Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 31 августа 2021 г. N 443
Стандарт
городского Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Цели Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Знакомство школьников с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов. Мотивация обучающихся к освоению профессий в области инженерии, которые будут востребованы на рынке труда мегаполиса в ближайшие 5-10 лет. Формирование у обучающихся предпрофессиональных умений, необходимых для учебы и жизни.
Задачи Проекта "Инженерный класс в московской школе"
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями;
- создание гибкой, практико-ориентированной модели предпрофессионального образования для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии;
- привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Обоснование и описание модели Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, наиболее востребованными в Москве уже сейчас являются высококвалифицированные специалисты в отраслях информационных технологий, современной инженерии и высокотехнологичного производства, строительства, логистики, инвестиций и финансов.
Ключевым требованием к сотрудникам в данных областях является наличие профильного образования, связанного с владением прикладными умениями в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Сведения
о динамике вакансий в востребованных отраслях рынка труда Москвы в 2020 - 2021 гг.
По данным портала HeadHunter 5 в Москве наблюдается рост запроса работодателей в областях, связанных с владением знаниями и умениями в области математики, информатики, физики, химии и смежных дисциплин (прирост за 12 месяцев составил в среднем 102,5%).
------------------------------
5HeadHunter - https://stats.hh.ru/
------------------------------
При этом специальности, связанные с прикладным применением математики, информатики и физики, являются одними из ведущих направлений по приему абитуриентов в московские вузы.
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 6, в 2021 году набор по профессиям из групп "Машиностроение, робототехника, инженерные профессии", "Программирование, информационные технологии, компьютерные и интернет-профессии", "Приборостроение, оптика и биотехника", "Строительство, архитектура и недвижимость", "Материаловедение и металлургия", "Технологические машины, оборудование и спецтранспорт", "Транспортные профессии - железнодорожные, автомобильные, морские, авиационные", "Физика, технические науки и технологии", "Электроника, связь и радиотехника", "Энергетика и электротехника - электротехнические профессии" открыт в ведущих технических вузах, среди которых МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ", НИЯУ МИФИ, НИУ МГСУ, НИТУ "МИСиС", Московский Политех, НИУ ВШЭ, МТУСИ и др.
------------------------------
6"Поступи онлайн" - https://postupi.online/, сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911
------------------------------
Для поступления на обучение доступны более 3800 программ по 698 направлениям, в том числе:
- инженер-мехатроник;
- архитектор интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта;
- BIM-менеджер-проектировщик;
- конструктор новых металлических сплавов;
- инженер-теплофизик;
- инженер-энергетик;
- биоинженер;
- баллистик по испытаниям космических средств;
- инженер по информационной безопасности;
- системный архитектор, архитектор программного обеспечения;
- инженер по НИОКР (по исследованиям и разработкам, R&D);
- разработчик системы управления полетами ракет-носителей и космических аппаратов;
- специалист-технолог в области экологических биотехнологий;
- архитектор виртуальности;
- архитектор энергетических автономных домов;
- инженер систем жизнеобеспечения;
- конструктор систем жизнеобеспечения пилотируемых космических кораблей, станций и комплексов.
Описание
модели реализации Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Проект "Инженерный класс в московской школе" реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Департамент), в сотрудничестве с профильными федеральными вузами, колледжами, научными организациями и высокотехнологичными предприятия Москвы.
Схема
взаимодействия организаций в проекте "Инженерный класс в московской школе"
Координатор Проекта - Департамент
Комиссия по реализации Проекта
Оператор Проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ)
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО)
ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ)
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента образования и науки города Москвы перечни:
- образовательных организаций - участников Проекта;
- вузов и научных организаций - участников Проекта;
- ресурсных центров (из числа образовательных организаций, подведомственных Департаменту).
Консультационная и методическая поддержка Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку Проекта осуществляют ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ресурсные центры, утвержденные приказом Департамента. Ресурсные центры определяются из числа школ - участниц Проекта в соответствии с определенными требованиями. Образовательные организации, желающие получить статус "Ресурсный центр", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (приложение 2) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 01 августа текущего года.
