Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к изменениям,
вносимым в государственную программу
Амурской области "Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
а также обеспечение безопасности населения области"
2. Характеристика сферы реализации государственной программы
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации, в умеренном географическом поясе, является частью Дальневосточного федерального округа. Большая часть области находится в бассейне Верхнего и Среднего Амура, что и определяет ее название.
Территория Амурской области составляет 363,2 тыс. кв. км.
Климат Амурской области резко континентальный с муссонными чертами. На севере области средняя январская температура понижается до -40 °C, в межгорных впадинах - до -50 °C. Годовое количество осадков в области велико: в северо-восточных горных и восточных районах их величина составляет от 900 до 1000 мм.
Численность населения Амурской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году составляла 816910 человек, в 2017 году - 798424 человека, в 2021 году - 781846 человек. Плотность населения в 2013 году - 2,26 чел./кв. км, в 2017 году - 2,19 чел./кв. км, в 2020 году - 2,2 чел./кв. км. Городское население в 2013 году - 67,1%, в 2017 году - 67,4%, в 2020 году - 60%.
Большая часть территории Амурской области расположена в зоне сейсмической опасности с максимальной интенсивностью сотрясений 7 - 9 баллов.
По сводному показателю паводковой опасности Амурская область занимает 24 место среди субъектов Российской Федерации.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций для населения и окружающей среды Амурской области обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области большого количества объектов экономики, использующих в производстве химические, взрывчатые и взрывопожароопасные материалы (на большинстве предприятий, продолжающих производственную деятельность, имеет место высокая степень износа основных производственных фондов (на 50 - 60%), не осуществляется модернизация оборудования, переносятся сроки ремонтных и профилактических работ, наблюдается падение производственной и технологической дисциплины).
На территории Амурской области осуществляют деятельность организации, эксплуатирующие производственные опасные объекты (далее - ПОО), такие как химически опасные объекты, взрывоопасные объекты, взрывопожароопасные объекты, гидротехнические сооружения. В перечень ПОО, расположенных на территории Амурской области, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям, включены 112 объектов, представляющих наибольшую опасность для населения и территории.
Аварии на химически опасных объектах могут привести к образованию зон возможного опасного химического заражения, чрезвычайным ситуациям с масштабами от локального до регионального характера.
В Амурской области имеется один специализированный полигон, где в 80-х годах выполнено захоронение сельскохозяйственных ядохимикатов в количестве около 200 тонн. Возможности полигона исчерпаны.
Имеется 2 объекта временного захоронения сельскохозяйственных ядохимикатов в зоне строительства космодрома "Восточный" в Шимановском районе в количестве около 170 тонн (89 км трассы Свободный - Шимановск) и в Свободненском районе в количестве около 725 тонн (53 км трассы Свободный - Шимановск). В 8 населенных пунктах области размещено около 62,1 тонны непригодных к применению сельскохозяйственных ядохимикатов, подлежащих захоронению.
На территории Амурской области ежегодно возникает большое количество природных пожаров, создающих непосредственную угрозу населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных в сельской местности.
Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку и негативно влияющих на состояние экономики Амурской области в целом.
В период с 2008 по 2012 год в Амурской области зарегистрировано 9402 пожара, которыми нанесен прямой материальный ущерб в размере 356,4 млн. рублей. Пожарами уничтожено 2681 и повреждено 6619 строений, уничтожено 506 и повреждено 823 единицы автотранспортной техники, уничтожено 9094 тонны грубых кормов, 934 головы сельскохозяйственных животных. При пожарах погибло 670 человек, из них 35 детей, травмирован 581 человек. Ежемесячно в период с 2008 по 2012 год в среднем по Амурской области регистрировалось 173 пожара, или 5,7 пожара в сутки.
В период с 2013 по 2017 год в Амурской области зарегистрировано 7058 пожаров, которыми нанесен прямой материальный ущерб в размере 538,8 млн. рублей. Пожарами уничтожено 1459 и повреждено 5064 строения, уничтожено 549 и повреждено 820 единиц автотранспортной техники, уничтожено 33593 тонны грубых кормов, 1493 головы сельскохозяйственных животных. При пожарах погибло 412 человек, из них 21 ребенок, травмировано 428 человек. Ежемесячно в среднем по Амурской области регистрировалось 117 пожаров, или 3,9 пожара в сутки.
