г. Калуга |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А09-8733/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" (г. Брянск, ул. 2-я Мичурина, д. 27, кв. 13, ОГРН 1103256004906, ИНН 3250519122): Супрун А.А. (доверенность от 09.01.2023);
от Брянской городской администрации: Китина Е.В. (доверенность от 14.12.2022);
от Управления по строительству и развитию территории города Брянска: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Барабанова Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304325528800498, ИНН 323212378150): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Еськова Евгения Владимировича (ОГРНИП 315325600005694, ИНН 323408263725): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Тарасова Владимира Владимировича (ОГРНИП 316325600105030, ИНН 323408611059): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23 июня 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года по делу N А09-8733/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русинвест" (далее - ООО "Русинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Брянской городской администрации (далее - администрация), выразившихся в выставлении на аукцион 05.10.2021 в 10 часов 00 минут, извещение о котором размещено 03.09.2021 на официальном сайте администрации в сети "Интернет", права на размещение 12 нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по Бежицкому, Володарскому, Фокинскому районам г. Брянска.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление), индивидуального предпринимателя Барабанова Дмитрия Александровича (далее - ИП Барабанов Д.А.), индивидуального предпринимателя Еськова Евгения Владимировича (далее - ИП Еськов Е.В.), индивидуального предпринимателя Тарасова Владимира Владимировича (далее - ИП Тарасов В.В.).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований оказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "Русинвест" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, управление просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Русинвест" были выданы паспорта временных объектов от 22.09.2016 N N Ф-0018/16, Ф-0022/16, Ф-0025/16, Ф-0023/16, Ф-0024/16, В-0011/16, Б-0011/16, Б-0013/16, Б-0028/16, Б-0014/16, Б-0015/16, Б-0016/16 с адресными ориентирами нестационарных объектов: ул. Белорусская, о/д 34, ул. Белорусская, около дома 52, пр-т Московский, между домами 22 и 24, пр-т Московский, остановочный комплекс "ДК железнодорожников" (нечетн. сторона), пр-т Московский, остановочный комплекс "ул. Менжинского" (четн. сторона), ул. Димитрова, около дома 66, ост. "ул. Никитина", ул. Куйбышева, около дома 4, ул. Литейная, около дома 74, ул. Литейная, ост. "Мечта", нечетная сторона, ул. Медведева, около дома 5, ул. Почтовая, около дома 98, ул. Ухтомского, около дома 5 соответственно, со сроком действия паспортов до 03.10.2021.
03.09.2021 на официальном сайте администрации в сети "Интернет" размещено извещение о проведении 05.10.2021 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, 79, каб. N 5, аукциона на право размещения НТО на территории города Брянска.
Считая действия администрации по выставлению на аукцион права на размещение НТО в части указания площадей торговых объектов незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями, которые судами признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 (далее - Положение N 803), размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных данным Положением, без проведения аукциона.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных указанным Положением, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, выдается паспорт временного объекта, который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.
Порядок проведения аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска устанавливается Брянской городской администрацией.
Согласно пунктам 2.1 - 2.5 раздела 2 Положения о порядке проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрацией от 02.08.2017 N 2720-п (далее - Положение N 2720-п), организатором аукциона является Брянская городская администрация. Форма проведения аукциона - открытая.
Аукцион проводится комиссией по проведению аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска, положение о которой утверждается Брянским городским Советом народных депутатов.
Предметом аукциона является право на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее - Схема), с соблюдением требований действующего законодательства.
Извещение о проведении аукциона официально опубликовывается Брянской городской администраций и размещается на официальном сайте Брянской городской администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона и не позднее 20 рабочих дней со дня официального опубликования решения Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Схему, касающихся включения в Схему дополнительных(ого) нестационарных(ого) торговых(ого) объектов(а).
03.09.2021 на официальном сайте администрации размещено извещение о проведении 05.10.2021 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, 79, каб. N 5, аукциона на право размещения НТО на территории города Брянска в отношении вышеуказанных мест.
По итогам аукциона от 05.10.2021 победителями признаны: ИП Тарасов В.В. - по лоту N 2 по Бежицкому району, по лотам NN 2, 4 по Фокинскому району; ИП Барабанов Д.А. - по лотам NN 3, 5 по Бежицкому району, по лоту N 6; ИП Еськов Е.В. - по лоту N 1 по Фокинскому району.
