Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 31 августа 2021 г. N 443
Стандарт
городского Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Цели Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Знакомство школьников с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов. Мотивация обучающихся к освоению профессий в области медицины, которые будут востребованы на рынке труда мегаполиса в ближайшие 5-10 лет. Формирование у обучающихся предпрофессиональных умений, необходимых для учебы и жизни.
Задачи Проекта "Медицинский класс в московской школе"
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями;
- создание гибкой, практико-ориентированной модели предпрофессионального образования для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии;
- привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Обоснование и описание модели Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, в настоящее время востребованными в Москве являются высококвалифицированные специалисты в различных областях медицины и медицинских технологий, таких как превентивная медицина и геронтология, генетика и молекулярная биология, медицинская инженерия и робототехника, биотехнологии. Отмечается также растущая потребность в специалистах в области сверхточной диагностики состояния здоровья человека с использованием новейшего медицинского диагностического оборудования и технологий, в том числе лабораторной диагностики.
Сведения
о динамике вакансий в области медицины и фармацевтики рынка труда Москвы в 2020 - 2021 гг.
По данным портала Headhunter 1 в Москве регулярный прирост востребованности профессий в области медицины составляет от 20 до 40% в год. В неблагоприятные эпидемиологические периоды этот показатель может возрастать многократно, например, до 800%.
------------------------------
1Headhunter - https://stats.hh.ru/
------------------------------
В настоящее время наиболее востребованы специалисты в области фармацевтики, а также младший и средний медицинский персонал.
Количество вакансий в области медицины, фармацевтики в Москве
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 2, в 2021 году набор по профессиям из группы "Медицина и здравоохранение" открыт более чем в 10 вузах, среди которых Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МСХА им. К.А. Тимирязева, МВА им. К.И. Скрябина, РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, МИРЭА, МФТИ и др.
------------------------------
2"Поступи онлайн" - https://postupi.online/, сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911.
------------------------------
Для абитуриентов доступны 590 программ по 102 направлениям, в том числе новые и перспективные профессии:
- биофармаколог;
- врач космической медицины;
- врач-кибернетик;
- геронтолог;
- ИТ-генетик;
- инженер по медицинской технике;
- клинический биоинформатик;
- молекулярный диетолог;
- нейропсихолог;
- оператор медицинских роботов;
- медицинский маркетолог;
- тканевый инженер;
- фармаколог;
- химик фармацевтической промышленности.
Описание
модели реализации Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Проект "Медицинский класс в московской школе" реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Департамент) в сотрудничестве с профильными федеральными вузами, колледжами, научными, исследовательскими и медицинскими организациями.
Схема
взаимодействия организаций в Проекте "Медицинский класс в московской школе"
Координатор Проекта - Департамент
Комиссия по реализации Проекта
Оператор Проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ)
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО)
ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ)
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента образования и науки города Москвы перечни:
- образовательных организаций - участников Проекта;
- вузов и научных организаций - участников Проекта;
- ресурсных центров (из числа образовательных организаций, подведомственных Департаменту).
Консультационная и методическая поддержка Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку Проекта осуществляют ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ресурсные центры, утвержденные приказом Департамента. Ресурсные центры определяются из числа школ - участниц Проекта в соответствии с определенными требованиями. Образовательные организации, желающие получить статус "Ресурсный центр", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (приложение 2) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 1 августа текущего года.
Функции Ресурсного центра:
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с Оператором Проекта;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках предпрофессиональной подготовки и на профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвует в организационных и информационных мероприятиях, проводимых Оператором Проекта, а также в медийных событиях для позиционирования и популяризации Проекта;
- предоставляет Оператору информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "Ресурсный центр"
Образовательная организация - ресурсный центр:
- занимает высокие позиции (грант Мэра Москвы 1-3-й степени) в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школы демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (не менее 70% выпускников 11-х классов набирают свыше 70 баллов по биологии и химии за последние 2 года);
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) и Московской олимпиады школьников (далее - МОШ) по биологии и химии, Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами открытой городской научно-практической конференции "Старт в медицину", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- является победителем или призером конкурсов "Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования" и "Лучшие практики предпрофессионального образования".
