Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г1-ГN
Шкалы оценки, вопросники и другие оценочные инструменты состояния пациента, приведенные в клинических рекомендациях
Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста
"The MacArthur Communicative Development Inventory" (MacArthur CDI)
http://ontolingva.ru/opros.htm
Адаптирован кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
Тип (подчеркнуть):
- шкала оценки
- индекс
- вопросник
- другое (уточнить):
Назначение: оценка коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (1-3 лет).
Содержание:
При заполнении опросника советуем:
- Прежде чем заполнять опросник, понаблюдайте несколько дней за Вашим ребенком.
- Внимательно читайте инструкции.
- Не беспокойтесь, если Ваш малыш чего-то не говорит: у каждого ребенка свой путь речевого и коммуникативного развития.
Информация о ребенке: |
Данные заполняющего опросник: |
Фамилия, имя: |
Фамилия, имя, отчество: |
Дата рождения (число, месяц, год - цифрами): |
Образование, специальность: |
Возраст на момент заполнения опросника (учитывайте число полных месяцев: если ребенку 1 год 3 мес. 29 дней, пишите - 1,3) | |
Посещает ли ребенок какое-нибудь дошкольное учреждение? |
Телефон: |
Есть ли у Вашего ребенка серьезные заболевания? Какие? |
Дата заполнения _______________
Как заполнять опросник: |
Ваш ответ на вопрос - Да |
|
Ваш ответ на вопрос - Нет |
Если в речи ребенка есть слова, невключенные в список, впишите их в свободные клетки таблиц.
ПЕРВЫЕ СЛОВА
А. Первые признаки понимания
1) Реагирует, когда вы зовете его (называете его имя), напр., замирает и смотрит на источник звука. |
|
2) Реагирует на "нельзя!" - приостанавливается, прислушивается, хотя бы на мгновенье |
|
3) Реагирует на фразу "Где мама/папа?" - оглядывается, ища взглядом. |
|
Б. Понимание фраз
1. Брось мячик. Кидай (маме, мне) мячик |
|
2. Возьми. На. |
|
3. Дай (шарик, куклу и т.д.) маме. |
|
4. Вставай. |
|
5. Выплюнь. |
|
6. Еще? (Хочешь еще? Дать тебе еще?) |
|
7. Иди ко мне (к маме, сюда и т.д.). |
|
8. Ай-яй-яй (упрек). |
|
9. Нельзя. |
|
10. Позови (маму, папу и т.д.). |
|
11. Обними (маму, папу, куклу и т.д.). |
|
12. Открой ротик. |
|
13. Пожалей (маму, папу, куклу и т.д.). |
|
14. Помаши (маме, папе, дяде и т.д.) ручкой. |
|
15. Пока-пока. До свидания |
|
16. Посмотри. Смотри |
|
17. Поцелуй (маму, папу, куклу и т.д.). |
|
18. Садись. Сядь. |
|
19. Спать пора. Пора баиньки. В кроватку. |
|
20. Тише. (Тс-с-с. Тихо-тихо.) |
|
21. Ты устал? |
|
22. Хлопай в ладошки. (Ладушки. Хлоп-хлоп). |
|
23. Хорошая девочка/мальчик. Пай-мальчик/девочка. |
|
24. Хочешь гулять? Гулять пойдем? |
|
25. Хочешь кушать (есть, ам-ам)? |
|
26. Ах ты, поросенок (свинка, хрюша)! |
|
В. Ребенок начинает говорить
|
никогда |
иногда |
часто |
1. Ваш ребенок любит "попугайничать", т.е. повторять за взрослым слова или часть фразы, которые только что услышал. Например, ребенок повторяет "на работу" после того, как мать сказала: "Мама идет на работу". |
|
|
|
2. Вашему ребенку нравится показывать и называть окружающие предметы. Он как будто гордится знанием названий и хочет демонстрировать его. |
|
|
|
Г. Первые слова ребенка
Слова, которые малыш только понимает, но еще не говорит, отметьте галочкой в первой колонке (понимает).
Во второй колонке (говорит) отметьте, произносит ли ребенок самостоятельно указанные слова (а не повторяет за Вами). Укажите, если можете, как ребенок произносит слово. Если это Вас затрудняет, просто поставьте знак .
