Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 31 августа 2021 г. N 443
Стандарт
городского Проекта "Академический класс в московской школе"
Цели Проекта "Академический класс в московской школе"
Знакомство школьников с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов. Мотивация обучающихся к освоению профессий в области наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики, которые будут востребованы на рынке труда мегаполиса в ближайшие 5-10 лет. Формирование у обучающихся предпрофессиональных умений, необходимых для учебы и жизни.
Задачи Проекта "Академический класс в московской школе"
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и научными организациями;
- создание гибкой, практико-ориентированной модели предпрофессионального образования для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии;
- привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Обоснование и описание модели Проекта "Академический класс в московской школе"
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, в настоящее время востребованными в Москве являются высококвалифицированные специалисты в области наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики. Это специалисты в области агротехнологий и селекции, генетики и молекулярной биологии, информационных технологий и программирования, машиностроения и робототехники, биотехнологий, органической и неорганической химии.
Сведения
о динамике вакансий в области науки и образования рынка труда Москвы в 2020 - 2021 гг.
По данным портала Headhunter 9 в Москве максимальный прирост востребованности профессий в области науки и образования составляет 168%.
------------------------------
9Headhunter - https://stats.hh.ru/
------------------------------
При этом особенно востребованы специалисты в области гуманитарных наук (в том числе в филологии и лингвистике), инженерных наук и информационных технологий, биотехнологии и химии.
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 10, в 2021 году набор по профессиям из групп "История, археология и документоведение", "Маркетинг", "Математика, информационные науки и технологии", "Машиностроение, автоматизация и робототехника", "Медицина и здравоохранение", "Нанотехнологии и наноматериалы", "Науки о земле, геология и геодезия", "Политика и международные отношения", "Приборостроение, оптика и биотехника", "Психология", "Сельское, лесное и рыбное хозяйство", "Технологии материалов и металлургия", "Физико-технические науки и технологии", "Филология и лингвистика", "Химико-биологические науки и технологии", "Экология, природообустройство и безопасность", "Экономика и финансы", "Электроника, связь и радиотехника", "Энергетика и электротехника" открыт более чем в 15 вузах, среди которых РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МСХА им. К.А. Тимирязева, РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИРЭА, МФТИ, МПГУ, МГИМО, РАНХиГС, МИСиС и др.
------------------------------
10"Поступи онлайн" - https://postupi.online/, сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911
------------------------------
Для приема абитуриентов доступны 12 279 программ по 1206 направлениям, в том числе новые и перспективные профессии:
- бионик;
- биолог-исследователь;
- биофизик;
- генетик;
- генный инженер;
- специалист по химии полимерных соединений;
- химик фармацевтической промышленности;
- агроинженер;
- астрофизик;
- геоинформатик;
- инженер по информационной безопасности;
- компьютерный лингвист;
- медицинский физик;
- экономист-кибернетик.
Описание
модели реализации Проекта "Академический класс в московской школе"
Проект "Академический класс в московской школе" реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Департамент), в сотрудничестве с федеральными вузами и научными организациями Москвы.
Схема
взаимодействия организаций в проекте "Академический класс в московской школе"
Координатор Проекта - Департамент
Комиссия по реализации Проекта
Оператор Проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ)
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО)
ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ)
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента образования и науки города Москвы перечни:
- образовательных организаций - участников Проекта;
- вузов и научных организаций - участников Проекта;
- ресурсных центров (из числа образовательных организаций, подведомственных Департаменту).