Участники Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Медицинские классы создаются на уровне среднего общего образования в организациях, подведомственных Департаменту.
Образовательные организации - участники Проекта (школы):
- анализируют потребность обучающихся в получении предпрофессионального образования в области медицины;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, научными, исследовательскими, медицинскими организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами, утвержденными Департаментом (приложение 3);
- проводят набор обучающихся в предпрофессиональные классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом;
- создают в рамках Проекта один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования;
- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для организации предпрофессионального образования медицинской направленности;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом;
- обеспечивают разработку Положения о предпрофессиональных классах в соответствии с примерной типовой формой (приложение 4).
Партнеры Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Партнерами образовательных организаций в Проекте являются организации высшего образования, научные организации, медицинские колледжи, медицинские организации.
Вузы и научные организации, желающие войти в состав участников Проекта, отправляют заявку (приложение 5) Оператору Проекта. Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Организации высшего образования - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- участвуют в разработке образовательных материалов и программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития науки и технологий;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик учебных достижений обучающихся, конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиады в рамках Проекта;
- участвуют в проведении независимой диагностики учебных достижений обучающихся предпрофессиональных классов;
- сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях предпрофессионального образования: открытых городских научно-практических конференциях, конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей биологии, химии и педагогов дополнительного образования, работающих в медицинских классах;
- организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" для выпускников медицинских классов;
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся и педагогов;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- проводят мероприятия по популяризации естественно-научных знаний и современных медицинских технологий.
Научные и исследовательские организации - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- предоставляют площадки и высокотехнологичное оборудование для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- осуществляют руководство и сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных технологий.
Медицинские колледжи, подведомственные Департаменту здравоохранения города Москвы:
- осуществляют подготовку обучающихся медицинских классов по программам профессионального обучения, при успешном завершении которых выдают свидетельства о профессии установленного образца;
- принимают участие в мероприятиях по трансляции опыта профессиональной подготовки школьников в рамках Проекта.
Медицинские организации, участвующие в Проекте:
- организуют профориентационную деятельность по ознакомлению обучающихся с медицинскими профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями;
- участвуют в организации ознакомительной практики обучающихся и волонтерской деятельности;
- участвуют в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в области медицины.
Отбор участников Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Школа, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 1) Оператору в период с 01 сентября по 01 декабря текущего года.
Критерии отбора государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту, для участия в Проекте:
- наличие высоких результатов обучающихся на ГИА по биологии и химии (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу ОГЭ по каждому предмету на 4 или 5 баллов; ЕГЭ - более 70 баллов);
- наличие высоких результатов участия обучающихся, зачисляемых в медицинский класс, в независимых диагностиках по биологии, химии (более 51% учащихся выполняют экзаменационную работу выше средних результатов по городу по каждому из указанных предметов);
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров регионального или заключительного этапов ВсОШ, МОШ по биологии, химии, Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников, олимпиады Кружкового движения НТИ;
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров открытой городской научно-практической конференции "Старт в медицину", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся, иных конкурсов и конференций, соответствующих направленности Проекта;
- наличие квалифицированных педагогических кадров (экспертный или высокий уровень прохождения предметной диагностики в формате ЕГЭ по биологии и химии);
- повышение квалификации учителей по программам медицинской направленности за последние три года (не менее 1 учителя биологии и не менее 1 учителя химии для работы в медицинском классе);
- наличие материально-технического обеспечения образовательного процесса по направлению Проекта (наличие оборудования кабинета химии, кабинета биологии или оснащенной лаборатории медицинской направленности);
- наличие партнерских соглашений/договоров с вузами и работодателями (не менее 1 договора с вузом и не менее 1 - с работодателем);
- наличие достаточного количества обучающихся для открытия предпрофессиональных классов медицинской направленности (не менее 25 человек);
- участие образовательной организации в добровольческом и волонтерском движении (сотрудничество не менее чем с одной волонтерской организацией, указанное на сайте школы).