Функции Ресурсного центра:
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с Оператором Проекта;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках предпрофессиональной подготовки и на профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвует в организационных и информационных мероприятиях, проводимых Оператором Проекта, а также в медийных событиях для позиционирования и популяризации Проекта.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса ресурсного центра
Образовательная организация - ресурсный центр:
- занимает высокие (Грант Мэра Москвы 1-3-й степени) позиции в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школы демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (не менее 70% выпускников 11-х классов набирают свыше 70 баллов по каждому из предметов, изучаемых на углубленном уровне (математика, информатика, физика, химия) за последние 2 года);
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) и Московской олимпиады школьников (далее - МОШ) по математике, информатике, физике или химии, предпрофессиональной олимпиады, всероссийских или международных олимпиад и соревнований инженерной направленности;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами открытой городской научно-практической конференции "Инженеры будущего", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- является победителем или призером конкурсов "Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования проектов предпрофессионального образования" и "Лучшие практики предпрофессионального образования".
Участники Проекта "Инженерный класс в московский школе"
Инженерные классы создаются на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту.
Образовательные организации - участники Проекта (школы):
- анализируют потребность обучающихся в получении предпрофессионального образования в области инженерии;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, научными и исследовательскими организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами, утвержденными Департаментом (приложение 3);
- проводят набор обучающихся в предпрофессиональные классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом;
- создают в рамках Проекта один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования;
- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для организаций предпрофессионального образования инженерной направленности;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом;
- обеспечивают разработку Положения о предпрофессиональных классах в соответствии с примерной типовой формой (приложение 4).
Партнеры Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Партнерами образовательных организаций в Проекте являются организации высшего образования, научные организации, колледжи, высокотехнологичные предприятия.
Вузы и научные организации, желающие войти в состав участников Проекта отправляют заявку (приложение 5) Оператору Проекта.
Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга.
Организации высшего образования - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- участвуют в разработке образовательных материалов и программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития науки и технологий;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик учебных достижений обучающихся, конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиады в рамках Проекта;
- участвуют в проведении независимой диагностики учебных достижений обучающихся предпрофессиональных классов;
- сопровождают проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях предпрофессионального образования: в открытых городских научно-практических конференциях, конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей математики, информатики, физики, химии и педагогов дополнительного образования, работающих в инженерных классах;
- организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" для выпускников инженерных классов;
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся и педагогов;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных инженерных технологий.
Научные и исследовательские организации - участники Проекта:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования в соответствии с примерными типовыми формами (приложение 3);
- предоставляют площадки и высокотехнологичное оборудование для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- осуществляют руководство и сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся;
- проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций в рамках Проекта;
- проводят мероприятия по популяризации научных знаний и современных технологий.
Колледжи, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы:
- осуществляют подготовку учеников инженерных классов по программам профессионального обучения, при успешном завершении которых выдают свидетельства о профессии установленного образца;
- принимают участие в мероприятиях по трансляции опыта профессиональной подготовки школьников в рамках Проекта.
Высокотехнологичные предприятия и организации, участвующие в Проекте:
- организуют профориентационную деятельность по ознакомлению обучающихся с инженерными профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями;
- участвуют в организации ознакомительной практики обучающихся;
- участвуют в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в области инженерии.
Отбор участников Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Школа, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 1) Оператору в период с 01 сентября по 01 декабря текущего года.
Критерии отбора государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту, для участия в Проекте:
- наличие высоких результатов обучающихся на ГИА по математике, информатике, физике, химии (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу ОГЭ по каждому предмету на 4 или 5 баллов; ЕГЭ - более 70 баллов);
- наличие высоких результатов участия обучающихся, зачисляемых в инженерный класс, в независимых диагностиках по математике, информатике, физике, химии (более 51% учащихся выполняют экзаменационную работу выше средних результатов по городу по каждому из указанных предметов);
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров регионального или заключительного этапов ВсОШ и МОШ по математике, информатике, физике или химии, Московской предпрофессиональной олимпиады, всероссийских или международных олимпиад и соревнований инженерной направленности (олимпиады Кружкового движения НТИ, Всероссийского технологического фестиваля "РобоФест", Всероссийской робототехнической олимпиады, Международного конкурса детских инженерных команд);
- наличие участников заключительных этапов, победителей или призеров открытой городской научно-практической конференции "Инженеры будущего", конкурса "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал", Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся, иных конкурсов и конференций, соответствующих направленности Проекта;
- наличие квалифицированных педагогических кадров (экспертный или высокий уровень прохождения предметной диагностики в формате ЕГЭ по математике, информатике, физике, химии);
- повышение квалификации учителей по программам инженерной направленности за последние три года (не менее 1 учителя информатики и не менее 1 учителя физики для работы в инженерном классе);
- наличие материально-технического обеспечения образовательного процесса по направлению Проекта (наличие оборудования кабинета физики, кабинета информатики или оснащенной лаборатории инженерной направленности);
- наличие партнерских соглашений/договоров с вузами и работодателями (не менее 1 договора с вузом и не менее 1 - с работодателем);
- наличие достаточного количества обучающихся для открытия предпрофессиональных классов инженерной направленности (не менее 25 человек).
