Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 31 августа 2021 г. N 443
Стандарт
городского проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Цели Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Формирование знаний и прикладных умений у обучающихся 10-11-х классов в области предпринимательства для стимулирования предпринимательского мышления, а также выведения лучших школьных проектов на уровень состоявшихся стартапов с последующей перспективой создания собственного бизнеса.
Формирование у обучающихся предпрофессиональных навыков предпринимательской направленности, необходимых в современном мире, а именно: навыков проектной деятельности, работы в команде и готовности брать на себя ответственность.
Задачи Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
- повышение мотивации школьников к изучению теоретических, а также прикладных направлений предметных областей математики, обществознания, экономики и права;
- обновление содержания программ учебных предметов: "Математика", "Обществознание", "Экономика" и "Право" с учетом развития предпринимательской мысли, в том числе изучение основ предпринимательской деятельности, финансов, бизнеса, информационных технологий в решении бизнес-задач, делового английского, предпринимательского права, бренд-менеджмента, бизнес-планирования;
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями;
- разработка актуальных методических и электронных учебных материалов Московской электронной школы для обеспечения углубленного изучения математики, обществознания, экономики, права, основ предпринимательской деятельности;
- реализация модели сетевого взаимодействия с ведущими вузами, компаниями, ресурсными центрами для повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей с целью кадрового обеспечения профиля;
- стимулирование развития единой предпринимательской обучающей экосистемы города: бизнес-сообщества, проектных лабораторий, бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов;
- внедрение эффективных методик предпрофессионального образования.
Обоснование и описание модели Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым, консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, в последние годы наблюдается положительная динамика в заинтересованности молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью и открывать собственный бизнес.
По данным экспертов, пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что более амбициозная и позитивно настроенная молодежь после ограничительных мер быстрее всех возвращалась к ведению бизнеса, его инвестированию и развитию.
Поддержка инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики, закрепленном в ст. 6 принятого в конце 2020 года Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации".
Сведения
о динамике вакансий в востребованных отраслях рынка труда Москвы в 2020 - 2021 гг.
По данным портала HeadHunter, 21 в Москве наблюдается рост запроса работодателей в областях, связанных с владением знаниями и умениями в области бизнеса и предпринимательства и смежных дисциплин, за 12 месяцев составил в среднем 112,3%.
------------------------------
21HeadHunter - https://stats.hh.ru/
------------------------------
За последние годы наблюдается рост интереса молодежи к предпринимательству. Так, согласно опросу ВЦИОМ 2020 года, об открытии малого бизнеса задумываются 42% жителей Москвы в возрасте от 18 до 24 лет и 38% горожан от 25 до 34 лет. Треть опрошенных молодых москвичей считают, что могли бы легко начать свое дело. О наличии необходимых знаний и опыта для создания бизнеса заявила почти половина респондентов (41%).
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 22, в 2021 году набор по профессиям из групп "Организация предпринимательской деятельности", "Экономика и аудит", "Деловое администрирование", "Менеджмент организации", "Торговое дело", "Управление малым бизнесом", "Предпринимательство в инновационной сфере деятельности", "Управление экономической деятельностью предприятий", "Интернет-маркетинг и электронная торговля" "Международный бизнес и предпринимательство" открыт в ведущих российских вузах, среди которых МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая Школа Экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РАНХиГС, ГУУ, РТУ им. А.Н. Косыгина, МГГЭУ и др. Для поступления на обучение доступны более 300 программ по 71 направлению, в том числе:
- предприниматель;
- стартап-менеджер;
- директор;
- менеджер проекта;
- бизнес-консультант;
- специалист по бизнес-планированию и разработке бизнес-планов;
- ментор стартапов;
- интернет-маркетолог.
------------------------------
22"Поступи онлайн" - https://postupi.online/, сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911
------------------------------
Описание
модели реализации Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Проект "Предпринимательский класс в московской школе" (далее - Проект) реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Департамент).