Условия
отбора учащихся в медицинские классы
1. При приеме обучающихся в 10-е классы проекта "Медицинский класс в московской школе" учитываются следующие образовательные достижения:
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике и русскому языку;
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по биологии и химии;
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по биологии и химии.
2. При приеме в медицинские классы также учитываются следующие индивидуальные достижения обучающихся:
- информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях;
- наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося.
3. При приеме в медицинские классы учитываются результаты конкурса мотивационных писем.
Письмо содержит не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам:
- почему претендент хочет обучаться в медицинском классе;
- почему претендент достоин зачисления в медицинский класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере.
N |
Критерии отбора |
Значения показателей * |
Баллы |
|
1. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике |
|
5 |
|
20-24 балла |
3 |
|||
15-19 баллов |
1 |
|||
2. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по русскому языку |
|
5 |
|
26-28 баллов |
3 |
|||
23-25 баллов |
1 |
|||
3. |
Результаты прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по предметам, соответствующим направленности медицинского класса |
Медицинский класс |
||
Биология |
|
5 |
||
30-37 баллов |
3 |
|||
25-29 баллов |
1 |
|||
Химия |
|
5 |
||
30-34 балла |
3 |
|||
21-29 баллов |
1 |
|||
4. |
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности медицинского класса |
Медицинский класс |
||
Биология Химия |
4,5-5 баллов |
5 |
||
4,0-4,4 балла |
3 |
|||
3,7-3,9 балла |
1 |
|||
5. |
Информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях |
Творческие конкурсы и олимпиады |
||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Спортивные соревнования и чемпионаты | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Конкурсы проектных/исследовательских работ, научно-практические конференции, соревнования научно-технической направленности | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Олимпиады по учебным предметам, соответствующим направленности медицинского класса | ||||
Муниципальный этап |
Победитель |
3 |
||
Призер |
1 |
|||
Региональный этап |
Победитель |
5 |
||
Призер |
3 |
|||
Всероссийский этап |
Победитель |
10 |
||
Призер |
7 |
|||
Международные олимпиады |
Победитель |
15 |
||
Призер |
10 |
|||
6. |
Наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося |
|
2 |
|
7. |
Наличие мотивационного письма |
Мотивационное письмо, содержащее не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам: - почему претендент хочет обучаться в медицинском классе; - почему претендент достоин зачисления в медицинский класс; - какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере |
1 |
------------------------------
*Значения показателей образовательных результатов могут корректироваться в соответствии с ежегодно обновляемыми официальными шкалами баллов ОГЭ.
------------------------------
Зачисление обучающихся оформляется локальным нормативным актом образовательной организации не позднее чем за 10 дней до начала учебного года.
Критерии отбора вузов для участия в Проекте:
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области естественных наук и медицины);
- проведение мероприятий (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с медициной и естественными науками, на протяжении последних 3 лет;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими Проект "Медицинский класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Критерии отбора научных организаций для участия в Проекте:
- проведение научно-практических мероприятий для учителей химии и биологии, школьников (не менее 2 событий ежегодно за последние 2 года);
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области естественных наук и медицины);
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими Проект "Медицинский класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Принципы привлечения работодателей к реализации предпрофессионального образования в образовательных организациях:
- осуществление деятельности в сфере современной медицины или смежных профессиональных областях;
- наличие необходимой технологической базы и опыта проведения мероприятий для обучающихся и педагогов;
- наличие не менее одного договора или соглашения со школой о сотрудничестве в организации обучения и профессионального самоопределения обучающихся.