Условия
отбора учащихся в инженерные классы
1. При приеме обучающихся в 10-е классы проекта "Инженерный класс в московской школе" учитываются следующие образовательные достижения:
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике и русскому языку;
- результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по информатике, физике, химии;
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по физике, информатике, химии.
2. При приеме обучающихся в инженерные классы также учитываются следующие индивидуальные достижения обучающихся:
- информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях;
- наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося.
3. При приеме обучающихся в инженерные классы учитываются результаты конкурса мотивационных писем.
Письмо содержит не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам:
- почему претендент хочет обучаться в инженерном классе;
- почему претендент достоин зачисления в инженерный класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере.
N |
Критерии отбора |
Значения показателей * |
Баллы |
|
1. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по математике |
25 баллов |
5 |
|
20-24 балла |
3 |
|||
15-19 баллов |
1 |
|||
2. |
Результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по русскому языку |
29 баллов |
5 |
|
26-28 баллов |
3 |
|||
23-25 баллов |
1 |
|||
3. |
Результаты прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) по предметам, соответствующим направленности инженерного класса |
Физика |
37 баллов |
5 |
30-36 баллов |
3 |
|||
22-29 баллов |
1 |
|||
Информатика |
17 баллов |
5 |
||
13-16 баллов |
3 |
|||
11-13 баллов |
1 |
|||
Химия |
35 баллов |
5 |
||
30-34 балла |
3 |
|||
21-29 баллов |
1 |
|||
4. |
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9 классе (за все аттестационные периоды) по каждому предмету, соответствующему направленности инженерного класса |
Физика Информатика Химия |
4,5-5 баллов |
5 |
4,0-4,4 балла |
3 |
|||
3,7-3,9 балла |
1 |
|||
5. |
Информация из индивидуального портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях |
Творческие конкурсы и олимпиады |
||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Спортивные соревнования и чемпионаты | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Конкурсы проектных/исследовательских работ, научно-практические конференции, соревнования научно-технической направленности | ||||
Московские |
Победитель |
0,3 |
||
Призер |
0,2 |
|||
Всероссийские |
Победитель |
0,5 |
||
Призер |
0,3 |
|||
Международные |
Победитель |
1 |
||
Призер |
0,5 |
|||
Олимпиады по учебным предметам, соответствующим направленности инженерного класса | ||||
Муниципальный этап |
Победитель |
3 |
||
Призер |
1 |
|||
Региональный этап |
Победитель |
5 |
||
Призер |
3 |
|||
Всероссийский этап |
Победитель |
10 |
||
Призер |
7 |
|||
Международные олимпиады |
Победитель |
15 |
||
Призер |
10 |
|||
6. |
Наличие индивидуальной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности обучающегося |
100 часов |
2 |
|
7. |
Наличие мотивационного письма |
Мотивационное письмо, содержащее не менее 3 обязательных разделов с информацией по следующим вопросам: - почему претендент хочет обучаться в инженерном классе; - почему претендент достоин зачисления в инженерный класс; - какие карьерные цели ставит перед собой претендент и в какой профессиональной сфере |
1 |
------------------------------
*Значения показателей образовательных результатов могут корректироваться в соответствии с ежегодно обновляемыми официальными шкалами баллов ОГЭ.
------------------------------
Зачисление обучающихся оформляется локальным нормативным актом образовательной организации не позднее чем за 10 дней до начала учебного года.