(Если в одной графе даны два слова, отмечайте ее и в том случае, когда ребенок произносит только одно из них).
1. Звукоподражания
слово |
значение |
понимает |
говорит |
слово |
значение |
понимает |
говорит |
1. а-а-а |
качать; качаться |
|
|
20. кукареку |
о петухе |
|
|
2. ав |
о собаке |
|
|
21. ля-ля-ля |
петь |
|
|
3. алё |
о телефоне |
|
|
22. ме |
о козе |
|
|
4. ам-ам, ням-ням |
есть |
|
|
23. му |
о корове |
|
|
5. бе |
о баране, овечке |
|
|
24. мяу |
о кошке |
|
|
6. биби |
о машине |
|
|
25. пи-пи |
о мышке, о цыпленке |
|
|
7. бл-бл |
об индюке |
|
|
26. прыг |
прыгать |
|
|
8. брр, ввв и т.п. |
о машине |
|
|
27. ррр |
о медведе; льве и др. |
|
|
9. бух, бах, бам |
падать |
|
|
28. тик-так |
о часах |
|
|
10. га-га |
о гусях |
|
|
29. топ-топ |
идти, ходить |
|
|
11. динь-динь звенеть |
о колокольчике |
|
|
30. тсс |
Тише! |
|
|
12. жж |
о насекомых |
|
|
31.тук-тук |
стучать; стучаться |
|
|
13. иа |
об ослике |
|
|
32. ту-ту, чухчух |
о поезде, паровозе |
|
|
14. иго-го, цокающий звук |
о коне, лошади |
|
|
33. уу |
о волке |
|
|
15. кап-кап |
о дожде, воде |
|
|
34. фу |
о горячем; о запретном |
|
|
16. кар |
о вороне |
|
|
35. хрр, хрю |
о свинке |
|
|
17. ква |
о лягушке |
|
|
36. чик |
включить |
|
|
18. ко-ко |
о курице |
|
|
37. шш |
о змее |
|
|
19. кря |
об утке |
|
|
|
|
|
|
Заполняя опросник дальше, отмечайте слово и в том случае, если его произношение отличается от указанного в опроснике, например, ребенок говорит не ягода, а яга, не кошка, а киса, не рыба, а рыбка ("ипка"), не кукла, а ляля, не спать, а бай, не звери, а зверь ("вей") и т.п. Исключайте лишь звукоподражания, которые уже были отмечены вами выше (например, если ребенок не говорит слово собака, а называет собаку ав или ава, нужно пропустить этот пункт).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Животные (реальные или игрушечные)
Слово |
понимает |
говорит |
Слово |
понимает |
говорит |
1. бабочка |
|
|
19. лошадь/конь |
|
|
2. баран/овечка |
|
|
20. лягушка |
|
|
3. белка |
|
|
21. медведь |
|
|
4. волк |
|
|
22. муха |
|
|
5. ворона |
|
|
23. мышка |
|
|
6. гусь |
|
|
24. обезьяна |
|
|
7. ёж |
|
|
25. петух |
|
|
8. жираф |
|
|
26. поросенок/свинка |
|
|
9. жук |
|
|
27. птичка |
|
|
10. заяц |
|
|
28. рыба |
|
|
11. змея |
|
|
29. слон |
|
|
12. кенгуру |
|
|
30. собака |
|
|
13. коза |
|
|
31. сова |
|
|
14. корова |
|
|
32. тигр |
|
|
15. кошка |
|
|
33. утка |
|
|
16. курочка |
|
|
34. черепаха |
|
|
17. лев |
|
|
|
|
|
18. лиса |
|
|
|
|
|
3. Транспорт
1. автобус |
|
|
7. поезд |
|
|
2. велосипед |
|
|
8. самолет |
|
|
3. грузовик |
|
|
9. трактор |
|
|
4. коляска |
|
|
|
|
|
5. машина |
|
|
|
|
|
6. паровоз |
|
|
|
|
|
4. Игрушки, книжки и т.п.