Схема
взаимодействия организаций в проекте "Предпринимательский класс в московской школе"
Координатор Проекта - Департамент
Комиссия по реализации Проекта
Оператор Проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ)
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО)
ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ)
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента перечни:
- образовательных организаций - участников Проекта;
- вузов и научных организаций - участников Проекта;
- ресурсных центров (из числа образовательных организаций, подведомственных Департаменту).
Консультационная и методическая поддержка Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку проекта осуществляют ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ресурсные центры, утвержденные приказом Департамента.
Ресурсные центры определяются из числа школ - участниц Проекта в соответствии с определенными требованиями.
Образовательные организации, желающие получить статус "Ресурсный центр", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (приложение 2) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте в качестве ресурсного центра, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 01 августа текущего года.
Функции Ресурсного центра:
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с Оператором Проекта;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках предпрофессиональной подготовки и профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвует в организационных и информационных мероприятиях, проводимых оператором Проекта, а также в медийных событиях для позиционирования и популяризации Проекта;
- предоставляет оперативную информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "Ресурсный центр"
Образовательная организация - ресурсный центр:
- занимает высокие (Грант Мэра Москвы 1-3-й степени) позиции в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школ демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (не менее 70% выпускников 11-х классов набирают свыше 70 баллов по каждому из предметов, изучаемых на углубленном уровне (математика, обществознание), за последние 2 года);
- обучающиеся школ ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) и Московской олимпиады школьников (далее - МОШ) по математике, обществознанию, экономике и праву;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни" (направление "Многообразие науки", секции "Предпринимательство" и "Экономика"), конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- является победителем или призером конкурсов "Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования" и "Лучшие практики предпрофессионального образования".
Участники Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Предпринимательские классы создаются на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту.
Образовательные организации - участники Проекта:
- анализируют потребности обучающихся в получении предпрофессионального образования в области предпринимательства;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, научными и исследовательскими организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии примерными типовыми формами (приложение 3);
- проводят набор обучающихся в предпрофессиональные классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом;
- создают в рамках Проекта один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования;
- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для организации предпрофессионального образования предпринимательской направленности;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом;
- обеспечивают разработку Положения о предпрофессиональных классах в соответствии с примерной типовой формой (приложение 4).
Партнеры Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Партнерами образовательных организаций в Проекте являются организации высшего образования и научные организации.
Вузы и научные организации, желающие войти в состав участников Проекта, отправляют заявку (приложение 5) Оператору Проекта. Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Организации высшего образования - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии примерными типовыми формами (приложение 3);
- участвуют в разработке образовательных материалов и программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития предпринимательства;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик учебных достижений обучающихся, конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиады в рамках Проекта;
- участвуют в проведении независимой диагностики учебных достижений обучающихся предпрофессиональных классов;
- сопровождают проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях предпрофессионального образования: в открытых городских научно-практических конференциях, конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей математики, обществознания, экономики и права и педагогов дополнительного образования, работающих в предпринимательских классах;
- организуют и проводят практические занятия на собственных площадках и площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся и педагогов;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- проводят мероприятия по популяризации знаний в области предпринимательства и современных подходов в бизнесе.
Научные и исследовательские организации - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- предоставляют площадки и оборудование для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- осуществляют руководство и сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся, проводят мероприятия, направленные на представление результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- проводят мероприятия по популяризации знаний в области предпринимательства и современных подходов в бизнесе.
Отбор участников Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Образовательная организация, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 1) Оператору в период с 01 сентября по 01 декабря текущего года.
