Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2021 г. N 383
"Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном надзоре"
17 января 2022 г.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном жилищном надзоре.
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
Пункт 3 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением пункта 1.10 и раздела 6 Положения о региональном государственном жилищном надзоре.
Пункт 1.10 и Раздел 6 Положения о региональном государственном жилищном надзоре вступают в силу с 1 марта 2022 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель Председателя |
Д. Садовников |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 сентября 2021 г. N 383
Положение
о региональном государственном жилищном надзоре
17 января 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном жилищном надзоре устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Саха (Якутия).
1.2. Региональный государственный жилищный надзор на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление).
1.3. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - должностные лица), являются:
а) руководитель Управления и его заместители;
Подпункт "б" изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
б) руководители структурных подразделений Управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному жилищному надзору;
Подпункт "в" изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
в) должностные лица структурных подразделений Управления, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Должностные лица, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Должностные лица, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Пункт 1.5 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
1.5. Объектами регионального государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
товариществ собственников жилья;
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ресурсоснабжающих организаций;
региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Пункт 1.6 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
1.6. Учет объектов регионального государственного жилищного надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. Предметом регионального государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1.8 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
1.8. Объектом регионального государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
1.9. Управление при организации и осуществлении регионального государственного жилищного надзора получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Раздел 1 дополнен пунктом 1.10 с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
Пункт 1.10 настоящего Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
1.10. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий Управление формирует и утверждает проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Формы проверочных листов утверждаются приказом Управления в соответствии с требованиями к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1844.
Раздел 1 дополнен пунктом 1.11 с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
1.11. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами Управления действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу Управлением в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Управление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
До 31 декабря 2023 года указанные документы и сведения могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания), если Правительством Российской Федерации или настоящим Положением не установлено иное.
Раздел 2 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Управление при осуществлении регионального государственного жилищного надзора относит объекты регионального государственного жилищного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
2.3. Отнесение объектов регионального государственного жилищного надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
2.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов регионального государственного жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - 1 раз в 2 года;
документарная проверка - 1 раз в 2 года;
выездная проверка - 1 раз в 2 года;
б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - 1 раз в 3 года;
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года.
2.5. В отношении объектов регионального государственного жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Управлением используются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
3.1. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.2. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Пункт 3.3 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3.3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Управление в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязано размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети Интернет сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 3.4 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Управления путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Управления обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Управления (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Управления до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Управления в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Управлением в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Управления в сети Интернет.
Пункт 3.5 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3.5. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Управление возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
наименование контролируемого лица - юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица - индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Управление по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Управление осуществляет учет консультирований.
3.7. Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем (заместителем руководителя) Управления и размещаемым на официальном сайте Управления в сети "Интернет". Указанный план-график должен содержать:
даты, время проведения консультирования;
номер (номера) телефона (телефонов) и (или) указание на сервис видео-конференц-связи;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего консультирование.
Пункт 3.8 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3.8. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного жилищного надзора;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет регионального государственного жилищного надзора.
Пункт 3.9 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
3.9. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом Управления.
3.10. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемого лица, приступающего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Обязательный профилактический визит в отношении лица, приступающего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится не позднее одного года с момента отнесения объекта контроля к категории высокого риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
4. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
Пункт 4.1 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.1. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений Управления о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель Управления и его заместители.
Пункт 4.2 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.2. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
Пункт 4.3 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.3. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия, без взаимодействия с контролируемым лицом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
Пункт 4.4 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.4. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пунктах 4.2 и 4.3 настоящего Положения, не проводятся.
Пункт 4.5 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.5. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 4.6 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований Управление:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.
Пункт 4.7 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.7. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
4.8. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
4.9. Утратил силу с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.10. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Управлением контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Управление, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Управления о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Управление.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.11. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.12. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен руководителем (заместителем руководителя) Управления на основании мотивированного представления должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
4.13. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Пункт 4.14 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.14. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения представленной информации Управлением принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Пункт 4.15 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.15. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.16. Утратил силу с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.17. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
Пункт 4.18 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.18. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.
4.19. Указанные контрольные (надзорные) действия осуществляются должностными лицами Управления в соответствии с главой 14 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 4.20 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.20. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
4.21. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Пункт 4.22 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
4.22. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании него предписание составляются в 2 экземплярах. Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются лицу, в отношении которого проводились контрольные (надзорные) мероприятия. Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле Управления.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований Управлением после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
4.24. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
4.25. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Управление в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.26. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется на территории опережающего социально-экономического развития с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Правительством Российской Федерации.
4.27. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется в Арктической зоне с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
5. Досудебный порядок обжалования решений Управления, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
5.1. Правом на обжалование решений Управления, действия (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Решения Управления, действия (бездействие) должностных лиц при осуществлении регионального государственного жилищного надзора могут быть обжалованы в досудебном порядке в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 5.3 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
5.3. Жалоба подается контролируемым лицом в Управление, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.4 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Управление в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
5.5. Жалоба на решения Управления, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем, заместителем руководителя Управления.
5.6. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
5.7. Жалоба на предписание Управления может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
5.8. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Управлением.
5.9. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
5.10. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления.
5.11. Управление в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
а) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления;
б) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления.
