Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 31 августа 2021 г. N 443
Стандарт
городского Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Цели Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Формирование знаний и прикладных умений обучающихся 10-11-х классов в области информационных технологий для решения теоретических и практико-ориентированных задач, дальнейшего обучения в организациях высшего образования по направлениям и профилям, связанным с IT-отраслью, и успешной самореализации в различных сферах современной науки, инженерии, информационных технологий.
Обеспечение лидерства Москвы в области IT-образования и повышение конкурентоспособности выпускников московских школ при поступлении на востребованные факультеты ведущих вузов, реализующих подготовку кадров для IT-отрасли, современных инженерных предприятий, IT-компаний, научно-исследовательских центров.
Задачи Проекта "ИТ-класс в московской школе"
- повышение мотивации школьников к изучению теоретических математики, информатики, физики, а также прикладных направлений предметных областей информатики, математики и физики;
- обновление содержания программ учебных предметов "Математика", "Информатика", "Физика" с учетом достижений современной науки и развития информационных технологий, в том числе изучение математического моделирования, технологий искусственного интеллекта, численных методов и больших данных, современных аппаратных средств автоматизации научных и прикладных исследований;
- эффективная подготовка учащихся старшей школы к обучению по направлениям IT-отрасли в системе высшего образования;
- внедрение эффективных методик предпрофессионального образования; разработка актуальных методических и электронных учебных материалов МЭШ для обеспечения углубленного изучения математики, физики, информатики, робототехники, современных технологий производства, информационной безопасности, технологий связи;
- реализация модели сетевого взаимодействия с ведущими вузами, IT-компаниями, ресурсными центрами для обеспечения профессионального роста учителей информатики, математики, физики и трансляции эффективных практик предпрофессионального образования;
- стимулирование московских школьников к участию в конкурсных и олимпиадных мероприятиях в области математики, информатики, физики и приоритетных направлений IT-отрасли: робототехники, программирования, сетевых технологий, информационной безопасности, больших данных, моделирования и прототипирования.
Обоснование и описание модели Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым, консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, наиболее востребованными в Москве уже сейчас являются высококвалифицированные специалисты в отраслях информационных технологий, современной инженерии и высокотехнологичного производства, строительства, логистики, инвестиций и финансов.
Ключевым требованием к сотрудникам в данных областях является наличие профильного образования, связанного с владением прикладными и аналитическими методами в области математики, теоретических основ информатики, прикладного программирования.
Сведения о количестве вакансий в востребованных отраслях рынка труда города Москвы по данным рекрутинговых агентств 2021 года по специальностям направлений: программирование, моделирование и прототипирование, робототехника, большие данные, информационная безопасность, сетевые технологии:
Программирование
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
||||
от 60 000 |
от 120 000 |
от 180 000 |
от 240 000 |
от 300 000 |
||
Программист |
2 099 |
1 399 |
434 |
138 |
53 |
4 123 |
Web-программист |
152 |
96 |
41 |
11 |
7 |
307 |
Системный программист |
10 |
8 |
7 |
6 |
3 |
34 |
ИТ-безопасность
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
||||
от 60 000 |
от 120 000 |
от 180 000 |
от 240 000 |
от 300 000 |
||
Специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях |
61 |
44 |
29 |
14 |
4 |
152 |
Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей |
64 |
37 |
20 |
5 |
4 |
130 |
Моделирование и прототипирование
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
|
от 80 000 |
от 130 000 |
||
Промышленный программист, программист промышленных контроллеров |
15 |
8 |
23 |
Специалист по автоматизированным системам управления производством |
9 |
4 |
13 |
Робототехника
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
||||
от 60 000 |
от 120 000 |
от 180 000 |
от 240 000 |
от 300 000 |
||
Разработка программного обеспечения |
45 |
32 |
22 |
11 |
7 |
117 |
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
||||
от 40 000 |
от 60 000 |
от 80 000 |
от 110 000 |
от 130 000 |
||
Проектирование |
50 |
49 |
39 |
23 |
12 |
173 |
Большие данные
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
|||
от 180 000 |
от 220 000 |
от 260 000 |
от 345 000 |
||
Разработка программного обеспечения |
25 |
18 |
12 |
7 |
62 |
Технологии связи
Специальность |
Средняя зарплата |
Итого |
||||
от 50 000 |
от 80 000 |
от 110 000 |
от 135 000 |
от 165 000 |
||
Системный администратор |
311 |
157 |
68 |
25 |
13 |
574 |
Инженер связи |
28 |
24 |
20 |
10 |
4 |
86 |
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 13, в 2021 году набор по профессиям из группы "Программирование, математика, информационные технологии" открыт в 93 московских вузах, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МТУСИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.