Консультационная и методическая поддержка Проекта "Академический класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку Проекта осуществляют ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ресурсные центры, утвержденные приказом Департамента. Ресурсные центры определяются из числа школ - участниц Проекта в соответствии с определенными требованиями. Образовательные организации, желающие получить статус "Ресурсный центр", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (приложение 2) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Функции Ресурсного центра
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с Оператором Проекта;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках предпрофессиональной подготовки и на профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвует в организационных и информационных мероприятиях, проводимых Оператором Проекта, а также в медийных событиях для позиционирования и популяризации Проекта;
- предоставляет Оператору информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "Ресурсный центр"
Образовательная организация - ресурсный центр:
- занимает высокие позиции (Грант Мэра Москвы 1-3-й степени) в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школы демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (не менее 70% выпускников 11-х классов набирают свыше 70 баллов по математике, физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатике, истории, обществознанию, литературе за последние 2 года);
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской и Московской олимпиад школьников по предметам, соответствующим направленности обучения в предпрофессиональном классе;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- является победителем или призером конкурсов "Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования" и "Лучшие практики предпрофессионального образования".
Участники Проекта "Академический класс в московской школе"
Академические классы создаются на уровне среднего общего образования в организациях, подведомственных Департаменту.
Образовательные организации - участники Проекта:
- анализируют потребность обучающихся в получении предпрофессионального образования в области наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, научными и исследовательскими организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами, утвержденными Департаментом (приложение 3);
- проводят набор обучающихся в предпрофессиональные классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом;
- создают в рамках Проекта один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования;
- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для организации предпрофессионального образования соответствующей направленности предпрофессионального класса;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными ДОНМ;
- обеспечивают разработку Положения о предпрофессиональных классах в соответствии с примерной типовой формой (приложение 4).
Партнеры Проекта "Академический класс в московской школе"
Партнерами образовательных организаций в Проекте являются организации высшего образования и научные организации.
Вузы и научные организации, желающие войти в состав участников Проекта, отправляют заявку (приложение 5) Оператору Проекта. Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Организации высшего образования, участвующие в Проекте:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития науки и технологий;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик учебных достижений обучающихся, конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиады в рамках Проекта;
- сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях предпрофессионального образования: открытых городских научно-практических конференциях, конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей математики, физики, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатики, истории, обществознания, литературы и педагогов дополнительного образования, работающих в академических классах;
- организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят практическую часть конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" для выпускников академических классов;
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ, обучающихся и педагогов;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных технологий.
Научные и исследовательские организации, участвующие в Проекте:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- предоставляют площадки и высокотехнологичное оборудование для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- осуществляют руководство и сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся, проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных технологий.
Критерии
отбора участников Проекта "Академический класс в московской школе"
Школа, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 1) Оператору в период с 01 сентября по 01 декабря текущего учебного года.
Критерии отбора образовательных организаций, подведомственных Департаменту, для участия в Проекте:
- наличие высоких результатов обучающихся на ГИА по математике, физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатике, истории, обществознанию, литературе (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу ОГЭ по каждому предмету на 4 или 5 баллов; ЕГЭ - более 70 баллов);
- наличие высоких результатов участия обучающихся, зачисляемых в академический класс, в независимых диагностиках по математике, физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатике, истории, обществознанию, литературе (более 51% учащихся выполняют экзаменационную работу выше средних результатов по городу по каждому из указанных предметов);
- наличие победителей или призеров Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ), Московской олимпиады школьников (далее - МОШ) по предметам, соответствующим направленности обучения в предпрофессиональном классе;
- наличие победителей или призеров открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся, иных конкурсов и конференций, соответствующих направленности Проекта;
- наличие квалифицированных педагогических кадров (экспертный или высокий уровень прохождения предметной диагностики в формате ЕГЭ по математике, физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатике, истории, обществознанию, литературе);
- повышение квалификации учителей по программам научной направленности (соответствующим направленности обучения в предпрофессиональном классе) за последние три года (не менее 1 учителя по одному из предметов (математика, физика, химия, биология, география, иностранный язык, информатика, история, обществознание, литература) для работы в академическом классе);
- наличие материально-технического обеспечения образовательного процесса по направлению Проекта (наличие оснащенной лаборатории, соответствующей направленности обучения в предпрофессиональном классе);
- наличие партнерских соглашений/договоров с вузами и научными организациями (не менее 1 договора с вузом и не менее 1 - с научной организацией);
- наличие достаточного количества обучающихся для открытия предпрофессиональных классов научной направленности (не менее 25 человек).