1. ведро |
|
|
5. кубики |
|
|
2. игрушка |
|
|
6. кукла |
|
|
3. карандаш/ручка |
|
|
7. лопатка/совок |
|
|
4. книга |
|
|
8. мяч |
|
|
5. Еда
1. апельсин |
|
|
18. огурец |
|
|
2. банан |
|
|
19. печенье |
|
|
3. булка |
|
|
20. помидор |
|
|
4. груша |
|
|
21. рыба |
|
|
5. вода |
|
|
22. сок |
|
|
6. йогурт |
|
|
23. сосиска |
|
|
7. капуста |
|
|
24. суп |
|
|
8. картошка |
|
|
25. сыр |
|
|
9. каша |
|
|
26. творог |
|
|
10. кефир |
|
|
27. хлеб |
|
|
11. компот |
|
|
28. чай |
|
|
12. конфета |
|
|
29. яблоко |
|
|
13. макароны |
|
|
30. ягода |
|
|
14. масло |
|
|
31. яйцо |
|
|
15. молоко |
|
|
|
|
|
16. морковка |
|
|
|
|
|
17. мясо |
|
|
|
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
11. Одежда и обувь
1. босоножки |
|
|
11. платье |
|
|
2. ботинки |
|
|
12. пуговица |
|
|
3. варежки/рукавицы |
|
|
13. рубашка |
|
|
4. колготки |
|
|
14. сапоги |
|
|
5. комбинезон |
|
|
15. тапки |
|
|
6. кофта |
|
|
16. трусы |
|
|
7. куртка |
|
|
17. туфли |
|
|
8. нагрудник |
|
|
18. шапка |
|
|
9. носки |
|
|
19. шарф |
|
|
10. памперс |
|
|
20. штаны |
|
|
7. Части тела
1. волосы |
|
|
9. палец |
|
|
2. глазки |
|
|
10. пупок |
|
|
3. голова |
|
|
11. рот |
|
|
4. живот |
|
|
12. рука |
|
|
5. зубы |
|
|
13. ушки |
|
|
6. лицо |
|
|
14. шея |
|
|
7. нога |
|
|
15. щека |
|
|
8. нос |
|
|
16. язык |
|
|
8. Квартира, мебель
1. ванна |
|
|
11. кровать |
|
|
2. дверь |
|
|
12. кухня |
|
|
3. диван |
|
|
13. лестница |
|
|
4. душ |
|
|
14. лифт |
|
|
5. зеркало |
|
|
15. окно |
|
|
6. ковер |
|
|
16. пол |
|
|
7. комната |
|
|
17. стол |
|
|
8. коридор |
|
|
18. стул |
|
|
9. кран |
|
|
19. ступеньки |
|
|
10. кресло |
|
|
20. туалет |
|
|
9. Дома: утварь, бытовые предметы, техника
1. банка |
|
|
23. ножницы |
|
|
2. бумага |
|
|
24. одеяло (носовой)# |
|
|
3. бутылочка |
|
|
25. платок |
|
|
4. веник |
|
|
26. подушка |
|
|
5. вилка |
|
|
27. полотенце |
|
|
6. гвоздь |
|
|
28. радио |
|
|
7. горшок |
|
|
29. расческа |
|
|
8. деньги |
|
|
30. свет |
|
|
9. картинка |
|
|
31. совок (для мусора) |
|
|
10. кастрюля |
|
|
32. соска |
|
|
11. ключи |
|
|
33. таз |
|
|
12. коробка |
|
|
34. тарелка |
|
|
13. кружка |
|
|
35. телевизор |
|
|
14. лампа |
|
|
36. телефон |
|
|
15. лекарство/таблетка |
|
|
37. тряпка |
|
|
16. ложка |
|
|
38. фотоаппарат |
|
|
17. магнитофон |
|
|
39. холодильник |
|
|
18. молоток |
|
|
40. чайник |
|
|
19. монетка |
|
|
41. часы |
|
|
20. мусор |
|
|
42. чашка |
|
|
21. мыло |
|
|
43. зеркало |
|
|
22. нож |
|
|
|
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
19. На улице, в парке, на даче. Места, где бывает ребенок
1. ветер |
|
|
15. мороз |
|
|
2. грязь |
|
|
16. небо |
|
|
3. двор |
|
|
17. горка |
|
|
4. дерево |
|
|
18. палка |
|
|
5. дождь |
|
|
19. парк |
|
|
6. дом |
|
|
20. песок |
|
|
7. елка |
|
|
21. работа |
|
|
8. звезда |
|
|
22. снег |
|
|
9. зоопарк |
|
|
23. солнце |
|
|
10. камень |
|
|
24. трава |
|
|
11. качели |
|
|
25. улица |
|
|
12. лужа |
|
|
