Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гриф изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2021 г. N 736-п
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства
Кировской области
от 21.09.2021 N 497-п
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
28 декабря 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Положением о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) устанавливается порядок организации и осуществления в Кировской области регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).
1.2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение осуществляющими деятельность на территории Кировской области организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кировской области (далее - обязательные требования).
1.3. Органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является администрация Губернатора и Правительства Кировской области (далее - надзорный орган). Непосредственно региональный государственный надзор осуществляется управлением защиты населения и территорий администрации Губернатора и Правительства Кировской области (далее - структурное подразделение надзорного органа).
1.4. Должностными лицами надзорного органа, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица надзорного органа), являются:
руководитель администрации Губернатора и Правительства Кировской области (лицо, исполняющее его обязанности) (далее - руководитель надзорного органа);
начальник управления защиты населения и территорий администрации Губернатора и Правительства Кировской области (лицо, исполняющее его обязанности) (далее - руководитель структурного подразделения надзорного органа);
должностные лица структурного подразделения надзорного органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит осуществление регионального государственного надзора.
Должностные лица надзорного органа наделяются правами и обязанностями инспекторов, установленными Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
1.5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель надзорного органа.
1.6. Объектами регионального государственного надзора (далее - объекты надзора) являются деятельность и действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность и действия (бездействие).
1.7. Надзорным органом обеспечивается учет объектов надзора, в том числе определяется его порядок.
1.8. Основанием для постановки на учет объекта надзора является:
отнесение объекта надзора в соответствии с настоящим Положением к категории риска, предполагающей проведение в отношении него плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
возникновение предусмотренного Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ основания для проведения в отношении объекта надзора внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или для объявления контролируемому лицу, к которому относится объект надзора, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
факт постановки объекта надзора на учет в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до вступления в силу настоящего Положения.
1.9. Основанием для снятия объекта надзора с учета является:
начало осуществления в отношении объекта надзора федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
прекращение деятельности организации в связи с ликвидацией или реорганизацией;
прекращение гражданином деятельности, являвшейся объектом надзора, в связи с прекращением предпринимательской деятельности или смертью.
1.10. Информация, касающаяся осуществления регионального государственного надзора, которая в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с настоящим Положением, подлежит размещению на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), размещается в установленном порядке в соответствующем разделе официального информационного сайта Правительства Кировской области (http://www.kirovreg.ru).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
2.1. Объекты надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска:
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.2. Подлежат отнесению к категории среднего риска:
деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления на территориях, подверженных угрозе распространения природных пожаров, либо в зоне экстренного оповещения населения, либо в зонах возможного химического загрязнения (заражения), установленных вокруг химически опасных объектов;
деятельность организаций, имеющих во владении и (или) пользовании объекты, на которых за последние десять лет возникали чрезвычайные ситуации техногенного характера или аварии на которых становились источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;
деятельность организаций, выполняющих функции органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне.
2.3. Подлежат отнесению к категории умеренного риска:
деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам в зданиях или помещениях, расположенных на территориях, подверженных угрозе распространения природных пожаров, либо в зоне экстренного оповещения населения, либо в зонах возможного химического загрязнения (заражения), установленных вокруг химически опасных объектов;
деятельность медицинских организаций, осуществляющих оказание медицинской помощи стационарно в зданиях или помещениях, расположенных на территориях, подверженных угрозе распространения природных пожаров, либо в зоне экстренного оповещения населения, либо в зонах возможного химического загрязнения (заражения), установленных вокруг химически опасных объектов;
деятельность организаций социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание в стационарной форме в зданиях или помещениях, расположенных на территориях, подверженных угрозе распространения природных пожаров, либо в зоне экстренного оповещения населения, либо в зонах возможного химического загрязнения (заражения), установленных вокруг химически опасных объектов.
2.4. В целях отнесения к категории риска объектов надзора, указанных в абзаце третьем пункта 2.2 настоящего Положения, не учитываются чрезвычайные ситуации локального характера, а также чрезвычайные ситуации, источниками возникновения которых стали пожары, дорожно-транспортные происшествия, авиационные катастрофы, аварии грузовых и пассажирских судов, грузовых и пассажирских поездов, аварии на электроэнергетических системах.
2.5. Объекты надзора, которые одновременно соответствуют критериям, установленным пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Положения, подлежат отнесению к категории среднего риска.
2.6. Объекты надзора, не подлежащие отнесению к категориям среднего или умеренного риска, считаются отнесенными к категории низкого риска.
2.7. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям умеренного и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными в таком акте нарушениями обязательных требований.
2.8. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и умеренного риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными в таком акте нарушениями обязательных требований.
2.9. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска в соответствии с пунктами 2.7 и 2.8 настоящего Положения допускается не более чем на одну ступень.
2.10. Объект надзора, отнесенный к категории низкого риска в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения, по истечении восьми лет со дня возникновения основания для отнесения данного объекта надзора к категории низкого риска подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящего Положения.
2.11. Объект надзора, указанный в абзаце третьем пункта 2.2 настоящего Положения и не соответствующий иным критериям, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, по истечении десяти лет со дня возникновения чрезвычайной ситуации, которая явилась основанием для отнесения данного объекта надзора к категории среднего риска, остается отнесенным к категории среднего или (в случае применения к объекту надзора пункта 2.7 настоящего Положения) умеренного риска вплоть до проведения в отношении данного объекта надзора очередного планового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с периодичностью, установленной для соответствующей категории риска. После проведения очередного планового контрольного (надзорного) мероприятия такой объект надзора подлежит отнесению:
при наличии составленного по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными в таком акте нарушениями обязательных требований и при соответствии критериям, указанным в пункте 2.3 настоящего Положения, - к категории среднего риска;
при наличии составленного по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными в таком акте нарушениями обязательных требований или при отсутствии указанных нарушений, но при соответствии критериям, указанным в пункте 2.3 настоящего Положения, - к категории умеренного риска;
в иных случаях - к категории низкого риска.