Условия
отбора учащихся в Проект "Академический класс"
1. При приеме обучающихся в 10-е классы Проекта "Академический класс в московской школе" учитываются следующие образовательные достижения:
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике и русскому языку (результаты учитываются при поступлении в академические классы любой направленности);
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатике, истории, обществознанию, литературе (в соответствии с направленностью академического класса);
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности академического класса.
2. При приеме в академические классы также учитываются следующие индивидуальные достижения обучающихся:
- информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях;
- наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося.
3. При приеме в академические классы учитываются результаты конкурса мотивационных писем, содержащих не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам:
- почему претендент хочет обучаться в академическом классе;
- почему претендент достоин зачисления в академический класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере.
N |
Критерии отбора |
Значения показателей * |
Баллы |
|
1. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике |
25 баллов |
5 |
|
20-24 балла |
3 |
|||
15-19 баллов |
1 |
|||
2. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по русскому языку |
29 баллов |
5 |
|
26-28 баллов |
3 |
|||
23-25 баллов |
1 |
|||
3. |
Результаты прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по предметам, соответствующим направленности академического класса |
Академический класс |
||
Физика |
37 баллов |
5 |
||
30-36 баллов |
3 |
|||
22-29 баллов |
1 |
|||
Биология |
38 баллов |
5 |
||
30-37 баллов |
3 |
|||
25-29 баллов |
1 |
|||
Химия |
35 баллов |
5 |
||
30-34 балла |
3 |
|||
21-29 баллов |
1 |
|||
География |
28 баллов |
5 |
||
24-27 баллов |
3 |
|||
19-23 балла |
1 |
|||
История |
29 баллов |
5 |
||
25-28 баллов |
3 |
|||
20-24 балла |
1 |
|||
Иностранный язык |
60 баллов |
5 |
||
53-59 баллов |
3 |
|||
46-52 балла |
1 |
|||
Литература |
35 баллов |
5 |
||
29-34 балла |
3 |
|||
23-28 баллов |
1 |
|||
Обществознание |
32 баллов |
5 |
||
27-31 балл |
3 |
|||
23-26 баллов |
1 |
|||
Информатика |
17 баллов |
5 |
||
13-16 баллов |
3 |
|||
11-13 баллов |
1 |
|||
4. |
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности академического класса |
Физика Биология Химия География История Иностранный язык Литература Обществознание Информатика |
4,5-5 баллов |
5 |
4,0-4,4 балла |
3 |
|||
3,7-3,9 балла |
1 |
|||
5. |
Информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях |
Творческие конкурсы и олимпиады |
||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Спортивные соревнования и чемпионаты | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Конкурсы проектных/исследовательских работ, научно-практические конференции, соревнования научно-технической направленности | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Олимпиады по учебным предметам, соответствующим направленности академического класса | ||||
Муниципальный этап |
Победитель |
3 |
||
Призер |
1 |
|||
Региональный этап |
Победитель |
5 |
||
Призер |
3 |
|||
Всероссийский этап |
Победитель |
10 |
||
Призер |
7 |
|||
Международные олимпиады |
Победитель |
15 |
||
Призер |
10 |
|||
6. |
Наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося |
100 часов |
2 |
|
7. |
Наличие мотивационного письма |
Мотивационное письмо, содержащее не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам: - почему претендент хочет обучаться в академическом классе; - почему претендент достоин зачисления в академический класс; - какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере |
1 |
Критерии отбора вузов для участия в Проекте:
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области современной науки);
- проведение мероприятий на протяжении последних 3 лет (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по актуальным направлениям профессий, связанных с современными направлениями науки;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Академический класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Критерии отбора научных организаций для участия в Проекте:
- проведение научно-практических мероприятий для школьников и учителей математики, физики, химии, биологии, географии, иностранному языку, информатики, истории, обществознания, литературы (не менее 2 событий ежегодно за последние 2 года);
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области современной науки);
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Академический класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Реализация Проекта "Академический класс в московской школе"
Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведен анализ потребности учащихся в обучении в классах Проекта |
сентябрь |
2. |
На заседании Педагогического совета принято решение о вхождении в Проект |
сентябрь |
3. |
В ГБОУ ГМЦ ДОНМ направлена заявка на участие в Проекте |
сентябрь - ноябрь |
4. |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
сентябрь |
5. |
По результатам образовательных и индивидуальных достижений обучающихся сформированы списки учащихся академических классов |
август |
6. |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
август |
7. |
Организовано обучение в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных Оператором и партнерами Проекта |
сентябрь - май |
8. |
Организовано участие обучающихся в предпрофессиональной олимпиаде |
октябрь - апрель |
9. |
Организовано участие школьников и педагогов в открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни" |
февраль - апрель |
10. |
Организовано участие учеников 10-х академических классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
март |
11. |
Организовано участие учеников 11-х академических классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
октябрь |
12. |
Обеспечено участие выпускников 11-х академических классов в конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
февраль - апрель |
Особенности образовательной программы
Предпрофессиональное образование в рамках Проекта предполагает сочетание профильного обучения, изучения на углубленном уровне математики, физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, информатики, истории, обществознания, литературы (в соответствии с направленностью реализации Проекта в образовательной организации) и освоения практико-ориентированных элективных курсов и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития науки.
Организация занятий в академических классах
Занятия проводятся в школьных кабинетах, лекционных аудиториях, трансформируемых образовательных пространствах и лабораторных комплексах школ, вузов и научных организаций-партнеров, где учащиеся выполняют практикумы с использованием лабораторного оборудования, проводят исследования и выполняют прикладные проекты под руководством педагогов школ, сотрудников университетов и научных организаций. Школьники имеют возможность посещать мастер-классы и лекции ученых, встречаются с учеными, посещают научные организации, занятия педагогов других школ (ресурсных центров проекта).
Обучение проходит в современных форматах: группах переменного состава, макрогруппах с использованием поточных аудиторий, микрогруппах для проведения исследований и подготовки проектов, в дистанционном формате.
Особенности проведения занятий в академических классах:
- построение единого образовательного маршрута обучающихся за счет интеграции основного и дополнительного образования;
- обучение в трансформируемых пространствах и поточных аудиториях;
- лекционные занятия в больших группах;
- учебно-практические занятия в лаборатории в малых группах переменного состава;
- уроки от сотрудников научных организаций;
- профессиональные практики в организациях - партнерах проекта;
- использование городской инфраструктуры для проведения учебных занятий в технопарках, музейных экспозициях, парках и др.;
- групповая и индивидуальная работа над исследованиями, проводимыми совместно с представителями вузов и научных организаций.
Проект "Академический класс в московской школе" реализуется в рамках естественно-научного, технологического, гуманитарного и социально-экономического профилей.
Учебные планы школ предусматривают изучение на углубленном уровне учебных предметов, соответствующих направленности обучения в предпрофессиональном классе, к которым могут относиться предметы "Математика", "Физика", "Химия", "Биология", "География", "Иностранный язык" "Информатика", "История", "Обществознание", "Литература", а также освоение обязательных практико-ориентированных элективных курсов.
Обязательные элективные курсы
Название |
Кол-во часов |
Класс |
"Основы научных исследований" (для всех направлений) |
64 |
10-11 |
"Информационные технологии в исследовательской деятельности" (для информационно-технологического направления) |
34 |
10-11 |
"Исследовательский практикум по биохимии" (для биохимического направления) |
32 |
10-11 |
"Исследовательский практикум по физической химии" (для физико-химического направления) |
32 |
10-11 |
В учебные планы также включаются дополнительные элективные курсы (тематику, количество часов и класс определяет образовательная организация), например:
- "Академический английский";
- "Статистическая обработка данных";
- "Молекулярная биология и генетика";
- "Биохимия";
- "Экологическая микробиология";
- "Социологические исследования в проектной деятельности".