Критерии отбора государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту, для участия в Проекте:
- наличие высоких результатов обучающихся на ГИА по математике и обществознанию (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу ОГЭ по каждому предмету - на 4 или 5 баллов; ЕГЭ - более 70 баллов);
- наличие высоких результатов участия обучающихся, зачисляемых в предпринимательский класс, в независимых диагностиках по математике и обществознанию (более 51% учащихся выполняют экзаменационную работу выше средних результатов по городу по каждому из указанных предметов);
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров регионального или заключительных этапов ВсОШ и МОШ по математике, обществознанию, экономике или праву, Московской предпрофессиональной олимпиады, всероссийских или международных олимпиад и соревнований предпринимательской направленности;
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся, иных конкурсов и конференций, соответствующих направленности Проекта;
- наличие квалифицированных педагогических кадров (экспертный или высокий уровень прохождения предметной диагностики в формате ЕГЭ по математике и обществознанию);
- повышение квалификации учителей по программам предпринимательской направленности за последние три года (не менее 1 учителя математики и не менее 1 учителя обществознания для работы в предпринимательском классе);
- наличие партнерских соглашений/договоров с вузами (не менее 1 договора с вузом);
- наличие достаточного количества обучающихся для открытия предпрофессиональных классов предпринимательской направленности (не менее 25 человек).
Условия
отбора учащихся в предпринимательские классы
1. При приеме обучающихся в 10-е классы проекта "Предпринимательский класс в московской школе" учитываются следующие образовательные достижения:
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике и русскому языку;
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по обществознанию;
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по обществознанию.
2. При приеме обучающихся в предпринимательские классы также учитываются следующие индивидуальные достижения обучающихся:
- информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях;
- наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося.
3. При приеме обучающихся в предпринимательские классы учитываются результаты конкурса мотивационных писем.
Письмо содержит не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам:
- почему претендент хочет обучаться в предпринимательском классе;
- почему претендент достоин зачисления в предпринимательский класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере.
N |
Критерии отбора |
Значения показателей * |
Баллы |
|
1. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике |
25 баллов |
5 |
|
20-24 балла |
3 |
|||
15-19 баллов |
1 |
|||
2. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по русскому языку |
29 баллов |
5 |
|
26-28 баллов |
3 |
|||
23-25 баллов |
1 |
|||
3. |
Результаты прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по предметам, соответствующим направленности предпрофессионального класса, в который обучающийся подает заявление |
Обществознание |
32 баллов |
5 |
27-31 баллов |
3 |
|||
23-26 баллов |
1 |
|||
4. |
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности предпрофессионального класса, в который обучающийся подает заявление |
Обществознание |
4,5-5 баллов |
5 |
4,0-4,4 балла |
3 |
|||
3,7-3,9 балла |
1 |
|||
5. |
Информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях |
Творческие конкурсы и олимпиады |
||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Спортивные соревнования и чемпионаты | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Конкурсы проектных/исследовательских работ, научно-практические конференции, соревнования предпринимательской направленности | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Олимпиады по учебным предметам, соответствующим направленности предпринимательского класса | ||||
Муниципальный этап |
Победитель |
3 |
||
Призер |
1 |
|||
Региональный этап |
Победитель |
5 |
||
Призер |
3 |
|||
Всероссийский этап |
Победитель |
10 |
||
Призер |
7 |
|||
Международные олимпиады |
Победитель |
15 |
||
Призер |
10 |
|||
6. |
Наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося |
100 часов |
2 |
|
7. |
Наличие мотивационного письма |
Мотивационное письмо, содержащее не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам: - почему претендент хочет обучаться в предпринимательском классе; - почему претендент достоин зачисления в предпринимательский класс; - какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере |
1 |
------------------------------
*Значения показателей образовательных результатов могут корректироваться в соответствии с ежегодно обновляемыми официальными шкалами баллов ОГЭ.
------------------------------
Зачисление обучающихся оформляется локальным нормативным актом образовательной организации не позднее чем за 10 дней до начала учебного года.