Критерии отбора вузов для участия в Проекте:
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области инженерии);
- проведение мероприятий (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с инженерией, на протяжении последних 3 лет;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Инженерный класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Критерии отбора научных организаций для участия в Проекте:
- проведение научно-практических мероприятий для учителей математики, информатики, физики, химии, школьников (не менее 2 событий ежегодно за последние 2 года);
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 1 лаборатории, оборудованной современной техникой или лабораторными приборами, для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области инженерии);
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с общеобразовательными организациями, реализующими проект "Инженерный класс в московской школе" (не менее чем с 3 образовательными организациями).
Принципы привлечения работодателей к реализации предпрофессионального образования в образовательных организациях:
- осуществление деятельности в сфере современной инженерии, информационных технологий или смежных профессиональных областей;
- наличие необходимой технологической базы и опыта проведения мероприятий для обучающихся и педагогов;
- наличие не менее одного договора или соглашения со школой о сотрудничестве в организации обучения и профессионального самоопределения обучающихся.
Реализация Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведен анализ потребности учащихся в обучении в классах Проекта |
сентябрь |
2. |
На заседании Педагогического совета принято решение о вхождении в Проект |
сентябрь |
3. |
В ГБОУ ГМЦ ДОНМ направлена заявка на участие в Проекте |
сентябрь - ноябрь |
4. |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
сентябрь |
5. |
По результатам образовательных и индивидуальных достижений обучающихся сформированы списки учащихся инженерных классов |
август |
6. |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
август |
7. |
Организовано обучение в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных оператором и партнерами Проекта |
сентябрь - май |
8. |
Организовано участие обучающихся в предпрофессиональной олимпиаде |
октябрь - апрель |
9. |
Организовано участие школьников и педагогов в открытой городской научно-практической конференции "Инженеры будущего" |
февраль - апрель |
10. |
Организовано участие учеников 10-х инженерных классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций МЦКО |
март |
11. |
Организовано участие учеников 11-х инженерных классов в независимой диагностике уровня сформированности предпрофессиональных компетенций МЦКО |
октябрь |
12. |
Обеспечено участие выпускников 11-х инженерных классов в конкурсе "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
февраль - апрель |
Особенности образовательной программы Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Предпрофессиональное образование инженерной направленности предполагает сочетание профильного обучения, изучение на углубленном уровне математики, информатики, физики, химии и освоение практико-ориентированных элективных курсов и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития инженерии.
Организация занятий в инженерных классах
Занятия проводятся в школьных кабинетах, лекционных аудиториях, трансформируемых образовательных пространствах и лабораторных комплексах школ, вузов-партнеров, в колледжах, где учащиеся выполняют практикумы с использованием лабораторного оборудования, проводят исследования и выполняют прикладные проекты под руководством педагогов школ, сотрудников университетов и научных организаций. Школьники имеют возможность посещать мастер-классы и лекции ученых, встречаться со специалистами, посещать высокотехнологичные предприятия и организации, занятия педагогов других школ Проекта.
Особенности проведения занятий в инженерных классах:
- построение единого образовательного маршрута обучающихся за счет интеграции основного и дополнительного образования;
- обучение в трансформируемых пространствах и поточных аудиториях;
- лекционные занятия в больших группах;
- учебно-практические занятия в лаборатории в малых группах переменного состава;
- уроки от работодателей;
- профессиональные практики в организациях - партнерах Проекта;
- использование городской инфраструктуры для проведения учебных занятий: в технопарках, музейных экспозициях, парках и др.;
- профессиональное обучение в колледжах;
- групповая и индивидуальная работа над исследованиями, проводимыми совместно с представителями вузов, научных организаций, работодателей.
Проект "Инженерный класс в московской школе" реализуется в рамках технологического профиля.
Учебные планы школ предусматривают изучение на углубленном уровне учебных предметов "Математика", "Информатика", "Физика" или "Химия", а также освоение не менее 2 обязательных практико-ориентированных элективных курсов инженерной направленности.
Обязательные элективные курсы
Наименование курса |
Количество часов на изучение |
Классы |
"Технологии современного производства" |
64 |
10-11 |
"Инженерный практикум" |
64 |
10-11 |
В учебные планы включаются дополнительные элективные курсы (количество часов и класс определяет образовательная организация), например:
- "Микроэлектроника и микроконтроллеры";
- "Мехатроника";
- "Алгоритмизация и программирование";
- "Инженерная графика";
- "Основы программирования на языке Python";
- "Основы программирования на языке C++";
- "Техническая физика";
- "ТРИЗ";
- "Атомная энергетика и ее применение";
- "Исследование материалов".