26. цветы |
|
|
13. луна |
|
|
27. церковь |
|
|
14. магазин |
|
|
|
|
|
11. Люди
1. мама |
|
|
13. тетя |
|
|
2. папа |
|
|
14. доктор/врач |
|
|
3. бабушка |
|
|
15. имя ребенка |
|
|
4. дедушка |
|
|
16. имя папы |
|
|
5. брат/имя брата |
|
|
17. имя мамы |
|
|
6. сестра/имя сестры |
|
|
18. имена знакомых детей |
|
|
7. няня |
|
|
19. клички домашних животных |
|
|
8. девочка |
|
|
20. люди |
|
|
9. мальчик |
|
|
21. человек |
|
|
10. малыш |
|
|
|
|
|
11. дети |
|
|
|
|
|
12. дядя |
|
|
|
|
|
12. Этикетные и игровые слова
1. ай-я-яй |
|
|
10. нет |
|
|
2. брысь/кыш |
|
|
11. нельзя |
|
|
3. пока |
|
|
12. можно |
|
|
4. привет |
|
|
13. спасибо |
|
|
5. на (возьми) |
|
|
14. ку-ку |
|
|
6. надо, нужно |
|
|
15. тю-тю |
|
|
7. не буду |
|
|
16. вот так! |
|
|
8. не хочу |
|
|
17. кто там? |
|
|
9. да |
|
|
|
|
|
Ниже приводится список глаголов. Форма, в которой используется глагол, не имеет значения (если, например, ребенок говорит не включить, а включи или включу, глагол все равно отмечается).
1. бегать, бежать |
|
|
27. кушать |
|
|
2. бояться |
|
|
28. лежать |
|
|
3. брать/взять |
|
|
29. любить |
|
|
4. бросать |
|
|
30. мыть, мыться |
|
|
5. включать |
|
|
31. принести |
|
|
6. вставать |
|
|
32. обнять |
|
|
7. вытирать |
|
|
33. одеть |
|
|
8. гулять |
|
|
34. открыть |
|
|
9. дать |
|
|
35. писать |
|
|
10. делать |
|
|
36. падать |
|
|
11. дуть |
|
|
37. петь |
|
|
12. есть |
|
|
38. пить |
|
|
13. ездить, ехать |
|
|
39. плакать |
|
|
14. закрыть |
|
|
40. подметать |
|
|
15. залезть |
|
|
41. показать |
|
|
16. играть |
|
|
42. положить |
|
|
17. идти |
|
|
43. прыгать |
|
|
18. искать |
|
|
44. прятать, прятаться |
|
|
19. какать |
|
|
45. сидеть |
|
|
20. катать, кататься |
|
|
46. слушать, слышать |
|
|
21. качать, качаться |
|
|
47. смотреть |
|
|
22. класть |
|
|
48. снимать |
|
|
23. копать |
|
|
49. собирать |
|
|
24. кормить |
|
|
50. спать |
|
|
25. купать, купаться |
|
|
51. стоять |
|
|
26. кусать, кусаться |
|
|
52. танцевать |
|
|
|
|
|
53. хлопать |
|
|
|
|
|
54. хотеть |
|
|
|
|
|
55. ходить |
|
|
|
|
|
56. целовать |
|
|
|
|
|
57. читать |
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
14. Признаки
Какой? |
|
|
23. красный |
|
|
1. большой |
|
|
24. оранжевый |
|
|
2. вкусный |
|
|
25. синий |
|
|
3. голодный |
|
|
26. черный |
|
|
4. голый |
|
|
Как? |
|
|
5. горячий |
|
|
27. больно |
|
|
6. громкий |
|
|
28. быстро |
|
|
7. грязный |
|
|
29. вкусно |
|
|
8. игрушечный |
|
|
30. горячо |
|
|
9. красивый |
|
|
31. громко |
|
|
10. маленький |
|
|
32. грязно |
|
|
11. мокрый |
|
|
33. красиво |
|
|
12. плохой |
|
|
34. мокро |
|
|
13. сладкий |
|
|
35. осторожно |
|
|
14. страшный |
|
|
36. плохо |
|
|
15. теплый |
|
|
37. сладко |
|
|
16. тяжелый |
|
|
38. темно |
|
|
17. холодный |
|
|
39. тепло |
|
|
18. хороший |
|
|
40. тихо/тише |
|
|
19. чистый |
|
|
41. тяжело |
|
|
20. белый |
|
|
42. холодно |
|
|
21. желтый |
|
|
43. хорошо |
|
|
22. зеленый |
|
|
44. чисто |