Судами установлено, что ООО "Русинвест" не подавало заявок по вышеуказанным лотам на участие в аукционе на право размещения НТО на территории города Брянска, не предпринимало действий, направленных на участие в торгах.
Срок действия паспортов временных объектов, выданных ООО "Русинвест", по адресным ориентирам НТО, совпадающим с выставленными 05.10.2021 на аукцион лотами, истекли 03.10.2021, однако ООО "Русинвест" не реализовало свое право на участие в аукционе после окончания срока действия паспортов.
Доказательств, подтверждающих, что общество являлось лицом, принимавшим участие в аукционе, либо которому отказано в допуске к участию в аукционе, либо свидетельствующих о его намерении принять участие в аукционе, не имеется и доводов, опровергающих данное обстоятельство, не приведено.
Между тем ООО "Русинвест", не являясь участником аукциона, по сути оспаривает положения документации об аукционе, который в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество не доказало факт нарушения своих прав и законных интересов действиями администрации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Помимо этого, суды проверили доводы общества, которые сводятся к несогласию с площадями НТО, выставленных администрацией на аукцион. По мнению общества, площади НТО при выставлении администрацией лотов на аукцион 05.10.2021 были изменены (уменьшены) по сравнению с площадями НТО, ранее установленными ООО "Русинвест" по аналогичным адресным ориентирам.
Как установлено судами, право на размещение НТО по указанным адресам ООО "Русинвест" получило в 2013 году. В указанный период Положение N 803 действовало в редакции решений Брянского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 N 899, от 28.08.2013 N 1047.
Раздел 2 Положения N 803, устанавливающий порядок проведения конкурса на право размещения НТО на территории города Брянска, не содержал требований о том, что в конкурсной документации (в том числе, в заявке участника конкурса) должна быть указана площадь места размещения НТО.
Постановлением Брянской городской администрации от 17.12.2020 N 3486-п "О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 30.07.2012 N 1874-п "Об утверждении формы паспорта временного объекта" были внесены изменения, в том числе в текстовую часть паспорта временного объекта добавлена графа "Площадь нестационарного торгового объекта".
Пункт 2.1 Положения N 2720-п дополнен нормой, определяющей, что Брянская городская администрация перед проведением аукциона и после проведения аукциона проводит обследование мест размещения нестационарных торговых объектов на предмет их занятия и (или) незанятия хозяйствующими субъектами и составляет акт о фактическом размещении нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Как установлено судами, ООО "Русинвест", подавая заявки на участие в конкурсе в 2013 году, выразило согласие на приобретение права на размещение НТО по спорным адресным ориентирам, выставленным на конкурс в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Брянским городским Советом народных депутатов от 25.04.2012 N 781 (далее - Схема НТО).
Указанные в выданных обществу паспортах временных объектов площади по спорным адресным ориентирам ООО "Русинвест" не оспаривало. При этом судами установлено, что площади мест размещения нестационарных торговых объектов по адресным ориентирам, указанным в заявлении ООО "Русинвест", изначально были схематично указаны в топографических материалах в масштабе 1:500, которые являлись составной частью паспортов временных объектов, выданных ООО "Русинвест" в установленном порядке уполномоченным органом. Данные площади мест размещения нестационарных торговых объектов по адресным ориентирам, указанным в заявлении ООО "Русинвест", при выставлении администрацией лотов на аукцион 05.10.2021 не были изменены, а лишь конкретизированы и обозначены в цифровом обозначении. Вместе с тем в период действия выданных обществу паспортов временных объектов фактически были размещены НТО произвольных площадей, по собственному усмотрению, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что установление площадей НТО администрацией в выставленных 05.10.2021 на аукцион лотах не должно совпадать с произвольно установленной площадью НТО общества и не нарушать права и законные интересы ООО "Русинвест".
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что ООО "Русинвест" не подавало заявок на участие в аукционе на право размещения НТО на территории города Брянска и не доказало, что является лицом, законные права которого нарушены обжалуемыми действиями администрации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23 июня 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года по делу N А09-8733/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года по делу N А09-8733/2021,
...
В силу пункта 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2023 г. N Ф10-6100/22 по делу N А09-8733/2021