Перечень курсов может быть дополнен образовательной организацией с учетом направленности обучения в инженерных классах и состава партнеров Проекта.
Образовательные организации обеспечивают реализацию "Индивидуального проекта" в инженерных классах с учетом возможности выполнения проектов и исследований в лаборатории школы, на базе лабораторий вузов и научных организаций - партнеров образовательной организации.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность реализуются совместно с вузами-партнерами, расширяют практическое содержание общеобразовательной программы с использованием оборудования школьных лабораторных комплексов, материально-технологической базы вузов.
Программы внеурочной деятельности:
- "Машины и механизмы";
- "Аддитивные технологии";
- "Информационная безопасность";
- "Робототехника";
- "Робототехника. Arduino";
- "Основы радиохимии";
- "Инженерия электронных систем";
- "Биосовместимые полимерные материалы";
- "Физика невидимости";
- "Мир кристаллов";
- "Юный геодезист";
- "Криптографические алгоритмы для мобильных приложений на Android";
- "Основы проектирования физико-технических интеллектуальных систем";
- "Электроника и схемотехника".
Перечень программ определяется образовательной организацией с учетом направленности обучения в инженерных классах и состава партнеров Проекта.
Профессиональное обучение в колледжах
В рамках проекта "Инженерный класс в московской школе" организовано партнерство с московскими колледжами для реализации дополнительной возможности обучения школьников из предпрофессиональных классов основам различных профессий одновременно с получением среднего общего образования.
Обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (проверка теоретических знаний и практическая квалификационная работа). К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство установленного образца с присвоением квалификации рабочего, служащего.
Обучение осуществляется в колледжах, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы:
- ГАПОУ КП N 11;
- ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова;
- ГБПОУ "1-й МОК";
- ГБПОУ "26-й КАДР";
- ГБПОУ ЗКНО;
- ГБПОУ КАИТ N 20;
- ГБПОУ КГТиТ N 41;
- ГБПОУ КЖГТ;
- ГБПОУ КС N 54;
- ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева;
- ГБПОУ МГКЭИТ;
- ГБПОУ МГОК;
- ГБПОУ МТК;
- ГБПОУ ОКГ "Столица";
- ГБПОУ ПК N 50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина;
- ГАОУ ВО МГПУ (Институт непрерывного образования МГПУ);
- ГБПОУ ПК им. П.А. Овчинникова;
- ГБПОУ ПТ N 47;
- ГБПОУ ТК N 34;
- ГБПОУ ФК N 35.
Регистрация на обучение по основным программам профессионального обучения размещена на портале http://profil.educom.ru/ в разделе Проекта.
Образовательная инфраструктура Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Для организации учебных занятий, внеурочной деятельности и дополнительного образования в Проекте используются:
1. Электронные образовательные материалы, размещенные в Библиотеке Московской электронной школы (далее - МЭШ).
В МЭШ размещены:
- 79 электронных учебных пособий: "Проектирование и сборка робота на базе робототехнического конструктора VEX", "Чертежи в КОМПАС-3D", "Машинное обучение", "Общий физический практикум. Механика", "Метод мажорант", "Сборник междисциплинарных исследовательских задач", "Двумерные массивы. Матрицы. 10-11 класс", "Гармонические колебания", "Основы программирования на языке Python" и др.;
- 98 сценариев уроков: "Программирование на C/C++. Рисование трехмерных графиков", "Моделирование. Эскизирование деталей. Алгоритм выполнения эскиза детали", "Проектирование автоматизированной системы "Умный свет", "Зависимость силы тока от напряжения для участка цепи", "Лазеры в современном мире" и др.;
- 60 видеороликов и видеообъяснений: "Поляризация света поляроидами", "Моделирование. Построение аксонометрической проекции", "Создание сборочного чертежа муфты. Создание выносных элементов в программе КОМПАС-3D", "Измерение емкости конденсатора различными методами", "Программирование на C/C++. Рисование трехмерных графиков" и др.
Ссылки на электронные образовательные ресурсы в МЭШ размещены на официальном сайте проекта profiI.mos.ru в рубрике "Учителям" http://profil.mos.ru/inj/uchitelyam/metodicheskie-materialy.html
2. Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса инженерных классов.