За 2012 год на территории Амурской области зарегистрировано 1688 пожаров, которыми причинен прямой материальный ущерб в сумме 26 млн. 875 тыс. рублей. При пожарах погибли 111 человек, в том числе 6 детей, 112 человек получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года количество пожаров уменьшилось на 5,1%, материальный ущерб снизился в 3,3 раза. Гибель людей снизилась на 0,9%. Одновременно с тушением проводились работы по спасанию людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Так, в 2012 году подразделениями пожарной охраны было спасено 127 человек и материальных ценностей на сумму свыше 1264 млн. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2011 года рост количества пожаров зарегистрирован в складских зданиях на 25,0%, зданиях сельскохозяйственного назначения - на 18,8%, зданиях общественного назначения - на 13,6%. На всех остальных объектах зарегистрировано снижение числа пожаров.
Произошло увеличение количества пожаров по причине нарушения правил устройства и эксплуатации теплогенерирующих агрегатов и установок на 38,5%, нарушения правил установки и эксплуатации печей - на 2,8%.
В 2017 году на территории Амурской области зарегистрировано 1255 пожаров, которыми причинен прямой материальный ущерб в сумме 24 млн. 491 тыс. рублей. При пожарах погибли 62 человека, в том числе 2 ребенка, 63 человека получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом 2016 года количество пожаров уменьшилось на 7,5%, материальный ущерб снизился в 5 раз. Гибель людей снизилась на 17,3%. Одновременно с тушением проводились работы по спасанию людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Так, в 2017 году подразделениями пожарной охраны было спасено 110 человек и материальных ценностей на сумму свыше 1,3 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2016 года рост количества пожаров зарегистрирован в складских зданиях на 85,7%, в зданиях производственного назначения - на 18,2%. На всех остальных объектах зарегистрировано снижение числа пожаров.
Произошло увеличение количества пожаров по причине нарушения правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных и огневых работ на 66,7%, нарушения правил устройства и эксплуатации транспортных средств - на 36,8%.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 ноября 2008 г. N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" с 1 января 2019 года понятие "загорание" не применяется, то есть все случаи горения рассматриваются и учитываются как пожары, в связи с чем при расчете планового показателя "уменьшение количества пожаров" в период с 2019 по 2025 год необходимо учитывать данные изменения.
В период с 2018 по 2020 год в Амурской области зарегистрирован 15591 пожар, которым нанесен прямой материальный ущерб в размере 380,3 млн. рублей. Пожарами уничтожено 850 и повреждено 3047 строений, уничтожено 210 и повреждено 368 единиц автотранспортной техники, уничтожено 19654 тонны грубых кормов, 736 голов сельскохозяйственных животных. При пожарах погибло 242 человека, из них двое детей, травмировано 217 человек. Ежемесячно в период с 2018 по 2020 год в среднем по области регистрировалось 433 пожара, или 14,2 пожара в сутки.
В 2020 году на территории Амурской области зарегистрировано 4275 пожаров, которыми причинен прямой материальный ущерб в сумме 167,9 млн. рублей. При пожарах погибли 82 человека, 68 человек получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года количество пожаров уменьшилось на 19,9%, материальный ущерб увеличился на 5,1%. Гибель людей снизилась на 1,2%. Одновременно с тушением проводились работы по спасанию людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Так, в 2020 году подразделениями пожарной охраны было спасено 146 человек и материальных ценностей на сумму свыше 1,3 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2019 года рост количества пожаров зарегистрирован в складских зданиях на 58,3%, в зданиях общественного назначения - на 2,2% и транспортных средствах - на 7,4%. На всех остальных объектах зарегистрировано снижение числа пожаров.
Произошло увеличение количества пожаров по причине нарушения правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных и огневых работ на 63,6%, нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов - на 15,5%.
Для осуществления действий по тушению пожаров на территории Амурской области функционируют 113 пожарных подразделений противопожарной службы с общей численностью 1284 человека, дислоцированных по всей территории области, которыми охвачено 626 населенных пунктов, что составляет 100% от общего числа населенных пунктов Амурской области.