|
|
15. Время
1. днем |
|
|
6. поздно/позже |
|
|
2. ночью |
|
|
7. рано |
|
|
3. утром |
|
|
8. потом |
|
|
4. завтра |
|
|
9. сейчас |
|
|
5. вчера |
|
|
|
|
|
16. Местоимения
1. мне, меня |
|
|
7. сам/сама |
|
|
2. мой, моя |
|
|
8. твой |
|
|
3. мы |
|
|
9. тебе |
|
|
4. наш |
|
|
10. это, этот, эти |
|
|
5. он |
|
|
11. я |
|
|
6. она |
|
|
|
|
|
17. Вопросы
1. где? |
|
|
4. куда? |
|
|
2. какой? |
|
|
5. чей? |
|
|
3. кто? |
|
|
6. что? |
|
|
18. Местонахождение
1. в (напр., в ведро) |
|
|
7. к (напр., к маме) |
|
|
2. вверх/вверху/наверх/наверху |
|
|
8. на (напр., на столе) |
|
|
3. вниз/внизу |
|
|
9. под (напр., под стулом) |
|
|
4. вот |
|
|
10. там |
|
|
5. домой |
|
|
11. туда |
|
|
6. здесь |
|
|
12. тут |
|
|
19. Количество
1. все |
|
|
4. другой |
|
|
2. всё (= нет, кончилось) |
|
|
5. нет |
|
|
3. еще |
|
|
6. хватит |
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. ДЕЙСТВИЯ И ЖЕСТЫ РЕБЕНКА
А. Первые коммуникативные жесты
Ваш ребенок использует эти жесты:
1) Жест "ПОСМОТРИ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ". |
|
7) Жест "ДАЙ-ДАЙ". |
|
Вытягивает руку вперед и показывает, что он держит. |
|
Ребенок просит что-нибудь, протягивая руки вперед и делая хватательный жест (сжимая и разжимая ладони). |
|
2) Жест "НА, ВОЗЬМИ". Протягивает руку и дает Вам предмет, который он держит в руке. |
|
8) Посылает воздушный поцелуй. |
|
3) УКАЗАТЕЛЬНЫЙ жест. Указывает (рукой или пальцем) на интересующий объект. |
|
9) Причмокивает губами в значении "ВКУСНО". |
|
4) Жест "ДО СВИДАНИЯ". Когда кто-нибудь уходит, самостоятельно машет рукой. |
|
10) Жест "ВСЁ КОНЧИЛОСЬ, НИЧЕГО НЕТ, ТЮ-ТЮ". Разводит руки в стороны. |
|
5) Качает головой в смысле "НЕТ". |
|
11) Жест "НЕЛЬЗЯ, АЙ-Я-ЯЙ". Грозит пальчиком. |
|
6) Кивает головой в смысле "ДА". |
|
12) Кивает головой в смысле "СПАСИБО". |
|
Б. Игры и потешки
ВАШ РЕБЕНОК ИГРАЕТ
1. Играет с Вами в прятки ("ку-ку") - закрывает лицо руками или тряпочкой, а потом выглядывает. |
|
5. Танцует. |
|
2. Исчезновение предмета (Нету кисы, тю-тю) |
|
6. Играет в "Ладушки". |
|
3. Играет с Вами в "догоню-догоню" |
|
7. Играет в "Сороку-ворону" |
|
4. Поет. |
|
|
|
В. Действия с предметами
ВАШ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ИЛИ ПЫТАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ЭТО
1. Ест при помощи ложки или вилки. |
|
9. Кладет голову на руку, закрывает глаза и изображает спящего. |
|
2. Пьет из чашки. |
|
10. Дует на что-либо горячее. |
|
3. Причесывается. |
|
11. Держит игрушечный самолет и заставляет его 'летать'. |
|
4. Чистит зубы. |
|
12. Прикладывает телефонную трубку к уху. |
|
5. Вытирает лицо или руки полотенцем или салфеткой. |
|
13. Нюхает цветы. |
|
6. Надевает шапочку. |
|
14. Возит игрушечную коляску или машину. |
|
7. Надевает ботинок или носок. |
|
15. Бросает мячик. |
|
8. Надевает бусы, браслет или наручные часы. |
|
|
|
Г. Подражание родителям
ВАШ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ЭТО С ИГРУШКАМИ.