------------------------------
13"Поступи онлайн" - https://postupi.online/, сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911
------------------------------
Для поступления на обучение доступны 713 программ по 120 новым направлениям, в том числе:
- разработчик математических и компьютерных моделей;
- разработчик систем компьютерного зрения;
- бизнес-информатик;
- разработчик баз данных;
- архитектор интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта;
- BI разработчик (BI архитектор);
- Data Scientist: ученый по данным, исследователь данных;
- DevOps-инженер;
- блокчейн-специалист: блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик;
- Cloud Engineer: специалист по облачным вычислениям, инженер по облачным сервисам;
- специалист по автоматизации документооборота (по электронному документообороту) и т.д.
Форсайт-исследование трендов в области трансформации профессий, проведенное экспертами Агентства стратегических инициатив и опубликованное в "Атласе профессий будущего" 14, свидетельствует о том, что в ближайшие годы возникнут профессии, которые в большей мере будут связаны с владением цифровыми технологиями, прикладными и аналитическими методами в области математики и информатики.
------------------------------
14"Атлас профессий будущего" - https://new.atlas100.ru/
------------------------------
Например, в отрасли "Промышленность" профессиями-лидерами могут стать инженер цифрового моделирования, логист промышленных потоков, проектировщик промышленной робототехники, прогнозист отказа оборудования, дизайнер киберфизических систем.
Описание
модели реализации Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Проект "ИТ-класс в московской школе" реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Департамент), в сотрудничестве с организациями высшего образования - лидерами в подготовке ИТ-специалистов, а также ведущими ИТ-компаниями.
Схема
взаимодействия организаций в Проекте "ИТ-класс в московской школе"
Координатор Проекта - Департамент
Комиссия по реализации Проекта
Оператор Проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ)
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО)
ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ)
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента образования и науки города Москвы перечни:
- образовательных организаций - участников Проекта;
- вузов и научных организаций - участников Проекта;
- ресурсных центров (из числа организаций высшего образования, научных организаций, образовательных организаций, подведомственных Департаменту).
Консультационная и методическая поддержка Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку Проекта осуществляют ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ресурсные центры, утвержденные приказом Департамента. Ресурсные центры определяются из числа школ-участниц и вузов - партнеров Проекта, в соответствии с определенными требованиями.
Образовательные организации, желающие получить статус ресурсного центра, в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (приложение 2) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствия критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 01 августа текущего года.
Функции Ресурсного центра:
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов, обучающихся в области информатики, математики, физики и информационных технологий, а также на профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляет ГБОУ ГМЦ ДОНМ информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов (о проведенных мероприятиях, консультациях);
- осуществляет методическую поддержку учителей (разработка сценариев уроков, методических пособий, практикумов) совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ;
- проводит для учителей методические семинары, мастер-классы, тренинги, лекции по вопросам преподавания информационных технологий;
- проводит занятия и практикумы для школьников;
- проводит интеллектуальные состязания для школьников по приоритетным направлениям информационных технологий (олимпиады, тематические игры, турниры, конкурсы и т.д.);
- осуществляет независимую проверку диагностических и итоговых работ обучающихся и анализ качества обучения в Проекте (в партнерстве с ГАОУ ДПО МЦКО);
- вузы - ресурсные центры Проекта организуют профориентационную работу со школьниками 10-11-х классов в области информационных технологий и инженерно-технического образования (экскурсии, мастер-классы, научно-популярные лекции и т.д.);
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "Ресурсный центр"
Школа:
- осуществляет профильное обучение в 10-11-х классах по технологическому профилю;
- является участником Проекта "ИТ-класс в московской школе" или Проекта "Школа старшеклассников";
- занимает высокие (Грант Мэра Москвы 1-3-й степени) позиции в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школы демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (за последние 2 года не менее 70% выпускников 11 классов набирают свыше 150 баллов по сумме двух профильных предметов: информатика, физика, математика);
- не менее одного обучающегося школы ежегодно становится победителем или призером заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) и Московской олимпиады школьников (далее - МОШ) по математике и/или информатике, международных олимпиад по информатике и/или математике;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами открытой городской научно-практической конференции "Инженеры будущего", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- является победителем или призером конкурсов "Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования Проектов предпрофессионального образования" и "Лучшие практики предпрофессионального образования".