Перечень курсов может быть дополнен образовательной организацией с учетом направленности обучения в академических классах, состава партнеров.
Образовательные организации обеспечивают реализацию "Индивидуального проекта" в академических классах с учетом возможности выполнения проектов и исследований в лаборатории школы, на базе лабораторий вузов и научных организаций - партнеров образовательной организации.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность реализуются совместно с вузами и научными организациями-партнерами, расширяют практическое содержание общеобразовательной программы и реализуются с использованием оборудования школьных лабораторных комплексов, материально-технологической базы вузов и научных организаций.
Программы внеурочной деятельности:
- "Робототехника";
- "Биохимический практикум";
- "Физическая и коллоидная химия".
Программы дополнительного образования:
- "Школа экологии и устойчивого развития";
- "Анатомо-физические особенности пищеварительной системы человека";
- "Биохимия и молекулярная биология";
- "Биотехнология";
- "Основы искусственного интеллекта и машинного обучения";
- "Оптические системы".
Перечень программ определяется образовательной организацией с учетом направленности обучения в академических классах, состава партнеров Проекта.
Образовательная инфраструктура Проекта "Академический класс в московской школе"
Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Для организации учебных занятий, внеурочной деятельности и дополнительного образования в Проекте используются:
1. Электронные образовательные материалы, размещенные в Библиотеке Московской электронной школы (далее - МЭШ):
- 13 электронных учебных пособий: "Практикум по наноматериалам и нанотехнологиям", "Генетика", "Междисциплинарные научные исследования", "Протез руки. Нейромоделирование" и др.;
- 148 сценариев уроков для академических классов: "Основы искусственного интеллекта. Машинное обучение", "Печать тканей и органов: будущее трансплантологии. Этические аспекты медицинских биотехнологий", "Материалы, изменившие мир", "Электрофизиология. Электрическая активность мозга", "Регенеративная медицина", "Международный проект "Геном человека", "Водородная энергетика", "CRISPR технология редактирования генома" и др.;
- 71 видеоролик и видеообъяснение: "Модели и моделирование", "Кибербезопасность: почему ломать - не строить", "Государственный бюджет", "Системы программирования" и др.
Ссылки на ЭОР в МЭШ размещены на официальном сайте Проекта profil.mos.ru в рубрике "Учителям".
2. Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса академических классов:
Комплекс учебного оборудования для реализации информационно-технологического направления академического класса;
Комплекс учебного оборудования для реализации физико-химического направления академического класса;
Комплекс учебного оборудования для реализации биохимического направления академического класса.
3. Ресурсы лабораторий вузов и научных организаций - партнеров Проекта.
На базе лабораторий вузов и научных организаций-партнеров обучающимся образовательной организации-участника предоставляется возможность выполнения проектов и исследований.
Эффективность использования лабораторно-исследовательского комплекса академического класса в образовательной организации
Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса для академических классов размещено в едином образовательном пространстве площадью не менее 190 м 2 или распределено по отдельным учебным кабинетам и рекреациям, расположенным в одной локации здания.
Оборудование лаборатории состоит из стационарного монтируемого оборудования и фронтального. Для подключения стационарного оборудования необходимо учесть наличие в лаборатории водопровода, канализации, электричества. В лаборатории необходимо предусмотреть систему хранения и отдельное помещение для выполнения экспериментов по микробиологии (лаборантскую).