1. Укладывает игрушки "спать" на кровать. |
|
7. Пытается одевать кукол. |
|
2. Укрывает одеялом. |
|
8. Обнимает и целует. |
|
3. Кормит из бутылочки. |
|
9. Разговаривает с ними. |
|
4. Кормит ложкой. |
|
10. Пеленает. |
|
5. Расчесывает куклам волосы. |
|
11. Катает в коляске. |
|
6. Укачивает их. |
|
12. Шлепает |
|
Д. Имитация действий взрослых (с настоящими или игрушечными предметами)
ВАШ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ИЛИ ПЫТАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ЭТО.
1. Подметает пол метлой или шваброй. |
|
8. Играет на музыкальных инструментах |
|
2. Вставляет ключ в замок. |
|
9. Водит машину. |
|
3. Заколачивает гвозди молотком. |
|
10. Моет посуду. |
|
4. Печатает на машинке, компьютере. |
|
11. Вытирает пыль. |
|
5. "Читает". Открывает книгу и листает страницы. |
|
12. Пишет (рисует) ручкой, карандашом или фломастером. |
|
6. Пылесосит. |
|
13. Копает лопаткой, совком. |
|
7. Поливает цветы. |
|
14. Надевает очки |
|
Е. Использование предметов понарошку
1. Переливает воображаемую жидкость из одной емкости в другую. |
|
2. Понарошку мешает что-то в кастрюле или чашке. |
|
3. Во время игры Ваш ребенок иногда использует один предмет вместо другого. Например, он может "кормить" игрушечного мишку кубиком вместо яблока или использовать карандаш вместо градусника. Кратко опишите несколько таких ситуаций: |
|
Ключ (интерпретация):
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Диагностика лексического развития детей от 8 до 18 мес.
3.1. Оценка пассивного словаря
Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты", подсчитайте количество слов в графе "Понимает". В таблицах 1 и 2 в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте пассивный лексикон ребенка. Медиана (50-я процентиль) для девочек в 12 мес. - 103 слова. Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития; показатели ниже медианы - о более низком уровне, но отнюдь не об отставании. Границей нормы лексического развития в США принято считать 10-ю процентиль, в России - 15-ю. Значит, если годовалая девочка понимает 32 (или меньше) слов, можно начать беспокоиться, если 20 - есть отставание, если 12 - задержка лексического развития. Для девочек 17 мес. медианой является понимание 236 слов, основанием для беспокойства - понимание только 141 слова, отставанием - 111 слов, задержкой - 68. У мальчиков медиана в возрасте одного года почти та же, что и у девочек (106 слов), но в группу "беспокойства" и группу риска попадают мальчики с лучшим пассивным лексиконом, чем девочки этого же возраста (понимают 42 слова - 15-я процентиль; 32 слова - 10-я процентиль; 15 слов - 5-я). У мальчиков 17 мес. нормой является понимание 224 слов, основанием для беспокойства - понимание 137 слов, некоторым отставанием - 114 слов, задержкой - 84. Как видим, понимание речи в раннем возрасте у мальчиков и девочек примерно одинаково, а в группе риска оказываются девочки с более низкими показателями, чем мальчики. На приведенных графиках (рис. 1, 2) наглядно представлены данные по основным процентилям.