Вузы:
1. имеют в своей структуре факультеты или кафедры, реализующие обучение по профессиям в области математики, информатики, инженерии;
2. на протяжении последних 3 лет ежегодно проводят мероприятия (не менее 5 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с информационными технологиями;
3. за последние 2 года разместили на портале dpomos.ru не менее 2 программ повышения квалификации по вопросам формирования умений в области информационных технологий и провели обучение московских учителей;
4. являются разработчиками актуальных авторских методических и дидактических пособий по информационным технологиям (программирование, робототехника, моделирование и прототипирование, информационная безопасность, большие данные, сетевые технологии), опубликованных в последние 5 лет.
Участники Проекта "ИТ-класс в московской школе"
ИТ-классы создаются на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту.
Образовательные организации - участники Проекта (школы):
- анализируют потребность обучающихся в получении предпрофессионального образования по IT-направлениям в соответствии с целями, задачами Проекта;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, научными и исследовательскими организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами, утвержденными Департаментом (приложение 3);
- проводят набор обучающихся в предпрофессиональные классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом;
- создают в рамках Проекта один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом;
- обеспечивают разработку Положения о предпрофессиональных классах в соответствии с примерной типовой формой (приложение 4);
- организуют участие обучающихся и педагогических работников в мероприятиях ресурсных центров и других партнеров Проекта;
- обеспечивают участие обучающихся в независимых диагностиках, проводимых в рамках Проекта;
- организуют не менее 1/3 объема внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с направленностью Проекта;
- взаимодействуют с ресурсными центрами и организациями - партнерами Проекта.
Партнеры Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Партнерами образовательных организаций в Проекте являются организации высшего образования, IT-компании, научные организации, колледжи.
Вузы и научные организации, желающие войти в состав участников Проекта, отправляют заявку (приложение 5) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Организации высшего образования - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- участвуют в разработке образовательных материалов и программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития науки и технологий;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик учебных достижений обучающихся, конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиады в рамках Проекта;
- участвуют в проведении независимой диагностики учебных достижений обучающихся предпрофессиональных классов;
- сопровождают проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях предпрофессионального образования: открытых городских научно-практических конференциях, конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей математики, информатики, физики и педагогов дополнительного образования, работающих в ИТ-классах;
- организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" для выпускников ИТ-классов;
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся и педагогов;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных ИТ-технологий.
IT-компании и организации, участвующие в Проекте:
- организуют профориентационную деятельность по ознакомлению обучающихся с IT-профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями;
- участвуют в организации ознакомительной практики обучающихся;
- участвуют в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в IT области.
Отбор участников Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Школа, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 1) Оператору в период с 01 сентября по 01 декабря текущего года.
Критерии отбора образовательных организаций, подведомственных Департаменту, для участия в Проекте:
- наличие высоких результатов обучающихся на ГИА по математике, информатике, физике (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу ОГЭ по каждому предмету на 4 или 5 баллов; ЕГЭ - более 70 баллов);
- наличие высоких результатов участия обучающихся, зачисляемых в ИТ-класс, в независимых диагностиках по математике, информатике, физике (более 51% учащихся выполняют экзаменационную работу выше средних результатов по городу по каждому из указанных предметов);
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров регионального или заключительного этапов ВсОШ и МОШ по математике, информатике или физике, Московской предпрофессиональной олимпиады, всероссийских или международных олимпиад и соревнований ИТ направленности;
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров открытой городской научно-практической конференции "Инженеры будущего", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся, иных конкурсов и конференций, соответствующих направленности Проекта;
- наличие квалифицированных педагогических кадров (экспертный или высокий уровень прохождения предметной диагностики в формате ЕГЭ по математике, информатике, физике);
- повышение квалификации учителей по программам ИТ-направленности за последние три года (не менее 1 учителя информатики и не менее 1 учителя физики для работы в ИТ-классе);
- наличие материально-технического обеспечения образовательного процесса по направлению Проекта (наличие оборудования кабинета физики, кабинета информатики или оснащенной лаборатории инженерной направленности);
- наличие партнерских соглашений/договоров с вузами и работодателями (не менее 1 договора с вузом и не менее 1 - с работодателем);
- наличие достаточного количества обучающихся для открытия предпрофессиональных классов ИТ-направленности (не менее 25 человек).