Реализация Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведен анализ потребности учащихся в обучении в классах Проекта |
сентябрь |
2. |
На заседании Педагогического совета принято решение о вхождении в Проект |
сентябрь |
3. |
В ГБОУ ГМЦ ДОНМ направлена заявка на участие в Проекте |
сентябрь - ноябрь |
4. |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
сентябрь |
5. |
По результатам образовательных и индивидуальных достижений обучающихся сформированы списки учащихся медицинских классов |
август |
6. |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
август |
7. |
Организовано обучение в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных Оператором и партнерами Проекта |
сентябрь - май |
8. |
Организовано участие обучающихся во Всероссийской Сеченовской олимпиаде школьников |
октябрь - март |
9. |
Организовано участие школьников и педагогов в открытой городской научно-практической конференции "Старт в медицину" |
февраль - апрель |
10. |
Организовано участие учеников 10-х медицинских классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
март |
11. |
Организовано участие учеников 11-х медицинских классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
октябрь |
12. |
Обеспечено участие выпускников 11-х медицинских классов в конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
февраль - апрель |
Особенности образовательной программы
Предпрофессиональное образование медицинской направленности предполагает сочетание профильного обучения, изучение на углубленном уровне биологии и химии и освоение практико-ориентированных элективных курсов и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития медицины.
Организация занятий в медицинских классах
Занятия проводятся в школьных кабинетах, лекционных аудиториях, трансформируемых образовательных пространствах и в лабораторных комплексах школ, вузов-партнеров, в колледжах, где учащиеся выполняют практикумы с использованием лабораторного и медицинского оборудования, проводят исследования и выполняют прикладные проекты под руководством педагогов школ, сотрудников вузов и научных организаций не только в области медицины, но в смежных областях: биохимии, молекулярной биологии, ветеринарии, фундаментальной и прикладной биологии, биоинформатике и др. Школьники имеют возможность встречаться с практикующими врачами, посещать медицинские учреждения, мастер-классы и лекции ученых, занятия педагогов других школ Проекта.
Обучение проходит в современных форматах: группах переменного состава, макрогруппах с использованием поточных аудиторий, микрогруппах для проведения исследований и подготовки проектов, в дистанционном формате.
Особенности проведения занятий в медицинских классах:
- построение единого образовательного маршрута обучающихся за счет интеграции основного и дополнительного образования;
- обучение в трансформируемых пространствах и поточных аудиториях;
- лекционные занятия в больших группах;
- учебно-практические занятия в лаборатории в малых группах переменного состава;
- уроки от работодателей (медицинских организаций);
- профессиональные практики и волонтерская деятельность в медицинских организациях - партнерах Проекта;
- использование городской инфраструктуры для проведения учебных занятий: в технопарках, музейных экспозициях, парках и др.;
- профессиональное обучение в колледжах;
- групповая и индивидуальная работа над исследованиями, проводимыми совместно с представителями вузов, научных организаций, работодателей.
Проект "Медицинский класс в московской школе" реализуется в рамках естественно-научного профиля.
Учебные планы школ предусматривают изучение на углубленном уровне учебных предметов "Биология" и "Химия", а также освоение не менее 2 обязательных практико-ориентированных элективных курсов медицинской направленности.
Обязательные элективные курсы
Наименование курса |
Количество часов на изучение |
Классы |
"Шаг в медицину" |
64 |
10-11 |
"Первая помощь" |
32 |
11 |
В учебные планы включаются дополнительные элективные курсы (количество часов и класс определяет образовательная организация), например:
- "Медицинские манипуляции";
- "Медицинская география";
- "Медицинская генетика";
- "Основы телемедицины";
- "Основы микробиологии";
- "Экология и здоровье человека".
Перечень курсов может быть дополнен образовательной организацией с учетом направленности обучения в медицинских классах и состава партнеров Проекта из числа медицинских организаций.