Учебное оборудование в лабораториях распределяется по функциональным модулям:
Органический синтез - освоение синтеза и выделения органических веществ, включая самостоятельную сборку приборов для синтеза, грамотное осуществление нагрева приборов, очистки полученных веществ методами перегонки, перекристаллизации и колоночной хроматографии;
Неорганический синтез - освоение синтеза и выделения неорганических веществ, включая измельчение реагентов, контролируемый нагрев реакционной смеси при высоких температурах, разложение продуктов реакции и выделение целевых веществ методами перекристаллизации и колоночной хроматографии;
Химический анализ - освоение принципов определения качественного и количественного состава смесей газов и растворов с применением физико-химических методов анализа: фотометрии, ионометрии, тонкослойной хроматографии;
Микробиология - освоение методов микробиологических исследований, подготовки и окраски микропрепаратов, применение правил и методики работы с биологическим материалом и культурами микроорганизмов;
Микроскопия - освоение методов лабораторной микроскопии в области цитологических и гистологических исследований;
Моделирование молекул - освоение моделирования пространственного строения молекул с учетом соблюдения конфигурации моделируемых соединений, а также приложения методов конформационного анализа для выбора наиболее стабильной конформации;
Оптические методы - освоение принципов построения оптических систем для изучения законов геометрической и волновой оптики, а также интерпретации спектральных данных;
Электричество и магнетизм - получение навыка проведения экспериментов по электрическим и магнитным явлениям, а также выявление их взаимосвязи, включая самостоятельную сборку электрических схем, детекцию магнитных полей, а также моделирование систем получения энергии из области альтернативной энергетики;
Механика и пневматика - освоение демонстрации механических явлений, включая волновые процессы, сборку механических конструкций, изучение колебательных систем, применение законов молекулярной физики для анализа экспериментальных данных и т.д.;
Цифровые лаборатории - освоение использования датчиковых систем в физическом, химическом, экологическом и биологическом эксперименте;
Программирование и сборка робототехнических устройств - освоение принципов создания устройств на основе электронных компонентов, датчиков и сенсоров, создания программ для микроконтроллеров с возможностью обработки входящих данных и управления внешними устройствами;
Сбор данных - освоение принципов мониторинга параметров окружающей среды и технических систем с использованием прямых и косвенных измерений.
Инфраструктура и материально-техническое оснащение лаборатории обеспечивают:
1) возможность организации и проведения традиционных форм учебных занятий (уроки математики, физики, химии, биологии, информатики, выполнение индивидуального проекта);
2) возможность организации и проведения элективных курсов, реализации программ внеурочной деятельности и кружков;
3) возможность организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности в форматах мастер-классов, конференций, профориентационных мероприятий;
4) организацию и проведение мероприятий для педагогов (повышение квалификации, мероприятия по обмену опытом, тренинги).
Эффективность инфраструктурных и логистических решений по функционированию лаборатории определяется интенсивностью ее использования в образовательном процессе образовательной организации: не менее 6 уроков ежедневно в основном расписании, от 3 до 5 часов ежедневно во второй половине дня, использование в выходные дни, в каникулярное время, а также проведение в лаборатории от 2 до 4 мероприятий в месяц для педагогов и обучающихся школ города.
Оценочные мероприятия Проекта "Академический класс в московской школе"
Ключевыми оценочными мероприятиями являются:
- Открытая городская научно-практическая конференция "Наука для жизни", конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", номинация "Академический класс";
- Открытая городская научно-практическая конференция "Наука для жизни";
- Московская предпрофессиональная олимпиада.
Дополнительными оценочными мероприятиями являются:
- Чемпионат WorldSkills Russia;
- Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся;
- Олимпиада кружкового движения НТИ;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- Московская олимпиада школьников.