Условия
отбора учащихся в ИТ-классы Проекта
1. При приеме обучающихся в 10-11 классы Проекта "ИТ-класс в московской школе" учитываются следующие образовательные достижения:
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике и русскому языку;
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по физике, информатике;
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по физике, информатике.
2. При приеме в ИТ-класс также учитываются следующие индивидуальные достижения обучающихся:
- информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях;
- наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося.
3. При приеме в ИТ-класс учитываются результаты конкурса мотивационных писем.
Письмо содержит не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам:
- почему претендент хочет обучаться в ИТ-классе;
- почему претендент достоин зачисления в ИТ-класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере.
N |
Критерии отбора |
Значения показателей * |
Баллы |
|
1. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике |
25 баллов |
5 |
|
20-24 балла |
3 |
|||
15-19 баллов |
1 |
|||
2. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по русскому языку |
29 баллов |
5 |
|
26-28 баллов |
3 |
|||
23-25 баллов |
1 |
|||
3. |
Результаты прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по предметам, соответствующим направленности ИТ-класса |
Физика |
37 баллов |
5 |
30-36 баллов |
3 |
|||
22-29 баллов |
1 |
|||
Информатика |
17 баллов |
5 |
||
13-16 баллов |
3 |
|||
11-13 баллов |
1 |
|||
4. |
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности ИТ-класса |
Физика Информатика |
4,5-5 баллов |
5 |
4,0-4,4 балла |
3 |
|||
3,7-3,9 балла |
1 |
|||
5. |
Информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях |
Творческие конкурсы и олимпиады |
||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Спортивные соревнования и чемпионаты | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Конкурсы проектных/исследовательских работ, научно-практические конференции, соревнования научно-технической направленности | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Олимпиады по учебным предметам, соответствующим ИТ-классу | ||||
Муниципальный этап |
Победитель |
3 |
||
Призер |
1 |
|||
Региональный этап |
Победитель |
5 |
||
Призер |
3 |
|||
Всероссийский этап |
Победитель |
10 |
||
Призер |
7 |
|||
Международные олимпиады |
Победитель |
15 |
||
Призер |
10 |
|||
6. |
Наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося |
100 часов |
2 |
|
7. |
Наличие мотивационного письма |
Мотивационное письмо, содержащее не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам: - почему претендент хочет обучаться в ИТ-классе; - почему претендент достоин зачисления в ИТ-класс; - какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере |
1 |
------------------------------
*Значения показателей образовательных результатов могут корректироваться в соответствии с ежегодно обновляемыми официальными шкалами баллов ОГЭ.
------------------------------
Зачисление обучающихся оформляется локальным нормативным актом образовательной организации не позднее 10 дней до начала учебного года.
Критерии включения вузов в состав партнеров Проекта:
- обладают технологической инфраструктурой для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области естественных наук и информационных технологий);
- на протяжении последних 3 лет ежегодно проводят мероприятия (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с информационными технологиями;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими Проект "ИТ-класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Принципы привлечения работодателей к реализации предпрофессионального образования в образовательных организациях:
- осуществление деятельности в сфере информационных технологий;
- наличие необходимой технологической базы и опыта проведения мероприятий для обучающихся и педагогов;
- наличие не менее одного договора или соглашения со школой о сотрудничестве в организации обучения и профессионального самоопределения обучающихся.
Реализация Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведен анализ потребности обучающихся в обучении в классах Проекта |
сентябрь |
2. |
На заседании Педагогического совета принято решение о вхождении в Проект |
сентябрь |
3. |
В ГБОУ ГМЦ ДОНМ направлена заявка на участие в Проекте |
сентябрь - ноябрь |
4. |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
сентябрь |
5. |
По результатам образовательных и индивидуальных достижений обучающихся сформированы списки учащихся ИТ-класса |
август |
6. |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
август |
7. |
Организовано обучение в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных Оператором Проекта |
сентябрь - май |
8. |
Проведены промежуточные и ежегодные итоговые диагностические работы |
октябрь - май |
Образовательная инфраструктура Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Образовательная инфраструктура Проекта должна включать в себя взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие эффективность решения задач Проекта:
1. Пакет документов, регламентирующих организацию и содержание реализации Проекта: учебный план, рабочие программы учебных курсов основного и дополнительного образования.