Критерии отбора вузов для участия в Проекте:
- наличие инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности предпринимательской направленности;
- проведение мероприятий (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с предпринимательством, на протяжении последних 3 лет;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Предпринимательский класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Критерии отбора научных организаций для участия в Проекте:
- проведение научно-практических мероприятий для учителей математики и обществознания, а также школьников (не менее 2 событий ежегодно за последние 2 года);
- наличие инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности предпринимательской направленности;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Предпринимательский класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Принципы привлечения работодателей к реализации предпрофессионального образования в образовательных организациях:
- осуществление деятельности в сфере предпринимательства или смежных профессиональных областях;
- наличие опыта проведения мероприятий для обучающихся и педагогов;
- наличие не менее одного договора или соглашения со школой о сотрудничестве в организации обучения и профессионального самоопределения обучающихся.
Реализация Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведен анализ потребности учащихся в обучении в классах Проекта |
сентябрь |
2. |
На заседании Педагогического совета принято решение о вхождении в Проект |
сентябрь |
3. |
В ГБОУ ГМЦ ДОНМ направлена заявка на участие в Проекте |
сентябрь - ноябрь |
4. |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
сентябрь |
5. |
По результатам образовательных и индивидуальных достижений обучающихся сформированы списки учащихся предпринимательских классов |
август |
6. |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
август |
7. |
Организовано обучение в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных оператором и партнерами Проекта |
сентябрь - май |
8. |
Организовано участие школьников и педагогов в открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни" |
февраль - апрель |
9. |
Организовано участие учеников 10-х предпринимательских классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
март |
10. |
Организовано участие учеников 11-х предпринимательских классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО |
октябрь |
11. |
Обеспечено участие выпускников 11-х предпринимательских классов в конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
февраль - апрель |
Особенности образовательной программы
Предпрофессиональное образование предпринимательской направленности предполагает сочетание профильного обучения, изучение на углубленном уровне математики, экономики, права и иностранного языка (английского) и освоение практико-ориентированных элективных курсов и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития предпринимательства.
Организация занятий в предпринимательских классах
Занятия проводятся в кабинетах, лекционных аудиториях, проектных лабораториях, инкубаторах, бизнес-инкубаторах, бизнес-акселераторах школ, вузов-партнеров, научных организаций, где учащиеся обучаются предпринимательской деятельности, выполняют проектную и исследовательскую работу, приобретают навыки создания стартапов. Школьники имеют возможность посещать мастер-классы и лекции ученых и преподавателей, встречаться с практикующими предпринимателями, представителями бизнес-сообщества (экспертами и наставниками), посещать коммерческие предприятия и организации, занятия педагогов других школ.
Особенности проведения занятий в предпринимательских классах
- построение единого образовательного маршрута обучающихся за счет интеграции основного и дополнительного образования;
- лекционные занятия в больших группах;
- учебно-практические занятия в проектных лабораториях индивидуально или в малых группах;
- проектные работы над стартапами в бизнес-инкубаторах и бизнес-акселераторах индивидуально или в малых группах;
- уроки от предпринимателей и представителей бизнес-сообщества (экспертов и наставников);
- встречи с инвесторами;
- использование городской инфраструктуры для проведения учебных занятий;
- групповая и индивидуальная работа над проектами и исследованиями, проводимыми совместно с представителями вузов, научными организациями, участниками Проекта.
Проект "Предпринимательский класс в московской школе" реализуется в рамках социально-экономического профиля.
Учебные планы школ предусматривают изучение на углубленном уровне учебных предметов: "Математика", "Экономика", "Право", "Иностранный язык (английский)", а также освоение не менее 2 обязательных практико-ориентированных элективных курсов предпринимательской направленности.
Обязательные элективные курсы
Наименование курса |
Количество часов на изучение |
Классы |
"Основы предпринимательской деятельности" |
64 |
10-11 |
"Финансы и бизнес" |
64 |
10-11 |
В учебные планы включаются дополнительные элективные курсы (количество часов и класс определяет образовательная организация), например:
- "Информационные технологии в решении бизнес-задач";
- "Бизнес-английский";
- "Поиск и генерация бизнес-идей";
- "Предпринимательское право";
- "Дизайн-мышление";
- "Бизнес-планирование";
- "Бренд-менеджмент";
- "Основы финансов".