Образовательные организации обеспечивают реализацию "Индивидуального проекта" в медицинских классах с учетом возможности выполнения проектов и исследований в лаборатории школы, на базе лабораторий вузов и научных организаций - партнеров образовательной организации.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность реализуются совместно с вузами-партнерами, расширяют практическое содержание общеобразовательной программы с использованием оборудования школьных лабораторных комплексов, материально-технологической базы вузов.
Программы внеурочной деятельности:
- "История медицины";
- "Уроки успеха современного врача";
- "Основы психологии";
- "Основы латинского языка и медицинской терминологии";
- "Практикум по химии";
- "Практикум по биологии";
- "Анатомия и физиология человека".
Программы дополнительного образования:
- "Лаборатория молекулярной цитогенетики";
- "Медицинская паразитология";
- "Биохимия и молекулярная биология";
- "Биотехнология";
- "Человек и его здоровье";
- "Основы микробиологии".
Перечень программ определяется образовательной организацией с учетом направленности обучения в медицинских классах и состава партнеров Проекта.
Профессиональное обучение в медицинских колледжах
Ученики 10-11-х классов, обучаясь в медицинском классе, имеют возможность посещать занятия в медицинском колледже и получить базовые навыки профессии медицинского персонала. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (проверка теоретических знаний и практическая квалификационная работа). Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство установленного образца с присвоением квалификации рабочего, служащего.
Обучение осуществляется в медицинских колледжах, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы:
- ГБПОУ ДЗМ "МК N 1";
- ГБПОУ ДЗМ "МК N 2";
- ГБПОУ ДЗМ "МК N 5";
- ГБПОУ ДЗМ "МК N 6";
- ГБПОУ ДЗМ "МК N 7";
- ГБПОУ ДЗМ "Свято-Димитриевское УСМ".
Регистрация на обучение по основным программам профессионального обучения размещена на портале http://profil.educom.ru/ в разделе Проекта.
Образовательная инфраструктура Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Для организации учебных занятий, внеурочной деятельности и дополнительного образования в Проекте используются:
1. Электронные образовательные материалы, размещенные в Библиотеке Московской электронной школы (далее - МЭШ):
27 электронных учебных пособий: "Первая помощь", "Медицинский класс в московской школе", "Первый шаг в магистратуру и аспирантуру. Медицинский класс", "Физико-химические методы анализа в лаборатории проекта предпрофессионального образования", "Основы медицинской гельминтологии", "Основы медицинской арахноэнтомологии", "Генетика. Решение сложных задач" и др.;
115 сценариев уроков для медицинских классов: "Медицина катастроф. Краш-синдром", "Современные средства для оказания первой помощи", "Регенеративная медицина", "Современные технологии восстановления зрения", "Генная инженерия. ГМО", "Цитологические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян", "Группы крови человека. Подготовка к предпрофессиональному экзамену" и др.;
69 видеороликов и видеообъяснений: "Медицинская генетика", "Определение групп крови", "Новая эпоха в онкологии", "Строение ДНК" и др.
Ссылки на ЭОР в МЭШ размещены на официальном сайте Проекта profil.mos.ru в рубрике "Учителям".
2. Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса медицинских классов.
Комплекты оборудования:
- базовый комплекс учебного оборудования для медицинского класса в рамках проекта "Техносфера";
- комплекс учебного оборудования для дооснащения медицинского класса в рамках проекта "Техносфера".
3. Ресурсы лабораторий и симуляционных центров вузов - партнеров Проекта.
Эффективность использования лабораторно-исследовательского комплекса медицинского класса в образовательной организации
Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса для медицинских классов должно быть размещено в едином образовательном пространстве площадью не менее 120 м 2.
Оборудование лаборатории состоит из стационарного монтируемого оборудования и фронтального. Для подключения стационарного оборудования необходимо учесть наличие в лаборатории водопровода, канализации, электричества. В лаборатории необходимо предусмотреть систему хранения и отдельное помещение для выполнения экспериментов по микробиологии (лаборантскую).