Таблица 1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)
Таблица 2. Оценки процентилей для понимаемых слов (мальчики)
Рис. 1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)
3.2. Оценка активного лексикона
Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и жесты", подсчитайте количество слов в графе "Понимает и говорит". В таблицах 3 и 4 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, если ребенок (неважно, какого пола) в возрасте года произносит 3 слова, его лексическое развитие следует отнести к медиане (по сути - к среднему возрастному уровню). Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития. Если ребенок в 11 мес. не произносит ни одного слова, не следует беспокоиться, но к году даже у детей 20-й процентили появляется по одному слову, следовательно, полное отсутствие продуктивной речи - симптом риска (хотя словами начального лексикона являются не только нормативные слова взрослого языка (естественно, нередко с искаженной звуковой оболочкой), но и звукоподражательные слова "языка нянь"; в расчетах норм звукоподражания не учитывались). В 17 мес. отсутствие 6 слов у девочек и 4 у мальчиков является основанием для беспокойства, 4 слов у девочек и 1 слова у мальчиков - отставанием, а значительной задержкой лексического развития является наличие только 1 слова у девочек и ни одного - у мальчиков. Медиана у девочек в 17 мес. - 23 слова, у мальчиков - 19.
Таблица 3. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)
Таблица 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)
По активной речи до полутора лет мальчики хотя и чуть отстают от девочек (в том числе и в группе риска), но незначительно. Однако интересно, что в верхней процентили это различие статистически значимо: 264 слова у "продвинутых" девочек и 151 у "продвинутых" мальчиков (такой значительной разницы в понимании речи не наблюдается).
Рис. 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Диагностика лексического развития детей от 18 до 36 мес.
4.1. Оценка активного словаря. Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и предложения", подсчитайте количество слов в графе "Говорит". В таблицах 5 и 6 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, норма - если девочка в возрасте полутора лет произносит 75 слов, а мальчик - 34. Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития, а показатели ниже медианы в пределах 20-й процентили - о более низком уровне развития, однако в "коридоре" нормы. Если же девочка в 18 мес. произносит 13 слов, а мальчик - 5, следует обеспокоиться. Отсутствие 9 слов у девочек и 3 у мальчиков является отставанием, 4 у девочек и 2 у мальчиков - значительной задержкой. В 24 мес. медиана у девочек - 252 слова, у мальчиков - 155; в 30 мес. - 505 и 427; в 36 мес. - 642 и 623 соответственно.
Таблица 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)
Таблица 6. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)
Таким образом, наибольшая разница в "среднем" лексическом развитии мальчиков и девочек проявляется в полтора года, т.е. девочки раньше набирают продуктивный словарь, но постепенно мальчики увеличивают скорость усвоения слов - и к трем годам почти догоняют девочек. Различие между полами в группах с риском задержки речевого развития очень значительно. В группу "беспокойства" в два года попадают девочки с лексиконом в 61 слово и мальчики с лексиконом в 29 слов; в группе риска - девочки с лексиконом 44 слова и мальчики с 20 словами. Значительная речевая задержка к двум годам отмечается при условии наличия в активном словаре только 24 слов у девочек и 12 у мальчиков.
На приведенных ниже графиках (рис. 5, 6) наглядно представлены данные по основным процентилям.
Рис. 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
Рис. 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)
Опросники, заполняемые родителями, - результативный инструмент речевой диагностики. Таким образом, специалист может оценить, насколько лексическое развитие ребенка соответствует норме. Норма развития - не конкретное значение, а некий диапазон. Граница нормы - 15-я процентиль, некоторая задержка речевого развития - 10-я процентиль, а свидетельство значительной задержки - 5-я процентиль. Однако количественный анализ данных непременно должен быть дополнен качественным: следует посмотреть, какие тематические группы представлены полнее, какие отсутствуют вообще. По наличию слов в группах "На улице, в парке, на даче" и "Места, где бывает ребенок" понятно, куда с ним ходят родители, и называют ли ему окружающее (слова дом, лужа, снег, луна, солнце, трава, скамейка, парк и др.). Есть ли у ребенка слова книга, читать? Есть ли этикетные слова спасибо, пожалуйста, привет, до свидания и т.п.? Задает ли ребенок вопросы и какие? Если ребенок "малоговорящий", обращайте внимание прежде всего на то, что именно он уже произносит; если "многоговорящий" - на то, что отсутствует в его лексиконе (подробно об этом, а также рекомендации для специалистов и родителей, см.: [6, с. 53, 56]). Анализ заполненного опросника также поможет специалисту указать родителям на недостатки их речевого взаимодействия с ребенком и помочь устранить их.
<< Приложение В. Информация для пациента |
||
Содержание Клинические рекомендации "Специфические расстройства развития речи у детей" (утв. Министерством здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.