Перечень курсов может быть дополнен образовательной организацией с учетом направленности обучения в предпринимательских классах, состава партнеров Проекта.
Образовательные организации обеспечивают реализацию "Индивидуального проекта" в предпринимательских классах с учетом возможности выполнения проектов и исследований в школе, на базе инфраструктуры вузов и научных организаций - партнеров образовательной организации.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность реализуются совместно с вузами-партнерами, расширяют практическое содержание общеобразовательной программы с использованием материально-технической базы вузов.
Программы внеурочной деятельности:
- "Бизнес-планирование";
- "Предпринимательское право".
Программы дополнительного образования:
- "Предпринимательский клуб "Школа Дела";
- "Стартап: Старт вверх";
- "Игра Го";
- "Мастерство публичного выступления";
- "Финансовая грамотность";
- "Копирайтинг".
Перечень курсов определяется образовательной организацией с учетом направленности обучения в предпринимательских классах, составом партнеров Проекта.
Образовательная инфраструктура Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Для организации учебных занятий, внеурочной деятельности и дополнительного образования в Проекте используются:
1. Электронные образовательные материалы, размещенные в Библиотеке Московской электронной школы:
- 40 электронных учебных пособий: "Самоучитель: экономика +++", "Бизнес и предпринимательство", "Предпринимательские навыки", "Основы финансовой грамотности", "Экономика Москвы", "Экономический рост", "Профсоюзы. Их роль на рынке труда", "Брошюра "Время инвестировать в Москву", "Патентная система налогообложения: выгодно и просто!", "Порядок расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. Актуальные вопросы, практика применения", "Меры поддержки инвестиционных проектов", "Экономическое развитие", "Спрос", "Инфраструктура рынка ценных бумаг", "Рынок труда", "Страхование" и др.;
- 82 сценария уроков: "Правовые основы предпринимательской деятельности", "Финансовое право. Налоговое право", "Инвестиции", "Сегодня школьник - завтра предприниматель", "Фирма и ее цели", "Кредит. Принципы кредитования", "Основные источники финансирования бизнеса", "Финансирование проекта. Ресурсы. Бизнес-план", "Франчайзинг как форма сотрудничества крупного и малого бизнеса", "Антимонопольное законодательство в России", "Создание бизнес-плана собственного предприятия" и др.;
- 19 видеороликов и видеообъяснений: "Бизнес-план", "Взаимодействие крупного и малого бизнеса", "Источники финансирования бизнеса", "Реклама", "Рынок ценных бумаг", "Валюта и валютный курс", "Банковская система", "Банковские продукты и услуги", "Вклады и кредиты", "Инвестиции", "Финансовые институты" и др.
Ссылки на электронные образовательные ресурсы в Московской электронной школе размещены на официальном сайте Проекта profil.mos.ru в рубрике "Учителям".
2. Ресурсы лабораторий вузов-партнеров, научных организаций и участников Проекта.
Оценочные мероприятия Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Ключевыми оценочными мероприятиями являются:
- Открытая городская научно-практическая конференция "Наука для жизни", конкурс проектов и исследований (направление "Многообразие науки", секции "Предпринимательство" и "Экономика");
- Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- Московская предпрофессиональная олимпиада.
Оценочными мероприятиями являются:
- Открытый чемпионат профессионального мастерства города Москвы "Московские мастера" по стандартам WorldSkills Russia и Национальный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) по компетенциям, соответствующим предпринимательской направленности;
- Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся;
- Олимпиада Кружкового движения НТИ;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- Московская олимпиада школьников.