Учебный план должен соответствовать ФГОС в части, касающейся соответствия выбранному технологическому профилю и регламентировать изучение на профильном уровне информатики, математики и физики. Учебный план в части, формируемой участниками образовательных отношений, должен содержать не менее 2 элективных курсов объемом не менее 64 часов каждый: программирование, основы технологий искусственного интеллекта.
Также учебный план должен содержать другие учебные курсы по выбору обучающихся, позволяющие познакомиться со спецификой профессиональной деятельности IT-специалистов по ключевым направлениям IT-отрасли: робототехника, моделирование и прототипирование, программирование, информационная безопасность, сетевые технологии, большие данные.
При проектировании рабочих программ необходимо учитывать необходимость достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС, а также отразить специфику Проекта предпрофессионального образования в выборе форм и содержания. В рабочей программе по физике необходимо учесть необходимость практико-ориентированных модулей по вопросам: механика вращательного и поступательного движения, теории электрических цепей, полупроводниковые приборы, фотометрия; при разработке физического практикума акцент необходимо сделать на проекты разработки электронных устройств и обработки наборов данных эксперимента. В рабочей программе по математике необходимо предусмотреть модули изучения инструментов компьютерной математики и численных методов.
Обеспечение практической ориентации программы достигается за счет использования кейсовых задач, связанных с направлением предпрофессионального образования. Программы элективных курсов разрабатываются совместно с вузами и IT-компаниями - партнерами Проекта и отражают специфику профессиональной деятельности IT-специалистов.
2. Материально-техническая база, включающая в себя эффективную инфраструктуру образовательных пространств, учебно-лабораторное оборудование, программное обеспечение, расходные материалы.
При организации материально-технической инфраструктуры Проекта реализуется принцип максимальной эффективности использования учебно-лабораторного оборудования, включающего в себя требования к инфраструктуре образовательных пространств (инженерные решения, мебель и системы хранения, мотивирующий дизайн); готовности учебно-лабораторного оборудования; наличия программного обеспечения и расходных материалов. Проектный офис предоставляет образовательным организациям информацию о требованиях и вариантах организации инфраструктуры, информацию о пусконаладочных работах высокотехнологичного оборудования, перечни расходных материалов и рекомендуемого программного обеспечения (информационный ресурс labpredprof.ru).
3. Пакет учебно-методических материалов сопровождения программ основного и дополнительного образования.
Учебно-методические материалы должны быть разработаны в соответствии с рабочими программами и соответствовать требованиям, предъявляемым к контенту Библиотеки МЭШ: сценарии уроков, ЭУП, тесты, другие электронные учебные материалы должны индексироваться специальными символами (например, #иткласс).
Целевые индикаторы реализации Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Показатели эффективности должны охватывать группы условий реализации Проекта и результатов его реализации для проведения аналитики. Итоговое место в рейтинге участников Проекта должно определяться совокупностью достижения целевых показателей по каждой из групп показателей.
Группы показателей должны давать информацию для аналитики и управления процессом развития Проекта, включая материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, эффективность взаимодействия с партнерами, результаты профильного и предпрофессионального обучения.