Учебное оборудование в лаборатории распределяется по функциональным модулям:
1. Медицина. Анатомия и физиология человека - изучение нормальной анатомии и физиологии человека, определение физиологических показателей здоровья, освоение навыков выполнения базовых медицинских манипуляций.
2. Первая помощь - освоение приемов оказания первой помощи пострадавшему при травмах и кровотечениях, проведение сердечно-легочной реанимации, первая помощь при неотложных состояниях, основы десмургии.
3. Биохимия - освоение приемов работы с общелабораторным и цифровым оборудованием для выполнения биохимического практикума, изучение основ лабораторной медицинской диагностики.
4. Микроскопия - освоение методов лабораторной микроскопии в области цитологических и гистологических исследований.
5. Экологический мониторинг - исследование окружающей среды, продуктов питания, анализ влияния экологических факторов на здоровье человека.
6. Микробиология - освоение методов микробиологических медицинских исследований, подготовки и окраски микропрепаратов, применение правил и методики работы с биологическим материалом и культурами микроорганизмов.
7. Интерактивная система с предустановленными сценариями - обучение и отработка выполнения медицинских манипуляций, базовых умений по уходу за больными и общению с пациентом.
8. Интерактивный анатомический стол - изучение нормальной, патологической анатомии человека и методов медицинской диагностики (магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, ультразвуковой диагностики).
9. Автоматизированный программный комплекс для удаленных телемедицинских консультаций - освоение методов удаленного медицинского мониторинга и функциональной диагностики с использованием цифрового интерактивного оборудования.
Инфраструктура и материально-техническое оснащение лаборатории обеспечивает:
1. Возможность организации и проведения традиционных форм учебных занятий: уроки биологии, химии, выполнение индивидуального проекта.
2. Возможность организации и проведения элективных курсов, реализации программ внеурочной деятельности и кружков.
3. Возможность организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности в форматах мастер-классов, конференций, профориентационных мероприятий.
4. Организация и проведение мероприятий для педагогов - повышения квалификации, мероприятий по обмену опытом, тренингов.
Эффективность инфраструктурных и логистических решений по функционированию лаборатории определяется интенсивностью ее использования в образовательном процессе образовательной организации: не менее 6 уроков ежедневно в основном расписании, от 3 до 5 часов ежедневно во второй половине дня, использование в выходные дни, каникулярное время, а также проведение в лаборатории от 2 до 4 мероприятий в месяц для педагогов и обучающихся школ города.
Оценочные мероприятия Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Ключевыми оценочными мероприятиями являются:
- Открытая городская научно-практическая конференция "Старт в медицину", конкурс проектов и исследований "Старт в медицину";
- конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников.
Дополнительными оценочными мероприятиями являются:
- Чемпионат WorldSkills Russia;
- Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся;
- Олимпиада Кружкового движения НТИ;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- Московская олимпиада школьников;
- Городское соревнование "Первая помощь";
- мероприятия в рамках добровольческой и волонтерской деятельности.