Комплекты оборудования:
- Базовый комплекс учебного оборудования для инженерного класса в рамках проекта "Техносфера";
- Комплекс учебного оборудования для дооснащения инженерного класса в рамках проекта "Техносфера".
3. Ресурсы лабораторий и центров вузов - партнеров Проекта.
Эффективность использования лабораторно-исследовательского комплекса инженерного класса в образовательной организации
Учебное оборудование лабораторно-исследовательского комплекса для инженерных классов размещается в едином образовательном пространстве площадью не менее 150 м 2 или может быть распределено по учебным кабинетам и рекреациям, расположенным в одной локации здания.
Оборудование лаборатории состоит из стационарного монтируемого оборудования и фронтального. Для подключения стационарного оборудования необходимо учесть наличие в пространстве электричества. В лаборатории необходимо предусмотреть систему хранения.
Учебное оборудование в лаборатории распределяется по функциональным модулям:
1. Аддитивные технологии - 3D-печать корпусных и крепежных элементов устройств, 3D-сканирование деталей с последующей модификацией, создание 3D-моделей с использованием программного обеспечения графических редакторов.
2. Инженерный дизайн - создание чертежей на интерактивном кульмане.
3. Робототехника - конструирование и программирование робототехнических устройств, создание прототипов устройств, соревновательная робототехника, разработка функциональной схемы роботов, дистанционное управление устройствами, составление программ управления датчиками и сенсорами устройства на базе микроконтроллера.
4. Обработка материалов - выполнение технологических операций ручной и машинной обработки различных материалов, разработка и модернизация прототипа изделия, управление автоматизированными системами проектирования, программирование станка с ЧПУ.
5. Физический эксперимент - проведение опытов по механике, статике и динамике, электричеству и магнетизму, моделирование экспериментов по оптике и молекулярной физике, изучение конструкций современного технического оборудования, освоение закономерностей расчета и проектирования электроприборов.
6. Измерительные инструменты - измерения на местности, составление подробных планов построек, определение углов наклона поверхностей для построения конструкций.
Инфраструктура и материально-техническое оснащение лаборатории обеспечивает:
1. Возможность организации и проведения традиционных форм учебных занятий: уроки физики, информатики, выполнение индивидуального проекта.
2. Возможность организации и проведения элективных курсов, реализации программ внеурочной деятельности и кружков.
3. Возможность организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности в форматах мастер-классов, конференций, профориентационных мероприятий.
4. Возможность организации и проведения мероприятий для педагогов - повышения квалификации, мероприятий по обмену опытом, тренингов.
Эффективность инфраструктурных и логистических решений по функционированию лаборатории определяется интенсивностью ее использования в образовательном процессе образовательной организации: не менее 6 уроков ежедневно в основном расписании, от 3 до 5 часов ежедневно во второй половине дня, использование в выходные дни, в каникулярное время, а также проведение в лаборатории от 2 до 4 мероприятий в месяц для педагогов и обучающихся школ города.
Оценочные мероприятия Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Ключевыми оценочными мероприятиями являются:
- Открытая городская научно-практическая конференция "Инженеры будущего", конкурс проектов и исследований по направлению "Инженеры";
- конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- Московская предпрофессиональная олимпиада.
Дополнительными оценочными мероприятиями являются:
- Чемпионат WorldSkills Russia;
- Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся;
- Олимпиада Кружкового движения НТИ;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- Московская олимпиада школьников;
- Всероссийский технологический фестиваль "РобоФест";
- Всероссийская робототехническая олимпиада;
- Международный конкурс детских инженерных команд.
