Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Владимирской области
от 23 сентября 2021 г. N 616
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - положение)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор) на территории Владимирской области.
2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Владимирской области (далее - обязательные требования).
3. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Департамент безопасности Владимирской области (далее - Департамент безопасности).
4. Передача в рамках регионального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5. Региональный государственный надзор вправе осуществлять следующие уполномоченные должностные лица:
а) директор Департамента безопасности;
б) заместитель директора Департамента безопасности, начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) заместитель начальника отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента безопасности;
г) консультант отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента безопасности.
6. Уполномоченные должностные лица, указанные в пункте 5 настоящего Положения, являются инспекторами.
7. Инспектор при осуществлении регионального государственного надзора обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей, присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
8. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего региональный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения и помещения, территории, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
з) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
9. Инспектор при осуществлении регионального государственного надзора не вправе:
а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего региональный государственный надзор;
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего региональный государственный надзор;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
10. Инспекторы Департамента безопасности, осуществляющие региональный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. В настоящем Положении под объектом надзора понимается деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации) и граждан, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности либо гидротехнические сооружения III и (или) IV классов, а также организаций и граждан, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования.
Учет объектов регионального государственного надзора осуществляется посредством ежегодного утверждения до 01 октября Перечня таких объектов решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Владимирской области (далее - КЧС и ОПБ области) и включения сведений об объектах надзора в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД).
12. При ведении учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.
13. Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
14. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.
15. Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему ГИС ТОР КНД и (или) формирования контрольно-наблюдательных дел является ежегодное утверждение Перечня таких объектов решением КЧС и ОПБ области, а также поступление (установление) информации об объектах надзора.
16. В 10-дневный срок с момента утверждения Перечня объектов надзора решением КЧС и ОПБ области Департамент безопасности включает сведения об этих объектах в автоматизированную систему ГИС ТОР КНД и (или) формирует контрольно-наблюдательные дела.
17. Департамент безопасности ежегодно, к 01 сентября, обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора.
18. Объекты надзора относятся Департаментом безопасности к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
19. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
б) для категории среднего риска - один раз в 5 лет;
в) для категории умеренного риска - один раз в 6 лет.
20. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
21. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории значительного риска:
деятельность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности либо гидротехнические сооружения III класса, если они не подлежат федеральному государственному надзору;
б) к категории среднего риска:
деятельность организаций, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС и входящих в состав звеньев территориальной подсистемы РСЧС;
в) к категории умеренного риска:
деятельность организаций и учреждений, подведомственных органам исполнительной власти области, представляющих органы управления территориальной подсистемы РСЧС, утвержденные администрацией области;
г) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте "в" настоящего пункта при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае соблюдения условия, предусмотренного пунктом 23 настоящего Положения, а также деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты IV класса опасности либо гидротехнические сооружения IV класса.
22. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.
23. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
24. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного и среднего риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
25. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.
26. Присвоение или изменение присвоенной категории риска объекту надзора, осуществляющему деятельность на территориях нескольких муниципальных образований Владимирской области, производится на основании соответствия осуществляемой им деятельности на территории каждого муниципального образования Владимирской области установленным критериям риска независимо друг от друга.
27. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Департаментом безопасности на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
28. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Департамента безопасности.
29. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается руководителем (заместителем руководителя) Департамента безопасности.
30. Руководитель (заместитель руководителя) Департамента безопасности в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
31. Контролируемое лицо вправе подать в Департамент безопасности заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
32. В целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, инспектора Департамента безопасности осуществляют профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).
33. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
34. Департамент безопасности проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
35. Департамент безопасности осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
36. Информирование, указанное в пункте 35 настоящего Положения, осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ), на официальном сайте Департамента безопасности в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
37. Департамент безопасности обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного надзора.
38. По итогам обобщения правоприменительной практики в соответствии с пунктом 37 настоящего Положения Департамент безопасности обеспечивает ежегодную подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
39. Департамент безопасности обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
40. Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем (заместителем руководителя) Департамента безопасности и ежегодно, до 30 апреля, размещается на официальном сайте Департамента безопасности в сети "Интернет".
41. При наличии в Департаменте безопасности сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований (приложение к настоящему Положению), инспекторы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
42. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных обязательных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
43. Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Департамент безопасности возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
44. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
45. Департамент безопасности рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ.
46. Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
47. Инспекторы Департамента безопасности по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора. Консультирование осуществляется без взимания платы.
48. Консультации предоставляются гражданам, являющимся контролируемыми лицами, руководителям, иным должностным лицам, уполномоченным представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде.
49. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видеоконференцсвязи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
50. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем Департамента безопасности не менее 4 часов в рабочую неделю, и информация о времени консультирования размещается на стенде в доступном для граждан месте, а также на официальном сайте Департамента безопасности в сети "Интернет".
51. Консультирование граждан при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио - и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.
52. Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.
53. Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан не должен превышать 15 минут.
54. Консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) соблюдение обязательных требований.
55. Письменное консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением.