2.12. В отношении объектов надзора в зависимости от категории риска устанавливаются следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и их периодичность:
в отношении объектов надзора, отнесенных к категории среднего риска, - выездная проверка один раз в четыре года;
в отношении объектов надзора, отнесенных к категории умеренного риска, - выездная проверка один раз в шесть лет.
2.13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
2.14. Решение об отнесении к категории риска принимается руководителем надзорного органа в соответствии с типовой формой, устанавливаемой надзорным органом. Учет принятых решений об отнесении к категории риска организуется и ведется надзорным органом.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.2. Надзорный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, доведения сведений через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.3. Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного надзора готовится надзорным органом ежегодно по итогам календарного года, утверждается распоряжением руководителя надзорного органа и размещается на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет" не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
3.4. В случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение подписывается руководителем надзорного органа.
3.5. Контролируемое лицо, которому объявлено предостережение, вправе подать на него возражение в течение двадцати рабочих дней со дня получения предостережения. В возражении указываются наименование контролируемого лица - организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица - гражданина, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. Надзорный орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более двадцати рабочих дней со дня получения возражения ответ.
3.6. Должностные лица надзорного органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по следующим вопросам:
содержание обязательных требований и возможные способы их соблюдения;
права и обязанности должностных лиц надзорного органа и контролируемых лиц;
порядок проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе отдельных контрольных (надзорных) действий;
возможные виды ответственности контролируемых лиц за нарушение обязательных требований;
порядок досудебного обжалования решений (актов) надзорного органа, действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа.
3.7. Консультирование осуществляется в устной форме при личном обращении или обращении посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, и если обратившееся лицо не запрашивает получение письменного ответа, а также если на поступивший вопрос может быть дан исчерпывающий ответ в устной форме. В остальных случаях консультирование осуществляется в письменной форме.
3.8. Должностное лицо надзорного органа, осуществляющее устное консультирование, дает с согласия обратившихся лиц устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться.
3.9. Письменное консультирование осуществляется путем направления обратившемуся лицу письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.10. Надзорный орган организует учет проведенных консультаций, в том числе при необходимости устанавливает типовые формы используемых при учете документов.
3.11. Профилактические визиты проводятся по решению руководителя надзорного органа в отношении объектов надзора всех категорий риска при наличии полученного в установленном порядке согласия контролируемого лица. Продолжительность профилактического визита (в том числе обязательного профилактического визита) не может превышать одного рабочего дня.
3.12. Надзорный орган обязан предлагать проведение профилактического визита контролируемому лицу в случае отнесения принадлежащего ему объекта надзора впервые к категории среднего или умеренного риска в течение первого года после принятия решения об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска.
3.13. В начале проведения обязательного профилактического визита должностное лицо надзорного органа предъявляет контролируемому лицу (его представителю) служебное удостоверение и заверенную печатью бумажную копию решения о проведении профилактического визита либо решение о проведении профилактического визита в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщает об основаниях проведения профилактического визита.
3.14. В ходе проведения обязательного профилактического визита должностное лицо надзорного органа:
информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
знакомит контролируемое лицо с содержанием проверочного листа, применяемого при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора контролируемого лица;
сообщает контролируемого лицу о выявленных в ходе обязательного профилактического визита признаках нарушений обязательных требований и предлагает возможные меры к их устранению.
3.15. Надзорный орган обеспечивает учет сведений о проведенных профилактических визитах, в том числе обязательных профилактических визитах, и их результатах.
4. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий
4.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2. В качестве плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора проводятся выездные проверки.
В качестве внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий могут проводится все виды контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Положения.
Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется пунктами 4.3 - 4.6 настоящего Положения.
4.3. Инспекционные визиты проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
4.4. Рейдовые осмотры проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
О проведении рейдового осмотра контролируемые лица уведомляются путем направления копии решения о проведении рейдового осмотра в те же сроки и в том же порядке, которые установлены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ для уведомлении контролируемого лица о проведении выездной проверки.
4.5. Документарные проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
4.6. Срок проведения выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
Выездные проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. При этом внеплановые выездные проверки проводятся только при соблюдении условий, установленных частью 3 статьи 73 и частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
4.7. Гражданин (индивидуальный предприниматель), являющийся контролируемым лицом, вправе представить в надзорный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае:
отсутствия по месту регистрации гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;
временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении гражданина (индивидуального предпринимателя), предоставившего такую информацию, переносится до устранения причин, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.8. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами надзорного органа самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) действия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты фото-, аудио- и видеофиксации, произведенные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, указываются в акте контрольного (надзорного) мероприятия и (или) в документах, фиксирующих результаты контрольных (надзорных) действий. Надзорный орган обеспечивает хранение созданных в ходе контрольных (надзорных) материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
5. Порядок рассмотрения жалоб на решения надзорного органа, действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа
5.1. Жалобы на решения надзорного органа, действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа рассматриваются руководителем надзорного органа.
5.2. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен на срок, не превышающий двадцати рабочих дней, руководителем надзорного органа в случае отсутствия должностного лица надзорного органа, действия (бездействие) которого обжалуются, в связи с его отпуском или временной нетрудоспособностью в течение всего установленного срока рассмотрения жалобы.
5.3. Руководитель надзорного органа при рассмотрении жалобы вправе запрашивать дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы, у органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. В случае направления такого запроса срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.