Показатели |
Начисляемые на ед. баллы |
|
1.1. Инфраструктура реализации Проекта | ||
Наличие оборудования Проекта |
Есть/Нет |
5 |
Логистика образовательного процесса |
Учет лаборатории в основном расписании |
1 |
Учет в расписании практикумов |
1 |
|
Наличие в учебном плане элективных курсов по направлению Проекта |
1 |
|
1.2. Кадровое обеспечение реализации Проекта | ||
Повышение квалификации учителей за 3 года в соответствии с направленностью Проекта |
Количество человек (окончили обучение), max 10 |
0,1 |
1.3. Результативность участников Проекта по показателям профильного обучения | ||
Результаты ЕГЭ по профильным предметам (Медианное значение суммы двух профильных предметов) |
>= 160 |
1 |
>= 150 |
0,75 |
|
>= 120 |
0,5 |
|
>= 100 |
0,25 |
|
Региональный этап ВсОШ |
Участники (финальный этап) |
0,1 |
Призеры |
0,5 |
|
Победители |
1 |
|
Заключительный этап ВсОШ |
Призеры |
2,5 |
Победители |
5 |
|
Заключительный этап МОШ |
Призеры |
0,5 |
Победители |
1 |
|
Независимые диагностики (ГАОУ ДПО МЦКО) |
Количество успешно сдавших (от 51 до 79%) |
1 |
Количество успешно сдавших (от 80 до 100%) |
2 |
|
1.4. Результативность участников Проекта по показателям предпрофессионального обучения | ||
Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
Участники (сдавшие обе части) |
0,2 |
Призеры |
2 |
|
Победители |
4 |
|
Научно-практическая предпрофессиональная конференция "Наука для жизни" |
Участники очного этапа |
0,5 |
Количество призеров (участники) |
6 |
|
Количество победителей (участники) |
8 |
|
Предпрофессиональная олимпиада |
Призеры |
6 |
Победители |
8 |
|
Участие в региональном чемпионате WorldSkills Russia |
Участники финального этапа |
1 |
Медальон за профессионализм |
2 |
|
Бронзовая медаль |
3 |
|
Серебряная медаль |
4 |
|
Золотая медаль |
5 |
|
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Олимпиада Кружкового движения НТИ |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
Кадровый состав педагогов Проекта "Академический класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику Проекта предпрофессионального образования, должна быть заявлена на сайте образовательной организации с указанием ФИО и должностей.
Требования к педагогам (учителям математики, физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, информатики, истории, обществознания, литературы), работающим в академических классах:
1. Высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (математика, физика, химия, биология, география, иностранный язык, информатика, история, обществознание, литература). Учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 2 года. Результаты диагностик ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы.
2. Наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту. Мониторинг проводится проектным офисом, используется информация о размещенных в ЭЖД МЭШ календарно-тематических планированиях и учебно-методических материалах.
3. Наличие в открытом информационном пространстве эффективной педагогической практики реализации Проекта. Мониторинг наличия и качества эффективных педагогических практик осуществляется посредством конкурса, который курирует Оператор Проекта (персональная публикация опыта учителя по итогам его участия в "Городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования").
4. Обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) с обязательными модулями: функциональные и дидактические возможности учебно-лабораторного оборудования Проекта, методика обучения (математика, физика, химия, биология, география, иностранный язык, информатика, история, обществознание, литература) в условиях реализации предпрофессионального образования. Объем программы не менее 36 часов.
5. Участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта.
Портрет выпускника Проекта "Академический класс в московской школе"
В рамках Проекта учащийся должен овладеть следующими компетенциями:
- знать на углубленном уровне следующие предметы: математика, физика, химия, биология, физика, химия, биология, география, иностранный язык, информатика, история, обществознание, литература (в соответствии с направленностью обучения в предпрофессиональном классе);
- уметь использовать лабораторное оборудование для выполнения практических работ;
- уметь проводить исследования и создавать прикладные проекты в области наноматериалов, биохимии, молекулярной биологии, социально-гуманитарных наук, биоинформатики, робототехники и др.;
- уметь применять современные методы исследований;
- уметь планировать, ставить исследовательские задачи и интерпретировать результаты экспериментов;
- уметь анализировать и оценивать достоверность данных;
- уметь планировать исследовательскую деятельность;
- уметь разрабатывать и представлять проекты и исследовательские идеи;
- уметь оформлять результаты исследований в соответствии с требованиями к научным текстам.
Финансирование Проекта "Академический класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляет Департамент образования и науки города Москвы. Мероприятия вузов и научных организаций проводятся за счет грантов Департамента образования и науки города Москвы.
Информационное сопровождение Проекта "Академический класс в московской школе"
Информационная поддержка Проекта осуществляется на портале городских проектов предпрофессионального образования: http://profil.mos.ru/.
Логотип Проекта "Академический класс в московской школе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.