Целевые индикаторы реализации Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Показатели |
Начисляемые на ед. баллы |
|
1.1. Инфраструктура реализации Проекта | ||
Наличие оборудования Проекта |
Есть/Нет |
5 |
Логистика образовательного процесса |
Учет лаборатории в основном расписании |
1 |
Учет в расписании практикумов |
1 |
|
Наличие в учебном плане элективных курсов по направлению Проекта |
1 |
|
1.2. Кадровое обеспечение реализации Проекта | ||
Повышение квалификации учителей за 3 года в соответствии с направленностью Проекта |
Количество человек (окончили обучение), max 10 |
0,1 |
1.3. Результативность участников Проекта по показателям профильного обучения | ||
Результаты ЕГЭ по профильным предметам (Медианное значение суммы двух профильных предметов) |
>= 160 |
1 |
>= 150 |
0,75 |
|
>= 120 |
0,5 |
|
>= 100 |
0,25 |
|
Региональный ВсОШ |
Участники (финальный этап) |
0,1 |
Призеры |
0,5 |
|
Победители |
1 |
|
Заключительный ВсОШ |
Призеры |
2,5 |
Победители |
5 |
|
Заключительный МОШ |
Призеры |
0,5 |
Победители |
1 |
|
Независимые диагностики (МЦКО) |
Количество успешно сдавших (от 51 до 79%) |
1 |
Количество успешно сдавших (от 80 до 100%) |
2 |
|
1.4. Результативность участников Проекта по показателям предпрофессионального обучения | ||
Конкурс "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" |
Участники (сдавшие обе части) |
0,2 |
Призеры |
2 |
|
Победители |
4 |
|
Открытая городская научно-практическая конференция "Инженеры будущего". Конкурс проектов и исследований по направлению "Инженеры" |
Участники очного этапа |
0,5 |
Количество призеров (участники) |
6 |
|
Количество победителей (участники) |
8 |
|
Предпрофессиональная олимпиада |
Призеры |
6 |
Победители |
8 |
|
Участие в региональном WorldSkills Russia |
Участники финального этапа |
1 |
Медальон за профессионализм |
2 |
|
Бронзовая медаль |
3 |
|
Серебряная медаль |
4 |
|
Золотая медаль |
5 |
|
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Олимпиада Кружкового движения НТИ Всероссийский технологический фестиваль "РобоФест" Всероссийская робототехническая олимпиада Международный конкурс детских инженерных команд |
Участники |
0,25 |
Призеры |
1 |
|
Победители |
1,5 |
|
Профессиональное обучение в колледжах |
Количество (окончили обучение и получили свидетельство о профессии) |
0,5 |
Кадровый состав педагогов Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику Проекта предпрофессионального образования, заявлена на сайте образовательной организации с указанием Ф.И.О. и должностей.
Требования к педагогам (учителям математики, информатики, физики, химии), работающим в инженерных классах:
1. Высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (математика, информатика, физика, химия). Учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 2 года. Результаты диагностик ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы.
2. Наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту. Мониторинг проводится Оператором Проекта, используется информация о размещенных в ЭЖД МЭШ календарно-тематических планированиях и учебно-методических материалах.
3. Наличие в открытом информационном пространстве эффективной педагогической практики реализации Проекта. Мониторинг наличия и качества эффективных педагогических практик осуществляется посредством конкурса, который курирует Оператор Проекта (персональная публикация опыта учителя по итогам его участия в городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования).
4. Обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) с обязательными модулями: функциональные и дидактические возможности учебно-лабораторного оборудования проекта, методика обучения (математика, информатика, физика, химия) в условиях реализации предпрофессионального образования. Объем программы не менее 36 часов.
5. Участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта.
Портрет выпускника Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Требования к уровню подготовки выпускника участника Проекта основаны на требованиях федерального государственного стандарта среднего общего образования.
В рамках Проекта учащийся должен овладеть следующими компетенциями:
- знать на углубленном уровне предметы: математику, физику, химию, информатику;
- использовать научное оборудование для выполнения практических работ;
- проводить исследования и создавать прикладные проекты в области энергетики, оптики, квантовой физики, термодинамики, робототехники, обработки материалов, производственных технологий и др.;
- применять современные методы исследований;
- планировать, ставить исследовательские задачи и интерпретировать результаты экспериментов;
- анализировать и оценивать достоверность данных;
- планировать исследовательскую деятельность;
- владеть методами использования лабораторного оборудования;
- разрабатывать и представлять проекты и исследовательские идеи;
- оформлять результаты исследований в соответствии с требованиями к научным текстам.
Финансирование Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляется за счет средств Департамента образования и науки города Москвы.
Мероприятия вузов-партнеров финансируются в рамках предоставления грантов Правительства города Москвы.
Информационное сопровождение Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Информационная поддержка Проектов осуществляется на портале городских проектов предпрофессионального образования http://profil.mos.ru/.
Логотип Проекта "Инженерный класс в московской школе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.