На территории Амурской области существуют угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннее половодье, паводки, сильные ветры, снегопады, засухи, лесные пожары, крайне низкие температуры, землетрясения.
В период с 2008 по 2012 год в Амурской области произошло 33 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В период с 2013 по 2017 год в области произошло 18 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для ликвидации которых было задействовано личного состава 13474 человека, техники - 2132 единицы (из них в 2013 году на ликвидацию крупномасштабного наводнения на территории области было задействовано 13063 человека личного состава и 2099 единиц техники).
В период с 2018 по 2020 год в области произошло 11 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для ликвидации которых было задействовано личного состава 2384 человека, техники - 930 единиц.
Только в 2012 году для ликвидации чрезвычайной ситуации было задействовано личного состава 1383 человека, техники - 322 единицы.
За пять лет (2008 - 2012 годы) аварийно-спасательные подразделения произвели 28720 выездов, оказали помощь и спасли 759 человек, материальных ценностей на сумму 5,9 млрд. рублей.
За период с 2012 по 2017 год аварийно-спасательные подразделения произвели 27404 выезда, оказали помощь и спасли 571 человека, материальных ценностей на сумму более 6,2 млрд. рублей.
Вместе с тем залогами стабильной социальной обстановки в области и ее экономического развития являются безопасность граждан, их защищенность и удовлетворенность личной безопасностью.
Оперативная обстановка в Амурской области продолжает оставаться напряженной, особенно в решении вопросов общественной безопасности граждан.
За 2012 год количество преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, уменьшилось на 1% по сравнению с 2011 годом и составило 17904 преступления (55,6%). Однако на 24,6% увеличилось число преступлений, совершенных под воздействием спиртных напитков (3751).
Отмечается увеличение числа выявленных лиц, ранее уже вступивших в конфликт с законом, на 22,6%.
Вызывает тревогу рост правонарушений с использованием оружия и взрывчатых веществ, незаконно хранящихся у жителей Амурской области. Сотрудниками полиции проведено 37824 проверки соблюдения условий хранения оружия, в ходе которых выявлено 3225 нарушений установленного порядка оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осталось на уровне 2011 года (194), при этом количество преступлений, совершенных с его использованием, возросло на 40%.
На состояние общественной безопасности в Амурской области определенное влияние оказывают следующие факторы: ее географическое положение; многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения; наличие в области значительного числа объектов промышленной инфраструктуры, представляющих повышенную опасность; социально-экономические проблемы региона, в том числе рост цен на потребительском рынке, в сфере государственных услуг и тарифов жилищно-коммунального хозяйства; низкий уровень жизни значительной части населения области; криминальная активность представителей этнических землячеств и неформальных движений экстремистской направленности; многочисленные нарушения иностранцами миграционного законодательства Российской Федерации.
Принимаемые сегодня меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом требуют консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, правоохранительных органов, общественных объединений и всего населения. Успешное решение вопросов профилактики терроризма и экстремизма возможно только с использованием комплексного подхода, соответствующих финансовых и материально-технических средств.
В 2017 году оперативная обстановка на территории Амурской области по сравнению с 2016 годом характеризовалась снижением числа зарегистрированных преступлений (- 0,8%). Уровень преступности за это время уменьшился на 0,3% (из расчета на 100 тыс. человек населения). Увеличилась раскрываемость убийств и покушений на убийство - на 1,6% (до 93,1%), изнасилований (до 100%), грабежей - на 9,3% (до 69,6%), краж транспортных средств - на 2,2% (до 36,4%).
Однако, несмотря на принимаемые меры, количество преступлений, совершенных в общественных местах населенных пунктов Амурской области, увеличилось на 0,6%, в том числе на улицах - на 6,8%. Вместе с тем их раскрываемость увеличилась (+ 1,1%) и составила 56,1% - в общественных местах, 57,7% - на улицах (+ 1,3%).