Целевые индикаторы реализации Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Показатели |
Начисляемые на ед. баллы |
|
1.1. Инфраструктура реализации Проекта | ||
Наличие оборудования проекта |
Есть/Нет |
5 |
Логистика образовательного процесса |
Учет лаборатории в основном расписании |
1 |
Учет в расписании практикумов |
1 |
|
Наличие в учебном плане элективных курсов по направлению Проекта |
1 |
|
1.2. Кадровое обеспечение реализации Проекта | ||
Повышение квалификации учителей за 3 года в соответствии с направленностью Проекта |
Количество человек (окончили обучение) max 10 |
0,1 |
1.3. Результативность участников Проекта по показателям профильного обучения | ||
Результаты ЕГЭ по профильным предметам (Медианное значение суммы двух профильных предметов) |
>= 160 |
1 |
>= 150 |
0,75 |
|
>= 120 |
0,5 |
|
>= 100 |
0,25 |
|
Региональный ВсОШ |
Участники (финальный этап) |
0,1 |
Призеры |
0,5 |
|
Победители |
1 |
|
Заключительный ВсОШ |
Призеры |
2,5 |
Победители |
5 |
|
Заключительный МОШ |
Призеры |
0,5 |
Победители |
1 |
|
Независимые диагностики (ГАОУ ДПО МЦКО) |
Количество успешно сдавших (от 51 до 79%) |
1 |
Количество успешно сдавших (от 80 до 100%) |
2 |
|
1.4. Результативность участников Проекта по показателям предпрофессионального обучения | ||
Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
Участники (сдавшие обе части) |
0,2 |
Призеры |
2 |
|
Победители |
4 |
|
Открытая городская научно-практическая конференция "Старт в медицину" |
Участники очного этапа |
0,5 |
Количество призеров (участники) |
6 |
|
Количество победителей (участники) |
8 |
|
Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников |
Призеры |
6 |
Победители |
8 |
|
Участие в региональном этапе WorldSkills Russia |
Участники финального этапа |
1 |
Медальон за профессионализм |
2 |
|
Бронзовая медаль |
3 |
|
Серебряная медаль |
4 |
|
Золотая медаль |
5 |
|
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся |
Участники |
0, 25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Олимпиада Кружкового движения НТИ |
Участники |
0, 25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Городское соревнование "Первая помощь" |
Участники |
0,1 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
2 |
|
Волонтерство |
Участники |
5 |
Профессиональное обучение в колледжах |
Количество (окончили обучение и получили свидетельство о профессии) |
0,5 |
Кадровый состав педагогов Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику Проекта предпрофессионального образования, должна быть заявлена на сайте образовательной организации с указанием Ф.И.О. и должностей.
Требования
к педагогам (учителям химии и биологии), работающим в медицинских классах
1. Высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (химия или биология). Учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 2 года. Результаты диагностик ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы.
2. Наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту. Мониторинг проводится Оператором Проекта, используется информация о размещенных в ЭЖД МЭШ календарно-тематических планированиях и учебно-методических материалах.
3. Наличие в открытом информационном пространстве эффективной педагогической практики реализации Проекта. Мониторинг наличия и качества эффективных педагогических практик осуществляется посредством конкурса, который курирует Оператор Проекта (персональная публикация опыта учителя по итогам его участия в "Городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования".
4. Обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) с обязательными модулями: функциональные и дидактические возможности учебно-лабораторного оборудования Проекта, методика обучения (биологии, химии) в условиях реализации предпрофессионального образования. Объем программы не менее 36 часов.
5. Участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта.
Портрет выпускника Проекта "Медицинский класс в московской школе"
В рамках Проекта учащийся должен овладеть следующими компетенциями:
- знать на углубленном уровне предметы "Химия", "Биология";
- уметь проводить исследования и создавать прикладные проекты в области молекулярной биологии, генетики, биохимии, экологии и др.;
- уметь применять современные методы исследований;
- уметь планировать, ставить исследовательские задачи и интерпретировать результаты экспериментов;
- уметь анализировать и оценивать достоверность данных;
- уметь планировать исследовательскую деятельность;
- владеть методами использования лабораторного оборудования;
- уметь разрабатывать и представлять проекты и исследовательские идеи;
- уметь оформлять результаты исследований в соответствии с требованиями к научным текстам.
Финансирование Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляется за счет средств Департамента образования и науки города Москвы.
Мероприятия вузов-партнеров финансируются в рамках предоставления грантов Правительства города Москвы.
Информационное сопровождение Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Информационная поддержка Проекта осуществляется на портале городских проектов предпрофессионального образования http://profil.mos.ru/.
Логотип Проекта "Медицинский класс в московской школе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.