Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 19 октября 2020 г. N 717-РП
Концепция
описания создания и функционирования центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Ямало-Ненецком автономном округе
1. Описание потребности в создании и функционировании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).
Система повышения квалификации педагогических работников автономного округа была создана в 1993 году (постановление главы Администрации автономного округа от 16 сентября 1993 года N 183 "О реорганизации филиала Тюменского института повышения квалификации педагогических кадров в Ямало-Ненецкий институт усовершенствования учителей").
Сегодня система повышения квалификации автономного округа объединяет 347 участников:
1 государственное учреждение дополнительного профессионального образования - государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа "Региональный институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО");
340 образовательных организаций (дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональные образовательные организации);
6 муниципальных методических служб, обеспечивающих сопровождение и консультирование работников системы образования по формированию индивидуальных образовательных траекторий.
Поддержку темпов и качества дальнейшего развития образования в автономном округе в динамично изменяющихся условиях развития цифрового, инженерного и технологического образования может обеспечить построенная по-новому система непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Организационным и содержательным решением задач качественного обновления и поддержки непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников является создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) на территории автономного округа, одним из направлений деятельности которого будет организация добровольной независимой оценки и сертификации профессиональной квалификации руководителей, педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР системы образования автономного округа при софинансировании из средств федерального бюджета обусловлены:
необходимостью в создании условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов образованию - цифровизации экономики, роста влияния ассоциаций на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, ориентации на лучшие педагогические практики и сетевое взаимодействие при выборе ресурсов эффективного профессионального роста;
слабой оснащенностью повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости;
недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
низким уровнем участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, создание профессионально ориентированных стартапов, сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации.
Создание ЦНППМПР на практике с учетом особенностей сложившейся системы повышения квалификации и векторов ее преобразования к моменту создания центров будет способствовать:
персонализации повышения квалификации педагогических работников и его результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов: специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
преодолению дискретности повышения квалификации и созданию необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (будут созданы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для онлайн-обучения, электронные учебные микромодули для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструменты для самотестирования уровней профессиональных компетенций);
росту удовлетворенности педагогических работников дополнительными профессиональными программами повышения квалификации педагогических работников и реализуемыми на их основе учебными курсами разных модификаций;
росту цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства в новых электронных средах (количество электронных учебных курсов, реализуемых в системе электронного повышения квалификации, ежегодно пополняемых реестр - не менее 10);
росту участия педагогических работников в создании и реализации программ непрерывного профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования и повышения квалификации автономного округа (реализация программ на базе сети стажировочных площадок, включающих не менее 3 общеобразовательных организаций);
созданию принципиально новой инфраструктуры повышения квалификации, обусловливающей непрерывность роста профессионального мастерства (будут созданы инновационные зоны единого образовательного пространства, появится сеть площадок непрерывного роста профессионального мастерства, профессиональные ассоциации войдут в число участников повышения квалификации, возрастет разнообразие и количество дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых как онлайн-тренинги);
созданию и развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций профессионального образования автономного округа по реализации программ непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
В настоящее время наблюдается возрастающее внимание общественности к деятельности образовательных организаций и различным рейтингам, определяющим качество подготовки в конкретной образовательной организации. Данные рейтинги рассматриваются как механизм доверия к образованию.
К числу факторов, непосредственно влияющих на повышение качества общего образования, относятся следующие: качество управления образовательной организацией в целом и учебным процессом - в частности, качество учебных ресурсов, культура обеспечения качества в образовательной организации, процессы преподавания и учения, коммуникативные связи между педагогами, обучающимися и родителями.
Проблемы гарантии качества образования, в свою очередь, требуют конструктивных решений в механизмах оценки профессиональных качеств руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Оценка компетенций специалиста в сфере образования - процедура определения соответствия готовности лица, получившего среднее или высшее педагогическое образование, к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н.
В качестве инструментов для осуществления оценки готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта предусматривается оценка профессионального портфолио (на основе накопительной системы непрерывного педагогического образования), оценка профессиональных знаний (по результатам профессионального тестирования), а также оценка профессиональных компетенций (профессиональный экзамен).
На базе ЦНППМПР будет осуществляться разработка и совершенствование организационно-методических и нормативных документов по проведению независимой оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников, разработка оценочных средств, формирование и поддержание в актуальном состоянии региональной базы данных оценочных средств, реестра аккредитованных специалистов, а также регионального реестра документов, подтверждающих аккредитацию. Кроме того, будут разрабатываться мероприятия по дальнейшему развитию системы аккредитации, осуществлению мониторинга и самооценки эффективности деятельности, формированию состава экспертных комиссий и обучению региональных экспертов.
Всего в автономном округе 12274 педагогических работника образовательных организаций. За 9 месяцев 2020 года в ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" прошли повышение квалификации 6589 человек.
В настоящее время региональный реестр программ повышения квалификации составляет 95 единиц. В 2018 году были разработаны и (или) актуализированы 14 программ повышения квалификации, а в 2019 году - 58 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. В 2020 году - 23 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
Ежегодное обновление и создание новых программ повышения квалификации происходит с учетом результатов оценки качества образования в автономном округе, в том числе с учетом результатов исследований, которые проводятся на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Так, в региональной оценке по модели PISA в 2019 году в автономном округе приняла участие 81 образовательная организация, в итоговых расчетах учитывались данные 3 953 учащихся.
С 2015 года в автономном округе реализуются такие формы непрерывного повышения профессионального мастерства как предметные олимпиады для учителей; форумы для учителей гуманитарных дисциплин, математики и естественно-научных дисциплин; каникулярные школы для учителей математики; педагогические образовательные сессии. Также в непрерывное повышение профессионального мастерства ежегодно вовлекаются педагоги, участвующие в реализации регионального проекта по присвоению педагогического статуса "Учитель-наставник", "Учитель-исследователь", "Учитель-методист" в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 18 сентября 2015 года N 878-П, который реализуется в автономном округе в штатном режиме с 2015 года.
В 2021 году планируется ввести звание регионального уровня "Главный внештатный учитель Ямала" по 5 учебным предметам: русский язык и литература, история, математика, физика, информатика, что позволит поддержать работу педагогов, оказывающих значимое влияние на развитие региональной системы образования.
Наблюдается повышение уровня активности молодых педагогов (проведение открытых уроков и занятий, каче
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.