В связи с дефицитом областного бюджета нет возможности реализовывать подпрограмму в полном объеме, поэтому из семи мероприятий финансовые ассигнования в бюджете области предусмотрены лишь на два более значимых: "Выплата вознаграждения гражданам, добровольно сдающим незаконно хранящиеся у них оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства" и "Развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Одной из форм профилактики правонарушений являются ресоциализация и социальная адаптация осужденных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
В социально-криминогенной характеристике преступлений за 2017 год отмечается рост до 71,1% преступлений, совершенных лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом. Количество лиц, не имеющих постоянного источника доходов и выбравших для себя преступный путь, возросло на 2,7%.
Сложной остается криминогенная ситуация и в подростковой среде. Несмотря на снижение общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 9,3% их доля в общем количестве раскрытых преступлений остается высокой - 7%.
Как показал проведенный анализ, снижение доли правонарушений в молодежной и подростковой среде ожидалось по результатам реализации запланированных в программе мероприятий по формированию правосознания несовершеннолетних и молодежи. Однако с 2016 года данные мероприятия лишены финансирования, что наряду с прочим негативно сказалось на показателе "Удельный вес числа несовершеннолетних, совершивших преступления".
При этом в списке 10 регионов с наибольшим значением данного показателя Амурская область по итогам 2015 года занимала 6 место, в 2016 и 2017 годах - 4, а в 2013 - 2014 годах Приамурье вообще не входило в этот антирейтинг.
В целях достижения планируемых показателей эффективности государственной программы всем субъектам профилактики необходимо принять меры по устранению (минимизации) причин и условий совершения правонарушений.
Основными проблемами в сфере пожарной безопасности и защиты населения и территорий Амурской области от чрезвычайных ситуаций, а также терроризма и экстремизма являются:
1) несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны к месту вызова из-за удаленности;
2) низкий уровень защищенности населения, территорий и учреждений социальной сферы от пожаров;
3) несвоевременное сообщение о пожаре (возгорании) в пожарную охрану;
4) недостаток пожарной техники, многофункционального пожарно-технического оборудования и пожарного снаряжения (с учетом существующего уровня риска пожаров на территории);
5) нехватка в подразделениях поисково-спасательной службы специальной техники и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газоспасательных, пиротехнических, водолазных и других специальных работ для обеспечения готовности исходя из уровней угроз чрезвычайных ситуаций;
6) увеличение числа выявленных лиц, ранее уже нарушавших закон, на 22,6% по сравнению с тем же периодом 2011 года;
7) увеличение на 24,6% числа преступлений, совершенных под воздействием наркотиков;
8) низкий уровень правовой грамотности населения;
9) невозможность внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
10) осложнение оперативной обстановки на территории Амурской области по линии противодействия экстремизму в последние годы;
11) деятельность молодежных неформальных объединений радикальной направленности;
12) недостаточная работа по укреплению межнациональных связей, формированию толерантного отношения людей разных конфессий, информированию об антитеррористической деятельности;
13) низкий уровень антитеррористической защищенности объектов социальной сферы;
14) несоответствие штатной структуры управленческого аппарата и большого количества полномочий, возложенных на Амурскую областную территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прогноз-гипотеза о возможных военных угрозах, в том числе последствиях применения современных средств поражения по объектам экономики, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, показывает, что они могут представлять существенную угрозу населению, принести огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.
Сложившееся положение требует разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов, критически важных для безопасности экономики, от чрезвычайных ситуаций различного характера (природного, техногенного, биолого-социального, террористического, военного), а также от чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, происходящих на акваториях и в результате террористических и экстремистских актов.
Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - учреждения), так как повышение эффективности использования энергоресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), так и финансовых средств.
Анализ функционирования учреждений показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, а также при неэффективных затратах на горюче-смазочные материалы для транспорта учреждений, используемого при тушении пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нерациональное использование ТЭР и воды приводит к потере до 15% тепловой энергии, до 12% электрической энергии и 18% воды.
В результате нерационального использования энергоресурсов происходят увеличение выделения бюджетных ассигнований из областного бюджета для содержания учреждений, а также ухудшение экологической обстановки.
В результате энергосбережения:
1) будет обеспечено снижение потребности в ТЭР и воде за счет перехода на экономическое и рациональное расходование энергоресурсов в учреждениях при полном удовлетворении потребности в ТЭР;
2) энергосбережение будет превращено в решающий фактор функционирования учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.