Показатели |
Начисляемые на ед. баллы |
|
1.1. Инфраструктура реализации Проекта | ||
Наличие эффективного мотивирующего образовательного пространства |
Есть/Нет |
5 |
Готовность учебно-лабораторного оборудования |
Не менее 75% номенклатуры |
5 |
Логистика образовательного процесса |
Учет лаборатории в основном расписании |
5 |
Учет в расписании практикумов |
5 |
|
Учет в расписании дополнительного образования |
5 |
|
1.2. Кадровое обеспечение реализации Проекта | ||
Наличие педагогов с высоким и/или экспертным уровнем владения профильными предметами |
Количество человек, max 5 |
1 |
Наличие у педагогов портфолио предпрофессиональных курсов по тематике Проекта |
Количество программ курсов в личном кабинете МЭШ, max 10 |
1 |
Наличие педагогов с высоким и/или экспертным уровнем владения предпрофессиональными компетенциями |
Количество человек, max 5 |
2 |
1.3. Результативность участников Проекта по показателям профильного обучения | ||
Результаты ЕГЭ по профильным предметам (Медианное значение суммы двух профильных предметов) |
>= 160 |
12 |
>= 150 |
10 |
|
>= 120 |
8 |
|
>= 100 |
5 |
|
Наличие призеров и/или победителей регионального этапа ВсОШ или заключительного этапа МОШ по математике, информатике, физике |
Наличие участников |
2 |
Наличие 1-2 призера/победителя |
4 |
|
Более 2 призеров/победителей |
8 |
|
Независимые диагностики (МЦКО) |
Медианное значение результата (от 51 до 79%) |
3 |
Медианное значение результата (от 80 до 100%) |
5 |
|
1.4. Результативность участников Проекта по показателям предпрофессионального обучения | ||
Научно-практическая предпрофессиональная конференция. Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
Медианное значение результата (от 61 до 80%) |
5 |
Медианное значение результата (от 81 до 100%) |
10 |
|
Научно-практическая предпрофессиональная конференция. Конкурс проектов и исследований. Предпрофессиональная олимпиада |
Не менее 10% участников от числа учеников |
2 |
Наличие призеров |
3 |
|
Наличие победителей |
5 |
|
Наличие у выпускников классов Проекта портфолио предпрофессиональных компетенций: сертификаты о стажировках, отложенные трудовые договоры, обучение в колледжах |
Более 25% от числа выпускников Проекта |
3 |
Более 50% от числа выпускников Проекта |
5 |
|
Участие в региональном WorldSkills Russia. Участие в олимпиаде НТИ |
Наличие участников |
2 |
Наличие призеров |
3 |
|
Наличие победителей |
5 |
Кадровый состав педагогов Проекта "ИТ класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику Проекта предпрофессионального образования, должна быть заявлена на сайте образовательной организации с указанием Ф.И.О. и должностей.
Требования к педагогам (учителям математики, информатики, физики, химии), работающим в ИТ-классах:
1. Высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (математика, информатика, физика). Учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 2 года. Результаты диагностик ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы.
2. Наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту. Мониторинг проводится Оператором Проекта, используется информация о размещенных в ЭЖД МЭШ календарно-тематических планированиях и учебно-методических материалах.
3. Наличие в открытом информационном пространстве эффективной педагогической практики реализации Проекта. Мониторинг наличия и качества эффективных педагогических практик осуществляется посредством конкурса, который курирует Оператор Проекта (персональная публикация опыта учителя по итогам его участия в Городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования).
4. Обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) с обязательными модулями: функциональные и дидактические возможности учебно-лабораторного оборудования Проекта, методика обучения (математика, информатика, физика, химия) в условиях реализации предпрофессионального образования. Объем программы не менее 36 часов.
Участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта.
Портрет выпускника Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Портрет выпускника предпрофессионального класса представляет собой совокупность компетенций, обеспечивающих возможности: эффективной коммуникации в современном обществе, дальнейшего профессионального развития в организациях высшего образования по программам IT-направленности, профессиональной самореализации в IT-компаниях.
Выпускник ИТ-класса обладает:
- набором общекультурных компетенций эффективного и безопасного поиска и обработки информации из различных информационных источников;
- набором специальных компетенций эффективного и безопасного использования цифровых сервисов современного города;
- набором специальных компетенций по использованию цифровых инструментов для представления и преобразования информации различного вида (текст, графика, специальная символика и т.п.);
- предметными знаниями по математике, информатике и физике на профильном уровне;
- представлениями о содержании и структуре профессиональной деятельности специалистов IT-отрасли для осознанного выбора направления и профиля обучения в вузе;
- набором профессиональных компетенций для эффективного включения в исследовательскую и проектную деятельности при освоении программ специальных дисциплин высшего образования;
- опытом эффективной коммуникации в условиях организации высшего образования;
- набором профессиональных компетенций по одному или нескольким направлений профессиональной деятельности IT-отрасли, достаточных для реализации трудовых функций стажера IT-компании;
- набором мягких навыков для эффективной коммуникации в профессиональном сообществе в форматах индивидуальной и командной работы в группах различного состава;
- набором специальных компетенций целеполагания, планирования деятельности и представления результатов реализации индивидуального и/или командного проекта.
Финансирование Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляется за счет средств Департамента образования и науки города Москвы.
Мероприятия вузов-партнеров финансируются в рамках предоставления грантов Правительства города Москвы.
Информационное сопровождение Проекта "ИТ-класс в московской школе"
Информационная поддержка проектов осуществляется на портале городских проектов предпрофессионального образования http://profil.mos.ru/.
Логотип Проекта "ИТ-класс в московской школе" (предложение)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.