о намеренном включении в проект НПА коррупциогенных факторов;
- не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы;
- не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
Заключение подписывается лицом, которое проводило антикоррупционную экспертизу.
3.6. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, к компетенции которого относится сфера регулирования НПА, принятие проекта НПА или разработчиком проекта.
4. Предоставление НПА, проектов НПА в прокуратуру Печенгского района для проведения антикоррупционной экспертизы
4.1. Проекты муниципальных НПА предоставляются в прокуратуру Печенгского района не позднее семи рабочих дней до планируемой даты их принятия.
4.2. НПА предоставляются для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Печенгского района в течение пяти рабочих дней со дня их подписания в установленном порядке.
4.3. Обязанность по обеспечению направления в прокуратуру НПА, проектов НПА, в установленные настоящим Порядком сроки, возлагается на ответственное должностное лицо органа местного самоуправления, которое организует процесс их направления в прокуратуру, осуществляет контроль за соблюдением сроков их направления, ведет учет направленных в прокуратуру НПА, проектов НПА, а также заключений прокуратуры на проекты НПА и требований прокурора об изменении НПА.
4.4. НПА, проекты НПА предоставляются в прокуратуру Печенгского района на бумажном носителе с сопроводительным письмом.
4.5. При поступлении из прокуратуры отрицательного заключения на проект НПА, данный проект подлежит доработке с учетом выявленных недостатков, изложенных в заключении прокурора. После доработки проект направляется для его принятия в установленном в органе местного самоуправления порядке.
4.6. При не поступлении из прокуратуры Печенгского района заключения на проект НПА в течение срока, установленного пунктом 4.1 настоящего Порядка, проект НПА направляется для его принятия в установленном в органе местного самоуправления порядке.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза
5.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы НПА, проектов НПА:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- международными и иностранными организациями;
- некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
5.2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в НПА, проекте НПА коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
5.3. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА, разработчик проекта НПА и (или) инициатор его принятия в течение рабочего дня, соответствующего дню направления НПА на согласование, в соответствии с регламентом соответствующего органа местного самоуправления Печенгского муниципального округа, размещает его на сайте Печенгского муниципального округа http://pechengamr.gov-murman.ru/, с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы, адреса для направления заключения независимой экспертизы и способов, которыми осуществляется прием заключений (по почте, в виде бумажного и (или) электронного документа, курьерским способом).
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы НПА, проекта НПА должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и иными НПА Российской Федерации.
5.5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы НПА, проекта НПА составляется по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.10.2011 N 363.
5.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы НПА, проекта НПА носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, которому оно направлено, в срок не позднее 30 дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в указанном заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Печенгского муниципального округа Мурманской области от 16 сентября 2021 г. N 218 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.