56. Письменное консультирование осуществляется инспектором в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
57. В случае поступления в Департамент безопасности 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальных сайтах в сети "Интернет" письменных разъяснений.
58. Содержание консультации заносится в учетную карточку консультации.
59. Учет карточек консультаций осуществляется путем ведения журнала карточек консультаций.
60. В ходе личного приема от граждан, обратившихся в Департамент безопасности, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
61. При осуществлении консультирования инспектор Департамента безопасности обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
62. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов Департамента безопасности иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
63. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
64. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 47 - 62 настоящего Положения.
65. Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.
66. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
67. Содержание профилактического визита заносится в учетную карточку профилактического визита, типовая форма которой утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
68. Учет карточек профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала карточек профилактических визитов.
69. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
70. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
71. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
72. Проведение обязательного профилактического визита в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, осуществляется в году, предшествующем году проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
73. Обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, проводится в любой период в течение года с даты начала осуществления деятельности.
74. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
75. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
76. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
77. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов.
78. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
79. Инспекционный визит может проводиться с участием специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
80. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.
81. Плановые инспекционные визиты не проводятся.
82. Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям значительного, среднего умеренного и низкого риска в случае, если объектом надзора осуществляет владение, пользование или управление одно контролируемое лицо.
83. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
84. Рейдовый осмотр может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
85. О проведении рейдового осмотра контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до его начала.
86. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
87. В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
88. Плановые рейдовые осмотры не проводятся.
89. Внеплановые рейдовые осмотры могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, в случае, если объектом надзора осуществляют владение, пользование или управление несколько контролируемых лиц.
90. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента безопасности, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного надзора.
91. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
92. Плановые документарные проверки не проводятся.
93. Внеплановые документарные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 105 настоящего Положения.
94. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) инструментальное обследование;
ж) экспертиза.
95. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
96. Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска.
97. Внеплановые выездные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего, умеренного и низкого риска.
98. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности, месту нахождения объекта надзора.
99. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
100. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
101. Внеплановое выездное обследование может проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего, умеренного и низкого риска.
102. В ходе выездного обследования в общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, на территориях, используемых при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, могут осуществляться:
а) осмотр;
б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
в) экспертиза.
103. При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта Департамент безопасности обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
104. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.
105. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:
а) наличие у Департамента безопасности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований или отклонения объекта надзора от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения Департамента безопасности об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
106. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
а) директор Департамента безопасности;
б) заместитель директора Департамента безопасности, начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
107. Гражданин (индивидуальный предприниматель), являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент безопасности информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае:
а) отсутствия по месту регистрации гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;
б) временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
108. В случаях, указанных в пункте 107 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, предоставившего такую информацию, переносится до устранения причин, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
109. Информация о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, направляется непосредственно им или его представителем по адресу нахождения Департамента безопасности, вынесшего решение о проведении проверки, указанному в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
110. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных действующим законодательством.
111. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
112. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
113. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
114. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
115. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
1) отбор проб (образцов);
2) испытание;
3) экспертиза.
Департамент безопасности направляет акт контролируемому лицу на бумажном носителе в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
116. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
117. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном пунктами 136 - 147 настоящего Положения.
118. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
119. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектор Департамента безопасности в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
3) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
4) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
120. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора, подлежат отмене руководителем (заместителем руководителя) Департамента безопасности или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора, руководитель (заместитель руководителя) Департамента безопасности принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
121. Грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора является:
1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных действующим законодательством для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
10) непредставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена законодательством Российской Федерации;
11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;
12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
122. После признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения.
123. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами Департамента безопасности самостоятельно.
124. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.
125. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
126. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
127. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
128. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
129. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
130. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
131. При поступлении в Департамент безопасности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, инспектором проводится оценка их достоверности.
132. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям инспектор Департамента безопасности при необходимости:
а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений;
в) обеспечивает, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
133. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от инспекторов Департамента безопасности информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от Департамента безопасности информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) инспекторов Департамента безопасности, решения Департамента безопасности, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
134. Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями Департамента безопасности, действиями (бездействием) инспекторов Департамента безопасности, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
135. Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями Департамента безопасности, действиями (бездействием) инспекторов Департамента безопасности, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
136. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) инспекторов Департамента безопасности в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
137. Судебное обжалование решений Департамента безопасности, действий (бездействия) инспекторов Департамента безопасности возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
138. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент безопасности в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) на официальном сайте Департамента безопасности. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
139. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Департамент безопасности без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
140. Жалоба на решение инспектора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего региональный государственный надзор, а на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) - Губернатором Владимирской области
141. Жалоба на решение Департамента безопасности, действия (бездействие) инспекторов Департамента безопасности может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
142. Жалоба на предписание Департамента безопасности может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
143. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем (заместителем руководителя) Департамента безопасности.
144. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
145. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента безопасности.
146. Руководитель (заместитель руководителя) Департамента безопасности в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.
147. Информация о решении, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.