Целевые индикаторы реализации Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Показатели |
Начисляемые на ед. баллы |
|
1.1. Инфраструктура реализации Проекта | ||
Логистика образовательного процесса |
Наличие в учебном плане элективных курсов по направлению Проекта |
1 |
1.2. Кадровое обеспечение реализации Проекта | ||
Повышение квалификации учителей за 3 года в соответствии с направленностью Проекта |
Количество человек (окончили обучение) max 10 |
0,1 |
1.3. Результативность участников Проекта по показателям профильного обучения | ||
Результаты ЕГЭ по профильным предметам (Медианное значение суммы двух профильных предметов "Математика" и "Обществознание") |
>= 160 |
1 |
>= 150 |
0,75 |
|
>= 120 |
0,5 |
|
>= 100 |
0,25 |
|
Региональный ВсОШ |
Участники (финальный этап) |
0,1 |
Призеры |
0,5 |
|
Победители |
1 |
|
Заключительный ВсОШ |
Призеры |
2,5 |
Победители |
5 |
|
Заключительный МОШ |
Призеры |
0,5 |
Победители |
1 |
|
Независимые диагностики (ГАОУ ДПО МЦКО) |
Количество успешно сдавших (от 51 до 79%) |
1 |
Количество успешно сдавших (от 80 до 100%) |
2 |
|
1.4. Результативность участников Проекта по показателям предпрофессионального обучения | ||
Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
Участники (сдавшие обе части) |
0,2 |
Призеры |
2 |
|
Победители |
4 |
|
Научно-практическая конференция "Наука для жизни". Конкурс проектов и исследований |
Участники очного этапа |
0,5 |
Количество призеров (участники) |
6 |
|
Количество победителей (участники) |
8 |
|
Московская предпрофессиональная олимпиада |
Призеры |
6 |
Победители |
8 |
|
Участие в региональном этапе WorldSkills Russia |
Участники финального этапа |
1 |
Медальон за профессионализм |
2 |
|
Бронзовая медаль |
3 |
|
Серебряная медаль |
4 |
|
Золотые медали |
5 |
|
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Олимпиада Кружкового движения НТИ |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
Кадровый состав педагогов Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику проекта предпрофессионального образования, должна быть заявлена на сайте образовательной организации с указанием Ф.И.О. и должностей.
Требования к педагогам (учителям математики, обществознания, экономики, права), работающим в предпринимательских классах:
1. Высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (математика, обществознание). Учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 2 года. Результаты диагностик ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы.
2. Наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту. Мониторинг проводится Оператором, используется информация о размещенных в Электронном журнале и дневнике Московской электронной школы календарно-тематических планированиях и учебно-методических материалах.
3. Наличие в открытом информационном пространстве эффективной педагогической практики реализации Проекта. Мониторинг наличия и качества эффективных педагогических практик осуществляется посредством конкурса, который курирует Оператор Проекта (персональная публикация опыта учителя по итогам его участия в "Городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования").
4. Обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) с обязательными модулями: методика обучения (математика, обществознание, экономика, право) в условиях реализации предпрофессионального образования. Объем программы не менее 36 часов.
5. Участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта.
Портрет выпускника Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
В рамках Проекта учащийся должен овладеть следующими компетенциями:
- обладать сформированной системой значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру;
- характеризовать развитие российского предпринимательства и меценатства;
- раскрывать социально-экономическую сущность, роль и значение предпринимательства в современной экономике;
- извлекать необходимую информацию из основных нормативных и правовых документов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- уметь генерировать бизнес-идеи;
- уметь разрабатывать бизнес-модели;
- обладать навыком выбора сферы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы;
- знать, как выстраивать бизнес-процессы и управлять ими;
- владеть методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;
- владеть методами выстраивания маркетинговых коммуникаций, финансового и инвестиционного анализа, запуска стартапа, методами оптимизации бизнеса.
Финансирование Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляется за счет средств Департамента образования и науки города Москвы.
Мероприятия вузов-партнеров проводятся в рамках предоставления грантов Правительства города Москвы.
Информационное сопровождение Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Информационная поддержка Проекта осуществляется на портале городских проектов предпрофессионального образования http://profil.mos.ru/.
Логотип Проекта "Предпринимательский класс в московской школе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.