Пункт 5.12 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
5.12. Информация о решении, указанном в пункте 5.11 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
5.13. Жалоба, поступившая в Управление, рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случаях если для подготовки ответа на жалобу необходимо запрашивать дополнительную информацию в других органах государственной власти, руководитель либо заместитель руководителя Управления вправе продлить срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 20 рабочих дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
5.14. По итогам рассмотрения жалобы Управление принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение Управления полностью или частично;
в) отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц Управления незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.15. Результат досудебного обжалования сообщается заявителю в виде письменного ответа, подписываемого руководителем или заместителем руководителя Управления.
Решение Управления, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
5.16. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления уполномоченное должностное лицо Управления или иное уполномоченное им лицо направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры в установленном порядке.
Раздел 6 настоящего Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
6. Оценка результативности и эффективности деятельности Управления при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
6.1. Основа системы оценки результативности и эффективности осуществления регионального государственного жилищного надзора определяется статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 6.2 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
6.2. Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления регионального государственного жилищного надзора являются:
а) количество людей, получивших вред здоровью в результате нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации, на 100 тыс. населения;
б) материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям и государству в результате нарушений обязательных требований организациями, осуществляющими содержание и обслуживание общего имущества, собственниками помещений в многоквартирном доме, а также товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, на валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия).
Целевое значение ключевого показателя, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, устанавливается равным нулю.
Целевое значение ключевого показателя, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, устанавливается равным нулю.
Индикативные показатели эффективности и результативности осуществления регионального государственного жилищного надзора приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
Пункт 6.3 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
6.3. Показатель, предусмотренный подпунктом "а" пункта 6.2 настоящего Положения, рассчитывается по формуле:
(100 000 х Кпв) / Ок
где:
Кпв - количество людей, получивших вред здоровью;
Ок - общее количество людей, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
Пункт 6.4 изменен с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
6.4. Показатель, предусмотренный подпунктом "б" пункта 6.2 настоящего Положения, рассчитывается по формуле:
(Му / ВРП) х 100%
где:
Му - материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям и государству;
ВРП - валовой региональный продукт.
6.5. Отчет по показателям результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее - Отчет) формируется Управлением и направляется в исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственный за организацию подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (далее - уполномоченный орган), ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
6.6. Отчет должен содержать:
а) информацию о результатах расчета и оценки фактических значений показателей оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления по форме согласно приложению распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2019 г. N 162-РГ "Об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)";
б) сравнение базовых, целевых и фактически достигнутых значений показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
в) анализ причин невыполнения установленных целевых значений ключевых показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (в случае их невыполнения);
г) выводы о результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе о достижении социально значимых результатов в подконтрольной сфере, сокращении административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов, эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении государственного контроля (надзора);
д) информацию о принятых и планируемых мерах по повышению результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
6.7. Уполномоченный орган в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, осуществляет итоговую оценку результативности и эффективности органа контроля (надзора), а также составляет рейтинг результативности и эффективности деятельности органов контроля (надзора).
Приложение изменено с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
Приложение
к Положению о региональном
государственном жилищном надзоре
Критерии
отнесения объектов регионального государственного жилищного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
17 января 2022 г.
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному надзору (далее - региональный государственный жилищный надзор), разделяется на группу тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения, деятельность, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группу вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения.
Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
Нумерация приложений приводится в соответствии с внесенными изменениями
Положение дополнено приложением 2 с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном жилищном надзоре
Индикаторы
риска нарушения обязательных требований, используемые в качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
1. Двукратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, шесть месяцев, двенадцать месяцев) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес Управления от граждан или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Поступление в Управление в течение трёх месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.
3. Выявление в течение трех месяцев более пяти фактов несоответствия сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и информации, размещённой контролируемым лицом в системе жилищно-коммунального хозяйства.
4. Отсутствие в течение трех и более месяцев актуализации информации, подлежащей раскрытию, в системе жилищно-коммунального хозяйства.
5. Введение в отношении подконтрольного субъекта процедуры наблюдения по заявлению о признании должника банкротом, или признание поднадзорного субъекта несостоятельным (банкротом).
Положение дополнено приложением 3 с 20 января 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
Приложение N 3
к Положению о региональном
государственном жилищном надзоре
Индикативные показатели
для регионального государственного жилищного надзора
При осуществлении регионального государственного жилищного надзора устанавливаются следующие индикативные показатели:
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Управления, либо о признании действий (бездействий) должностных лиц Управления недействительными, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Управления, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Управления, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора, и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2021 г. N 383 "Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном надзоре"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Пункт 1.10 и Раздел 6 Положения, утвержденного постановлением, вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 сентября 2021 г. N 1400202109280001, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 30 сентября 2021 г. N 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2024 г. N 198
Изменения вступают в силу с 24 мая 2024 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2024 г. N 68
Изменения вступают в силу с 29 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2023 г. N 556
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2023 г. N 401
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2023 г. N 230
Изменения вступают в силу с 26 мая 2023 г., за исключением подпункта 1 пункта 2 названного постановления, который вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2022 г. N 505
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г., за исключением подпункта 2 пункта 2 названного постановления, который вступает в силу с 11 января 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2022 г. N 324
Изменения вступают в силу с 6 июня 2022 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19
Изменения вступают в силу с 20 января 2022 г.